Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
РАЗДЕЛ 2. Общие основы экономических систем.
УРОК №4. Тема 2.1: «Собственность и социально – экономический строй общества». План. 1. Экономическая система. 2. Основные экономические субъекты. 3. Сущность собственности как экономической категории.
§1. Экономическая система. Экономическая система — это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг в стране. Р. Макконнелл и С. Брю, анализируя все вышеназванные признаки, выделяют четыре модели экономических систем: 1) традиционная система. В этой системе отношения между людьми строятся на основе выработанных веками и укоренившихся традиций и обычаев. 2) рыночная система, в которой решения хозяйствующих субъектов координируются через систему рынков и цен. Свобода выбора характерна для всех субъектов экономики. Личный интерес является главным мотивом поведения производителей, заинтересованных в производстве товаров и услуг, способных принести прибыль. 3) командно-административная система, где основная регулирующая роль отводится государству. В этой системе распределение ресурсов и производство товаров планируется «сверху» вышестоящими органами. Централизованное планирование регулирует все стороны экономической жизни; 4)смешанная система, в которой индивидуальное принятие решений и частное предпринимательство подчинены экономическому контролю со стороны государства.
§2. Основные экономические субъекты. Основными экономическими субъектами являются: домашние хозяйства — отдельные лица или группы лиц, живущие под одной крышей и принимающие решения о потреблении благ для поддержания собственного существования. Эти блага могут производиться в самом домохозяйстве (натуральное хозяйство) либо приобретаться на рынке на доходы, полученные от продажи ресурсов; фирмы — экономические агенты, закупающие ресурсы с целью производства товаров и услуг, принимающие решения о выборе поставщиков ресурсов, торговцев собственного товара и потребителей. Целью фирмы является максимизация прибыли; государство, включающее в себя все государственные институты и учреждения, которые занимаются производством общественных благ, осуществляют регулирование экономической деятельности, перераспределяют частные блага в обществе, формируют инфраструктуру и т. п. Целью государства является максимизация общественного благосостояния; иностранцы –экономические субъекты, постоянно находящиеся за пределами своей страны, а также иностранные государственные институты. Воздействие иностранных государств на отечественную экономику осуществляется через взаимный обмен товарами, услугами, капиталом и национальной валютой.
§3. Сущность собственности как экономической категории. Собственность это основа экономической системы. Что такое собственность? Самое общее определение собственности, собственность – это присвоение. В понятии собственность выделяют экономический и юридический аспект. С экономической точки зрения собственность – это отношения между людьми по поводу присвоения средств и результатов производства. С юридической точки зрения собственность – это отношение человека к вещи или, иначе говоря, субъекта присвоения к объекту. Собственность предполагает наличие объекта, субъекта присвоения и отношений присвоения собственности. Объект присвоения отвечает на вопрос что подлежит присвоению. К объектам относятся результаты труда, т.е. какие – либо блага и услуги, недвижимость, деньги, ценные бумаги, драгоценности, факторы производства (труд, земля, капитал). Особенное значение придается факторам производства, поскольку кто владеет факторами производства, тот присваивает и результаты производства. Субъект присвоения – это тот, кто присваивает. Отношение присвоения собственности подразумевает полное отчуждение объекта собственности данным субъектом от других субъектов. Различают полное присвоение и не полное присвоение. Не полное присвоение реализуется через владение, пользование, распоряжение. Владение – это такая функция собственности, при которой сам собственник или его представитель получают возможность исключительного контроля со стороны собственника над объектом присвоения. Пользование – это функция владения, при которой имеет место фактическое применение блага, в зависимости от его полезных свойств. Распоряжение – это функция пользования, при которой принимаются решения по поводу функционирования объекта присвоения. Истории человеческого общества известны различные формы собственности, из которых наиболее важными являются частная и государственная собственность. Частная собственность - это любая негосударственная собственность. Частная собственность бывает индивидуальной и коллективной. Коллективная выступает в следующих формах – это кооперативная, акционерная, а также собственность смешанных и совместных предприятий. Различают также трудовую и нетрудовую частную собственность. Трудовая частная собственность – это использование собственного труда. Нетрудовая частная собственность – это использование наемного труда. Государственная собственность – это собственность объектом присвоения выступает любая государственная собственность. Особое место занимает интеллектуальная собственность – это такая форма собственности, когда в качестве объекта присвоения выступают идеи, информация, знания и т.д. Экономическими формами реализации собственности являются все виды доходов – это прибыль, процент, рента, заработная плата и т.д. К производственным формам собственности можно отнести собственность различных предприятий, организаций, семьи. Формы преобразования государственной собственности в частную – это приватизация и разгосударствление. Разгосударствление – это передача функций хозяйственного управления и соответствующих полномочий от государства на уровень предприятия. Разгосударствление может происходить без смены собственника. Приватизация – это приобретение у государства юридическими лицами и гражданами объектов государственной собственности. Контрольные вопросы. 1. Каково назначение основных экономических субъектов в экономической жизни общества? Поясните на примерах роль домашних хозяйств, бизнеса (фирмы) и государства. Проследите их взаимосвязи. 2. Дайте определение субъекта и объекта собственности и поясните на примерах их экономическую сущность и неразрывную взаимосвязь. 3. В чём заключаются и как могут проявляться субъектно-субъектные отношения собственности (владение, пользование, распоряжение)? 4. Какие Вы знаете основные формы собственности, в чём их отличительные особенности? Приведите примеры различных видов собственности. УРОК №5. Тема 2.2: «Общие типы организации производства». План. 1. Натуральное и товарное производство. 2. Ресурсы и факторы производства. 3. Блага и их классификация. 4. Товар и его свойства.
§1. Натуральное и товарное производство. Истории известны две основные формы организации производства: натуральная и товарная. Исторически первой формой общественного хозяйства было натуральное производство. Производство – это целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей. В этом процессе взаимодействуют основные факторы производства – труд, земля, капитал. Результатом производства является создание материальных и нематериальных благ, удовлетворяющих человеческие потребности. Под натуральным хозяйством понимается такая форма общественного хозяйства, при которой продукт создается внутри этого хозяйства для собственного потребления (например, первобытная община). Основные черты натурального хозяйства: 1. замкнутость; 2. натуральное хозяйство основано на ручном, универсальном труде и в нем практически отсутствует общественное разделение труда; 3. натуральному хозяйству присущи прямые экономические связи: производство-потребление. Постепенно в ходе исторического развития общества приходит товарное производство. Товарное хозяйство – это такая форма хозяйства, при которой продукты производятся для продажи на рынке. Товарное производство характеризуется: 1. открытостью; 2. товарное производство основано на общественном разделении труда; 3. товарному производству присущи косвенные экономические связи: производство – рынок - потребление. Какие причины обусловили перерастание натурального хозяйства в товарное хозяйство? Это – общественное разделение труда и экономическое обособление товаропроизводителей друг от друга. Под товарным производством понимается такая форма общественного хозяйства, при которой продукты производятся отдельными обособленными производителями так, что для удовлетворения общественных потребностей необходимо купля – продажа товаров на рынке. Товарное производство прошло две стадии в своем развитии: первая стадия – это простое товарное (производство) хозяйство, на смену ему пришла вторая стадия - развитое товарное хозяйство или капиталистическое товарное хозяйство. Основными инструментами товарного производства являются товар, благо, деньги. §2. Ресурсы и факторы производства. Экономика вырастает из понятия «производство», которое образует материальную основу экономик. Источники любого производства – это ресурсы. Ресурсы производства – это совокупность тех природных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг и иных ценностей. В экономической литературе ресурсы делятся на четыре группы: 1. природные – это потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества, среди которых различают «исчерпаемые» и «неисчерпаемые»; 2. материальные – все созданные человеком («рукотворные») средства производства, которые сами являются результатом производства. 