Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ко многим общечеловеческим проблемам социокультурной жизни народы шли двумя не совпадающими по традиции путями.





Типология культуры

Типологизация любого явления имеет прежде всего познавательную ценность. Типология является своеобразным инструментом для анализа тех или иных явлений, процессов, фактов. Каждая типология имеет свою ценность, достоинства и недостатки.

В научной литературе обычно принято делить культуру на материальную и духовную соответственно двум основным видам труда и способам окультуривания человеком действительности – физическому и умственному.

Под материальной культурой понимается сфера материальной деятельности и её результаты (орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежда, средства транспорта и др.).

Понятие “духовная культура” используется для обозначения сферы сознания, духовного производства (познание, язык, нравственность, воспитание, право; наука, искусство, литература, религия, политика, идеология, мифология).

В то же время очевидно, что разделение культуры на материальную и духовную сугубо условно.

Под влиянием НТП материальные и духовные элементы культуры сближаются. Они взаимно проникают друг в друга. Примером может служить процесс превращения науки (духовного элемента) в непосредственную силу (материальную) общества. Как считают специалисты, в ближайшем будущем любой товар будет состоять лишь на 5-10 % из промышленного продукта и на 90-95% – из продукта интеллектуального.

Культуру можно подразделить по степени значимости на актуальную и неактуальную (востребованную или невостребованную). Актуальная культура используется для обозначения тех ценностей, которые реально функционируют в данном обществе. Обновление культуры – это в значительной мере процесс смены типов актуальности культуры. Например, переход от авторитарного – тоталитарного типа культуры к демократическому.

Первый тип культуры закрытого характера. Такой культуре присущи такие черты, как догматизм, отрыв от реальных проблем, навязывание сверху ценностей, игнорирование реальных запросов людей. Для культурной политики свойственен замкнутый характер. Оценка проблем культуры подменяется художественно-эстетической оценкой отдельных произведений. Культура в тоталитарном обществе обращена к народу вообще, без социокультурного адреса. Она является служанкой идеологии и политики.

Основой демократической культуры является человек. Он главная её ценность, активный субъект. Культурная среда в условиях демократии основана прежде всего на “горизонтальных связях”, практически без какой-либо централизации.

Культура может быть подразделена в зависимости от масштабности: общемировая, страновая, региональная, социальной группы или общности, личности. Если в том или ином случае речь идёт о культуре не всего общества, а его части (социальной группы или общности), то при этом часто используется понятие субкультура, т.е. подкультура общества.

Эмпирически хорошо известно несовпадение между культурой общества и культурой отдельного индивида. Каждый человек есть часть культурного субъекта, создающего общественную культуру, но в сфере её “присвоения” и превращения в “свою культуру” он одновременно является объектом многосторонних воздействий со стороны конкретного культурного окружения и активным субъектом взаимодействия с ним. Активность личности всегда значима, никогда не безразлична для культуры, может творчески развивать или деформировать культуру во всех её формах.

Наряду с субкультурой личности можно выделить множество других субкультур: группы, общности и т.д.

Одной из разновидностей субкультуры является контркультура, когда культура той или иной части общества оказывается противостоящей доминирующей культуре общества в целом, является её антагонистом. Наличие и распространение контркультуры как целого образования, а не как отдельных остаточных явлений, - признак кризиса культуры того или иного общества, неудовлетворённости человека предлагаемыми данной культурой системой ценностей, норм и образцов поведения.

У разных народов в культуре много общего, но есть и существенные отличия. Так, в Великобритании консерваторы слово “культура” считают сталинским словом. Вместо него используют “наследие”. В 1993 г. в Великобритании создано Министерство по делам искусства, спорта и наследия. Оно, по словам министра П.Брука, должно заниматься тем, что делают люди, когда они не работают. (Раньше министерство называлось “Министерство по вопрсам искусства и библиотек”.)

Во Франции недавно произошло слияние Министерства культуры с Министерством образования. Это свидетельствует о стремлении руководителей усилить взаимодействие между этими двумя сферами.

Известно, что, когда японцы рассказывают о печальном событии, они улыбаются, чтобы не огорчить слушателя. Другой пример.Мусульманин будет поражён, увидев алкогольные напитки на столе на христианских поминках.

Латиноамериканцы и североамериканцы общаются не одинаково. Североамериканцы при общении держатся холодно и отчуждённо. Для них удобное расстояние в разговоре 75 см., а для латиноамериканцев – это далеко. Латиноамериканцы любят дотрагиваться до собеседника. Североамериканцы – нет.

О чём говорят эти примеры?

Каждое общество обладает определённой системой образцов поведения, традиций, представлений о мире. Люди в разных обществах ведут себя не одинаково. Каждое общество обладает своей культурой.

Ко многим общечеловеческим проблемам социокультурной жизни народы шли двумя не совпадающими по традиции путями.

Начиная с античности в истории возникли две разные структуры, два расходящихся в дальнейшем типа духовной культуры – европейская и неевропейская. Последняя, не исключающая определённого многообразия вариантов, обладала общим характером – отсутствием жизнеспособных структур и ценностей частной собственности, “гражданского общества”. Общинность и деспотизм в той или иной степени закрепляли в духовной традиции ценности государственного бытия человека, идеологии государственности. Религия, этнос сословной жизни, чиновничества, армейской службы, государственных работ органически соответствовали данной традиции.

Неевропейство по мере исторического развития лишалось былого географического смысла и проступало всюду, где государство принимало абсолютные формы воплощения (см.: Волков Ю.Г. Идеологическое затмение? // Социс. 1994. №10. С 8).

История “европейства” - это традиция формирования ценностей, идей, суть которых неразрывно связана с тенденцией ограничения власти государства, его вмешательства в жизнь обществаи личности. С этой точки зрения либерализм – действительно классический феномен западноевропейской цивилизации. В либерализме, объявившем частную собственность священной и неприкосновенной, впервые была дана трактовка человека как суверенной личности, которой нельзя навязывать привнесённые извне или сверху правила.

Неевропейскую культуры чаще всего отождествляют с восточной или азиатской культурой. Последняя ищет опору во внутреннем духовном мире, нравственности, а европейская – в законности, праве.

Восточные культуры стали предметом многочисленных исследований, важным ориентиром для стран третьего мира. Наиболее эффективные модели управления или их отдельные элементы стремятся приспособить к своим культурным традициям, к менталитету населения. Наблюдается отход от универсальности и бесспорности западной культуры.

Культура любого общества – это основа и средство национальной идентификации. Она помогает народам осознать и сохранить свою самобытность, найти своё особое место в мире.

Date: 2016-07-25; view: 257; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию