Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные этапы развития национальной экономики Украины
Национальная экономика изучает историческое и социально-экономическое развитие отдельной страны. Изучение национальной экономики Украины нуждается в знании исторических особенностей и факторов ее развития в прошлом. Стадия возникновения национальной экономики Украины берет свое начало со времен Киевской Руси (феодальный строй). Именно в этот период идет активное формирование украинской нации с ее характерными признаками и способами экономического бытия. Русские князья значительное внимание уделяли формированию единой национальной хозяйственной системы государства. Но с распадом Киевской Руси, с конца ХІ ст. начинается период упадка национальной хозяйственной системы Руси, что было вызвано междоусобными войнами за политическую и экономическую власть в государстве. Междоусобная борьба сделала Киевскую Русь уязвимой и привела к тому, что украинские земли почти до конца XX ст. находились в колониальной зависимости от других государств. В начале ХХ ст. начинается новый этап в развитии национальной экономики Украины. Первая мировая война имела разрушительное влияние на экономику Украины. Прекратилась внешняя торговля, замерли огромные черноморские порты, заводы и фабрики увеличивали военные заказы и сокращали производство предметов широкого потребления. Металлургическая промышленность Украины шла к упадку; обветшала каменноугольная промышленность Донбасса. Испытало большую разруху сельское хозяйство. В результате разрушений, причиненных транспортному хозяйству, сокращались объемы перевозок. Инфляция и рост государственной задолженности сделали еще тяжелее положение широких слоев населения. Противоречивый этап экономической истории Украины ознаменовала национально-демократическая революция 1917-1919 гг. В марте в 1917 г. представители украинской интеллигенции образовали Центральный Совет (ЦС), который ставил цель добиться автономии в составе России. Но ЦС не смог наладить эффективного государственного управления, обеспечить стабильность и порядок. Через несколько месяцев после принятия Третьего универсала и создания Украинской Народной Республики (УНР), ЦС обнародовал основные принципы своей экономической политики. Значительное место в Третьем универсале было отведено решению аграрных вопросов. Объявлялась отмена частной собственности на земли помещиков, церкви и других нетрудовых хозяйств сельскохозяйственного назначения. Эти земли должны были перейти в руки трудящихся крестьян без выкупа. В Третьем универсале декларировалась необходимость „лучшего упорядочивания производства, равномерного распределения продуктов потребления и лучшей организации труда”. Провозглашалось введение восьмичасового рабочего дня. Однако правительство УНР не проявило последовательности и решительности в реализации этой программы. ЦС постепенно отказался от немедленного решения аграрного вопроса. С приходом к власти гетмана П.Скоропадского в украинской национально-демократической революции начался новый этап. Осуждая деятельность „социалистической Центральной власти” он выступил за возобновление частной собственности и свободы предпринимательства. Правительство возвращало национализированные предприятия прежним владельцам. На производстве ограничивалась профсоюзная деятельность, уровень зарплаты определялся владельцем фабрики и т.п. В результате такой политики летом и осенью 1918 г. на Украине прокатилась волна рабочих забастовок и крестьянских беспорядков, которые вместе с другими причинами привели к ликвидации «государства Павла Скоропадского». В декабре в 1918 г. Гетман был свален Директорией. Ее экономический курс не отличался последовательностью. Одним из первых своих мероприятий Директория объявила о намерении ликвидировать нетрудовые хозяйства в селе, монастырском, церковном и казенном землевладении. Правительство намеревалось установить в Украине национальный вариант советской власти, стремилось этим выбить из рук большевиков один из важнейших пропагандистских козырей. В результате вооруженного восстания, которое состоялось в начале ноября в 1918 г. открылась новая страница истории Восточной Галичины. Была свалена власть Австро-венгерской монархии и провозглашена Западноукраинская Народная Республика (ЗУНР, а затем ЗОУРН ). Законодательным органом стал Украинский Народный Совет. В его программной декларации от 5.11.1918 г. провозглашалось народовластие, основы экономической политики республики, гарантировались права и свободы граждан, их национальное и социальное равенство. Была проведена земельная реформа. В ее основе лежал принцип сохранения частной собственности на землю. Конфискации подлежали государственные земли, земли, которые принадлежали членам господствующей династии, церковные, приобретенные с целью спекуляции, и те, которые превышали разрешенную норму площади. Надел землей предусматривалось начать сразу по завершении войны. До той поры землей должны были распоряжаться земельные комитеты. Успехи государственного строительства ЗУНР были перечеркнуты военными неудачами Советской России на полях битвы первой мировой войны. Непоследовательность и нерешительность украинских национальных правительств в проведении экономических превращений были самыми главными причинами поражения национальной революции и потери государственности. Следующим этапом в развитии национальной экономики Украины стал „военный коммунизм” и новая экономическая политика. В конце 1918 – в начале 1919 гг. значительная часть Украины была большевистской. Весной в 1919 г. на территории УССР была введена жесткая экономическая политика „военного коммунизма”. Эта политика предусматривала национализацию всей земли, промышленных предприятий, торговли, принудительную трудовую мобилизацию, ликвидацию товарно-денежных отношений, централизованное распределение продуктов и товаров. Финансовое хозяйство Украины было подчинено финорганам России. Происходило огосударствление промышленности. Катастрофическое положение в экономике, к которому привела политика «военного коммунизма», привело к резкому росту недовольства большевиками. Оно вылилось в военные мятежи, большие рабочие забастовки и крестьянские восстания. В 1921 г. правительство вынуждено было признать полный провал политики „военного коммунизма” и перейти к новой экономической политике (НЭП), что стало новым этапом в развитии национальной экономики. Основные составляющие Нэпа: возобновление торговли и товарно-денежных отношений; введение стойкой денежной единицы, предоставления ей конвертируемости; разрешение частной торговли; денационализация средних и мелких предприятий, возвращения их старым владельцам; введение хозяйственного расчета на предприятиях (право продажи сверхплановой продукции); разрешение иностранных концессий (передача на определенных условиях и на определенный срок права эксплуатации отдельных государственных объектов); возобновление материальных стимулов производства, развитие кооперации и аренды; уменьшение государственного вмешательства в экономику. За собой правительство оставляло контроль над тяжелой промышленностью, банками, транспортом и внешней торговлей. В сельском хозяйстве предусматривалась система мероприятий, среди которых главной была замена продразверстки продналогом. Размер налога определялся в канун посевной и был в два разы меньше, чем размер продразверстки, предусмотренной на 1921 г. Крестьянам позволялось продавать избыток продукции на рынке, организовываться в кооперативы, а также арендовать землю и использовать наемный труд. В промышленности НЭП предусматривал возвращение мелких и средних предприятий их владельцам, проведение децентрализации управления промышленностью. Предприятия могли объединяться в тресты. Была отменена обязательная трудовая повинность, создавались условия для формирования рынка рабочей силы. В промышленности также позволялось использование наемного труда и аренды. Во время проведения НЭПа привлекался иностранный капитал путем создания концессий и совместных предприятий. В торговле создавались условия для развития трех ее форм: частной, государственной и кооперативной, открывались ярмарки. В 1922 – 1924 гг. было введено в оборот новую денежную единицу – червонец, который равнялся 10 золотым карбованцам, стал конвертируемым и способствовал оздоровлению экономики в целом. Была введена единая система налогов, создавались сберегательные кассы и сберегательный банк. НЭП способствовал развертыванию кооперативного движения. Сформировалась единая система кооперации: потребительской, сельскохозяйственной, кредитной, производственной. Она способствовала повышению производительности труда, заготовки и сбыта продукции, эффективному кредитованию крестьянских хозяйств. В условиях НЭПа довоенного уровня достигли отрасли легкой, пищевой промышленности, производство предметов потребления. Однако отставали отрасли тяжелой промышленности, транспорт и связь, которые были под контролем государства. Становилось очевидным несоответствие между идеологией большевиков и их повседневной практикой. В конце 20-х годов НЭП был свернут. Поводом к этому стал дежурный хлебозаготовительный кризис 1927 – 1928 гг. В начале 1928 г. начали применяться командно-административные мероприятия руководства, экономика перешла к этапу индустриализации и коллективизации УССР. Основными источниками индустриализации были: национализация промышленности, увеличения прямых и непрямых налогов, использования трудового энтузиазма тружеников и принудительного труда политических узников, коллективизация сельского хозяйства, конфискация церковного и монастырского имущества, прибыли от внешней торговли и др. В отличие от развитых стран мира индустриализация в СССР осуществлялась не для удовлетворения потребительских потребностей населения, а для промышленности. Признавая, что в Украине утверждался тоталитарный режим, и она была лишена даже остатков национальной экономики, все же следует отметить, что строительство тысяч новых заводов в течение десятилетия вывело Украину на уровень больших индустриальных стран Европы. Ее промышленный потенциал в 1940 г. в 7 раз превышал показатель 1913 года. Еще никогда в истории какое-либо общество не имело возможности осуществить огромные экономические превращения за такой короткий период. Но западноукраинский регион оставался аграрно-сырьевым придатком, рынком сбыта, источником сырья и дешевой рабочей силы для иностранных стран. После распада Австро-венгерской империи и поражения национально-освободительной борьбы западноукраинские земли были разделены между Польшей, Румынией и Чехо-Словакией. Эти страны значительно отставали от промышленно развитых стран Европы. Производительные силы Галичины развивались в соответствии с интересами польской экономики (85% предприятий были мелкими, свыше 80% населения края занимались сельскохозяйственным производством). В межвоенный период Украина оставалась территориально разъединенной, а ее экономика развивалась по принципам, которые мало согласовывались с интересами украинского народа. Сильное влияние на развитие украинской экономики оказала Вторая мировая война и послевоенное восстановление экономики. Начало Второй мировой войны принесло Украине значительные территориальные изменения. Западноукраинские земли (Восточная Галичина и Западная Волынь в 1939 г., Северная Буковина и Южная Бессарабия в 1940 г.) были присоединены к Советской Украине и СССР в целом. Это привело к важным экономическим изменениям. Была ликвидирована частная собственность на основные средства производства, национализированы помещицкие земли, промышленные предприятия, торговля и транспорт. В селе осуществлялась экспроприация собственности зажиточного крестьянства. В то же время советская власть ассигновала значительные средства на реконструкцию промышленных предприятий. Особое внимание уделяли предприятиям пищевой, легкой, местной промышленности. На начало Великой Отечественной войны 1941 г. в Западной Украине фактически была ликвидирована безработица. В результате Второй мировой войны Украина испытала больше разрушений, чем любая другая европейская страна. В руины были превращены 720 больших и малых городов, 28 тыс. сел Украины, 16,5 тыс. промышленных предприятий, 18 тыс. лечебных учреждений, 33 тыс. школ, техникумов, вузов и научно-исследовательских институтов, 19 тыс. библиотек, свыше 30 тыс. колхозов, МТС. Десять миллионов человек остались без крыши над головой. Страшными были человеческие потери, которые составляли 8 млн. чел. (военные – 2,5 млн., гражданские – 5,5 млн.). Общие демографические потери, которые включают убитых в боях, умерших в концлагерях, депортированных, эвакуированных и эмигрантов, составляют 14,5 млн. чел. Восстановление разрушенного хозяйства происходило в чрезвычайно сложных условиях. Как и раньше, опережающими темпами развивались отрасли тяжелой промышленности, хронически отставали пищевая и легкая промышленность. До мая в 1945 г. было отстроено и введено в строй почти 3 тыс. больших промышленных предприятий Украины, что составляло почти треть довоенных производственных мощностей. Значительные изменения в первые послевоенные годы произошли в западных областях Украины. Здесь началась форсированная ликвидация частной собственности, принудительное привлечение крестьян к колхозам, поспешная индустриализация. В целом в 1950 г. промышленное производство в западных областях составляло 10% общеукраинского (против 3% в 1940 г.). Но рядом с весомыми успехами в промышленности, сельское хозяйство значительно отставало. Характерной чертой послевоенного восстановления было и то, что экономическое развитие происходило преимущественно на экстенсивной основе. На этапе социально-экономического развития Украины в 50-х – 60-х годах значительное внимание было уделено реорганизации управления промышленностью. Чтобы уменьшить расходы централизованного производства, с 1953 г. началось сокращение количества всесоюзных министерств и передача части экономической власти республиканскому руководству. Ускорился процесс технической реконструкции многих предприятий. Тысячи предприятий, лишившись опеки центра, заработали на полную мощность. Началось производство многих типов новых машин, агрегатов, приборов. Внутренний рынок наполнялся телевизорами, радиоприемниками, стиральными и швейными машинами, пылесосами, холодильниками, велосипедами и другими товарами отечественного производства, которых раньше не хватало. Темпы прироста промышленной продукции почти вдвое превышали эти показатели за период 1965 - 1985 гг. Однако реформы имели половинчатый характер. В то время как промышленно развитые страны мира разворачивали ресурсосберегающие технологии, Советский Союз „перегонял” их по добыче сырья. В октябре в 1964 г. в СССР к власти пришло новое руководство, которое возглавил Л.Брежнев. Оно начало с экономической реформы, которую часто называют „Косыгинской реформой”, которая предусматривала: сократить плановые показатели, создать на предприятиях фонды материального стимулирования; кредитовать промышленное строительство, а не предоставлять дотации; ликвидировать раднаргоспы и возобновить отраслевую систему управления; повысить закупочные цены на сельхозпродукцию; перераспределить часть национальной прибыли в интересах аграрного сектора. Первые шаги реформы дали позитивные результаты, но уже в начале 70-х годов темпы реформы начали снижаться. Наступили годы застоя. К середине 70-х годов ХХ ст. советская экономика полностью потеряла присущий для 50-60-х годов динамизм, развиваясь экстенсивными методами. Украинская экономика превратилась в интегральную часть „общесоюзного народнохозяйственного комплекса”, стала заложницей экономической стратегии центра. В Украине размещались производства с незавершенным циклом, что делало республику зависимой от других регионов СССР. Ее традиционно развитые индустриальные отрасли экономики – добыча угля, металлических руд, тяжелое машиностроение, производство металлов, - быстро обветшали через нехватку новых технологий, становились нерентабельными. Основой советской экономики, как и раньше, были топливно-энергетический и военно-промышленный комплексы (ВПК). В середине 70-х годов часть ВПК в общем объеме промышленного производства составляла свыше 60%. На военную промышленность работало до 80% машиностроительных заводов. Перекосы в структуре экономики обусловили ее деформированный, нерациональный характер. В течение 70-х годов в Украине происходило замедление экономического развития, которое превратилось в качественный упадок в начале 80-х годов. Углубились диспропорции между отраслями хозяйства. Не хватало товаров широкого потребления. Ухудшалась ситуация в сельском хозяйстве. Механизация фактически была сведена к снабжению колхозов и совхозов низкокачественной техникой; химизация в значительной мере повлекла загрязнение земель и сельскохозяйственной продукции химикатами, а мелиорация приводила к разорению плодородных земель и нарушению экологического баланса. В соответствии с этим не изменялся на лучше и благосостояние народа. Если в конце 60-х – в начале 70-х годов наблюдался определенный рост жизненного уровня людей, то в дальнейшем этот процесс замедлился, даже невзирая на постоянный рост средней заработной платы. Невозможность реализации доходов через дефициты на потребительские товары вела к росту инфляции, спекуляции, развития теневой экономики, формирования мафиозных группировок. Во второй половине 80-х годов кризис в экономике еще больше углубился. Поразительного удара и без того критическому состоянию нанесли падение цен на нефть и природный газ на мировом рынке. Начался период, который вошел в историю под названием „перестройки”. Выдвинутая программа преобразований в экономике предусматривала „ускорение социально-экономического прогресса” страны на основе широкого внедрения достижений НТП, создания нового хозяйственного механизма, активизации человеческого фактора. Реформаторы стремились соединить рынок с централизированным планированием. Но попытки добиться экономического роста через расширение прав предприятий, активизацию частной инициативы, не имели успех. Следствием этого были: последующее падение производства, производительности труда, обнищания самых широких слоев населения. В госсекторе развивалась бартерная экономика, а в предпринимательском секторе главным стало не производство, а продажа товаров. Гигантскими темпами начал расти внутренний и внешний долг. Значительным препятствием на пути реформирования экономики Украины был ее структурный дисбаланс. В частности, удельный вес тяжелой промышленности составлял больше 70%. Оборонные отрасли поглощали до 2/3 научно-технического потенциала, 95% продукции производили предприятия союзного подчинения. Зависимость Украины от центра была закреплена и в союзном финансовом законодательстве. Заложенный в нем принцип предусматривал привлечения в союзный бюджет основной массы доходов республики и следующее их перераспределение вне связи с изъятой суммой, результатами производственной деятельности и размерами потребления. Несовершенные превращения в экономике еще больше усложнили социально-экономические проблемы и, как следствие, привели к формированию массового независимого национального движения. 24 августа в 1991 г. Верховная Рада Украинской ССР провозгласила Акт независимости Украины. Date: 2016-07-25; view: 605; Нарушение авторских прав |