3. трудовые – население в трудоспособном возрасте; 4. финансовые – это денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства. Таким образом, ресурсы – это те природные и социальные силы, которые могут быть вовлечены в производство. Факторы производства – это экономическая категория, обозначающая уже реально вовлеченные в процесс производства ресурсы. Производство – это взаимодействующие единство его факторов. В экономической теории выделяют три основные группы факторов производства: 1. земля – как фактор производства имеет троякое значение: · в широком смысле она означает все используемые в производственном процессе естественные ресурсы; · в ряде отраслей (агарной, добывающей, рыбной) «земля» есть объект хозяйствования, когда она одновременно выступает и «предметом» труда, и «средством» труда; · в пределах всей экономик «земля» может выступить как объект собственности. 2. капитал – так называют материальные и финансовые ресурсы в системе факторов производства. 3. труд – это та часть общества, которая непосредственно занята в процессе производства (иногда используют и такой термин, как «экономически активное население», которое охватывает только трудоспособных, занятых в производстве.) §3. Блага и их классификация. Благо – это средство удовлетворения тех или иных человеческих потребностей. А.Маршалл определял благо как «желаемую вещь, удовлетворяющую человеческую потребность». Ж.Сей рассматривал благо «как средства, которые мы имеем для удовлетворения наших потребностей». Классификация благ, так же, как и потребностей, отличается большим разнообразием. Отметим важнейшие из них. Существует следующая классификация благ: 1. Экономическое благо – это благо, которое находится в ограниченном количестве по отношению к нашим потребностям. Неэкономическое благо – это благо, которое находится в неограниченном количестве по отношению к нашим потребностям. 2. Потребительское благо – это благо, которое предназначено для удовлетворения тех или иных человеческих потребностей. Производственное благо – это благо, которое участвует в процессе производства. 3. Общественное благо – это благо главной характеристикой, которого является не конкурентность и не исключаемость из потребления. Блага, которые не обладают вообще указанными свойствами, называются «частными» и производятся на рыночной основе. Для приобретения частного блага требуется заплатить за него. 4. Материальное благо имеет вещественную основу. Нематериальное благо представляет собой знания, часто имеет духовную основу.
§4. Товар и его свойства. Товар – это экономическое благо, предназначенное для продажи и обмена на рынке. Любой товар обладает двумя свойствами: 1) потребительной стоимостью – это способность товара удовлетворять те или иные человеческие потребности; 2) меновой стоимостью – это способность товара в равных пропорциях обмениваться на другой товар. Это скрытое свойство товара. По поводу того, что такое стоимость товара, существуют две точки зрения. Первая была высказана представителями трудовой теории стоимости А.Смитом, К.Марксом. По их мнению основу стоимости составляют затраты труда или стоимость измеряется затратами труда. Параллельно с первой возникла теория полезности (теория предельной полезности). Ее представителями являлись Беем-Боверк, Менгер. Ее суть: товар покупают не потому, что в нем заключены затраты труда, а потому, что данный товар имеет полезность или ценность. В конце XIX в. в рамках неоклассической школы, основателем которой является Маршал, эти две концепции объединились. Таким образом, товар определяется двумя свойствами: потребительской стоимостью и денежной стоимостью.
Контрольные вопросы. 1.Проведите сравнительный анализ натурального и товарного производства и докажите, что для развития современной экономики определяющим является товарный тип производства. 2. Дайте определение и охарактеризуйте виды производственных ресурсов. Какими должны быть производственных ресурсы разных видов для обеспечения экономического роста государства? 3. Что понимают под благом в экономической теории? Какие Вы знаете блага? Укажите их отличительные черты и приведите примеры. 4. Укажите основные черты отличия факторов производства от ресурсов. Какие Вы знаете факторы производства? Приведите примеры факторов производства геологического предприятия. УРОК №6. Тема 2.3: «Деньги. История и современность». История возникновения денег. План. 1. История возникновения денег. 2. Сущность и функции денег.
§1. История возникновения денег. Происхождение денег относят к VII – VIII тыс. до н.э., когда у первобытных племен появились излишки каких – то продуктов, которые можно было обменять на другие нужные продукты. Пропорции обмена устанавливались в зависимости от случайных обстоятельств. По мере расширения обмена, особенно с возникновением общественного разделения труда между производителями продуктов в меновых операциях нарастали трудности. Бартер становится громоздким и неудобным. В разные времена у разных народов существовали различные эквиваленты. Так, с выделением пастушеских племен в результате первого крупного общественного разделения труда орудием обмена был скот. Северные народы применяли в качестве первого товара для обмена мех (Монголия, Тибет и район Памира). Племена, населявшие берега теплых морей, использовали в качестве орудия обращения раковинные деньги (Древняя Индия, Китай, Индокитай, восточное побережье Африки, Цейлон, Филиппинские острова). Во времена Юлия Цезаря в качестве денег использовали рабов. С ростом товарного производства наиболее часто обмениваемый товар становится средством взаимного обмена всех других товаров друг на друга. Постепенно роль всеобщего стоимостного эквивалента монополизируется определенным товаром, который становится деньгами. Всеобщая форма стоимости превращается в денежную. По мере увеличения общественного богатства роль всеобщего эквивалента закрепляется за благородными металлами (серебром, золотом), которые выполняли роль денежного материала в течение длительного периода человеческой истории. В процессе эволюции товарного обмена выделяется особый, абсолютно ликвидный товар, используемый в качестве всеобщего эквивалента стоимости – денег. Этим товаром становятся золото и серебро – ранняя форма металлических денег. Деньги в виде банковских билетов были выпущены в 1716 году во Франции по проекту шотландца Джона Ло, впоследствии ставшего французским министром финансов. Это дало импульс массовому выпуску и хождению бумажных ассигнаций. Таким образом, можно выделить основные этапы истории развития денег: 1. появление денег связано с выполнением ими функции случайными товарами; 2. закрепление за золотом роли всеобщего эквивалента (самый продолжительный); 3. переход к бумажным или кредитным деньгам; 4. постепенное вытеснение наличных денег из оборота, вследствие чего появились электронные виды платежей. §2. Сущность и функции денег. Деньги – это рыночный инструмент обладающий свойством абсолютной ликвидности. Ликвидность – это реализуемость, превращаемость во что - либо. Деньги – это всеобщий эквивалент. Деньги – это особый, товар обладающий свойствами всеобщего эквивалента. Всеобщий эквивалент – это такой, товар который все охотно берут в обмен. Деньги – это общепризнанное средство обмена. Сущность денег проявляется в единстве трех свойств: · всеобщей непосредственной обмениваемости; · кристаллизации меновой стоимости; · материализации всеобщего рабочего времени. Сущность денег проявляется через выполняемые ими функции. Вместе с тем эти функции могут выполняться только при участии людей. Такой подход к функциям денег означает, что деньги представляют инструмент экономических отношений в обществе. Функции денег: 1. мера стоимости. Деньги измеряют стоимость всех товаров, благодаря существованию денег товары являются соизмеримыми. Денежное выражение стоимости это есть цена товара. Функцию меры стоимости деньги выполняют идеально. 2. средство обращения. Товарное обращение включает две метаморфозы, то есть изменения форм стоимости: продажу одного товара и куплю другого. В функции средства обращения деньги выступают в качестве посредника в обращении, которое осуществляется в форме: товар – деньги – товар. В данном случае деньги не задерживаются долго в руках покупателей и продавцов и переходят из рук в руки, выполняя функцию средств обращения мимолетно. 3. средство платежа. Эту функцию деньги выполняют всегда, когда товар или услуга оплачиваются не сразу, а по прошествии некоторого времени. Данная функция возникла в результате развития кредитных отношений. В этом случае деньги используются при продаже товаров в кредит и выплате заработной платы рабочим и служащим. 4. средства накопления. Данную функцию выполняют золотые монеты, слитки, изделия из золота, то есть денежный материал во всех его видах. В современных условиях сокровища накапливаются в банках, которые посредством кредита находят им прибыльное применение. 5. мировые деньги. Расчеты между государствами осуществляются в национальной валюте, занимающей главенствующее положение в мировом платежном обороте. При этом признается непременное условие: господствующая валютная единица представляет определенное количество золота. Валюта, представляющая мировые деньги и различные средства расчетов должна быть свободно обратима в золото. Когда такая обратимость прекращается, наступает кризис платежного оборота. Мировые деньги имеют троякое значение и служат: всеобщим платежным средством; всеобщим покупательным средством; средством материализации общественного богатства, в данном качестве деньги являются средством перенесения национального богатства из одной страны в другую, при взимании контрибуций, репараций и предоставлении займов.
Контрольные вопросы. 1. Проведите краткий экскурс в историю развития товарно-денежных отношений. Расскажите о возникновении и видоизменении денег. 2. Докажите, что именно развитие товарообмена в древности послужило предпосылкой возникновения денег. 3. Расскажите о важнейших функциях денег: функции обращения и функции платежа. Приведите примеры, подтверждающие особое значение этих функций. 4. Как проявляются следующие функции денег: функция накопления, функция меры стоимости, функция мировых денег. Какие опасности подстерегают деньги при осуществлении функции накопления? УРОК №7. Тема 2.4: «Рынок и законы его функционирования». План. 1. Понятие рынка. Классификация рынков. 2. Спрос. Закон спроса. 3. Предложение. Закон предложения. 4. Рыночное равновесие. §1. Понятие рынка. Классификация рынков. Рынок – это сложная система отношений между покупателями и продавцами. Она складывалась в ходе длительного исторического развития. К условиям возникновения рынка относят: · общественное разделение труда, возникшее в глубокой древности; · экономическую обособленность производителей; · самостоятельность производителя, свободу предпринимательства. Рынок выполняет много различных функций: посредническую, учетную (ценообразующую), регулирующую, распределительную и др. Рынок как развитая система отношений представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих рынков. По структуре рынки можно подразделить по следующим критериям: 1) по экономическому назначению объектов: · рынки благ и услуг; · рынки средств производства; · рынки ценных бумаг; · рынки рабочей силы; · рынки валюты и т.д.; 2) по широте охвата: · локальные; · национальные; · международные; 3) по видам субъектов рыночных отношений: · потребительский рынок; · рынок товаров промышленного назначения; · рынок государственных учреждений; · рынок оптовой торговли. 4) по уровню насыщения товарной массой: · дефицитный рынок; · равновесный рынок; · профицитный рынок; 5) по соответствию законодательству: · легальные рынки; · нелегальные рынки; 6) по степени зрелости рыночных отношений: · развитые рынки; · формирующиеся рынки. Основными понятиями рынка являются: спрос, предложение, цена. Их понимание способствует уяснению механизма образования цены товара и функционирования рыночного хозяйства в целом. Рынки формируют свою инфраструктуру — совокупность институтов, которые обслуживают и обеспечивают движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. К ним можно отнести: сеть коммерческих банков и иных финансовых учреждений; товарные и фондовые биржи, торговые дома, биржи труда; информационно-коммерческие центры; оптово-посреднические фирмы; страховые компании; аудиторские фирмы; аукционы, ярмарки; центры маркетинга, подготовки менеджеров, брокеров и иные службы.
§2. Спрос. Закон спроса. Спрос на какой-либо товар характеризует наше желание купить то или иное количество того товара. Спрос выражают через объем спроса и изменение спроса. Объем спроса () – это то количество товара, на который предъявляется спрос по данной цене за определенный период времени. На объем спроса влияет много факторов, а именно: цена данного товара, вкусы покупателей, доходы потребителей, цены других товаров, инфляционные ожидания и др. Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называют функцией спроса. В общем виде она может быть представлена так: ), где - цена данного товара, - доход, - вкусы, - ожидание, - цена товара субститута (заменителя), - цена на комплементарные товары (взаимодополняющие). Если допустить, что в данный период все факторы неизменны кроме цены данного товара, то зависимость выразится в виде: Функция спроса от цены может быть представлена двумя способами:
Для того чтобы построить кривую спроса принято по оси откладывать количество покупаемого товара (Qd), а по оси - цену (P). Кривая спроса - это кривая, точки которой показывают, по каким ценам в течение определенного времени покупатели могли бы приобрести различные количества товара. Она имеет отрицательный наклон, так как выражает обратную зависимость между ценой и количеством. Закон спроса показывает следующую зависимость: при прочих равных условиях покупатель приобретает больше товаров при понижении цен и меньше – при их повышении. Изменение спроса выражается в сдвиге кривой спроса вправо или влево под влиянием факторов, указанных в функции спроса. Если число покупателей за данный период вырастает, а вкусы их не изменяются, то кривая спроса сдвигается вправо. Снижение цен на взаимозаменяемые товары приводит к сдвигу кривой спроса на данный товар влево.
§3. Предложение. Закон предложения. Объем предложения () – это то количество товара, которое желают и могут произвести и продать продавцы в единицу времени по данной цене при определенных условиях. Зависимость объема предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения и имеет вид: , где - цена данного товара, - цены ресурсов, - характер применяемой технологии, - налоги, - количество продавцов, - прочие факторы
Если все факторы, определяющие объем предложения, кроме цены, принять неизменными, то функция предложения примет вид:
Как и функция спроса, она может быть представлена cледующими способами:
Qs
Кривая предложения () – это кривая, точки которой показывают, по каким ценам в течение определенного времени производители (продавцы) могли продать свой товар. Она имеет положительный наклон, так как выражает прямую зависимость между ценой и количеством. Закон предложения гласит: если прочие условия остаются неизменными, то продавец создает и предлагает для реализации больше товаров при повышении цены и меньше – при ее понижении. По аналогии со сдвигом кривой спроса можно отметить, что под влиянием доходов, указанных в функции предложения происходит изменение предлагаемого товара при каждом значении цены, в результате чего кривая предложения смещается влево или вправо. Например, снижение ставки налога на прибыль сдвигает кривую предложения вправо, а рост цен на ресурсы – влево. §4. Рыночное равновесие. Чтобы рассмотреть взаимодействие спроса и предложения, необходимо расположить линии спроса и предложения на одном графике. Они пересекутся в одной точке Е, которая покажет равновесную цену ) и количество .
В точке пересечения Е объем предложения будет равен объему спроса , и сложится цена, одинаково удовлетворяющая как покупателей, так и продавцов . Образование равновесной цены – процесс, требующий определенного периода времени. Установлению равновесной цены могут препятствовать только два обстоятельства: - монополизм продавца (или покупателя), искусственно удерживающего цену в свою пользу; - административное регулирование цен. Как правило, точка равновесия обнаруживается только на рынке, после производства, вот почему способность «угадать» ее является своеобразным рыночным талантом производителей и потребителей.
УРОК №8. Тема 2.4: «Рынок и законы его функционирования» (продолжение). План. 1. Классификация рынков (дополнение). 2. Эффекты и парадоксы закона спроса. 3. Неценовые факторы, влияющие на уровень спроса и предложения. §1. Классификация рынков (дополнение). Помимо уже рассмотренных разновидностей рынков, дополнительно можно выделить следующие их виды: 1) В зависимости от условий продажи товаров различают рынки: § прямой или непосредственной продажи товаров потребителям; § косвенной или опосредованной продажи. В первом случае производитель товара передает его покупателю посредством прямой операции купли-продажи. Во втором случае между производителем и потребителем товара стоит рыночный торговый посредник (часто их бывает несколько). 2) В зависимости от степени вмешательства государства в процесс продвижения товара от производителя до конечного потребителя различают рынки: § нерегулируемый рынок; § регулируемый или частично регулируемый; § централизовано управляемый. Нерегулируемый рынок в «чистом виде» существовал лишь на ранних стадиях обмена. В настоящее время это – теневые нелегальные рынки и т.н. «толкучки». Централизованно управляемый рынок существует в условиях государственного социализма в условиях господства государственной формы собственности на средства производства и товары. Регулируемый рынок действует в государствах с экономикой рыночного типа, когда начинают преобладать негосударственные формы собственности на средства производства. Государство устанавливает общие правила поведения участников рынка в виде определенных ограничений, касающихся видов товаров, условий продажи, цен.
§2. Эффекты и парадоксы закона спроса. В соответствии с законом спроса, снижение цены товара увеличивает спрос на него. Экономическая теория предлагает следующие объяснения в виде трех эффектов, возникающих при снижении цены на товар: · «эффект роста выгоды» - покупатель на ту же сумму денег может купить больше данного товара и получить больше полезности или выгоды, чем раньше; · «эффект дохода» - снижение цены позволяет приобретать данного товара больше на прежнюю сумму расходов. А это означает увеличение денежного дохода покупателя, но только по отношению к данному товару; · «эффект замещения» - подешевевший товар «делает» другие товары относительно более дорогими, хотя их цены и не менялись. Поэтому покупатель может замещать другие товары подешевевшим аналогичным товаром. Но существуют факты, на первый взгляд противоречащие закону спроса, но парадокс состоит именно в том, что объяснения этих противоречий также укладывается в рамки закона спроса. Парадокс №1. Повышение цены сопровождается ростом спроса. Эта ситуация лишь внешне противоречит закону спроса, т.к. происходит следующее: повышение цены показывает наметившуюся тенденцию изменения цены на данный товар в какой-либо дальнейший период, а покупатели мысленно уже приготовились к еще большему росту цен. И покупая сегодня подорожавший товар – завтра не будут его покупать по еще более возросшей цене, и таким образом, сэкономят деньги на этом. Лучше потратить сегодня больше, но зато значительно сэкономить завтра – смысл первого парадокса. Парадокс №2. Снижение цены стимулирует падение спроса. Если на какой-либо товар обозначилась тенденция снижения цены, то покупатель считает, что не стоит покупать сегодня то, что завтра может стоить еще дешевле. Здесь опять на величину спроса влияет фактор ожидаемой цены: укладывается ли такое поведение потребителя в логику закона спроса? Да, т.к. чем ниже цены, тем выше спрос, но завтра, т.к. идет тенденция к снижению цен. Парадокс №3. Устойчивый, «нереагирующий» спрос на традиционно дорогие товары. Покупая такие товары, потребитель получает выгоду, состоящую в надежде на удачное помещение денег (покупка золота, драгоценностей, земли и пр.). Так как эти товары устойчиво дорогие, их цена имеет тенденцию к возрастанию. А, следовательно, покупатель надеется выгадать на завтрашних ценах на эти товары.
§3. Неценовые факторы, влияющие на уровень спроса и предложения. Закон спроса – такая модель, в которой только цена определяет величину спроса, а все остальные факторы считаются стабильными. Однако, спрос зависит не только от цены, но и других неценовых факторов, главными из которых являются: Ø изменение предпочтений потребителей (мода, забота о здоровье, изменение социального статуса); Ø число покупателей (их увеличение приводит к росту спроса, а уменьшение – к падению); Ø изменение величины доходов покупателей. Закон предложения – такая модель, в которой только цена определяет величину предложения, а все остальные факторы считаются стабильными. Однако, предложение товаров зависит не только от цены, но и других неценовых факторов, главными из которых являются: Ø цены на ресурсы, используемые в производстве товаров; Ø достигнутый уровень технологии производства; Ø государственные налоги и дотации; Ø число продавцов (их увеличение приводит к росту предложения, а уменьшение – к падению); Ø цены на взаимозаменяемые товары.
Контрольные вопросы. 1. Дайте определение рынка. Какие условия необходимы для развития рыночных отношений? Приведите примеры. 2. Укажите отличительные черты рынков прямой и косвенной продажи, какие рынки в большей степени предназначены для продажи потребительских товаров, а какие – для продажи факторов производства? Докажите. 3. Как классифицируют рынки по значимым признакам? Приведите примеры. 4. Сформулируйте закон спроса. Какие Вы ощутите выгоды от снижения цены на товар, как потребитель? 5. Как звучит закон предложения? Перечислите дополнительные факторы, влияющие на изменение предложения товаров. 6. Объясните, что собой представляет равновесная рыночная цена. Почему она так называется и как она формируется? 7. Что собой представляют основные участники рынка? Как они взаимосвязаны между собой? 8. Как классифицируют рынки по объектам продаж? Приведите примеры факторов производства, предметов потребления и пр. УРОК №9.
Тема 2.5: «Виды взаимодействия субъектов рынка. Конкуренция». План. 1. Конкуренция. Основные понятия. 2. Совершенная конкуренция. 3. Несовершенная конкуренция и ее виды.
§1. Конкуренция. Основные понятия. Рыночная структура – это условия, в которых протекает рыночная конкуренция. Конкуренция – общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных рыночных интересов. Конкуренция – это соперничество борьба между всеми участниками рынка за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции и за получение наибольшей прибыли. На любом рынке имеют место три фронта конкурентной борьбы: 1. Конкуренция между покупателями; 2. Конкуренция между продавцами; 3. Конкуренция между покупателями и продавцами. Конкуренция является главным регулирующим механизмом рыночной экономики. Функции конкуренции: 1. регулирующая; 2. стимулирующая; 3. дифференцирующая. Какие существует виды конкурентной борьбы? 1. Внутриотраслевая и межотраслевая. 2. Совершенная и несовершенная.
§2. Совершенная конкуренция. Совершенная конкуренция представляет собой рыночный механизм, на котором присутствует огромное количество продавцов, каждый из которых не может оказать никакого влияния на рыночную цену. Совершенная конкуренция характеризуется следующими признаками: 1. огромное множество продавцов; 2. однородная продукция; 3. вход и выход на рынок является свободным; 4. доступ к информации свободный. Совершенная конкуренция в реальной жизни встречается крайне редко. Чаще всего мы имеем дело с несовершенной конкуренцией. Совершенная конкуренция не предусматривает производство общественных благ, которые хотя и приносят удовлетворение потребителям, однако не могут быть четко разделены, оценены и проданы каждому потребителю отдельно. Совершенная конкуренция, предполагающая огромное число фирм не всегда способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для ускорения НТП. Совершенная конкуренция способствует унификации и стандартизации продукции. Она не учитывает в полной мере широкий диапазон потребительского выбора.
§3. Несовершенная конкуренция и ее виды. Несовершенная конкуренция имеет место тогда, когда не соблюдается хотя бы одно из условий совершенной конкуренции. Несовершенная конкуренция существует в трех основных формах: 1. Монополистическая конкуренция возникает там, где хозяйствуют десятки, сотни фирм и необходима дифференциация продукта для учета вкусов потребителя. Она представлена в отраслях, производящих предметы потребления и оказывающих разнообразные услуги потребителям (парикмахерские, кафе, магазины, автозаправочные станции и т.п.). Монополистическая конкуренция развивается там, где в большей мере приходится учитывать вкусы потребителей для сбыта продукции. Монополистическая конкуренция – это такая модель рынка, на котором огромное количество небольших предприятий предлагает дифференцированный продукт. Признаки монополистической конкуренции: 1. огромное множество фирм; 2. дифференцированный продукт; 3. вход и выход свободный; 4. доступ к информации свободный. 2. Олигополия – это отрасль, в которой большая часть продаж совершается несколькими фирмами, каждая из которых способна оказывать влияние на рыночные цены своими собственными действиями. Олигополия – это такая модель рынка, при которой доминирует небольшое количество продавцов предлагающих либо однородный, либо дифференцированный продукт. Наряду с классической (жесткой) олигополией, в которой главную роль играют 3 – 4 фирмы, существует еще и мягкая (аморфная) олигополия, когда основную долю продукции выпускают 6 – 8 фирм. Олигополия возникает в том случае, если число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Признаки монополии: 1. несколько крупных фирм; 2. однородная и дифференцированная продукция; 3. вход и выход ограничены; 4. доступ к информации ограничен. 3. Монополия – рыночная структура, которая позволяет влиять на цену товара, контролируя всю или большую часть производства. Главная причина возникновения монополий – концентрация производства. Возникновению монополий способствуют юридические и естественные барьеры для входа в отрасль, которые предотвращают конкуренцию со стороны новых продавцов. Экономисты различают три вида монополий: закрытые, естественные и открытые. Закрытые монополии – это такие монополии, которые юридически защищены от конкурентов (патентная защита, государственная монополия почтовой связи и т.п.). Естественные монополии – это такие, которые защищены эффектом экономии на масштабах производства. Открытые монополии – это те, которые не имеют специальной защиты от конкурентов и поэтому на некоторое время становятся единственным производителем товара. Монополия – это такой рынок, на котором функционирует один продавец. Контрольные вопросы. 1.Что такое конкуренция с точки зрения экономической теории? Как проявляется конкурентная борьба между покупателями, между продавцами, между покупателями и продавцами? Приведите примеры. 2. Охарактеризуйте совершенную конкуренцию, как идеальный тип рыночной структуры. 3. Укажите основные признаки монополии, как типа несовершенной конкуренции. Какие вы видите плюсы и минусы этой конкуренции? 4. Проведите сравнительный анализ двух типов рыночных структур: олигополии и монополистической конкуренции с дифференциацией продукта. Как Вы считаете, что предпочтительнее для покупателя потребительских товаров? Date: 2016-07-25; view: 416; Нарушение авторских прав |