Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Становление институтов контрактного права и предпринимательства в транзитивных национальных экономиках





 

Еще одной важной задачей в развитии национальной экономики переходных систем является формирование эффективного института контрактного права. Под договорным правом в Украине понимают совокупность правовых норм, размещенных в Гражданском кодексе Украины, других актах гражданского законодательства и других актах законодательства Украины, которое устанавливает: принципы договорных отношений; правила и порядок заключения договора; содержание договора, то есть права и обязанности сторон; порядок выполнения договорных обязательств; правовые последствия неподобающего выполнения договорных обязательств и способы защиты нарушенных прав сторон договора. Новый этап его развития начался 1 января в 2004 г., когда были введены в строй Гражданский и Хозяйственный кодексы Украины. В частности, впервые было легально определено понятие договора как договоренность двух или больше сторон, направленную на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Согласно Гражданскому кодексу Украины все договоры разделяются на одно-, дву- и многосторонние. Если одна сторона берет на себя труд выполнить определенные действия (или воздержаться от них) относительно другой, которая наделяется лишь правом требования без возникновения встречной обязанности, договор называется односторонним. Двусторонний договор имеет место, когда обе стороны наделены как правами, так и обязанностями. Содержание многосторонних договоров непосредственно не определенно. Но поскольку они являются одним из видов гражданско-правового договора (какой приближается к двустороннему), предусматривается возможность применения общих положений о договоре в случаях, которые не противореччат многостороннему характеру настоящих договоров.

Еще одним критерием классификации договоров является их возмездность или безвозмездность. При этом установлена презумпция возмездности, то есть договор считается возмездным, если другое не установлено законом, самим договором, или не выплывает из его сути. Договор считается возмездным, если каждая из сторон имеет взаимные обязанности относительно передачи материального или невещественного оборотоспособного блага, предоставления услуги, совершения другого действия, которое является объектом гражданского права, а безоплатным – когда отсутствует такая взаимность. Часть договоров является всегда возмездными (например, купли-продажи, подряда, поставки), часть – всегда безвозмездными (дарование), тогда как некоторые в зависимости от определенных условий.

Существуют определенные принципы договорных обязательств: свободы договора, диспозитивности, экономичности и сотрудничества, надлежащего выполнения договорных обязательств, обязательности выполнения договора, судебного адекватного применения договорных и законных санкций к нарушителю договорного обязательства. Кроме них действуют общецивилизационные принципы: справедливости, добросовестности, незлоупотребления правом, нравственности.

Становление эффективного института контрактного права необходимо для для развития института предпринимательства, эволюцию и состояние которого можно проанализировать на примере малого предпринимательства. В Украине малыми предприятиями считаются юридические лица-субъекты предпринимательской деятельности любой организационно-правовой формы ведения хозяйства, в которых среднеучетное количество работающих за отчетный период не превышает пятьдесят чел., а объем валового дохода от реализации продукции за этот же период не превышает сумму, эквивалентную пятистам тысячам евро за среднегодовым курсом НБУ относительно гривни. В 2008 г. в Украине насчитывалось 307398 малых предприятий, а среднесписочное количество наемных работников на них составляло 1746 (для сравнения в 1995 г. эти цифры составляли соответственно 96019 и 1124,9). Наибольшее количество малых предприятий занимается теми видами деятельности, которые не требуют значительного объема начального капитала и характеризуются относительно быстрым сроком окупаемости вложенных средств и несложными условиями ведения дела: оптовой и розничной торговлей, общественным питанием, операциями с недвижимостью, сдачей под найм и услугами юридическим лицам. Относительно региональных особенностей развития малых предприятий можно отметить, что наиболее привлекательными для них являются большие промышленные центры и пограничные области, которые имеют выгодное геополитическое расположение: м. Киев, Донецкая, Днепропетровская, Харьковская, Львовская, Одесская области, а также АР Крым. В то же время Черновецкая, Тернопольская, Волынская, Черниговская, Кировоградская области характеризуются незначительным количеством таких предприятий.


За годы независимости Украины благодаря развитию предпринимательства была сформирована конкурентная среда, активизирована инновационная деятельность, преодолен дефицит и насыщен рынок разнообразными товарами и т.д. Следует обратить внимание на негативные моменты: региональные и отраслевые диспропорции предпринимательской деятельности, неоднозначные результаты ее государственной поддержки, развитие теневой деятельности и др. Предпринимательство в Украине нуждается в последующей поддержке, основными направлениями которой должно стать совершенствование налогового законодательства, повышение финансовой стойкости предприятий, улучшение осведомленности предпринимателей относительно содержания нормативных актов, усовершенствование работы органов государственного управления.

 

Таблица 1 – Сравнительная характеристика системы «власть – собственность» и частной собственности Источник: [К, с. 9-10]

 

Признаки Система «власть-собственность» в советской административной экономике Трансформация системы «власть – собственность» в постсоветской экономике Украины Система частной собственности в рыночной экономике ведущих стран
1. Форма собственности Общественно служебная Частно бюрократическая Частная (индивидуальная или коллективная)
2. Субъекты прав собственности Государственные чиновники Государственная бюрократия (народные депутаты всех уровней власти, государственные служащие высших рангов), политические деятели, политическое «лобби» Индивидуальные владельцы ресурсов, домохозяйства
3. Тип правомочия собственности Властные общественно служебные правомочию (полномочия) чиновников в рамках иерархической системы государственного управления Индивидуальные правомочию чиновников относительно владения, распоряжения, пользования государственными и негосударственными ресурсами, в зависимости от места во властной иерархии, которая подается ими как служение общественным интересам Индивидуальные правомочию владения, пользования, распоряжения и др.  
4. Целевая функция субъектов Максимизация разницы между полученными «раздачами» и сделанными «здачами» Максимизация полезности от личного использования собственности или от получаемой бюрократической ренты за «содействие» или «покровительство» в использование другими Максимизация приведенной текущей стоимости активов или дивидендов по акциям (частицах и предприятии)
5. Система стимулов Административны контроль и принуждение Индивидуальные стимулы к повышению личного благосостояния. Административный контроль за взиманием бюрократической ренты Индивидуальные стимулы к повышению личного благосостояния
6. Механизмы и инструменты передачи прав собственности «Сдаче» и «раздаче» «Сдаче» и «раздаче», принудительные контракты с использованием административного давления, контракты с заранее определенными субъектами, которые согласны оплатить «бюрократическую» ренту («откат») Контракты между независимыми участниками
7. Субъекты – гаранты прав собственности   Спеціальні-адміністративно-контролюючі подразделы центральной и региональной власти Специальные административно контролирующие органы, разрешительные органы, подконтрольные суды и правоохранительные органы Независимые суды и правоохранительные органы
8. Механизм гарантий прав собственности Административные жалобы Админинстративни жалобы, судебные иски на нарушителей через подконтрольные суды Исковые заявления на нарушителей контрактных обязательств
9. Формирование трансакційних расходов: а) спецификации прав собственности; б) их передавания и перераспределения; в) их защите а) права собственности преднамеренно размываются чиновниками с целью исключения ренты и как база для коррупции; б) существуют расходы влияния в рамках иерархических структур; в) защита прав проводится государственными чиновниками «в индивидуальном порядке» а) права собственности низькоспецифіковані, в большей степени размытые и ситуативные и в любой момент могут быть изменены властным решением в зависимости от изменения позиции во властной иерархии или изменения размера получаемой «бюрократической» ренты; б) существуют расходы влияния в рамках иерархических структур; в) защита прав проводится государственными чиновниками «в индивидуальном порядке»; с помощью подконтрольных судов, которые объясняют нормы законодательства на собственное усмотрение; с помощью криминальных группировок («кришування») а) права собственности четко специфицированы с помощью легальных процедур; б) существуют расходы заключения и выполнения контрактов; в) государство защищает в рамках цстановлених законом процедур права индивидуальных владельцев

 








Date: 2016-07-25; view: 352; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию