Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические советы по выполнению контрольных работ





ЗАДАЧИ КУРСА

МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА “ФИЛОСОФИЯ”

Основной формой изучения курса философии является самостоятельная работа. Это требует немалых усилий, воли, способности к систематическому труду, а также рациональной организации умственного труда. Для этого необходимо использовать возможности дистанционной формы обучения, научиться пользоваться библиографическими пособиями, библиотечными каталогами, всевозможными указателями, справочной литературой.

Первоисточники (работы классиков мировой философии) изучать следует целенаправленно, пользуясь предметными указателями, в которых постранично указаны те или иные положения по интересующему читателя вопросу. Настоятельно рекомендуется конспектировать прочитанное. Чтение с карандашом в руках способствует сосредоточенности внимания, помогает более глубокому пониманию прочитанного, выделению главного, является средством самоконтроля.

Кафедра рекомендует использовать книги:

Мир философии. В 2 ч. М., 1991.

Философия: Учеб. пособие для студентов вузов / Под общ. ред. Ю.А.Харина. Изд. 5-е, стереотип. Мн., 2002.

Методические советы по выполнению контрольных работ

Контрольная работа является формой обучения и отчетности студента-заочника и студента дистанционной формы обучения. Прежде чем приступить к написанию контрольной работы, необходимо тщательно изучить рекомендованную литературу, законспектировать ее и уяснить смысл. Лишь после этого составить план работы и приступить к письменному изложению материала.

Контрольная работа должна отвечать следующим требованиям:

1. В ней необходимо обосновать актуальность рассматриваемой темы и показать ее практическое и теоретическое значение.

2. Работа должна быть выполнена с использованием рекомендованных к теме первоисточников, а также с самостоятельным осмыслением дискуссионных вопросов.

3. Излагать материал следует логично и аргументированно. Работа должна быть написана грамотно, литературным языком.

4. Работу необходимо соответствующим образом оформить. Она должна быть выполнена с использованием компьютера или написана от руки четким разборчивым почерком, на пронумерованных страницах, с полями для заметок преподавателя. На обложке работы указываются фамилия и инициалы студента, номер зачетной книжки, домашний адрес; на первой странице текста – номер темы, ее название и план. Завершает работу список использованной литературы. В конце работы ставится дата ее выполнения и подпись студента. Студенты дистанционной формы обучения присылают контрольную работу в электронном виде тьютору по философии.

 

· Рабочая программа

· Введение

· Философия, круг её проблем и роль в обществе

· Философия в её историческом развитии

· Философские концепции бытия

· Диалектика как теория развития и связи

· Философия сознания

· Теория познания и философия науки

· Проблема человека в философии

· Социальная философия: становление, основные проблемы и понятия

· Философия социальных действий

· Социальная синергия: социально-политические процессы и структура

· Философия культуры

· Научно-технический прогресс и перспективы цивилизации

· Литература

ВВЕДЕНИЕ

Рабочая программа курса составлена на основе типовой учебной программы для высших учебных заведений (Мн., 2000) с учётом проблематики философии как системы фундаментальных идей о бытии, познании, ценностях и человеческих действиях. Существенное внимание уделяется рассмотрению вопросов истории философии, онтологии, гносеологии, философии социального действия, философии науки и техники. Мировоззренческие универсалии конкретизируются в учебной тематике с ориентацией на профиль технического вуза.

На курс философии отводится 85 часов, из них лекции – 51 час, семинары –34 часа.

Тематика лекций

кол-во часов

1. Философия, круг её проблем и роль в обществе.....................2

2. Философия в её историческом развитии...............................14

3. Философские концепции бытия...............................................4

4. Диалектика как теория развития и связи.................................4

5. Философия сознания.................................................................4

6. Теория познания и философия науки......................................4

7. Проблема человека в философии.............................................4

8. Социальная философия: становление,
основные проблемы и понятия................................................2


9. Философия социального действия...........................................2

10. Социальная синергия: материальные, социально-политические
процессы и структуры.................................................................4

11. Философия культуры...................................................................3

12. Научно-технический прогресс и перспективы цивилизации.4

______________

Всего 51 час

 

Тематика семинарских занятий

кол-во часов

1. Мир философии....................................................................2

2. Проблемы истории философии..........................................10

3. Диалектика бытия................................................................6

4. Психика, сознание, познание.............................................6

5. Человек как философская проблема...................................2

6. Философия истории.............................................................4

7. Духовная культура общества...............................................2

8. Научно-технический прогресс и будущее человечества..2

_____________

Всего 34 часа

ФИЛОСОФИЯ, КРУГ ЕЁ ПРОБЛЕМ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ

Философия как продукт духовного развития человека, форма общественного сознания, особый тип мировоззрения, социокультурная мера цивилизованности человека и общества. Коренные проблемы и темы философского миропонимания. Вопрос об отношении мышления к бытию. Многообразие форм философского постижения действительности. Материализм и идеализм. Виды идеализма. Исторические формы материализма. Диалектический материализм как один из типов современного мировоззрения. Гносеологические, социальные и ценностные причины философского плюрализма. Философия и философствование. Структура философского знания.

Философия в системе культуры. Функции философии. Философия и наука. Философское познание и нравственность. Родственность и различие философии и религии. Философия и искусство. Философия как “живая душа культуры”.

Предназначение философии. Приоритет непреходящих общечеловеческих ценностей и идей гуманизма. Философия, политика, современность.

ФИЛОСОФИЯ В ЕЁ ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

2.1. Философия Древнего Востока

Зарождение философской теоретической мысли. Культурно-исторические и экзистенциальные предпосылки возникновения философии. Основные центры человеческой цивилизации. Культурные традиции, социальный строй и типы философского мышления Востока и Запада.

Величайшие цивилизации Древнего Востока, особенности их культурных традиций. Преддверие философии: духовная культура Древнего Египта и Месопотамии. Образно-ассоциативная логика восточных типов философствования.

Своеобразие философии Древней Индии, её становление, проблематика основные категории. Кастовая система и особенности менталитета. Религиозно-философские идеи Упанишад: Брахман-Атман, карма, сансара, мокша. Ортодоксальные школы – санкхья, веданта, миманса, йога, ньяя, вайшешика. Философия буддизма.

Становление философской мысли в Древнем Китае. Своеобразие истории и социокультурных традиций китайского общества. Концепция “небесного мандата” и культ предков. Религиозно-практическая направленность древнекитайской философии. Основные школы: инь-ян, конфуцианство, даосизм, моизм. Этический и социально-политический приоритет учения Конфуция. Натурфилософская концепция даосизма: понятие “дао” и принцип ”у-вэй”.


Буддизм и конфуцианство о человеке, его месте в природе и обществе, смысл жизни.

2.2. Античная философия

Особенности древнегреческой цивилизации и культуры. Основные этапы становления и развития античной философии. Космологизм и стихийно-диалектический характер раннегреческой философии: ионийская философия, пифагорейский союз, элейская школа. Атомистическая теория Левкиппа и Демокрита.

Философия классического периода: новые акценты в философской проблематике. От софистического релятивизма к философии Сократа. Учение Платона и Аристотеля – классические образцы античной философской мысли.

Эллинистическая философия и её школы. Неоплатонизм и его роль в теоретическом обосновании христианства. Философия Плотина.

2.3. Философия эпохи средневековья

Исторические особенности и основные очаги культуры средневековья. Философия и религия. Теоцентрический характер средневековой философии. Схоластика и основные периоды её развития. Проблема человека в учении А.Августина. Христианская философия истории. Позднее средневековье. Спор о природе универсалий: реализм и номинализм. Проблема веры и разума, сущность и существования в философии Ф.Аквинского.

Средневековье и судьбы цивилизаций. Вклад арабской философии и науки в сохранение античного культурного наследия. Противоположность культурно-исторических традиций Востока и Западаю Византия и Киевская Русь. Поздняя схоластика: Д.Скотт, У.Оккам.

2.4. Философия эпохи Возрождения

Основные черты культуры Ренессанса. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности. Антропоцентрический характер философии Возрождения. Рождение новой науки. Гелиоцентризм и учение о бесконечности Вселенной. Основные натурфилософские системы: Н.Кузанский, Н.Коперник, Дж.Бруно, Г.Галилей. Социально-политические учения Т.Мора, Т.Кампанеллы, Н.Макиавелли. Смысл движения Реформации.

Особенности просветительской и общественно-философской мысли в Беларуси XVI-XVII столетий (первое белорусское возрождение – Фр.Скарина, С.Будный, С.Полоцкий и др.).

2.5. Философия Нового времени и эпохи Просвещения

Характерные черты новой эпохи, их отражение в философской мысли. Научная революция XVI в., создание механико-математической картины мира (И.Ккеплр, И.Ньютон). Логико-методологические проблемы новой науки и философии. Эмпиризм и рационализм. Ф.Бэкон – родоначальник английского материализма. Философия Декарта. Особенности материализма Дж.Локка: сенсуализм, первичные и вторичные качества. Субъективный идеализм Дж.Беркли. Скептицизм Д.Юма. Учение Б.Спинозы о субстанции. Французский материализм XVIII в. /Ж.Ламетри, Д.Дидро, П.Гольбах, К.А.Гельвецкий/.

Немецкая классическая философия. Активнодеятельностное понимание субъекта в философии И.Канта. Мир “вещей в себе” и мир явлений. Условия и возможности познания. Антимонии разума. Категорический императив и понятие свободы. Философская концепция Г.Гегеля. Диалектика мирового разума. Противоречие между системой и методом в философии Г.Гегеля. Антропологический материализм Л.Фейербаха.


2.6. Философия XIX века

XIX в. – век массовых социальных действий людей, превращение науки в непосредственную производительную силу, становление индустриальной цивилизации. К.Маркс и Ф.Энгельс о новых задачах философии. Диалектический материализм. Судьбы философии марксизма в современном мире: неомарксизм, постмарксизм.

Философия позитивизма и его исторические “волны”: неопозицивизм, постпозицивизм. О.Конт о соотношении науки и философии. Эволюция теоретико-методологических принципов позитивизма.

“Философия жизни”. Иррационализм. “Мир как воля и представление” (А.Шопенгауэр), “воля к власти ” и идея “сверхчеловека” (Ф.Ницше).

Русская философии.

Практически-нравственные интенции русской философии, традиции и особенности её развития. Мировоззрение М.В.Ломоносова, идеи А.Радищев. Русская философия XIX в. Славянофилы и западники. Философия революционных демократов(А.Н.Герцен, Н.Г.Чернышевский и др.). Религиозная философия (В.С.Соловьёв, Н.Бердяев, Л.Шестов, П.Флоренский и др.). Проблема человека. Идеи соборности, концепция всеединства. Русский космизм (Н.Ф.Фёдоров, В.И.Вернадский и др.).

2.7. Философия XX века

Характерные черты общественно-политической жизни, научно-технического прогресса и духовной культуры XX в., их отражение в философской мысли. Становление новой научной картины мира. Философия и синергетика. Критический пересмотр принципов и традиций классической философии. Основные философские направления.

Философия науки. Теоретико-позновательные концепции неопозицивизма и и постпозицивизма. Парадигма и научное сообщество Т.Куна. Методология исследовательских программ И.Лакатоса. Принцип фальсификации К.Поппера.

Экзистенциализм. Мир человека и бытие человека в мире. Категории экзистенциального измерения существование человека и его сущности в условиях отчуждения, социальных кризисов и “пограничных ситуаций”. Проблема жизни и смерти /С.Кьеркегор, Ж.П.Сартр, А.Камю, М.Хайдеггер, К.Ясперс и др./.

Религиозная философия. Эволюция религиозной философии. Неотомизм, его принципы и современное состояние /Э.Жильсно, Ж.Маритен, Г.Веттер /. Противоречия и критицизм в рамках современной религиозной философии /П.Тейяр де Шарден/.

Герменевтическая философия. “Понимающая психология ” Г.Дильтея, “Жизненные миры ” Э.Гуссерля, “дом бытия” М.Хайдегера, “герменевтический манифест ” Х-Г.Галамера, феноменологическая герменевтика П.Риккера.

Философия постмодерна. Статус культуры XX века и ситуация постмодернизма в философии (М.Фуко, Ж.Деррида, Ж-Ф.Лиотар, Ж.Делез и др.). Понятие деконструкции, теория “смерти автора” и тактика “двойного кодирования”. Постмодернизм и синергетическое видение мира. Философия на рубеже третьего тысячелетия. Кризис классического типа философствования и поиск нового стиля. Философия в электронном мире. Информационная революция и изменение образа знания. Новые перспективы в философии.







Date: 2016-07-25; view: 271; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию