Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Осознание потребности





Начальным этапом любой модели процесса принятия решения о покупке является осознание потребности. В теории маркетинга считается, что это происходит тогда, когда активизируется нужда человека и он ощущает существенное различие между фак­тическим и желательным состоянием уровня потребления това­ров.

Например, если человек ощущает голод (фактическое состоя­ние) и хочет от него избавиться (желаемое состояние), то он тогда осознает потребность в пище, когда расхождение между этими двумя состояниями достигает существенного различия, иными словами, когда состояние голода превышает некоторую характер­ную для данного человека пороговую величину.

Вместе с тем осознание потребности в тех или иных товарах или услугах не приводит автоматически к принятию решения о их приобретении и потреблении. По крайней мере, два следую­щих фактора оказывают самое непосредственное влияние на по­следнее. Это, во-первых, степень важности для человека осоз­нанной потребности и, во-вторых, наличие соответствующих возможностей для приобретения и потребления данных това­ров или услуг. Например, наличие самого товара, времени для его поиска и приобретения, а также наличие денежных средств.

Заметим, что на активизацию осознания потребности ока­зывает влияние целый ряд факторов, основными из которых являются:

- время (с течением времени активизируется потребность, например, усиливается ощущение голода);

- изменение обстоятельств (например, получение квартиры обусловливает необходимость приобретения мебели);

- приобретение некоторых товаров (покупка мебели вызы­вает желание приобрести новые обои, занавески и др.);

- уменьшение запасов определенных товаров (например, если мы за завтраком съели хлеб, его надо купить к обеду).

Наряду с указанными выше внутренними факторами на ак­тивизацию осознания потребности оказывают влияние и внеш­ние факторы. Иногда достаточно напомнить потребителю о ка­ком-нибудь товаре, как у него появится осознанная потребность в приобретении данного товара. Такое напоминание и следует постоянно осуществлять предпринимательским структурам бла­годаря реализации ими коммуникационной политики и прежде всего рекламы.

Поиск информации

Следующим действием потребителя после осознания им по­требности является поиск информации о необходимых товарах или услугах. Указанный поиск состоит в мотивированной акти­визации знаний, хранящихся в памяти человека, и в случае не­обходимости в получении недостающей информации из внешней среды. После осознания потребности человек первоначально осуществляет поиск информации о требуемых товарах, храня­щейся в его памяти. Если таких знаний достаточно, очевидно, поиск информации из внешней среды не обязателен.

Если же поведение покупателей и потребителей человек считает, что у него недостаточно знаний о требуемых товарах или услугах, то он начинает собирать дополнительную информацию из внешней среды. Мотивацией указанного поиска информации является желание каждого человека сделать выбор товара, наиболее полно удовлетворяющего его осознанную по­требность.

При этом существуют четыре источника внешней информации:

- личные контакты (семья, друзья, знакомые, соседи);

- коммерческие источники (выставки, ярмарки, реклама, дистрибьюторы, дилеры, торговые представители, инфор­мация в магазинах, включающая сведения с дисплеев, упаковку, маркировку, а также коммуникации с продав­цами);

- некоммерческие источники (общественные связи, различ­ные общественные организации);

- эмпирические источники (осмотр, изучение или использо­вание товара).

Наибольшую часть сведений о товаре потребитель получает из некоммерческих источников. Вместе с тем наиболее эффек­тивную информацию о товаре потребитель получает при личных контактах.

Насколько широко и полно потребитель получает информа­цию о необходимом товаре, зависит от интенсивности ее поиска. Существует значительное число факторов, оказывающих влия­ние на интенсивность поиска.

Среди них обычно выделяют сле­дующие:

- особенности искомого товара;

-ограниченность времени у потребителя для удовлетворе­ния осознанной потребности;

- доступность информации об искомых товарах;

- наличие возможностей изучения товара в розничной сети;

- уровень знаний, заинтересованность, существующие мне­ния и отношения, а также демографические характери­стики потребителя.

Знание и понимание поведения потребителя. Во время поис­ка информации об осознанной потребности может быть исполь­зовано при разработке и реализации стратегий маркетинга. Та­кая информация необходима при разработке ценовой политики, политики продвижения и распределения, т. е. ее следует ис­пользовать при разработке и реализации комплекса маркетинга.

Оценка и выбор приемлемых вариантов

На данном этапе процесса принятия решения о покупке по­требителями проводится оценка возможных альтернатив в вы­боре товара. Конечным результатом такого выбора является ус­тановление конкретного товара, наиболее полно удовлетворяю­щего нужды и потребности данного потребителя.

Указанный выше выбор возможен, поскольку каждый кон­кретный товар обладает соответствующим набором свойств, со­вокупность которых и призвана удовлетворить ту или иную по­требность человека. При этом одни и те же свойства имеют раз­ную значимость для каждого конкретного потребителя в зави­симости от его нужд и запросов. Человек обращает больше вни­мания на те свойства товара, которые имеют для него первосте­пенное значение. Например, проводимые опросы потребителей губной помады показывают, что при общем интересе к таким свойствам, как цвет, вид упаковки, консистенция, вкус, аромат, устойчивость, в большинстве случаев первостепенное значение придается цвету и устойчивости.

Многие потребители губной помады, как, впрочем, и других товаров, уверены, что имеющими для них первостепенное зна­чение свойствами обладают товары определенной торговой мар­ки. Совокупность таких мнений характеризует так называемый имидж торговой марки. Последний может быть основан на лич­ном избирательном восприятии, искажении и запоминании и не всегда соответствует реальной действительности.

При выборе потребителем приемлемого товара следует отме­тить, что им не всегда анализируются и оцениваются возмож­ные альтернативы в приобретении товара. Иногда потребитель просто полагается на свою интуицию, порой ему достаточно со­вета друзей или -знакомых, а иногда может быть достаточно и совета продавца.

Поведение потребителей во время выбора наиболее прием­лемых для них товаров следует учитывать предприниматель­ским структурам.

Чтобы оказать воздействие на выбор потреби­теля, предприятие может:

- модифицировать товар;

- повысить качество товара;

- изменить мнение потенциальных покупателей о товаре;

- изменить мнение потенциальных покупателей о предпри­ятии и его конкурентах;

- привлечь внимание потенциальных покупателей к от­дельным свойствам товара.

Покупка

Проведенное потребителем на предыдущем этапе ранжиро­вание возможных альтернатив приобретения данного товара формирует уверенность в целесообразности совершения соответ­ствующей покупки.

Вместе с тем еще остаются, по крайней ме­ре, следующие вопросы:

- Покупать или не покупать?

- Когда покупать?

-Где покупать?

- Как осуществлять расчеты за покупку?

Ответы на эти вопросы не всегда являются однозначными для потребителя, причем вмешательство отдельных обстоя­тельств может нарушить все планы потребителя (рис. 3.9). Та­кими обстоятельствами могут быть, например, вмешательство друзей, знакомых или других людей, имеющих и высказавших определенное негативное мнение. Это может отрицательно ска­заться на выборе товара потребителем. И, наоборот, позитивное мнение других людей только лишь усиливает намерение потре­бителя приобрести выбранный товар.

Оценка возможных альтернатив приобретения товара
Намерение приобрести данный товар
Отношение к выбранному товару отдельных людей
Непредвиденные обстоятельства
Решение о торговой марке, месте и времени покупки, количестве и способах расчета

 

 


3.9. Решение о покупке

 

На окончательное решение о покупке могут оказать влияние и непредвиденные обстоятельства, которые возникают в процес­се приобретения товара, коммуникации или потребления товара. Например, сорт пива, которому отдает предпочтение потреби­тель, может оказаться совершенно неприемлемым в сложившей­ся ситуации.

На решение человека изменить свой выбор, отложить или отказаться от покупки данного товара большое влияние оказывает также риск, который может нести потребитель в результате приобретения и потребления выбранного товара.

Окончательное решение о покупке потребитель принимает тогда, когда он определил торговую марку, место, время и ко­личество приобретаемого товара, а также установил операции, совершаемые при покупке. Это имеет место, если речь идет о покупке товаров, имеющих особую значимость для потребителя. В случае покупки товаров повседневного спроса потребитель не уделяет столько внимания принятию решения и его обоснова­нию.

Потребление товара

Купив тот или иной товар, потребитель может быть удовле­творен или разочарован сделанной покупкой. Например, купив автомобиль и обнаружив какой-нибудь дефект, потребитель бу­дет явно огорчен и останется не совсем доволен сделанной по­купкой. И, наоборот, он будет доволен покупкой автомобиля, как, впрочем, и всякого другого товара, если удовлетворение от потребления данного товара совпало или превзошло имевшие место ожидания. В зависимости от того, насколько удовлетворен или не удовлетворен потребитель приобретенным товаром, он принимает в дальнейшем действия по его использованию и рас­поряжению. При этом возможные альтернативы в действиях по­требителя приведены на рис. 3.10.

Как видно из рис. 3.10, потребитель может:

- использовать товар при первом удобном случае;

- найти новые возможности использования товара;

- сделать кратковременную отсрочку в расчете на более позднее потребление;

- оставить товар на длительное хранение с расчетом ис­пользовать его в будущем;

- освободиться от товара.

Date: 2016-07-25; view: 324; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию