Разделы занятия
| Ход занятия по логопедической ритмике
|
1. Организация начала занятия. Игрогимнастика «Ходьба по кругу»
| Звучит «Марш» Н. Богословского (СНОСКА: Музыка и движение II. С. 22). Дети в темпе марша входят в зал за педагогом по кругу. По окончании музыки останавливаются перед стульчиками.
|
2. Вокальное музицирование «Приветствие»
| Педагог: «Поздороваемся, споем: здрав-ствуй-те!» (показывает «лесенку» правой рукой). «А теперь ручками и ножками» (отхлопывает и протопывает ритмическую структуру слова). Дети выполняют все действия по образцу.
|
3. Дыхательно-артикуляционный тренинг «Ветер, ветер...»
| Звучит фонограмма «Вой ветра». Дети: «Это шумит ветер». Педагог: «У Весны ветер ласковый и нежный, теплый. У Зимы — холодный, резкий, колючий. Вдох производится носом, выдох ртом — без напряжения. Для создания образа теплого ветра дети широко открывают рот и дуют на ладошку (от кисти до кончиков пальцев). Холодный ветер изображается долгим выдохом через вытянутые губы. Ветер общается с нами: его можно ощутить, услышать, увидеть.
|
4. Игрогимнастика «Ветер и ветерок»
| Педагог: «Покажите, как ветерок качает ветки деревьев.» Дети берут в руки прутики и по образцу поднимают руки вверх и качают ими, выполняя наклоны корпуса с небольшой амплитудой. Музыкальный руководитель исполняет пьесу «Лендлер», музыка Бетховена. Педагог: «А теперь налетел сильный ветер... А вот опять легкий ветерок». Дети в соответствии с музыкальными фразами качают руками с различной амплитудой. Педагог: «Вот ветер стих. Ш-ш-ш-ш» — опускает руки. Дети повторяют действия педагога.
|
5. Эмоционально-волевой тренинг «Звери лесные»
| Педагог: «Сильный ветер разбудил зверей в лесу. Медведю это не понравилось, лиса удивилась, ежик испугался, а заяц прислушался: кто там?». Дети выполняют мимический этюд.
|
6. Вокальное музицирование «Птичка»
| Звучит пьеса «Птичка», музыка А. Аренского (СНОСКА: Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. Ч. 1. С. 545). Педагог: «Прислушайтесь, кто это к нам прилетел?» Дети: «Это птичка». Педагог с детьми встают в круг и поют песенку с использованием имен всех детей. Птичка поочередно оказывается на ладонях каждого из детей. Музыкальный руководитель сопровождает пение игрой на глиняной свистульке. «Птичка прилетела, на ладошку села. Нашему Никите песенку пропела: — Ля—ля — ля —ля, вот и песенка вся».
|
7. Пальчиковая гимнастика «Покормим птичку»
| Педагог: «Давайте ее покормим» - рассыпает по полу зернышки. Дети подбирают их и вкладывают в клювик птичке, пропевая по образцу: «Клю-клю-клю». Педагог: «Посмотрите, у нас под ногами лежат веточки. Сделаем из них гнездо для птичек и отправимся дальше с весенним ветерком». Дети конструируют из палочек гнездо и укладывают туда всех птичек.
|
8. Ролевое стихотворение «Лошадка»
| Педагог: «Чтобы успеть за ветерком, превратимся в лошадок. Влево, вправо повернись и в лошадок превратись. Педагог с детьми рассказывает стихотворение, сопровождая текст движениями:
|
Я копытами стучу и скачу, скачу, скачу.
| Руки у груди, кисти сжаты в кулаки, идут «на месте», высоко
|
Грива вьется на ветру. Но! Но! Но! Тпру-у-у-у!!!
| поднимая ноги. Качают головой влево и вправо. Вибрация губ.
|
9. Игроритмика «Лошадка»
| Под музыку, по образцу педагога дети исполняют музыкально-ритмическую композицию «Едем к бабушке в деревню», постановка А.И. Бурениной (СНОСКА: Буренина А.И. Ритмическая мозаика. СПб.: ЛОИРО, 2000. С. 51).
|
10. Игровой массаж «По песочку, по болоту»
| Педагог с детьми усаживаются на колени в круг и произносят слова, сопровождая их движениями: Лошадки скакали по камушкам, по песочку, быстрые, скользящие движения ладонями, по болоту. Держат щеки пальцами, ритмичные удары растягивая их и резко сжимая, по коленкам; добиваясь хлюпающего звука.
|
11. Речевая игра «Солнышко и дождик»
| Педагог: «Наш шаловливый ветерок принес тучку с теплым дождиком, хочет солнышко спрятать и нас намочить». Дети вместе с педагогом говорят: Светит солнышко в окошко, Не промочите вы ножки, Выходите погулять, Порезвиться, поиграть! Звучит «Вальс» Д. Шостаковича (СНОСКА: Играем и танцуем. С. 34), дети свободно двигаются по залу. Педагог: По деревьям и по крышам Дождик прогуляться вышел! Звучит тема Дождя («Дождик» А. Александрова) (СНОСКА: Бырченко Т. С песенкой по лесенке. С. 28). Дети убегают, прячутся под зонтик педагога.
|
12. Игроритмика «Разноцветная игра»
| Педагог: «После дождя появилась радуга». Раздает радуги (игрушки), дети исполняют с ними танец «Разноцветная игра», музыка Гладкова, постановка А.И. Бурениной (СНОСКА: Буренина А.И. Ритмическая мозаика. С. 48).
|
13. Подведение итогов
| Педагог: «Где мы сегодня побывали? С кем мы путешествовали? Кто нам встретился? В кого мы превращались?» Дети отвечают на вопросы, педагог дает оценку деятельности каждого из детей.
|
14. Организация окончания занятия. Игрогимнастика «Вслед за радугой»
| Педагог: «Радуга укажет нам дорогу из леса» (раскладывает разноцветные ленточки в порядке их расположения в радуге). Дети по цветным ленточным дорожкам «змейкой» идут по залу под «Марш», музыка Н. Богословского (СНОСКА: Музыка и движение II. С. 22).
|