Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исторические формы диалектики





Если в природе и в обществе все в конечном счете совершается диалектически, то это не может не выражаться в человеческом сознании. Оно само - способ существования диалектики, но диалектики субъективной. Ее сфера - мир чувств, переживаний; знания, мысли, ценностей, духовных установок и ориентации; морали, науки, философии. Это мир непрерывного борения и сопротивления, утверждения и отрицания, стереотипов и новаций. Их диалектика, равно как и объективная диалектика бытия, в тех или иных своих сторонах воспроизводится стихийно в обыденном человеческом мышлении. Так, народным сознанием фиксируется наблюдающееся единство противоположностей в поговорках типа "нет худа без добра", "воля заведет в неволю", "счастье с несчастьем двор обо двор живут" и др. Для философии свойственно стремление теоретически выразить сущность диалектических процессов, происходящих в сферах бытия и сознания. В этом случае субъективная диалектика выступает в виде той или иной мировоззренческой теории. Среди них принято выделять три исторические формы диалектики: диалектику древних философов, идеалистическую диалектику и материалистическую диалектику.

В философии древних мыслителей (Фалес, Гераклив Зенон и др.) обсуждались важнейшие идеи диалектики: о текучести всего сущего, его противоречивости, соотношения единого и многого, случайного и необходимого, бытия и небытия. Если обращение древних философов к подобным идеям имело в общем характер ценных, стихийных диалектических догадок, то немецкие философы ХVIII - XIX вв. свои размышления о развитии приводили в сознательно построенную логическую систему. Наиболее стройной теорией идеалистической диалектики стало учение Гегеля. Он признает ведущим ее началом принцип противоречия, стремится найти и указать проходящую через все сферы действительности нить восходящего развития, формулируя главные его законы. Но как объективный идеалист Гегель видит основу диалектики исключительно в противоречиях углубляющегося в самопознание абсолютного духа, демиурга мира. Идеалистическая диалектика свое предназначение сводила в конечном счете только к рациональной интерпретации "разумной" действительности для примирения с нею. И все-таки в эволюции духовно-мировоззренческой культуры гегелевское учение - ступень преходящая. Новое качество теория диалектики приобретает в философии марксизма. Маркс и Энгельс, вскрыв под мистической оболочкой саморазвития гегелевской объективной идеи ее рациональное зерно, выработали материалистическое понимание диалектики. Она отныне предстает как "наука о всеобщей связи", "наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления" (29. Т.20. С. 145).

Вместе с тем в философии наших дней воспроизводятся и различные модификации иного понимания диалектики. Каждая из них акцентирует и абсолютизирует какое-то реальное качество бытия и сознания человека в его проекции на всю окружающую действительность. Такова, например, экзистенциалистическая версия диалектики. Ее приверженцы (С. Кьеркегор, Ж.-П. Сартр и др.) исходят в интерпретации диалектики из субъективности человека. Диалектика рассматривается ими как атрибут только человеческого бытия, трактуемого к тому же преимущественно в духе погружения одинокого индивида в коллизии личного сознания. Мир смысложизненных переживаний субъекта, особенности его духовного состояния и противоречий существования в пограничных ситуациях (страдание, чувство вины, ожидание смерти, ужас и т.п.) характеризуются, конечно, сложной динамикой чувств, мыслей и действий людей. Их диалектику нужно безусловно знать. Вместе с тем ограничивать ее компетенцию, что свойственно теоретикам экзистенциализма, только личностным существованием или узко интерпретируемой человеческой практикой - при отрицании универсальной объективной диалектики бытия - крайне уязвимо и философски несостоятельно. Одним из вариантов идеалистического понимания диалектики является ее истолкование неотомистами, современными последователями учения религиозного философа Фомы Аквинского. Неотомисты Ж. Маритеня Э. Жильсон и другие видят диалектику в сосуществовании Бога и природы с момента акта творения мира.

В отличие от сугубо религиозной версии диалектики с ее трагически неразрешимыми и неустранимыми противоречиями, определяемого высшими силами человеческого бытия, приверженцы так называемой "негативной диалектики" сосредоточивают внимание на критике существующей действительности. Группа философов Франкфуртской школы (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе) возводят в ранг главного мировоззренческого принципа идею универсального отрицания. Они определяют диалектику как "последовательное осознание неидентичности", как безоговорочное "анти", "контра", "нет" всему позитивному. Отрицание - на самом деле один из важнейших элементов диалектики - превращается ими в абсолют, в акт всеобщего отречения.


В каждом конкретном случае подобные теоретические доктрины нуждаются в специальном анализе. В них могут содержаться ценные размышления над реальными проблемами диалектики бытия и познания, хотя в общем такого рода трактовки диалектики узки и односторонни. Л

В отличие от них материалистическая диалектика представляет собой философское понимание мира в его целостности, единстве и саморазвитии. Содержание диалектики как теоретической системы составляют ее элементы: категории, законы, принципы и концепции.

6.4. Что такое категории?

Категории - своего рода несущие конструкции философского знания. Посредством их раскрываются принципы и законы диалектики. Что такое категории? Это особый класс понятий. Существуют понятия обыденной речи (дом, хлеб, нож, брат и т.п.). В любой науке есть свои понятия: в физике - масса, заряд, электрон, спин и др.; в радиотехнике - модуль, интегральная схема, резистор, конденсатор и т.д.; в биологии - ген, вид, популяция и др. Изучить какую-либо науку - значит овладеть ее основными понятиями. Кроме специализированных научных понятий, применяются так называемые интегративные понятия (алгоритм, знак, симметрия, информация и др.)- От всех такого рода понятий категории отличаются тем, что в них выражается миросозерцание людей. Категории - суть формы философского сознания, способ его существования, логические структуры человеческого мышления. В категориях абстрагирование, свойственное любому понятию, достигает наивысшей степени. Они отражают предельно общие связи и свойства явлений действительности. Категориями фиксируется воспроизведенная в познавательном процессе и общественно-исторической практике объективная диалектика. В них находят выражение созданные человечеством формы рационального, теоретического освоения мира. Как способы мировоззренческой ориентации категории выступают логическим инструментом действий людей в быту, в сферах науки и культуры, экономики и политики, техники и искусства.

В структуре философского знания понятия разнородны: многие из них касаются лишь отдельных его подсистем - аксиологии (ценность, добро, зло, свобода, красота, вера, культура и др.), гносеологии (истина, практика, знание, заблуждение и т.п.), праксеологии (социальное действие, общество, личность, цивилизация, формация и т.д.). Те же философские понятия, которые помогают осмыслить мир в его целостности и совокупности отношений людей к действительности, образуют в собственном смысле слова систему категорий материалистической диалектики (материя, сознание, качество, необходимость, противоречие, человек и др.).

Проблема категорий в истории философии возникла давно; отношение к ним у различных мыслителей неодинаковое. Впервые ввел в философское сознание термин "категория" (по-гречески - высказывание) Аристотель. Но четкой позиции в вопросе о категориях у него не было. С одной стороны, он трактовал их как структуры мышления, с другой - как формы самого бытия. Вместе с тем несомненной заслугой античного мыслителя было выделение таких категорий, как сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, претерпевание (изменение).


Спустя многие столетия новую попытку классификации философских понятий предпринял И. Кант. Он полагал, что категории суть чистые мыслительные формы, которые рассудок содержит в себе априори (то есть свойственные сознанию и безотносительно к какому-либо опыту). Кант составляет таблицу категорий, состоящую из двенадцати понятий, объединенных в четыре группы: 1) количество (единство, множественность, целокупность); 2) качество (реальность, отрицание, ограничение); 3) отношения (присущность и самостоятельное существование, причинность и зависимость, общение); 4) модальность (возможность - невозможность, существо- вание - несуществование, необходимость и случайность). Кант подметил очень важное отличие категорий: каждая третья из них возникает всегда соединением второй и первой категории того же класса.

Принцип синтеза противоположных понятий в новой категории последовательно проводит в своей философии Гегель. У него насчитывается в движении логической идеи свыше ста категорий. Все они субординированы, представлены во взаимосвязи и переходах друг в друга. Никогда еще ранее в философских учениях категории не выступа- ли столь изменчивыми. В диалектике понятий в целом ряде случаев Гегелем угадывалась диалектика бытия, диалектика вещей. Но он был объективным идеалистом. Понятия, по Гегелю, обладают самодвижением в поступательном возвышении мирового разума к абсолютной истине. Диалектика развития в целом принимала крайне мистифицированный вид.

Вовсе не случайно поэтому некоторые мыслители занимают весьма скептическую позицию в вопросе о категориях. Так, известный английский философ и математик Б. Рассел писал: "Я лично не верю, что термин "категория" может в какой-либо мере быть полезным в философии как представляющий ясную идею" (44. С.220). Рассел придерживался позитивистских воззрений. Для него вообще мало значат философские абстракции. Позитивисты мыслят как субъективные идеалисты. Для них критерий подлинной научности - чувственно данные факты. А так как категории фиксируют общее в явлениях, не поддающиеся непосредственно верификации, чувственной проверке, то становится вполне объяснимым пренебрежительное отношение Рассела к проблеме категорий.

Между тем позиция позитивизма в этом вопросе ошибочна. Как предельно абстрактные и общие понятия категории выполняют существенные логико-организующую и интегрирующую функции в научном познании. В философских категориях синтезируются результаты познавательной деятельности людей, опыт их трудовой и социальной практики. Выражаясь словами В.И. Ленина, "моменты познания ("идеи") человеком природы - вот что такое категории логики" (25. Т.29. С. 180).


6.5. Философское содержание понятия "момент"

Термин "момент" широко используется в естественных науках и в технике: момент инерции, момент силы, момент количества движения, момент статический и др. Общепризнан временной аспект проблемы момента. В истории философии еще от Платона идет традиция противопоставлять момент времени вечности "вневременного" бытия. Даже у диалектика Гегеля саморазвивающаяся объективная идея предстает как такое вечное вневременное бытие. Момент же, напротив, интерпретировался как нечто мимолетное, как постоянно воспроизводящаяся дискретность времени, относительность его, как нечто преходящее и постоянно исчезающее. Если для объективных идеалистов время - признак вторичности, несовершенства и тленности существования (в отличие от истинного вневременного бытия понятий идеи, Разума, Бога), то в философии диалектического материализма время рассматривается как одна из коренных форм бытия саморазвивающейся материи. Здесь вечность связывается в первую очередь с абсолютностью движения. Момент же выступает как преходящий элемент временной структуры бытия материи. Тем самым момент времени можно истолковать как предельно возможное содержание акта изменения.

Вычлененность момента из единой цепи движения времени относительна. Моменты единого процесса как бы "переливаются" постоянно друг в друга, поскольку в самодвижении материи настоящее беспрерывно становится прошлым, а то, что было в потенции, превращается в настоящее. Вследствие транзитивности времени жесткой границы между "данным" и "следующим" моментами не существует. Время противоречиво: оно течет (непрерывно) и длится (прерывно в силу конечности каждого акта изменения).

Здесь оказывается возможным соединить чисто временной аспект "момента" с его более глубоким философским содержанием. Момент предстает не просто как объективный временной интервал некоторого изменения, но как движение, воспроизводимое в мышлении познающего субъекта. В бесконечном процессе саморазвития материи моменты объективно непрерывно сменяют друг друга. Для человека же момент как бы противостоит движению. Он стремится "схватить" в мышлении этот постоянно исчезающий момент, "остановить мгновение", зафиксировать в моменте движение. Тут момент выступает уже не просто как мельчайшая единица времени, или элемент временной структуры бытия, а как некоторая грань или сторона целостного процесса. В познавательных действиях на основе общественно-исторической практики происходит "распредмечивание" объектов реальности. Иными словами, их свойства, отношения, структура и т.д. воспроизводятся в мышлении в соответствующих понятиях, Каждое из них по отношению к отражаемой объективной реальности суть некий момент, в котором "уловлена" какая-то частичка универсальной взаимосвязи и "светится"целое.

В конкретном акте познания выделение некоторого момента исследуемого объекта (процесса) означает раскрытие какой-то его стороны, подход, приближение к объяснению его природы. В полной мере сказанное применимо и к категориям диалектики. Каждая из них предстает как своего рода момент (ступень, сторона, шаг) философского осмысления действительности. В моменте "схватывается" развивающееся целое лишь в одном из его бесконечных "оттенков". Поэтому момент, взятый сам по себе, в отвлеченности от других, есть нечто абстрактное, неистинное. Момент, как считал Гегель, есть "момент связи", "момент в сцеплении". Научное воспроизведение объективной диалектики требует "сцепления" философских понятий, "перелива" категорий друг в друга, их разносторонней системной взаимосвязи.

6.5. Философское содержание понятия "момент"

Термин "момент" широко используется в естественных науках и в технике: момент инерции, момент силы, момент количества движения, момент статический и др. Общепризнан временной аспект проблемы момента. В истории философии еще от Платона идет традиция противопоставлять момент времени вечности "вневременного" бытия. Даже у диалектика Гегеля саморазвивающаяся объективная идея предстает как такое вечное вневременное бытие. Момент же, напротив, интерпретировался как нечто мимолетное, как постоянно воспроизводящаяся дискретность времени, относительность его, как нечто преходящее и постоянно исчезающее. Если для объективных идеалистов время - признак вторичности, несовершенства и тленности существования (в отличие от истинного вневременного бытия понятий идеи, Разума, Бога), то в философии диалектического материализма время рассматривается как одна из коренных форм бытия саморазвивающейся материи. Здесь вечность связывается в первую очередь с абсолютностью движения. Момент же выступает как преходящий элемент временной структуры бытия материи. Тем самым момент времени можно истолковать как предельно возможное содержание акта изменения.

Вычлененность момента из единой цепи движения времени относительна. Моменты единого процесса как бы "переливаются" постоянно друг в друга, поскольку в самодвижении материи настоящее беспрерывно становится прошлым, а то, что было в потенции, превращается в настоящее. Вследствие транзитивности времени жесткой границы между "данным" и "следующим" моментами не существует. Время противоречиво: оно течет (непрерывно) и длится (прерывно в силу конечности каждого акта изменения).

Здесь оказывается возможным соединить чисто временной аспект "момента" с его более глубоким философским содержанием. Момент предстает не просто как объективный временной интервал некоторого изменения, но как движение, воспроизводимое в мышлении познающего субъекта. В бесконечном процессе саморазвития материи моменты объективно непрерывно сменяют друг друга. Для человека же момент как бы противостоит движению. Он стремится "схватить" в мышлении этот постоянно исчезающий момент, "остановить мгновение", зафиксировать в моменте движение. Тут момент выступает уже не просто как мельчайшая единица времени, или элемент временной структуры бытия, а как некоторая грань или сторона целостного процесса. В познавательных действиях на основе общественно-исторической практики происходит "распредмечивание" объектов реальности. Иными словами, их свойства, отношения, структура и т.д. воспроизводятся в мышлении в соответствующих понятиях, Каждое из них по отношению к отражаемой объективной реальности суть некий момент, в котором "уловлена" какая-то частичка универсальной взаимосвязи и "светится"целое.

В конкретном акте познания выделение некоторого момента исследуемого объекта (процесса) означает раскрытие какой-то его стороны, подход, приближение к объяснению его природы. В полной мере сказанное применимо и к категориям диалектики. Каждая из них предстает как своего рода момент (ступень, сторона, шаг) философского осмысления действительности. В моменте "схватывается" развивающееся целое лишь в одном из его бесконечных "оттенков". Поэтому момент, взятый сам по себе, в отвлеченности от других, есть нечто абстрактное, неистинное. Момент, как считал Гегель, есть "момент связи", "момент в сцеплении". Научное воспроизведение объективной диалектики требует "сцепления" философских понятий, "перелива" категорий друг в друга, их разносторонней системной взаимосвязи.

6.5. Философское содержание понятия "момент"

Термин "момент" широко используется в естественных науках и в технике: момент инерции, момент силы, момент количества движения, момент статический и др. Общепризнан временной аспект проблемы момента. В истории философии еще от Платона идет традиция противопоставлять момент времени вечности "вневременного" бытия. Даже у диалектика Гегеля саморазвивающаяся объективная идея предстает как такое вечное вневременное бытие. Момент же, напротив, интерпретировался как нечто мимолетное, как постоянно воспроизводящаяся дискретность времени, относительность его, как нечто преходящее и постоянно исчезающее. Если для объективных идеалистов время - признак вторичности, несовершенства и тленности существования (в отличие от истинного вневременного бытия понятий идеи, Разума, Бога), то в философии диалектического материализма время рассматривается как одна из коренных форм бытия саморазвивающейся материи. Здесь вечность связывается в первую очередь с абсолютностью движения. Момент же выступает как преходящий элемент временной структуры бытия материи. Тем самым момент времени можно истолковать как предельно возможное содержание акта изменения.

Вычлененность момента из единой цепи движения времени относительна. Моменты единого процесса как бы "переливаются" постоянно друг в друга, поскольку в самодвижении материи настоящее беспрерывно становится прошлым, а то, что было в потенции, превращается в настоящее. Вследствие транзитивности времени жесткой границы между "данным" и "следующим" моментами не существует. Время противоречиво: оно течет (непрерывно) и длится (прерывно в силу конечности каждого акта изменения).

Здесь оказывается возможным соединить чисто временной аспект "момента" с его более глубоким философским содержанием. Момент предстает не просто как объективный временной интервал некоторого изменения, но как движение, воспроизводимое в мышлении познающего субъекта. В бесконечном процессе саморазвития материи моменты объективно непрерывно сменяют друг друга. Для человека же момент как бы противостоит движению. Он стремится "схватить" в мышлении этот постоянно исчезающий момент, "остановить мгновение", зафиксировать в моменте движение. Тут момент выступает уже не просто как мельчайшая единица времени, или элемент временной структуры бытия, а как некоторая грань или сторона целостного процесса. В познавательных действиях на основе общественно-исторической практики происходит "распредмечивание" объектов реальности. Иными словами, их свойства, отношения, структура и т.д. воспроизводятся в мышлении в соответствующих понятиях, Каждое из них по отношению к отражаемой объективной реальности суть некий момент, в котором "уловлена" какая-то частичка универсальной взаимосвязи и "светится"целое.

В конкретном акте познания выделение некоторого момента исследуемого объекта (процесса) означает раскрытие какой-то его стороны, подход, приближение к объяснению его природы. В полной мере сказанное применимо и к категориям диалектики. Каждая из них предстает как своего рода момент (ступень, сторона, шаг) философского осмысления действительности. В моменте "схватывается" развивающееся целое лишь в одном из его бесконечных "оттенков". Поэтому момент, взятый сам по себе, в отвлеченности от других, есть нечто абстрактное, неистинное. Момент, как считал Гегель, есть "момент связи", "момент в сцеплении". Научное воспроизведение объективной диалектики требует "сцепления" философских понятий, "перелива" категорий друг в друга, их разносторонней системной взаимосвязи.

Закон причинности

В трактовке проблемы причинности ряд философов (Дж. Беркли, Д. Юм, Р. Авенариус) отрицали ее объективность. Так, Юм полагал, что существование причинно-следственных связей недоказуемо. Для него причинность суть не более как психологическая привычка соединять в чувственных восприятиях регулярное появление и следование событий. В отличие от такого индетерминистского взгляда механистическое истолкование причинности состоит в безусловном признании ее объективности и однозначности. Классически была выражена подобная позиция французским ученым П. Лапласом. Согласно ему можно сколь угодно точно описать поведение материального объекта в сколь угодно отдаленном будущем, если известны его начальные условия и закон движения.

Между тем в реальности дело обстоит несравненно сложнее, чем это представлялось концепцией лапласовского детерминизма. Что же такое причинность! Это такое воздействие одного объекта на другой, при котором изменение первого объекта (причина) производит соответствующее изменение другого объекта (следствие). Так, прохождение тока в проводнике является причиной отклонения стрелки прибора. Воздушные потоки, создаваемые крыльями самолета при его горизонтальном движении, обусловливают подъемную силу. Искажение программы внедрением "компьютерного вируса" существенно нарушает функционирование ЭВМ.

От всех иных форм объективной детерминации явлений причинность отличается такими особенностями, как генетичность (причина порождает следствие), последовательность во времени (причина предшествует следствию), необходимость отношения причины и следствия (данная причина при одинаковых условиях вызывает одно и то же следствие), асимметричность воздействия (в процессе причинения происходит перенос вещества, энергии и информации от причины к следствию), необратимость (причина не может быть результатом своего же следствия), несводимость следствия к причине (в следствии всегда есть нечто такое, чего не было в причине).

Как и все философские категории, человеческое понятие причины и следствия всегда несколько упрощает объективную связь явлений природы, лишь приблизительно отражая ее, искусственно изолируя те или иные стороны единого мирового процесса. В сложнейшей сети разнообразных взаимоотношений явлений причинные связи приобретают объективную многомерность. Характер действия причины зависит от условий, которые определяют изменение объекта как переход некоторого из его возможных состояний в действительность. В ходе развития современной науки понимание причинности существенно углубляется представлениями об информационных энергетических, субъектно-объектных, системных, статистических, обратных и других типов связей и взаимодействий. В структуре причинно-следственных отношений выявились моменты неоднозначности и неопределенности. Синергетические явления диссипативности и нестабильности, вариативности, неопределенности изменений в точках бифуркаций не позволяют со всей строгостью фиксировать названные ранее отличительные признаки причинной детерминации. Так, в сфере микрособытий различные состояния квантовой системы включают в себя неоднозначность ряда характеристик. Поэтому определение будущих состояний системы также содержит неоднозначность. В обществе тоже отсутствует жесткая однозначная детерминация. Здесь причинно-следственные отношения опосредуются потребностями, интересами, целями, практическими действиями людей. Следствие само воздействует на породивший его фактор и становится причиной новых изменений. Образуется целая причинно-следственная цепь. Эти цепи могут пересекаться. Точки пересечения порождают ("пусковая причина") новые причинные зависимости. Тем самым причинность оказывается не чистой необходимостью лапласовского детерминизма, а нелинейным процессом, диалектическим соотношением необходимости и вероятности, случайности и закономерности. Таковы причины Чернобыльской катастрофы, где в трагический "клубок" переплелись разного рода причинные цепи - физические, социальные, личностные, психологические.

Идея причинности образует одно из определяющих начал (принцип) материалистического понимания и научного познания мира. Все в природе и обществе, в бытии и сознании, в объективной реальности и субъективной человеческой деятельности включено в причинно-следственную обусловленность. В этом суть закона причинности. Только опираясь на него, люди могут эффективно действовать в сферах науки, производства, техники, в быту, во всех областях жизни общества. Кратким анализом закона причинности мы завершим рассмотрение материалистической диалектики в ее отмеченных ранее аспектах структуры и процесса. Ими охватываются многие существенные грани концепции детерминизма. Но только органическом соединении ее с научно-философским понятием развития материалистическая диалектика приобретает характер целостной, открытой к содержательным новациям теоретической системы.

· Ядро диалектики

· Концепция развития

· Закон единства и борьбы противоположностей

· Типы противоречий

· Особенности социальной диалектики

· Социальные противоречия

· Противоречия и гармония







Date: 2016-07-25; view: 320; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию