Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Современное состояние российской культуры ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Переход России к принципиально новой модели общественного развития неизбежно сказался на состоянии и направленности развития культуры. В силу того что российское общество пока не достигло устойчивого развития, в культуре одновременно соседствуют и чаще всего конфликтуют самые различные её элементы и процессы. С одной стороны, открытость нашего общества привела к интенсивной плюрализации культурной жизни, возвращению к русской духовности, породила многообразные субкультуры. С другой - ломка прежних идеологических схем и духовных установок, отмена отрицательной культуры привели к духовной неопределённости и дезорганизации. Причём последняя в развитии культуры - её деградация - пока превалирует. Кризис культуры проявляется в снижении духовного потенциала народа, в росте преступности, засилье массовой культуры, в финансировании культуры по остаточному принципу. В средствах массовой информации стало нормой демонстрировать насилие и эротику. Под влиянием негативных явлений в нашем обществе формируется агрессивно-культурный тип личности. Он рассматривает культуру как выражение своего агрессивного начала, как реакцию на ту психологическую обстановку, в которой живёт человек. Поэтому мы сегодня часто сталкиваемся с актами вандализма. С другой стороны, учёные с тревогой отмечают, что культура превращается в инструмент политики. Культура всё интенсивнее и интенсивнее превращается в инструмент завоевания определённого доверия, нужных голосов путём манипулирования сознанием масс. Субъективно психологический арсенал культуры используется сегодня политическими партиями, политическими движениями, они пытаются подчинить развитие тех или иных форм культурной деятельности решению политических задач. Необходимо отметить ещё одну проблему: деформацию системы культуры, её функционирования в обществе. Сегодня культура в основном сосредоточена на двух основных блоках - это блок политической жизни и блок так называемой интимно-эротической сферы, которая так или иначе проникает во все сферы (см.: Социс. 1991. №1. С.65). Экранное насилие и агрессивная эротика вносят свой “вклад” в криминализацию современной жизни, особенно сильно влияя на детей, подростков и молодёжь. Как известно, преступность среди них неуклонно растет. Рождается стереотипное поведение: только насилием и обманом можно достичь жизненного благополучия. По данным различных опросов свыше 46% населения Российской Федерации слова «бизнес» и «жульничество» считают синонимами. Для обывателей понятие «новые русские» означает преступники, а «бизнес» ассоциируется с преступлением. Среди опрошенных предпринимателей лишь 89% считают, что работать не нарушая закон в настоящее время в России можно (см.: Мацкевич И. Кому живётся весело, вольготно на Руси // Предпринимательство. 1995. №1,2. С.37) Духовное обнищание народа чревато экономическим крахом страны. Некоторые российские специалисты утверждают, что в XX в. от национального культурного достояния России осталось лишь около 10% (см.: Российский обозреватель. 1996. №4. С.9). Отрицательно отражаются на культурном развитии общества межнациональные конфликты, забастовочные движения, авантюризм и экстремизм. Наша социально-экономическая среда не использует, не мобилизует богатейшие нравственно-психологические ресурсы, заключённые в каждом от рождения, не тренирует их. В итоге у нас каждый человек в отдельности очень духовный, а все вместе образуют бездуховную - конфликтную - общность, общество обособленных людей (см.: Хараш А. Человек рынка // Общественные науки и современность. 1992. №5. С.34). Каковы же причины плачевного положения культуры в современном российском обществе? Их много. Они тесно друг с другом связаны. Многие из них невозможно понять вне контекста общемировых проблем и тенденций развития культуры. Прежде всего следует отметить, что упадок российской культуры - явление не уникальное. В современном мире в самых развитых странах наблюдаются во многом схожие процессы и явления. Например, Министерство труда США заявило, что в настоящее время требованиям высокоэффективного рабочего места соответствует лишь 4% американских компаний (США: ЭПИ. 1995.№6.С.47). Ещё один пример: современный американский учёный П.Вайрих дал такую характеристику американской и российской культуре: «Ныне в Америке единственной могущественной силой в культуре является индустрия развлечений и она почти полностью во власти зла: если русские окажутся достаточно мудрыми, они не позволят, чтобы то же случилось у них самих». И далее пишет: «...Америка больше не литературная культура, а видеокультура. Американцы не читают книги. Большинство американцев не читают ничего, кроме спортивных страниц и комиксов в газетах. Американцы также не посещают картинных галерей и театров, и они не слушают серьёзной музыки. Вместо этого они смотрят телевидение» (Вайнрих П. Указ.соч.С.13). Как реакция на эти явления в США появился культурный консерватизм и усиливается движение под названием «ретрокультура» (т.е. движение, стремящееся к познанию и воссозданию прошлого). Большинство западных исследователей признают огромный потенциал российской культуры. Поэтому выход из кризиса они видят в первую очередь в опоре на «доморощенную культуру», а не в имитации ещё какой-либо «системы», обломками которых завален современный мир. Для этого необходима научно обоснованная концепция развития культуры и соответствующая программа практических действий. Ни того ни другого пока нет. В культуре вызревает тенденция опереться на какую-то сильную руку, идёт бездумное навязывание чужеродных для российской культуры элементов. Отсюда высокая степень конфликтности общества, отсутствие единства в политической элите. Негативное влияние на степень развития культуры оказывает и тотальная коммерциализация. Она опасна для общества. Многие культурные ценности могут оказаться «не по карману» значительной части населения. А то, что доступно, не всегда способствует возвышению, обогащению личности. Многое ещё воспринимается некритично, т.к. нет всеобщей тяги к овладению глубокими научными знаниями. Коммерциализация вытесняет в среде работников культуры просветительскую парадигму культуры. Это опасно. Если мы обратимся к истории культуры, то увидим: просветительская парадигма в ней была всегда, это был элемент воспроизводства культуры. У российского общества, несмотря на большие проблемы, есть огромный культурный потенциал, который, по мнению крупных учёных, невостребован из-за амбиций политиков и государственных деятелей, из-за неумения или нежелания использовать его во благо общества. * * *
В заключение подведём некоторые итоги. В социологии культура рассматривается как совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества. Важнейшим продуктом культуры является сам человек. Культура, являясь социальной системой, одновременно выступает объективным фактором по отношению к другим социальным системам и личностям. В то же время люди изменяют культуру. Она образуется из бесконечного многообразия входящих в неё культур различных социальных субъектов. В процессе развития общества выделяется то та, то другая подсистема внутри культуры. Но жизнь убеждает, что все подсистемы одинаково необходимы, равноценны для развития культуры. Роль каждого этноса, каждого поколения, каждого класса в культуре непреходяща. Культура порождается материальными потребностями, интеллектуальными и эстетическими запросами. Культура - это «вторая природа». Она представляет собой открытую систему, т.е. она не завершена, продолжает развиваться и взаимодействовать с обществом в соответствии с собственной логикой, со своими внутренними законами. Многообразие проявлений культуры соответствует многообразию человеческой деятельности.
Date: 2016-07-25; view: 1040; Нарушение авторских прав |