Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






РАЗДЕЛ 1. Введение в экономику.





Министерство образования и науки Республики Казахстан

 

КГКП «Геологоразведочный колледж» г. Семей

 

 

Базовый (опорный) конспект

 

по предмету:

«Основы экономики»

для специальностей:

 

0701000 – «Геологическая съемка, поиск и разведка месторождений полезных ископаемых»

0702000 – «Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых»

0703000 – «Гидрогеология и инженерная геология»

Геофизические методы поиска и разведки месторождений полезных

ископаемых»

1305000 – «Информационные системы в области недропользования»

Экология и рациональное использование природных ресурсов в

области недропользования»

0801000 – «Бурение нефтяных и газовых скважин и технология буровых работ»

 

г. Семей

 

 

Базовый (опорный) конспект составлен в соответствии с рабочим учебным планом, утвержденным в 2009 году и рабочими учебными программами, утвержденными в 2011 году.

Рекомендован учебной частью для использования.

 

Зам.директора по УР _____________ Савушкина Е.В.

 

 

Общее количество часов на предмет

для специальностей:

 

               
I              
II              
III              
IV              
V              
VI              
VII              

Количество обязательных

контрольных работ 1

 

 

Итоговый контроль: зачет

(зачет, экзамен)

 

 

Оглавление.

Тематический план  
УРОК №1.  
Раздел 1. Введение в экономику.  
Тема 1.1.Введение. Экономика и ее роль в обществе.  
УРОК №2.  
Тема 1.2.Этапы становления экономики как науки.  
УРОК №3.  
Тема 1.2.Этапы становления экономики как науки. (Продолжение)  
УРОК №4.  
Раздел 2. Общие основы экономических систем.  
Тема 2.1.Собственность и социально-экономический строй общества.  
УРОК №5.  
Тема 2.2.Общие типы организации производства.  
УРОК №6.  
Тема 2.3.Деньги. История и современность.  
УРОК №7.  
Тема 2.4.Рынок и законы его функционирования.  
УРОК №8.  
Тема 2.4.Рынок и законы его функционирования. (Продолжение)  
УРОК №9.  
Тема 2.5.Виды взаимодействия субъектов рынка. Конкуренция.  
УРОК №10.  
Раздел 3. Производство и обращение новой стоимости.  
Тема 3.1.Бизнес, социально-экономическая сущность и организация.  
УРОК №11.  
Тема 3.1.Бизнес, социально-экономическая сущность и организация. (Продолжение)  
УРОК №12.  
Тема 3.2.Воспроизводство индивидуального капитала.  
УРОК №13.  
Раздел 4. Система первичного распределения доходов.  
Тема 4.1.Заработная плата.  
УРОК №14.  
Тема 4.2.Прибыль.  
УРОК №15.  
Тема 4.3.Доходы от собственности.  
УРОК №16.  
Раздел 5. Введение в макроэкономику.  
Тема 5.1.Национальное хозяйство: его особенности и показатели.  
УРОК №17.  
Тема 5.2.Экономический рост национального хозяйства.  
УРОК №18.  
Тема 5.3.Макроэкономическое неравновесие.  
УРОК №19.  
Тема 5.4.Государственное регулирование рыночной экономики.  
УРОК №20.  
Тема 5.5.Современная мировая экономика.  
УРОК №21. Зачетное занятие.  
Список использованной литературы  

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов по специальностям:
           
               
  Раздел 1. Введение в экономику.            
1.1 Введение. Экономика и ее роль в обществе.            
1.2 Этапы становления экономики как науки.            
  Раздел 2. Общие основы экономических систем.            
2.1 Собственность и социально-экономический строй общества.            
2.2 Общие типы организации производства.            
2.3 Деньги. История и современность.            
2.4 Рынок и законы его функционирования.            
2.5 Виды взаимодействия субъектов рынка. Конкуренция.            
  Раздел 3. Производство и обращение новой стоимости.            
3.1 Бизнес, социально-экономическая сущность и организация.            
3.2 Воспроизводство индивидуального капитала.            
  Раздел 4. Система первичного распределения доходов.            
4.1 Заработная плата.            
4.2 Прибыль.            
4.3 Доходы от собственности.            
  Раздел 5. Введение в макроэкономику.            
5.1 Национальное хозяйство: его особенности и показатели.            
5.2 Экономический рост национального хозяйства.            
5.3 Макроэкономическое неравновесие.            
5.4 Государственное регулирование рыночной экономики.            
5.5 Современная мировая экономика.            
  Обязательная контрольная работа            
  Всего:            

РАЗДЕЛ 1. Введение в экономику.

УРОК №1.

Тема 1.1: «Экономика и ее роль в обществе».

План.

1.Понятие экономики и ее сущность.

2. Предмет экономической теории.

3. Функции экономической теории.

4. Экономические показатели.

5. Методы научного познания.

 

§1. Понятие экономики и ее сущность.

Термин «экономика» имеет древнегреческое происхождение, дословно означая oikos – дом хозяйство, nomos – правило, закон, в совокупности правило ведения хозяйства. Данный термин ввел в обращение Ксенофонт.

В настоящее время слово «Экономика» имеет следующие значения:

ü экономика – это хозяйство в широком смысле этого слова, т.е. все необходимые объекты, которые человек использует для своей деятельности;

ü экономика – это система взаимоотношений между людьми по поводу хозяйствования;

ü экономика – самостоятельная наука, вырабатывающая свои законы и позволяющая осуществлять рациональный выбор среди многих вариантов деятельности, в связи с тем, что при безграничности человеческих потребностей ресурсы и возможности имеют ограниченный характер.

Экономика с одной стороны является количественной наукой, так как использует математические методы в своих расчетах и оперирует количественными категориями (объем производства, цена, прибыль, себестоимость, валовой национальный продукт и т.д.)

Также экономика является словесной наукой, которая использует и качественные категории(эффективность, духовные интересы, качество изделия, благотворительность и т.д.)

Экономика в зависимости от масштабности изучаемых явлений разделяется на два типа:

1) макроэкономика изучает экономические явления в разрезе крупных отраслей, регионов, государства и в целом мировой экономики.

2) микроэкономика изучает экономические процессы, касающиеся отдельного человека, отдельной семьи, отдельного предприятия или группы предприятий.

§2. Предмет экономической теории.

Впервые предмет исследования общей экономической теории как науки был сформулирован А.Смитом – представителем классической школы экономической теории. Он считал, что это наука должна изучать объективные, существующие независимо от воли и сознания людей, законы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ в данном обществе, естественный порядок распределения продукта между различными классами и группами людей и отношения, связанные с этим распределением.

П.Самуэльсон приводит свое обобщенное определение предмета: «Экономическая теория есть наука о том, что какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества».

Как подчеркивают К.Макконнелл и с.Брю «Проблемы этой науки обычно изучаются не с индивидуальной, а с общественной точки зрения. Производство, обмен и потребление товаров и услуг рассматриваются в ней с позиции общества в целом».

Поведение людей не причина, а следствие тех или иных социально – экономических отношений. Можно сделать вывод, что общая экономическая теория изучает социально – экономические отношения между людьми через призму экономических категорий и экономических законов их развития.

Предметом экономической теории является поведение людей по поводу распоряжения редкими ресурсами.

§3. Функции экономической теории.

Как и всякая наука, общая экономическая теория выполняет ряд функций: познавательную, теоретико – методологическую, социальную, критическую, практическую, прикладную функции.

Познавательная функция призвана глубоко и всесторонне изучать и познавать общественные экономические процессы и явления, а, следовательно и объяснять их.

Теоретико – методологическая. Экономическая теория является основой для всей системы экономических наук.

Если общая экономическая теория изучает законы, управляющие общественным производством, распределением, обменом и потреблением, то все остальные экономические науки – изучают проявление этих законов в конкретных условиях.

Социальная функция состоит в том, что общая экономическая теория рассматривает общую экономическую политику государства, проблемы социально – экономического развития Республики Казахстан, проблемы социальной защиты населения и другие социальные вопросы.

Критическая функция состоит в том, что все явления рассматриваются критически, выявляются преимущества, достоинства, недостатки экономических процессов и явлений, целесообразность их использования.

Практическая, прикладная функция состоит в использовании полученных знаний конкретных принципов и способов рационального хозяйствования, в научном обосновании и осуществлении эффективной экономической и социальной политики государства.

 

§4. Экономические показатели.

Экономический показатель характеризует состояние экономических объектов, протекающих в прошлом, настоящем и будущем. Любой экономический показатель состоит из трех элементов: наименование показателя, числовое значение, единица измерения.

Многообразие экономических показателей предполагает их классификацию:

· абсолютные показатели (объемные, количественные);

· относительные показатели (качественные, удельные);

· нормативные показатели – это показатели, устанавливаемые вышестоящими организациями или указанные в паспортах технических средств;

· научно – технические показатели – показывают степень внедрения достижений НТП;

· отчетно – статистические показатели, связаны с работой предприятия в отчетном периоде;

· средние показатели характеризуют типичный уровень явления;

· макро- и микроэкономические показатели;

· показатели роста.

 

§5. Методы научного познания.

Экономическая наука как и любая другая наука имеет свой предмет исследования при изучении которого используются приемы, способы и инструменты, которые в совокупности составляют его метод.

Метод экономической теории – это приемы и способы.

Выделяют следующие основные методы экономической теории:

  1. Анализ – это метод познания базирующийся на разделении целого на отдельные части и изучение каждой в отдельности.
  2. Синтез – это метод основанный на объединении частей разделяемых в ходе анализа и изучении в совокупности.
  3. Индукция - это метод познания, базирующийся на умозаключении от частного к общему.
  4. Дедукция – это метод познания, базирующийся на умозаключении от общего к частному.
  5. Аналогия – этот метод познания заключается в переносе свойств с известного явления или процесса на неизвестное.

 

Контрольные вопросы.

1.Что изучает предмет экономической теории и почему так велико значение познавательной функции экономической теории?

2.Что собой представляют и для чего используются экономические показатели? Приведите примеры экономических показателей.

3. Расскажите о функциях экономической теории и их значении для умения рационального хозяйствования.

4. Перечислите и проанализируйте методы познания экономической теории.

УРОК №2.

Тема 1.2: «Этапы становления экономики как науки».

План.

1. Экономические учения древности и средневековья.

2. Экономические учения XIX века.

3. Современная экономическая теория.

 

§1. Экономические учения древности и средневековья.

Экономическая наука – одна из самых древних наук. Впервые термин «экономия» («ойкономия») появился в III в. до н.э. в трудах древнегреческих мыслителей Ксенфонта (430 -355 гг. до н.э.) и Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.). Под словом «ойкономия» - дом, хозяйство Аристотель понимал свод наставлений по организации ведения рабовладельческого хозяйства.

Впоследствии, опираясь на эти сведения, разрабатывались своды наставлений и для ведения феодальных поместий.

Когда же развитие экономических (товарно - денежных) связей привело к ломке феодальной замкнутости и возникновению государства, тогда – то и появились первые попытки определить общие правила ведения не отдельного поместья, а общенационального, всего государственного хозяйства.

Общие правила по ведению государственного хозяйства получили название «политическая экономия». Термин «политическая экономия» был впервые применен Антуаном Монкретьеном, французским придворным, написавшим в 1615 г. Книгу «Трактат политической экономии», в которой он рассматривал хозяйство Франции как субъект государственного управления. Но это еще нельзя было назвать наукой.

Общая экономическая теория как наука зародилась на рубеже XVI - XVII веков, когда товарно – денежные отношения получили широкое развитие, что послужило началу исследований, изучения закономерностей их развития.

Первым экономическим учением был «меркантилизм» (от итальянского «merkante» - торговец, купец). Основное содержание данного учения: источником богатства и благосостояния общества, меркантилисты, считали не производство материальных благ, а сферу товарного и денежного обращения. Благосостояние общества, по их мнению, можно достигнуть путем регулирования внешней торговли, преобладания вывоза товаров над ввозом и накоплением денежного капитала (золота, серебра) в стране.

Меркантилистская политика была направлена на привлечение в страну возможно большего количества золота и серебра. Представители школы меркантилизма – Вильям Стаффорд (1554 – 1612 гг.), Томас Мен (1571 – 1641 гг.).

Идея о том, что богатство общества создается не в торговле, а в производстве, вначале появилась в трудах школы физиократов. Слово «физиократы» происходит от двух греческих слов: «физис» (physis) – природа, «кратос» (kratos) – власть, власть природы. Во главе с Ф. Кенэ (1694 – 1774 гг.), утверждавших, что источником богатства нации является сельскохозяйственный труд. А затем в трудах А.Смита (1723 – 1790 гг.) и Д.Рикардо (1772 – 1823гг.), которые утверждали, что источником богатства нации является не только сельскохозяйственный труд, а труд во всей сферах производства: сельхозпроизводстве, промышленном производстве, строительном производстве. Данные идеи получили название «классических» (образцовых), поэтому представители этого учения были названы основоположниками классической экономической школы.

 

§2. Экономические учения XIX века.

Развивая и углубляя теоретические концепции классической школы политической экономии А.Смита и Д. Рикардо, К.Маркс (1818 – 1883гг.) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895 гг.) создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название – «марксизм». Главные открытия, сделанные К.Марксом: сформулировано учение об общественно – экономических формациях, раскрыты законы развития капитализма, возникновения социализма (коммунизма) как новой экономической системы, разработаны теории воспроизводства и экономических кризисов, учение о двойственной природе труда, воплощенного в товаре, учение о прибавочной стоимости, раскрыта сущность абсолютной ренты, сущность наемного труда. Основной труд К.Маркса «Капитал», сделавший его одним из величайших экономистов мира.

Данное учение не лишено отдельных недостатков. История не подтвердила выводы К.Маркса о закате капиталистического общества, которое является чисто эксплуататорским обществом. Вместе с тем, наряду с жесткой критикой марксизма, мировая экономическая наука считает, что марксизм является существенным этапом в развитии экономической теории.

В частности, известный американский ученый, экономист П.Самуэльсон, особо выделяет лишь трех выдающихся мыслителей, оказавших определяющее влияние на развитие экономической теории: А.Смит, К.Маркс и Дж.Кейнса.

Идеи, изложенные в работах К.Маркса, нашли отдельных последователей, как в зарубежных странах, так и в России. В частности в России идеи К.Маркса и Ф.Энгельса в той или иной степени дополнены и несколько переработаны В.И.Лениным (1870 – 1924гг.).

Большое внимание В.И.Ленин уделял анализу теории К.Маркса о воспроизводстве общественного капитала и экономических кризисов. Об этом свидетельствуют его работы «Развитие капитализма в России» (1899г.) и «По поводу так называемого вопроса о рынках» (1893г.). В частности, в этих работах В.И.Ленин дал анализ процессу формирования внутреннего рынка для крупной промышленности и выявил значение организующей и объединяющей силы рынка, что является актуальным и в современных условиях перехода СНГ к рыночной экономике.

Во второй половине XIX века была сформулирована теория «маржинализма». Основоположниками этой теории стали экономисты австрийской школы Карл Менгер (1840 – 1921гг.), Фридрих фон Визер (1851 – 1926гг.), Эйген фон Бум-Баверк (1851 – 1914гг.), а также английский экономист Ульям Стенли Джевонс (1835 – 1882гг.) и др.

Маржинализм (от английского «marginal» - предельный). Главные категории маржинализма: предельная полезность, предельная производительность, предельные издержки. Маржинализм широко использует экономико – математические методы и модели. Одним из широко известных теоретиков математической школы является швейцарский экономист Леон Вальрас (1834 – 1910гг). Он разработал модель общего рыночного равновесия, в основе которой – анализ спроса и предложения.

 

§3. Современная экономическая теория.

Современная экономическая теория представлена в основном четырьмя крупными течениями:

· Первое называется «неоклассическим», оно включает современные теории «монетаризма» и неолиберализма. Неоклассики – прямые последователи А.Смита считают, что экономика будет функционировать наилучшим образом, если ее субъектам предоставить максимально экономическую свободу;

· Второе течение представлено теорией «регулируемого капитализма», основоположником которого является английский экономист Дж.Кейнс (1883 – 1946 гг.)

· Третье течение представлено теорией «институционализма» (от латинского «institutum» - установление, учреждение), основоположником которого является американский ученый, экономист Торстейн Веблен (1857 -1929 гг.), написавший книгу «Теория праздного класса» (1899г.). Для данного течения характерны исследования, посвященные проблеме развития и видоизменения капиталистического общества.

· Четвертое направление представлено теорией социально – ориентируемого рыночного хозяйства. Основоположниками теории являются: немецкий ученый, государственный деятель Германии Людвиг Эрхард (1897 – 1977 гг.) и ученый, экономист Вальтер Ойкен (1891 – 1950 г.).

Итак, «политическая экономия» или «Экономическая теория»?

Экономическая наука в течении четырех столетий (XVII – XXвв.) развивалась как политическая экономия. Отстаивая приоритет классового подхода к определению экономической теории, К.Маркс закрепил его употребление, в свое время введенного в оборот экономической мысли французским писателем, придворным короля Людовига XIII, Антуаном де Монкретьеном, написавшим в 1615 г. книгу «Трактат политической экономики».

Английский ученый, экономист Альфред Маршалл в своей работе «Принципы политической экономии» (1890г.) считал, что термин «политическая экономия» тождественен термину «Экономическая теория». «Политическая экономия», - писал он, - «есть та сфера которая теснейшим образом связана с созданием и использованием материальных основ благосостояния. Это не совокупность конкретных истин, а лишь орудие для открытия конкретных истин».

Экономическая теория освободилась от догматических взглядов на теорию трудовой стоимости Д.Рикардо и К.Маркса. В конце последней четверти XIX века получил широкое распространение новый подход к решению вопроса о стоимости, появилась теория предельной полезности, упомянутая выше.

Главная идея нового подхода: сведение стоимости только к затратам (будь то в труде лил «трех факторах» - труда, земли и капитала) неприемлемо. Стоимость (ценность) определяется степенью полезности эффекта.

Словом, содержание экономической науки сегодня выходит далеко за рамки в прежнем представлении – она трансформировалась в полнокровную общую экономическую теорию, в совокупность достижении теоретической экономической мысли различных экономических школ и направлений.

 

УРОК №3.

Тема 1.2: «Этапы становления экономики как науки» (продолжение).

План.

1. Меркантилизм и физиократизм.

2. Классическая школа в экономической теории.

3. Утопический социализм и коммунизм.

§1. Меркантилизм и физиократизм.

Термин «меркантилизм» произошел от итальянского mercante (торговец, купец). Этим понятием объединяется целая система экономических взглядов, которая была распространена в Европе в 16-17 веках. В упрощенном понимании меркантилизм рассматривал богатство общества в виде драгоценных металлов, которые прирастают за счет внешней торговли. Внешняя торговля для того времени была наиболее распространенной формой экономических отношений между государствами. Одно государство продавало другому те товары, которые были у нее в избытке и приобретало то, чего ему недоставало. Деньгами тогда являлись благородные металлы, именно ими оценивалась стоимость товара. Поэтому, результат внешней торговли оценивался как положительный, если вывоз товара (экспорт) был больше ввоза (импорт). Такое положение называлось активным торговым балансом.

Кроме того, меркантилизм впервые определил управленческие функции государства, его верховного правителя. Если в античные времена верховный правитель рассматривался как властитель, завоеватель, имеющий все права на имущество и даже жизнь своих подданных, то, согласно политике меркантилизма, «отец нации» был обязан проводить экономическую политику, ведущую к обогащению нации в целом. Меркантилисты считали, что государственной экономической политикой должен стать протекционизм, смысл которого в том, что государство должно осуществлять всяческую поддержку отечественного купечества на внешних рынках, а по отношению к иностранным купцам устанавливать различные ограничения на внутреннем рынке. Мудрость правителя должна была проявляться через достижение активного торгового баланса и через увеличение притока золота в страну.

Однако, уже в 18 веке меркантилизм стал тормозить экономическое развитие, так как возникло серьезное противостояние между конкурирующими на внешних рынках странами, а также постепенно пришло в упадок производство, ориентированное на внутренние рынки; ухудшалось положение сельского хозяйства и ремесла, ориентированных на внутренние нужды.

Физиократизм (власть природы) стал естественной реакцией на недостатки меркантилизма. Физиократизм, как экономическая политика, получил наибольшее развитие во Франции. Физиократы считали богатством так называемые произведения земли, с их точки зрения только сельскохозяйственное производство, а не торговля и промышленность являются источниками богатства общества. Богатство нации прирастает тогда, если существует разница между продукцией, которая производится в сельском хозяйстве и продукцией, которая была использована (посевной материал, корм для скота, арендная плата за землю и т.п.) для этого в течение года. Эта разница получила название «чистый продукт», а класс земледельцев считался единственным производительным классом.

Один из основателей этой теории Ф.Кенэ утверждал, что земледелие является самым выгодным, приличным и достойным занятием.

Составной частью физиократизма являлась идея невмешательства правительства в экномику. Точнее, государства должно установить такие законы, которые бы соответствовали «естественным законам» природы, то есть должны быть сняты все ограничения на хлебную торговлю, сокращены государственные расходы, крестьянские натуральные повинности в пользу государства должны быть заменены денежным налогом. Предлагалось даже полностью освободить крестьян от налогов, вместо чего установить единый поземельный налог с дворян.

Однако, практическое воплощение идей физиократизма явилось неудачным. Но, несмотря на это, теоретический вклад физиократизма трудно переоценить. Хорошо известно, что именно благодаря знакомству с учением физиократов А.Смит заинтересовался экономическими проблемами и впоследствии основал английскую классическую экономическую школу.

 

§2. Классическая школа в экономической теории.

Классическая школа зародилась в 17 веке и получила свое развитие и расцвет в 18-нач.19 веков. Центральное место в классической школе занимают категории «труд» как созидательная сила и «стоимость» как воплощение ценности труда. С этого началась трудовая теория стоимости. По сути, вся экономическая наука зародилась в недрах классической школы.

Основные теоретические положения классической школы следующие:

ü богатство нации воплощено в продукте, который и создается и потребляется народом этой страны;

ü чем больше продукции приходится в пересчете на одного человека, тем выше уровень материального богатства;

ü количество создаваемой продукции будет возрастать, если будет возрастать производительность труда;

ü производительность труда зависит от степени разделения труда и уровня накопления капитала;

ü чем выше степень разделения труда, тем более интенсивен рыночный обмен, который выгоден покупателю и продавцу;

ü в основе цены товара лежит так называемая его стоимость, то есть количество труда, затраченного на производство товара.

А.Смит (основатель классической школы) был сторонником невмешательства государства в экономическую жизнь, он считал, что экономика является саморегулирующийся системой, т.н. «невидимая рука» рынка сама отрегулирует рыночный механизм.

 

§3. Утопический социализм и коммунизм.

Социалистические и коммунистические идеи зародились в обществе еще в 15 веке, но наиболее благоприятная для их развития почва сложилась к концу 18-нач.19 века, когда в полной мере проявились такие неблаговидные черты капитализма, как накопление капитала в руках немногих, углубление частной собственности, бедственное положение пролетариев. Всё это вызывало критику капитализма. Социалисты-утописты создавали учения, где общество основывалось бы на принципах коллективизма, справедливости, равенства, братства и не имело бы пороков буржуазного строя.

Первыми представителями утопического социализма являлись Т.Мор – английский гуманист и писатель, Т.Кампанелла – итальянский философ и политический деятель. На вершине утопического социализма стоят французы А.Сен-Симон, Ш.Фурье и англичанин Р.Оуэн. Все они говорили о необходимости изменения общественного устройства и создании нового общества, которое они называли гармонией или коммунизмом.

Основными чертами этого общества назывались следующие:

ü бесклассовое общество;

ü обязательный труд для всех граждан;

ü сочетание промышленного и сельскохозяйственного производства;

ü научное планирование хозяйства;

ü единство науки и производства;

ü распределение общественного продукта.

Последователями утопического социализма стали К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин. Эта теория стала называться научным социализмом (коммунизмом). основные взгляды новой теории были изложены в работах «Манифест Коммунистической партии» и «Капитал».

Принципами коммунистического общества являлись:

ü отмена частной собственности на землю и средства производства;

ü коллективная собственность, принадлежащая всему обществу;

ü одинаковая обязанность трудиться для всех.

 

Контрольные вопросы.

1. О чём толкуют экономические учения древности, и какие их положения дошли до наших дней?

2. Проанализируйте экономические учения меркантилизма. В чем его плюсы и минусы с позиций современной экономики.

3. Почему классическая школа в экономике считается основой для развития современной экономической теории?

4. Проанализируйте основные положения неоклассической школы в экономической теории.

5. Проанализируйте основные положения кейнсианской школы в экономической теории.

6. В чем сущность государственного регулирования экономики с точки зрения классической школы?

7. Проанализируйте экономическое учение физиократизма. В чем его плюсы и минусы с позиций современной экономики.

8. Почему идеи утопического социализма имеют особую привлекательность для общества?

Date: 2016-07-25; view: 346; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию