Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






РАЗДЕЛ 3. Производство и обращение новой стоимости.





УРОК №10.

Тема 3.1: «Бизнес, социально-экономическая сущность и организация».

План.

1. Сущность предпринимательства.

2. Классификация предпринимательской деятельности.

§1. Сущность предпринимательства.

В литературе существует множество определений предпринимательской деятельности.

Предпринимательство – это новаторство, поиск новых возможностей и альтернатив экономического развития, преодоление старых стереотипов и границ.

Предпринимательство – это организация и соединение факторов производства, для создания продукции и услуг, удовлетворения потребностей людей с целью получения материальной выгоды.

Предпринимательство – это хозяйственная деятельность субъекта в целях получения прибыли и особый творческий тип хозяйствования, отличающийся новаторством, нахождением все более эффективных способов использования ресурсов, открытостью к новым перспективам, готовностью идти на риск.

Предпринимательство – это инициативная, самостоятельная, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность физических и юридических лиц, направляемая на систематическое получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Исходя, из приведенных определений можно вывести следующие специфические признаки предпринимательства:

· новаторство, предполагает внедрение новых видов деятельности, использование новых видов сырья, передовых технологий, освоение новых рынков сбыта и т.д.;

· экономическая свобода и самостоятельность хозяйствующих субъектов;

· способность и готовность рисковать;

· мотивация предпринимательской деятельность, то есть причины, которые побудили предпринимателя заниматься данным видом деятельности. В экономической литературе выделяют два мотива, которыми руководствуется человек при организации предпринимательской деятельности: власть и деньги.

Одним из основных агентов рыночных отношений является фирма. В экономической литературе широко используются понятия «предприятие» и «фирма». Предприятие — однопрофильное производство, организованное в форме фабрики, фермы, магазина, которое выполняет специфические функции по производству и реализации товаров и услуг. Фирма (многопрофильное производство) — это организация, владеющая одним или несколькими предприятиями и использующая ресурсы для производства товаров и услуг с целью получения прибыли. Фирмы, по мнению современных ученых, появились в результате стремления рыночных агентов к минимизации рисков и неопределенности.

Также выделяют понятия «бизнес» и «коммерция».

Коммерция – это вид предпринимательской деятельности, который предполагает получение прибыли посредством купли – продажи товаров (производство товаров и услуг в данном случае не подразумевается).

Бизнес включает в себя понятия коммерция и предпринимательство, а также незаконные виды деятельности.

Хозяйственная деятельность предприятий протекает в условиях взаимодействия их внутренней и внешней среды. Внутренняя среда предприятия включает цели и задачи, структуру, применяемую технологию и людей, от которых зависит успех хозяйственной деятельности предприятия. Она складывается из отношений, формирующихся внутри предприятия.

К внешней средеотносятся взаимодействия предприятия с поставщиками, потребителями, кредиторами, конкурентами, государственными и общественными структурами и т. д. При этом каждый субъект, вовлеченный в систему экономических отношений, имеет свои собственные интересы. Поэтому эффективность хозяйственной деятельности предприятия зависит от гармонизации этих интересов, от умения добиться динамического равновесия между целями отдельных хозяйствующих субъектов.

 

§2. Классификация предпринимательской деятельности.

Предпринимательство имеет свою классификацию по различным признакам:

1. по виду или назначению:

· производственное предпринимательство. К нему относятся: инновационное, научно – техническое, информационное предпринимательство; производство товаров; оказание услуг; производственное потребление товаров; производственное потребление услуг и т.д.

· коммерческое предпринимательство. К нему относятся: торговое, торгово – закупочное предпринимательство, товарные биржи.

· финансовое предпринимательство. К нему относятся: банковское, страховое, аудиторское, лизинговое предпринимательство, фондовые биржи.

· консультативное (консалтинговое) предпринимательство. К нему относятся: общее управление, административное, финансовое управление, управление кадрами, маркетинг.

2. по формам собственности:

· частное предпринимательство;

· государственное предпринимательство;

· муниципальное предпринимательство;

· собственность общественных организаций;

3. по количеству собственников:

· индивидуальное предпринимательство;

· коллективное предпринимательство;

4. по организационно – экономическим формам предпринимательской деятельности:

· Концерн – это многоотраслевое акционерное общество, контролирующее предприятие через систему участия. Концерн приобретает контрольный пакет акций различных компаний являющихся по отношению к нему дочерними.

· Ассоциация – мягкая форма добровольного объединения экономически самостоятельных предприятий, которые могут одновременно входить и в другие образования (ассоциация товаропроизводителей, ассоциация стоматологов и т.д.). В состав ассоциации, как правило, входят односпециализированные предприятия и организации, расположенные на определенной территории. Цель создания ассоциации – совместное решение научно – технических, производственных, экономических, социальных задач.

· Консорциум – объединение предпринимателей в целях совместного проведения крупной финансовой операции. Такое объединение позволяет вложить средства в крупный проект. При этом уменьшается риск, так как ответственность распределяется на всех участников. В условиях НТР консорциум возникает в новых отраслях, либо на стыке двух отраслей для совместного провидения научных исследований.

· Синдикат – объединение сбыта продукции предпринимателями одной отрасли для исключения конкуренции между ними.

· Картель – объединение или соглашение между предпринимателями одной отрасли о ценах на продукцию, услуги, разделе рынков сбыта, доли в общем объеме производства и т.д.

5. по организационно – правовым формам:

· Полные товарищества, являясь юридическим лицом, могут не иметь устава, и учредительным документом для него является договор учредителей. Все учредители несут солидарную субсидиарную ответственность по долгам товарищества всем своим имуществом. Кредиторы имеют право обратить взыскание на имущество любого из товарищей.

· Товарищество на вере или коммандитное товарищество включает два типа товарищей:

· действительные члены;

· члены-вкладчики, которые делают вклады в имущество товарищества и не несут ответственности по долгам этого товарищества, а рискуют только своим вкладом. Коммандитисты не участвуют в предпринимательской деятельности и управлении товариществом, а имеют право получения прибыли на вложенный капитал.

Учредительным документом является договор учредителей. Для создания такого товарищества необходимо не менее одного полного товарища и одного вкладчика.

· Акционерное общество (АО): открытое и закрытое. В АО весь уставной капитал делится на определенное число акций, в открытых АО акции размещаются среди неограниченного круга лиц.

· Общество с ограниченной ответственностью (ООО) может иметь одного учредителя, число участников ограничено.

· Общество с дополнительной ответственностью — разновидность ООО, но отличается тем, что число участников не ограничено, а при недостаточности имущества для удовлетворения требований кредиторов участники такого товарищества могут быть привлечены к дополнительной ответственности принадлежащим им другим имуществом в солидарном порядке в размере, кратном стоимости вклада.

· Производственный кооператив — это добровольное объединение граждан (не менее пяти) для совместной хозяйственной деятельности, которое основано на личном трудовом вкладе и объединении имущественных взносов.

· Государственные и муниципальные унитарные предприятия (уни — один). Унитарное предприятие с правом хозяйственного ведения находится в государственной или муниципальной собственности.

Унитарное предприятие владеет, распоряжается и пользуется имуществом, а собственник создает, реорганизует и ликвидирует предприятие, определяет цели его деятельности, контролирует использование и сохранность имущества, имеет право на получение части прибыли.

Унитарное предприятие на праве оперативного управления находится в собственности государства, уставный фонд создает государство.

· Общественные и религиозные организации — добровольное объединение на основе общности интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей.

· Фонды — это организации, не имеющие членства, учрежденные на основе добровольных взносов, преследуют общественно-полезные цели. Создатели не являются участниками этого юридического лица, поэтому они не участвуют ни в деятельности фонда, ни в управлении им.

· Учреждения — создаются с целью осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций, финансируемых учредителем. Учреждения — это разнообразные органы государственного и муниципального управления (учреждения — организация).

· Союзы и ассоциации — организации, создаваемые по договору для защиты общих интересов и в целях координации.

 

УРОК №11.

Тема 3.1: «Бизнес, социально-экономическая сущность и организация» (продолжение).

План.

1. Из истории предпринимательства.

2. Экономическая характеристика предпринимательства.

3. Социальная ответственность предпринимательства.

§1. Из истории предпринимательства.

История предпринимательства уходит вглубь веков, однако, современное его понимание сложилось в период становления и развития капитализма. Именно капитализм избрал свободное предпринимательство в качестве основы и источника своего процветания.

В античные времена деятельность торговца, купца и любого делового человека рассматривалась как недостойная и греховная. Аристотель считал более достойным образ жизни философа, нежели деятельность торговца, которому недостает внутреннего покоя.

В средние века многие философы также враждебно относились к предпринимательству; в тот период господствующей формой производства все еще оставалось натуральное хозяйство, и спокойная жизнь и деятельность старательного земледельца считалась идеалом человеческого существования. Предприниматель же, будучи в постоянном поиске, ломая устоявшиеся привычки, был прямой противоположностью крестьянскому консерватизму.

Даже основатели классической школы в экономике не видели особого смысла в предпринимателе, т.к. по их мнению, экономический процесс осуществляется сам по себе, на основе принципа «невидимой руки».

Лишь на рубеже 19-20 веков, экономисты признали решающее значение предпринимательства для экономического прогресса. А.Маршалл добавил к трем классическим факторам производства труду, земле, капиталу четвертый – организацию, впоследствии этот фактор получил современное название – предпринимательство.

Немецкий экономист В.Зомбарт дает красочную характеристику предпринимательству: предприниматель – это завоеватель (готовность к риску, богатство идей, воля и настойчивость), организатор (умение соединять многих людей для совместной работы) и торговец (умение убеждать людей купить свои товары, пробуждать их интерес, завоевывать доверие). Говоря о целях предпринимателя, Зомбарт главной среди них выделяет стремление к процветанию и росту своего дела, а подчиненной – рост прибыли, поскольку без него невозможно процветание.

Уже в 20 веке были определены основные функции предпринимателя:

1) Создание нового материального блага или прежнего, но с новыми качествами.

2) Введение нового способа производства.

3) Завоевание нового рынка сбыта или более широкое использование прежнего.

4) Использование нового вида сырья.

5) Введение новой организации дела.

Таким образом, в современной научной литературе утвердился однозначный взгляд на предпринимательство, как на важнейший хозяйственный ресурс, приводящий в движение остальные факторы производства и обеспечивающий свой вклад в успех экономического развития.

 

§2. Экономическая характеристика предпринимательства.

С экономической точки зрения, предпринимательство может быть рассмотрено как:

- экономическая категория;

- метод хозяйствования;

- тип экономического мышления.

Для характеристики предпринимательства, как экономической категории, необходимо установить его субъекты и объекты.

Субъектами предпринимательства могут быть, прежде всего, частные лица, деятельность которых осуществляется на основе как собственного, так и наемного труда. Предпринимательство может осуществляться также группой лиц, связанных между собой договорными отношениями и экономическим интересом. Субъектами коллективного предпринимательства выступают акционерные общества, товарищества, кооперативы и т.д. В рыночной экономике к субъектам предпринимательства относят и государственные предприятия.

Объект предпринимательства – это наиболее эффективная комбинация факторов производства для максимизации доходов. Предприниматель комбинирует ресурсы для изготовления нового, неизвестного потребителям блага; открытия новых технологий; освоения нового рынка сбыта и нового источника сырья с целью получения коммерческой выгоды.

Для характеристики предпринимательства, как метода ведения хозяйства, первым и главным условием является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов, наличие у них определенных прав и свобод по выбору вида деятельности, источников финансирования, формированию производственной программы, установлению цен на продукцию, распоряжению прибылью и т.д. Но предприниматель все время находится в зависимости от рынка, динамики спроса и предложения, уровня цен, т.е. от сложившейся системы товарно-денежных отношений.

Второе условие предпринимательства – ответственность за принимаемые решения, их последствия и связанный с этим риск. Риск всегда связан с неопределенностью, даже самый тщательный расчет и прогноз не могут устранить фактор непредсказуемости.

Третье условие предпринимательства – ориентация на достижение коммерческого успеха, стремление к увеличению прибыли. Однако, деятельность многих современных предпринимателей выходит за рамки чисто экономических задач: они принимают участие в решении социальных проблем общества, жертвуют свои средства на развитие культуры, образования, здравоохранения, охрану окружающей среды, т.е. проявляют социальную ответственность.

Для характеристики предпринимательства, как особого типа экономического мышления, необходимо оценить личность самого предпринимателя. Предпринимательство – это не род занятий, а склад ума и свойство натуры. Быть предпринимателем – значит делать не то, что делают другие. Нужно обладать особым воображением, даром предвидения, нужно уметь рисковать, преодолевать страх и действовать не в зависимости от происходящих процессов, а уметь самому эти процессы определять. Предпринимателем движут воля к победе, желание борьбы, особый творческий характер его труда.

 

§3. Социальная ответственность предпринимательства.

Существуют следующие определения социальной ответственности бизнеса:

· социальная ответственность корпораций – это добровольное решение компаний участвовать в улучшении общества и защите окружающей среды;

· корпоративная ответственность бизнеса – это общественное движение граждан, требующих от компаний принятия на себя полной ответственности за то, как их деятельность влияет на окружающий мир;

· социальная ответственность бизнеса – это добровольный вклад в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, напрямую связанный с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законодательного минимума.

В чем же заключается социальная ответственность бизнеса? И может ли она приносить выгоду? Можно рассмотреть три основные интерпретации концепции социально-ответственного бизнеса:

1) Традиционная концепция утверждает, что единственная ответственность бизнеса – увеличение прибыли для своих акционеров. Эта точка зрения называется теорией корпоративного эгоизма.

2) Теория корпоративного альтруизма подчеркивает, что корпорации обязаны вносить значительный вклад в улучшение качества жизни общества.

3) Теория разумного эгоизма настаивает на том, что социальная ответственность бизнеса – это просто хороший бизнес, поскольку сокращает долгосрочные потери прибыли. Тратя деньги на социальные программы, корпорация сокращает свои текущие прибыли, но в долгосрочной перспективе создает благоприятное социальное окружение и, следовательно, устойчивые прибыли. Социально ответственное поведение – это возможность для корпорации реализовать свои основные потребности в выживании, безопасности и устойчивости.

Контрольные вопросы.

1. Проведите краткий экскурс в историю развития предпринимательства

2. Расскажите о предпринимательстве, как об экономической категории (объект и субъект предпринимательства), как о методе хозяйствования, как об особом типе мышления.

3. В чём проявляется социальная ответственность предпринимателя, как Вы думаете, выгодно ли предпринимателю быть социально ответственным?

4. Расскажите о социально-экономической сущности предпринимательства. Что Вы знаете о предпринимательской среде?

5. Каковы особенности внутренней среды предпринимательства? Приведите примеры факторов внутренней среды.

6. Каковы особенности внешней среды предпринимательства? Приведите примеры факторов внутренней среды.

7. Назовите и проранжируйте (поставьте по степени важности) основные качества личности современного предпринимателя.

8. Какие вы знаете основные виды предпринимательской деятельности? В чем заключаются их сходства и различия?

УРОК №12.

 

Тема 3.2: «Воспроизводство индивидуального капитала».

План.

1. Капитал – его сущность и значение. Кругооборот капитала.

2. Основные фонды – их назначение, состав и структура.

3. Износ основных фондов.

4. Оборотный капитал – его назначение, состав и структура.

 

§1. Капитал – его сущность и значение. Кругооборот капитала.

Каждое предприятие функционирует в рыночной экономике как обособленная в экономическом плане производственная единица. На каждом отдельном предприятии осуществляется индивидуальное воспроизводство.

Индивидуальное воспроизводство предприятия это непрерывно повторяющийся процесс производительного соединения факторов производства, с целью создания товаров и получения прибыли.

Капитал предприятия состоит из вещественной и денежной частей. Капитал предприятия – это имущество предприятия. Без определенного обособленного имущества не могут осуществлять свою деятельность ни крупные, ни малые предприятия, ни индивидуальные предприниматели. Если имущество предприятия имеет рыночный спрос, оно называется активами. Активы предприятия подразделяются на внеоборотные и оборотные, которые отличаются друг от друга физической формой, ролью и местом в производственном процессе.

Внеоборотные активы имеют длительный жизненный цикл – не менее года.

Имуществом предприятия являются также оборотные активы (оборотные средства). Их жизненный цикл завершается в пределах одного года, они имеют высокую скорость оборота.

Для того чтобы предприятие могло нормально функционировать производственные фонды должны находиться в постоянном движении, которое называется кругооборотом фондов.

Кругооборот фондов – это движение стоимости производственных фондов через сферы производства и обращения, в результате чего она проходит три стадии и последовательно принимает производительную, товарную и денежную формы.

Кругооборот фондов рассматривается не как отдельный факт, а как периодически повторяющийся непрерывный процесс. Время оборота включает в себя время производства и время обращения.

Время производства – охватывает весь период пребывания средств производства, в сфере производства начиная от их поступления на склад и кончая выпуском готовой продукции.

Время обращения – включает время пребывания на складе, время транспортировки, реализации, а также время приобретения новых средств производства.

§2. Основные фонды – их назначение, состав и структура.

Основные фонды (ОФ) — это средства труда, которые многократно (в течение многих производственных циклов) участвуют в процессе труда, не меняют свою натурально-вещественную форму и переносят свою стоимость на продукт частями, по мере износа.

По своему производственному назначению основные фонды разделяют на основные производственные фонды (ОПФ) и основные непроизводственные фонды.

Основные производственные фонды непосредственно участвуют в процессе производства продукции или создают условия для ее производства.

Это — здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения.

Помимо ОПФ существуют основные непроизводственные фонды, которые не участвуют непосредственно в процессе производства — жилые здания, детские, культурные, спортивные и оздоровительные сооружения. Они не переносят стоимость на изготавливаемый продукт и воспроизводятся за счет прибыли предприятий, средств госбюджета или личных сбережений граждан.

Основные фонды характеризуются своей производственной структурой. Производственная структура — это удельный вес (в %) стоимости каждой из групп ОПФ в общей их стоимости. Для определения прогрессивности структуры все ОПФ подразделяют на активные и пассивные.

Активные ОПФ — непосредственно участвуют в производственном процессе и оказывают влияние на увеличение выпуска продукции (машины и оборудование, передаточные устройства, внутризаводской транспорт).

Пассивные ОПФ — способствуют созданию определенных условий для организации производственного процесса (здания, сооружения, инвентарь).

 

§3. Износ основных фондов.

Находясь в сфере производства, основные производственные фонды изнашиваются. Различают физический и моральный износ.

Физический износ — когда машины, здания в процессе их эксплуатации приходят в негодность, т.е. физически изнашиваются. Износ происходит как от интенсивного их использования, так и под воздействием сил природы.

Моральный износ — это обесценивание основных фондов (ОФ) до наступления срока их полного физического износа. Происходит это по двум причинам:

1) из-за роста производительности труда, в отраслях, производящих эти фонды, происходит удешевление аналогичного оборудования;

2) под влиянием научно-технического прогресса появляются новые машины, более совершенные и производительные.

Процесс перенесения стоимости изношенной части ОПФ на готовую продукцию называется амортизацией.

§4. Оборотный капитал – его назначение, состав и структура.

Для обеспечения бесперебойного процесса производства наряду с основными производственными фондами предприятию необходимы предметы труда, материальные ресурсы, т.е., оборотный капитал.

Оборотный капитал или оборотные средства предприятия – это совокупность денежных средств, вложенных в оборотные производственные фонды и фонды обращения.

Оборотные производственные фонды — это предметы труда, которые полностью потребляются в одном производственном цикле, изменяют при этом свою натуральную форму и сразу переносят всю свою стоимость на готовый продукт. Оборотные производственные фонды состоят из:

- производственных запасов;

- незавершенного производства;

- расходов будущих периодов.

Оборотные производственные фонды функционируют в сфере производства и их необходимо отличать от фондов обращения, которые обслуживают сферу обращения.

Фонды обращения — это денежные средства, вложенные в готовую продукцию, которая находится на складах (холодильниках) или отгружена потребителям, но не оплачена, а также денежные средства в кассе, на счетах в банке, в расчетах (дебиторская задолженность).

Контрольные вопросы.

1. Обоснуйте утверждение, что капитал является необходимым условием создания, функционирования и развития предприятия. Что собой представляет кругооборот капитала? С какой целью осуществляется кругооборот капитала?

2. Что собой представляют основные фонды, как важнейшая часть капитала предприятия? Каково их назначение, состав и структура?

3. Как проявляется износ основных фондов? По каким причинам он наступает? Можно ли снизить негативные последствия износа?

4. Что собой представляет оборотный капитал, каково его назначение, состав и структура? Приведите примеры составных частей оборотного капитала.

Date: 2016-07-25; view: 259; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию