Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






РАЗДЕЛ 4. Система первичного распределения доходов.





УРОК №13.

Тема 4.1: «Заработная плата».

План.

1. Сущность и принципы оплаты труда.

2. Формы и системы оплаты труда.

§1. Сущность и принципы оплаты труда.

Заработная плата — это денежное выражение части национального дохода, поступающей в индивидуальное распоряжение работающих в соответствии с количеством и качеством затраченного ими труда.

В Республике Казахстан в условиях смешанной социально – ориентированной рыночной экономики предполагается применение наемного труда с одновременным реформированием оплаты труда. В новой системе оплаты труда предусмотрены:

· Фактический уровень оплаты труда не может быть ниже уровня, установленного законом о республиканском бюджете РК;

· Снятие любых ограничений по заработной плате (кроме налоговых);

· Применение договорного принципа оплаты труда между работодателем и работником. Каждый работник вправе делегировать защиту своих трудовых прав профсоюзу.

В уровнях оплаты труда по сферам и отраслям народного хозяйства существуют определенные различия, обусловленные пятью положениями (принципами):

1. учет сложности труда;

2. учет различий в условиях труда (легкие, тяжелые, нормальные, вредные);

3. учет важности и приоритетности отрасли;

4. учет различий природно-климатических условий экономических районов и зон;

5. связан с результатами труда, как самого работника, так и коллектива, где он трудится.

В экономической науке заработная плата делится на номинальную и реальную.

Номинальная заработная плата – это та сумма денег, которую работник получает на руки за свой труд.

Реальная заработная плата проявляется в том, какое количество и каких товаров и услуг может приобрести работник за свою номинальную заработную плату сегодня и завтра.

 

§2. Формы и системы оплаты труда.

Используют две формы заработной платы: сдельную и повременную. Сдельная форма заработной платы подразделяется: на прямую сдельную, сдельно – премиальную, аккордную и косвенную сдельную оплату. Повременная форма заработной платы подразделяется на повременную и повременно – премиальную систему.

В зависимости от способа учета выработки рабочего оплата труда может быть: индивидуальной, при которой учет выполненной работы и расчет заработной платы производят для каждого рабочего отдельно; коллективной (бригадной), когда учет выполненной работы и первичный расчет заработной платы осуществляют для бригады в целом. Основная форма оплаты труда – сдельная, поскольку она наиболее полно отражает меру труда и контролирует количество и качество труда.

Прямая сдельная система. Заработок рабочего определяется количеством произведенной им продукции необходимого качества и расценкой за единицу продукции. Расценка устанавливается делением дневной тарифной ставки того размера, которому соответствует выполненная работа, на сменную норму выработки рабочего.

Сдельно – премиальная система представляет собой сочетание сдельной системы оплаты труда с премированием рабочих за улучшение определенных производственных показателей.

Аккордная система оплаты труда. Сущность ее заключается в том, что сдельная расценка устанавливается по договоренности между администрацией и рабочими сразу на весь объем работы до начала ее выполнения. Аккордная система оплаты получила широкое распространение в строительстве, угольной промышленности и в геологоразведке. Большим недостатком этой системы является неполная обоснованность размеров заработной платы, поэтому в настоящее время в большинстве отраслей промышленности эта система запрещена и применяется лишь в исключительных случаях. Размер аккордной оплаты определяется исходя из исходных норм выработки и действующих тарифных ставок рабочих – сдельщиков.

Косвенная сдельная система оплата труда применяется для тех групп рабочих, труд которых не поддается нормированию и учету.

Повременная форма оплаты труда. Заработок рабочего его квалификацией (тарифной ставкой) и фактически отработанным временем. Оплата рабочих повременщиков производится поденно или помесячно. При помесячной оплате устанавливают месячную ставку, выплачиваемую рабочему полностью при соблюдении им установленного графика выходов.

При повременной оплате отсутствует прямая связь между результатами труда рабочего и его заработной платой, поэтому данная система слабо стимулирует рост производительности труда и способствует уравниловке в оплате труда рабочих одинаковых квалификаций.

 

Контрольные вопросы.

1. Правда ли, что заработная плата является главным стимулом трудовой активности работника. Назовите основные факторы, влияющие на уровень заработной платы.

2. Что собой представляет сдельная и повременная заработная плата? В чём плюсы и минусы сдельной и повременной форм заработной платы?

3. Разъясните следующие понятия: номинальная заработная плата, реальная заработная плата, экономическая функция заработной платы, социальная функция заработной платы. Приведите примеры.

4. Каким образом в рыночной экономике государство осуществляет социальную защиту населения, регулируя вопросы по оплате труда?

УРОК №14.

Тема 4.2: «Прибыль».

План.

1. Издержки и себестоимость.

2. Прибыль и ее виды.

3. Маркетинг. Основные понятия.

§1. Издержки и себестоимость.

Издержки — это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей производственной и коммерческой деятельности.

Они находят свое выражение в показателях себестоимости продукции.

Таким образом, себестоимость продукции характеризует в денежном выражении все затраты, которые необходимы для производства и реализации продукции.

В себестоимость продукции включаются:

· затраты на подготовку и освоение производства;

· затраты, связанные с производством продукции (обусловленные технологией и организацией производства);

· затраты на оплату труда;

· затраты, связанные с использованием природного сырья;

· затраты, связанные с совершенствованием технологии и организации производства, улучшением качества;

· затраты, связанные с изобретательством, техническим усовершенствованием, рационализаторскими предложениями;

· затраты по обслуживанию производственного процесса — текущий, средний, капитальный ремонт, кроме модернизации и реконструкции;

· затраты по обеспечению нормальных условий труда и ТБ (техника безопасности);

· затраты, связанные с набором рабочей силы;

· затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения;

· затраты, связанные с управлением производством;

· затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров;

· затраты, связанные с транспортировкой работников к месту работы и обратно;

· выплаты, предусмотренные законодательством о труде — отпускные;

· отчисления в фонд социального страхования, пенсионный фонд, фонд занятости, фонд медицинского страхования;

· затраты на страхование имущества предприятий;

· затраты на оплату процентов по кредитам, оплата услуг банков;

· затраты по гарантийному обслуживанию;

· затраты, связанные со сбытом продукции — упаковка, хранение, транспортировка;

· затраты на воспроизводство ОФ — амортизация на полное восстановление, потери от брака.

Себестоимость — это часть стоимости, которая посредством процесса обращения постоянно возвращается предприятию, обеспечивая непрерывное функционирование производства.

Для всех предприятий установлена обязательная номенклатура затрат по элементам:

1) материальные затраты (на сырье и основные материалы, за вычетом отходов; вспомогательные материалы; топливо; энергию со стороны);

2) затраты на оплату труда;

3) отчисления на социальные нужды;

4) амортизация ОПФ;

5) прочие (денежные затраты, не связанные непосредственно с процессом производства).

Их структура неодинакова для различных отраслей.

По способу отнесения затрат на себестоимость продукции при ее калькулировании различают:

1) прямые затраты — непосредственно связанные с изготовлением определенной продукции (сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо и энергия, зарплата, тара);

2) косвенные затраты — связанные с работой цеха или предприятия в целом — по видам продукции не рассчитываются прямым путем, а распределяются пропорционально какому-либо показателю (цеховые и общезаводские расходы — пропорционально зарплате; затраты на содержание и эксплуатацию оборудования — пропорционально объемам производства).

По влиянию изменения объема производства на величину себестоимости затраты различают:

· постоянные — величина которых не меняется с изменением объема производства (отчисления на амортизацию, аренда, зарплата управленческого персонала);

· переменные — которые изменяются пропорционально объему производства продукции (сырье, материалы, энергия, зарплата рабочим).

Различают явные и неявные издержки.

Явные издержки – это альтернативные издержки, принимающие форму прямых платежей поставщикам факторов производства.

Неявные издержки – это альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы. Обычно фирмы не отражают их в своей бухгалтерской отчетности, но от этого они не становятся менее реальными. Установление различия между явными и неявными издержками необходимо для понимания понятия «прибыль».

 

§2. Прибыль и ее виды.

Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности.

Прибыль выполняет следующие функции:

1) характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия;

2) стимулирует предпринимательскую деятельность;

3) является одним из источников формирования бюджетов разных уровней.

Виды прибыли:

1. Балансовая прибыль — она состоит:

а) из прибыли от реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг (разница между выручкой и себестоимостью);

б) прибыли от реализации основных фондов и иного имущества предприятия;

в) прибыли от внереализационных операций: прибыль от долевого участия в деятельности других предприятий; прибыль от сдачи имущества в аренду; прибыль от ценных бумаг и т.д.

2. Налогооблагаемая прибыль — это расчетная база для начисления налога на прибыль.

3. Чистая прибыль — прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других платежей.

Из неё на предприятии формируется фонд накопления и фонд потребления.

Фонд накопления расходы на капитальные вложения, на прирост и пополнение оборотных средств и т.д.

Фонд потребления — расходы на выплату премий, оказание материальной помощи, надбавки к пенсиям и т.д.

4. Экономическая прибыль это разность между выручкой (совокупным доходом) фирмы и ее издержками (как явными, так и неявными).

В мире бизнеса термин «прибыль» часто используется просто для обозначения разности совокупных доходов и явных издержек. Экономисты называют такую прибыль бухгалтерской прибылью.

5. Нормальная прибыль. Иногда требуется использовать понятие нормальной прибыли, которую получают предприниматели, когда экономическая прибыль равна нулю. Нормальная прибыль представляет собой доход, который принесли бы некоторые ресурсы своему владельцу при их лучшем альтернативном использовании. Она является элементом неявных издержек.

 

§3. Маркетинг. Основные понятия.

Маркетинг (marketing – рынковедение) возник в США на рубеже XIX-XX веков в виде прикладных исследований сбытовых проблем, появившихся у крупных компаний в связи с реализацией произведенной продукции. Маркетинг - результат многолетней эволюции взглядов менеджеров на цели, задачи и методы развития производства и сбыта.

Маркетинг в широком понимании – это определенная философия хозяйствования в условиях рынка, ориентированная на потребителя.

В литературе дано много разных определений маркетинга. Удачными являются, на наш взгляд, следующие:

· маркетинг – это управление спросом;

· маркетинг – это вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена;

· маркетинг – это система мероприятий и совокупность технических приемов, позволяющих предприятию сначала завоевать, а в последующем сохранить выгодную клиентуру.

В основе маркетинга лежат следующие понятия: нужда, потребность, спрос, товар, цена, рынок.

Маркетинг опирается на следующие принципы:

1) производить то, что нужно потребителю;

2) выходить на рынок не с предложением товаров и услуг, а со средствами решения проблем потребителей;

3) организовывать производство товаров после исследования потребностей и спроса;

4) концентрировать усилия на достижении конечного результата производственно-экспортной деятельности фирмы;

5) использовать программно-целевой метод и комплексный подход для достижения поставленных целей;

6) применять тактику и стратегию активного приспособления производства товаров к требованиям рынка с одновременным целенаправленным воздействием на него в целях охвата маркетингом всех звеньев в цепи продвижения товара к потребителю;

7) ориентировать деятельность предприятия не на сиюминутный результат, а на долгосрочную перспективу эффективных коммуникаций на основе осуществления стратегического планирования и прогнозирования поведения товаров на рынке.

По области действия различают такие виды маркетинга:

· маркетинг товаров (потребительских, товаров производственного назначения);

· маркетинг услуг;

· маркетинг организации – деятельность, предпринимаемая с целью создания и поддержания благоприятного имиджа организации;

· маркетинг отдельной личности – деятельность, направленная на создание, поддержание либо изменение поведения общественности по отношению к конкретным лицам. Например, политические деятели используют персональный маркетинг в целях повышения своей популярности;

· маркетинг места – деятельность, предпринимаемая с целью, например, привлечения туристов в места отдыха, застройки жилых кварталов;

· маркетинг идей – деятельность, направленная на проведение прививок, сокращение потребления табачных изделий, алкогольных напитков и т.д.

Категории маркетинга: нужда, потребность, товар, рынок, сделка, запросы, обмен.

 

Контрольные вопросы.

1. Объясните понятие издержек производства. Какие Вам известны виды издержек производства? Приведите примеры различных видов издержек производства.

2.Что означает термин «себестоимость продукции»? Есть ли взаимосвязь между издержками производства и себестоимостью продукции? Как классифицируют затраты, входящие в себестоимость?

3. Расскажите о прибыли предприятия: что называют прибылью, как она образуется, каковы виды прибыли, как распределяется прибыль?

4. Сделайте разбор производственной ситуации: Вы – предприниматель в сфере производства. Распределите наилучшим образом полученную чистую прибыль в размере 30 млн. тенге. Обоснуйте своё решение.

УРОК №15.

Тема 4.3: «Доходы от собственности».

План.

1. Понятие и виды доходов в экономической теории.

2. Кредит и кредитные отношения.

3. Земельная рента.

§1. Понятие и виды доходов в экономической теории.

Доходы – это конечная цель действия каждого активного участника рыночной экономики. Высокие доходы выгодны не только конкретному человеку, они имеют общественную значимость. В экономической теории «доходом» называют денежную сумму, регулярно и законно поступающую в непосредственное распоряжение рыночного субъекта. Доход всегда представлен деньгами. Это значит, что условием его получения является эффективное участие в экономической жизни общества.

Прежде всего, доходы получают собственники факторов производства. А поскольку собственник каждого фактора производства выполняет определенную функцию в рыночном производстве, то первичное формирование доходов получило название «функциональное распределение доходов». Функциональные доходы представлены следующими видами:

- зарплата наемных работников в рыночном секторе;

- зарплата служащих в государственном секторе;

- прибыль предпринимателей;

- рента земельных собственников;

- доходы мелких собственников (комбинация зарплаты, прибыли, ренты, процента и дивидендов).

Когда происходит фактическое распределение доходов по отдельным группам населения, говорят о «вертикальном распределении доходов». Вертикальное распределение является результатом вмешательством государства в сферу доходов, благодаря чему доходами располагают даже такие группы (например, нетрудоспособные или безработные), которые не могли бы их иметь, если бы существовало только функциональное распределение доходов.

Принцип рыночной стратегии в сфере доходов можно сформулировать так: «Все не могут быть богатыми, но никто не должен быть бедным».

 

§2. Кредит и кредитные отношения.

Кредит представляет собой форму движения ссудного капитала, т.е. денежных средств, отданных в ссуду на определенный промежуток при условии возвратности и удовлетворения потребностей заемщика.

Кредитные отношения предполагают наличие заемщика и кредитора.

С помощью кредита свободные денежные капиталы и доходы предприятий, личного сектора, государства аккумулируются, превращаются в ссудный капитал, который передается за плату во временное пользование.

Кредитные отношения строятся на следующих принципах:

Ø принцип доверия;

Ø принцип обеспеченности кредита, т.е. ссуды выдаются либо под залог, либо под финансовые гарантии;

Ø принцип возвратности кредита предусматривает своевременное возвращение полученных от кредитора финансовых ресурсов после завершения их использования заемщиком;

Ø принцип срочности отражает необходимость его возврата в точно определенный договором срок;

Ø принцип платности отражает необходимость оплаты права получения и использования кредитных ресурсов;

Ø принцип целевого использования кредитных ресурсов.

Формы кредита:

ü коммерческий кредит – это кредит, предоставляемый одним функционирующим предприятием другому в виде продажи товара с отсрочкой платежа;

ü банковский кредит предоставляется денежным капиталом банками и другими кредитно – финансовыми учреждениями предпринимателям и иным заемщикам в виде денежной ссуды;

ü потребительский кредит, он предоставляется в форме коммерческого кредита (продажа товара с отсрочкой платежа) и банковского (ссуды на потребительские цели);

ü государственный кредит представляет собой совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком выступает государство в лице его органов, а кредиторами физически и юридические лица;

ü ипотечный кредит;

ü международный кредит и т.д.

Банк – это организация, созданная для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности.

Основное назначение банка – посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям.

Банк – это кредитная организация, которая имеет исключительное право привлекать денежные средства юридических и физических лиц и от своего имени размещать их на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществлять расчетные, комиссионно – посреднические и иные операции.

Существует два уровня в банковской системе:

1. Центральные банки;

2. Коммерческие банки

Рынок ценных бумаг (РЦБ) – это место где происходит купля – продажа ценных бумаг.

Принято различать первичный и вторичный рынок ценных бумаг. Первичный рынок ценных бумаг представляет собой размещение ценных бумаг через их продажу непосредственно после эмиссии.

Вторичный рынок ценных бумаг имеет в обращении ранее выпущенные ценные бумаги. Он подразделяется на биржевой и внебиржевой.

На РЦБ взаимодействуют:

    • эмитент – лицо, выпускающее ценные бумаги;
    • владелец – лицо, которому ценная бумага принадлежит на праве собственности или на ином вещном праве;
    • инвестор – покупает ценные бумаги на длительный срок, с целью осуществления долгосрочных вложений;
    • профессиональные участники – представлены юридическими и физическими лицами, которые осуществляют на РЦБ виды деятельности определенные законом.

 

§3. Земельная рента.

В структуре аграрных отношений главными экономическими отношениями являются рентные отношения.

Отдавая землю в аренду сельскохозяйственным предпринимателям, землевладельцы получают за это определенную плату – ренту. Земельная рента уплачивается землевладельцу в виде арендной платы. Однако арендная плата количественно больше, чем рента – она может включать в себя: земельную ренту, амортизацию построенных на земле зданий, сооружений, процент на вложенный в землю капитал, часть заработной платы и т.д.

Земельная рента – это только плата за временное пользование участком земли за счет избытка прибавочной стоимости (прибыли) над средней прибылью капитала арендатора.

Различают дифференциальную ренту и абсолютную.

Дифференциальная рента существует в двух формах: дифференциальной ренты I и II.

Дифференциальная рента I по плодородию равняется разности между общественной ценой производства сельскохозяйственных продуктов, определяемой условиями худшего участка и индивидуальной ценой производства их на более плодородных землях.

Дифференциальная рента I может возникать также вследствие различий в местоположении земельных участков по отношению к рынкам сбыта и месту переработки сельскохозяйственной продукции.

Если дифференциальная рента I связано с естественным плодородием земли, то дифференциальная рента II связана с искусственным плодородием почвы, обусловленным дополнительным вложением капитала для улучшения плодородия почвы.

Абсолютная рента – это излишек прибыли над средней прибылью, возникающий на всех, в том числе и на худших по качеству участков земли, а с лучших и средних дополнительно получается еще и дифференциальная рента I и II.

Кроме дифференциальной и абсолютной ренты, на отдельных немногих участках может существовать монопольная рента. Причиной ее образования является монопольная цена, которая устанавливается на некоторые редкие продукты сельского хозяйства, например, на цитрусовые и на редкие полезные ископаемые.

Контрольные вопросы.

1. Как в экономической теории следует понимать термин «доходы»? Какие существуют доходы по способу их формирования? Чем различаются функциональные и вертикальные доходы? Почему в современном обществе недостаточно существования только функциональных доходов?

2.Что такое кредит, и на каких принципах строятся кредитные отношения? Почему для кредитора, как правило, важен принцип обеспеченности кредита заёмщиком?

3. Охарактеризуйте основные формы кредита: коммерческий, банковский и потребительский. Для каких целей предназначен каждый из них?

4. Попытайтесь доказать утверждение, что развитие кредитных отношений способствует повышению благосостояния общества. Всегда ли верно это утверждение?

Date: 2016-07-25; view: 512; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию