Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эмоционально-волевой тренинг
«ПРИКОСНОВЕНИЕ» Дидактические задачи: развитие эмпатии, коммуникативных навыков, чувства темпа. Игровой материал: зажженная свеча в подсвечнике. Музыкальный материал: Упражнение «Передача платочка», музыка Т.П. Ломовой (СНОСКА: Музыка и движение II. С. 74) (см. Приложение), или любая музыка в умеренном темпе с четкой и ясной фразировкой. Методика проведения. В центре зала стоит зажженная свеча в подсвечнике, звучит спокойная музыка. Дети садятся в круг на колени (подсвечник оказывается в центре круга) и под музыку приветствуют друг друга прикосновением ладошек. Правая ладонь лежит на левой ладони соседа справа, левая ладонь лежит на правой ладони соседа слева. Движение (прикосновение) «передается» по кругу на сильную долю. Педагог: «Мы почувствовали друг друга и готовы вместе играть». «ЗВЕРИ ЛЕСНЫЕ» Дидактические задачи: развитие способности экспрессивно выражать эмоции с помощью мимических движений. Методика проведения. Педагог: «Мы с вами в лесу. Подул ветерок и разбудил зверей. Медведю это не понравилось, лиса удивилась, ежик испугался, а заяц прислушался: кто там?». Дети выполняют мимический этюд. «ЗДРАВСТВУЙ!» Дидактические задачи: развитие коммуникативных навыков, инициативности поведения, быстроты реакции. Методика проведения. Дети входят в зал друг за другом, встают в круг. Педагог: «Давайте поздороваемся друг с другом». Дети протягивают правую руку в центр круга. Руки детей соприкасаются. Качая ими вверх и вниз, они произносят слова: «Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку мне давай!» В конце фразы нужно выбрать себе партнера и притянуть его за руку к себе. «БАБОЧКА» Дидактические задачи: развитие мимической моторики, навыков саморегуляции, воображения. Игровой материал: фонарик. Методика проведения. Педагог дает инструкцию: «Сегодня теплый, летний день, лучики ласково гладят вас (мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка и садится к вам на брови. Бабочка хочет покачаться на бровях, как на качелях. Пусть бабочка качается на качелях. Двигайте бровями вверх-вниз. Сдуем бабочку (направленный сильный выдох вверх — ф-ф). Бабочка улетела, а солнышко светит то в правый глаз (зажмурить правый глаз), то в левый глаз (зажмурить левый глаз)». Педагог, используя свет фонарика, помогает детям представить солнечные лучи. «УПРЯМЫЙ МОТОЦИКЛ» Дидактические задачи: коррекция эмоционального состояния, развитие зрительно-моторных координации. Музыкальный материал: «Автомобиль», музыка М. Раухвергера (СНОСКА: Музыка и движение I. С. 38). (См. Приложение.) Методика проведения. Дети встают в пары. Первый «держит» руль, спиной опираясь на руки второго игрока. Второй управляет им, передвигая его по всему залу. Второй участник озвучивает движение, имитируя звуками момент запуска, ускорение, замедление. Педагог регулирует смену ролей сигналами светофора. На красный свет движение прекращается, и игроки меняются местами. «ВОЖДЕНИЕ ЗА НОС» Дидактические задачи: развитие эмпатии, произвольности движений, коммуникативных навыков. Музыкальный материал: «Старинный танец», музыка Д. Кабалевского (СНОСКА: Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. Ч.1. С. 407). (См. Приложение.) Методика проведения. Участники игры танцуют в медленном темпе в парах, расположившись лицом друг к другу, водя партнера за воображаемую ниточку, которая идет от руки к носу. Игра прекращается с остановкой музыки, затем ведущий и ведомый меняются местами и упражнение повторяется. «ТЕНЬ» Дидактические задачи: развитие эмпатии, умения определять самочувствие партнера и передавать его состояние с помощью движений. Музыкальный материал: «Танец», музыка Д. Шостаковича (СНОСКА: Там же. С. 454). (См. Приложение.) Методика проведения. Дети делятся на пары, в которых один ребенок изображает человека, а другой его тень. Педагог инструктирует детей: «Человек ходит по залу как по лесу: собирает грибы, рвет ягоды, ловит бабочек. Тень ходит за спиной человека и повторяет в точности все его движения. Может ли тень веселиться, если человек задумчив, грустен? Повторяя движения человека, тень должна действовать в том же ритме и в том же настроении. Повторяя движения, нужно пытаться проникнуть в мысли человека, догадаться о целях его действий, уловить его сегодняшнее физическое самочувствие». «БРЕВНЫШКИ» Дидактические задачи: воспитание тактильных ощущений, снятие эмоционального напряжения при помощи телесных контактов. Музыкальный материал: попевка на двух нотах. Методика проведения. Педагог руководит действиями детей, продевая на двух нотах слова: Крутись, вертись, крутись, вертись, Дружка коснись и поклонись. Лежа на спине, дети образуют круг таким образом, чтобы их руки оказались в центре. Каждый участник перекатывается на бок и дотягивается до своего соседа, который тоже разворачивается в его сторону. Они приветствуют друг друга прикосновением. После этого каждый перекатывается на другой бок, чтобы «поздороваться» с еще одним соседом. Педагог замедляет или ускоряет темп песни в зависимости от того, как скоро участники смогли поприветствовать друг друга. «БРА — БРЭ — БРИ — БРО — БРУ» Дидактические задачи: регуляция мышечного тонуса, снятие эмоционального напряжения, тренировка артикуляционной моторики. Музыкальный материал: марш, интонационная поддержка на одном звуке. Методика проведения. Дети свободно передвигаются по залу под звуки марша. С окончанием музыки встают в пары. Педагог предлагает детям изобразить злость («поругаться»). Нахмурившись, дети продевают на одной ноте слоги: «Бра — брэ — бри — бро — бру», глядя друг другу в глаза. На слог «бру» дети соединяют свои ладони с ладонями партнера и добиваются унисонного звучания: «У-у-у». Затем участники игры должны помириться, улыбнуться. «СОННЫЙ ПОЕЗД» Дидактические задачи: развитие эмпатии, слухового восприятия, координации в пространстве, чувства темпа и ритма. Музыкальный материал: двухчастная форма (спокойная и ритмичная музыка). Методика проведения. Дети сидят на стульях. Звучит спокойная музыка. Выбираются 2 ведущих, которые будут машинистами поездов. Они идут вдоль стульев, протягивая руку сидящим. Любой может принять приглашение и последовать за ними. Каждый новый участник встает в цепочку и двигается за своим ведущим. Машинисты дают сигнал к отправлению: «Отправляться нам пора. Да?» Дети отвечают: «Да!» и под ритмичную музыку двигаются по залу с закрытыми глазами, держась друг за друга. Глаза открыты только у машинистов. «НА СОЛНЫШКЕ» Дидактические задачи: снятие умственного напряжения, развитие саморегуляции мышечного тонуса, воображения. Музыкальный материал: «Сказочка», музыка С. Майкапара (СНОСКА: Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. Ч. 1. С. 182) (см. Приложение), театральный шум «Ветер». Методика проведения. Звучит музыка. Дети лежат на полу на боку или на животе. Педагог: «Закройте глазки и представьте, что вы — маленькие черепашки, лежите на желтом песочке возле прозрачного ручейка. Греет солнышко, черепашкам тепло и хорошо. Ручки, ножки расслаблены, шейка мягкая. Вдруг появилась холодная туча и закрыла солнышко. Черепашкам стало холодно и неуютно, они спрятали ручки, ножки, шейку в панцирь (дети сильно напрягают спину, слегка выгибая ее, изображая панцирь), а также напрягают шею, руки и ноги, как бы втягивая их под панцирь, (5-10 сек). Но вот туча улетела, выглянуло солнышко, опять тепло и хорошо. Черепашки согрелись, шея, ручки, ножки согрелись, стали мягкими, вновь появились из-под панциря. Спина расслабляется, дети отдыхают» (СНОСКА: Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Ростов н/Д., 2004. С. 84). Креативный тренинг «ШЛЯПЫ» Дидактические задачи: создание в воображении образов на основе характерных признаков предметов, поощрение инициативного поведения, употребление различных интонационных конструкций. Игровой материал: разноцветные лоскуты ткани по количеству детей. Музыкальный материал: «Неторопливая прогулка», музыка Р. Леденеева (СНОСКА: Играем и танцуем. С. 3) (см. Приложение), или любая спокойная музыка. Методика проведения. Каждый участник выбирает себе лоскут и кладет на голову, как шляпу. Все начинают двигаться по залу под спокойную музыку, произнося слова несколько раз с различной интонацией: «Наши шляпы удивительны, наши шляпы восхитительны!» Любой из участников может прервать эти слова командой: «Раз, два, три — стряхни!» Услышав команду, дети должны скинуть лоскутки с головы, не помогая себе руками. «ВОЛШЕБНЫЙ ПЛАТОК» Дидактические задачи: развитие грациозности движений, умения импровизировать, создание пластичных образов. Игровой материал: разноцветные газовые платки, детали различных театральных костюмов. Музыкальный материал: «Лодочка», музыка Т. Хренникова (СНОСКА: Там же. С. 38). (См. Приложение.) Методика проведения. Группа делится на две равные части. Дети первой группы держат в руках газовые платки и придумывают фигуру, изображая статую. Для выразительности и оригинальности они могут использовать детали различных костюмов. Первый вариант. Дети из второй группы, прогуливаясь по залу под музыку, останавливаются перед понравившейся фигурой и копируют ее с целью оживить статую. Ребенок, наиболее точно скопировавший образец, занимает место статуи и отдает партнеру газовый платок. Роли меняются, игра повторяется. Второй вариант. Участники второй группы не копируют предложенные фигуры, а стараются дополнить их. Таким образом, парами создаются танцевальные импровизированные композиции. «А ЧТО НА ЗАВТРАК?» Дидактические задачи: развитие воображения, коммуникативных навыков. Игровой материал: мячики, кубики, веревочки, деревянные палочки. Методика проведения. На ковре лежат различные предметы. Дети берут себе любой предмет, встают в круг и в порядке очереди предлагают отведать свое блюдо. Ребенок кладет на общий поднос свой предмет, например веревочку, и предлагает остальным: «Съедим на завтрак макароны?» Все дети: «Съедим на завтрак макароны!» (выделяют интонационно слово «съедим»). «ПОКУПАТЕЛЬ И ПРОДАВЕЦ» Дидактические задачи: создание пластических образов с опорой на речевой материал, активизация словарного запаса по лексической теме, употребление прилагательных, согласованных с существительными в роде и числе. Игровой материал: карточки с изображением посуды. Музыкальный материал: « Бег», музыка Е. Тиличеевой (СНОСКА: Играем и танцуем. С. 14) (см. Приложение), или любая музыка в быстром темпе. Методика проведения. Дети сидят в кругу на корточках, перед каждым лежит картинка с изображением товара, например посуды. Предварительно выбирается Продавец и Покупатель. Продавец кричит: «Продаю посуду, продаю посуду!» Покупатель ходит по кругу, осматривает товар, останавливается около одного ребенка. Продавец нахваливает товар: «Смотри, какой чайник красивый, блестящий, можно воду кипятить, можно цветы поливать...» Чайник (встает): «Да, да, да, я такой, вот какой!» (изображает себя, создает пластический образ). Покупатель: «Покупаю!» Чайник и Покупатель становятся спинами. После слов педагога: «Раз, два, три, беги» — Покупатель и Чайник обегают круг, двигаясь в различных направлениях под музыку в быстром темпе. Покупатель старается занять место Чайника. Игра повторяется несколько раз. «ТАНЕЦ ЛОСКУТКА» Дидактические задачи: развитие воображения, интонационной выразительности, концентрация слухового внимания. Игровой материал: лоскуток. Музыкальный материал: Упражнение «Передача платочка» Т.П. Ломовой (СНОСКА: Музыка и движение II. С. 74). (См. Приложение.) Методика проведения. Группа садится в круг. Когда начинает звучать музыка, участники передают лоскуток по кругу. Когда звучание музыки прерывается, участник, у которого в этот момент оказался лоскуток, должен быстро придумать и назвать одежду, которую имитирует лоскуток, а остальные участники, переспросив, должны очень удивиться. Например: — Пальто. — Пальто? — Да-да, пальто! Темп музыки влияет на скорость передачи лоскутка. Когда музыка начинает звучать вновь, игра продолжается. «ЗВУКОВЫЕ КАРТИНКИ» Дидактические задачи: развитие слухового восприятия, инициативности и оригинальности мышления. Игровой материал: магнитофон, музыкальные инструменты. Методика проведения. Звучит магнитофонная запись театральных шумов: § звуков природы; § технических звуков; § шума города. Выбираются три разнохарактерных примера. (Например: шум дождя, гудок парохода, удары топора.) Первый этап. Дети определяют источники звуков, имитируют их. Второй этап. Дети подбирают характерные для вышеназванных звуков изобразительные символы и составляют партитуру (пунктирные, волнистые линии, спираль и т.п.). Третий этап. Вокальное и инструментальное озвучивание партитуры. «ТАНЕЦ ЧАСТЕЙ ТЕЛА» Дидактические задачи: развитие инициативности, смелости принятия решения, пластичности движений, чувства темпа и ритма. Музыкальный материал: «Регтайм», музыка С. Джеплина (СНОСКА: Играем и танцуем. С. 13) (см. Приложение), или любая ритмичная музыка. Методика проведения. Участники под ритмичную музыку стремятся максимально использовать в танце названную ведущим часть тела. Ведущим может стать любой участник. Чтобы согласованно переключаться на новое движение, участники должны следить за всеми танцующими, любой из которых может указать следующий объект для импровизации. «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЛЕС» Дидактические задачи: развитие музыкально-слуховых представлений, инициативности поведения, ассоциативного мышления, воображения. Игровой материал: шумовые или ударные инструменты. Методика проведения. Первый этап. Детям предлагается вспомнить, какие деревья растут в парке, в лесу. На первом этапе дети исполняют на шумовых инструментах «лесные звуки», а с окончанием музыки изображают любое дерево. Каждому дереву соответствует определенное положение рук и подбирается инструмент для звуковой характеристики этого дерева. «Дуб» — руки к плечам, пальцы сжаты в кулаки. «Осина» — пальцы растопырены, руки согнуты в локтях, подняты вверх, кисти дрожат. «Береза» — руки подняты вверх, кисти рук наклонены в стороны. «Елка» — руки опущены вниз, вдоль бедер, кисти приподняты. Второй этап. Игра «Ритмическое эхо» с использованием звучащих жестов. Дети хлопают, шлепают, топают названия деревьев (после показа картинки) и подбирают созвучное «характеру» деревьев звучание инструментов. После чего звучит музыкальная композиция, и дети сопровождают музыку игрой на инструментах, звучание которых было подобрано предварительно. Третий этап. Дети делятся на две команды — «деревья» и «птицы». Деревья сопровождают «игрой» на инструменте движение птиц. Игру можно проводить под фонограмму. «КАЛЕЙДОСКОП ФИГУР» Дидактические задачи: создание пластических образов в соответствии с заданным ритмом. Методика проведения. Дети, сидя в кругу, придумывают и воспроизводят различные пластические фигуры, стараясь не повторить предыдущую. Образы фантазии сначала задаются педагогом, затем свободно развиваются в воображении каждого ребенка. Возможна временная организация этого упражнения при помощи метронома (изменение фигуры происходит под удары метронома в медленном темпе или под удары в бубен). Необходимо чередовать статические фигуры с полным расслаблением. «ЧЕПУХА» Дидактические задачи: развитие ритмичности движений, фантазирования, словесного творчества. Музыкальный материал: двухдольная ритмичная музыка. Методика проведения. Дети сидят в кругу с игрушками в руках. На сильную долю игрушки передаются по кругу. С окончанием музыки движение прекращается. Педагог говорит: «Вот прилетел бесшумно шорох (имитация звука различными способами), новостей принес он ворох». Дети сочиняют и рассказывают по кругу небывальщину о своей игрушке. Например: «К нам в гости пришла сегодня рыбка в шляпе, а у нас петух в школу пошел...» «ВЕРЕВОЧКА» Дидактические задачи: развитие воображения, фразовой речи. Игровой материал: клубок шерстяных ниток, отрезки нити по количеству детей. Методика проведения. В зависимости от изучаемой лексической темы выбирается действующее лицо (персонаж) игры. Например, змея. Педагог: «Что же змея любит?» Дети сидят в кругу, и каждый участник, наматывая свою веревочку (змею) на общий клубок, придумывает, что любит его змея («Моя змея любит охотиться, греться на солнышке, ловить мышей, кусаться, ползать, выступать в цирке»). В результате клубок возвращается к ведущему. «БУРЧАЛКИ» Дидактические задачи: воспитание способности к вокальной импровизации. Игровой материал: предметы посуды, выполненные из различных материалов: стекла, хрусталя, керамики, глины, дерева, железа. Методика проведения. Дети делятся на несколько групп. Каждая группа озвучивает определенный предмет, например глиняный горшок, хрустальный стакан, железную кастрюлю, керамическую миску, деревянную ложку. По сигналу педагога группа начинает исполнять вокальную импровизацию, пытаясь голосом передать характерные тембровые особенности звучания предмета. Тематическое планирование Планирование занятий по логопедической ритмике осуществляется по тематическому принципу. Прохождение каждой лексической темы может длиться от 2 до 4 недель в зависимости от возраста детей, уровня развития группы в целом и от сложности изучаемой темы. Приведенный ниже перечень тем занятий по логопедической ритмике основан на рекомендациях Комитета по образованию г. Санкт-Петербурга по планированию логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении (варианты программ, разработанные логопедами Санкт-Петербурга) (СНОСКА: Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сборник методических рекомендаций. СПб.: Детство-Пресс, 2001. 104 с).
Date: 2016-07-05; view: 382; Нарушение авторских прав |