Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пушечное дело на Руси





Первые литые бронзовые пушки были привезены на Русь из Европы в 1376 году, а для их литья в Москву был приглашен на службу известный итальянский мастер Аристотель Фиораванти в 1474 году, который в 1480 году в России построил первое государственное предприятие по изготовлению артиллерийских орудий, названное «Пушечной избою». Позднее эта пушечная изба сгорела во время пожара в 1489 году и была построена вновь на новом месте - на берегу реки Неглинка, где под названием «Пушечный двор» просуществовала несколько столетий.

Яркие страницы в историю литейного дела на Руси вписали своим трудом и создатели литых пушек. До XIV века пушки не отливали. Их делали подобно тому, как бондари делают бочки. Несколько длинных медных полос соединяли друг с другом с помощью обручей. Стреляли такие пушки камнями. В войсках того времени были даже специальные войсковые подразделения, занимавшиеся собиранием булыжных камней.

Крупным специалистом-литейщиком в Пушечной избе проявил себя мастер Яков (итальянский мастер Джиакомо), создавший ряд пушек наибольшего для того времени калибра. В начале XVI века своими замечательными пушками прославился литейщик Булгак Новгородов. Как свидетельствует летописец, с помощью пушек Новгородова пушкарь Степан наводил ужас на поляков, захвативших Смоленск: «Ужасными действиями пушек он колебал стены и толпами валил народ».

В середине XVI века наиболее сильно оснащенным артиллерией в Европе был Московский гарнизон. Кобенцель, посол императора священной Римской империи Максимилиана II, в своем донесении сообщал, что великий князь Московский Иван IV имеет в изобилии всякого рода орудия, «а огнестрельный наряд такой, что кто не видел его, тот и не поверит». У русских всегда наготове не менее 2000 всяких орудий... Некоторые из них так велики, широки и глубоки, что рослый человек в полном вооружении, стоя на дне орудия, не может достать его верхней части».

В этот период времени самым знаменитым литейщиком пушек стал мастер Игнатий. Он изобрел короткоствольное орудие - гауфницу (гаубицу), с помощью которого была изменена тактика ведения боя при осаде крепостей.

Одним из наиболее выдающихся литейщиков XVI века был Андрей Чохов. Он отливал и колокола, и пушки. Его рабочий стаж на Московском Пушечном дворе превысил 60 лет. За это время он отлил много замечательных пушек, принесших ему мировую славу. Даже первая его пищаль массой 43 пуда меди, изготовленная в 1568 году (когда он работал учеником у мастера Ганусова), более ста лет находилась в составе действующей артиллерии Смоленской крепости. Там же находилось и другое осадное крепостное орудие работы А. Чохова - «Лисица», стрелявшее двенадцатифунтовыми ядрами. Чоховские пушки «Волк» и «Инрог» принесли успех поиску Ивана IV в Ливонском походе и осаде крепости Венден. Об этой осаде летописец Павел Одерборн писал тогда: «Московиты имеют пушку огромной величины и силы, называемую «Волком». Она установлена впереди их лагеря и выбрасывает дротики шестифутовой длины». Чохов отлил «огненную пищаль - «Евгуп». Огненные заряды этой пищали зажигались в стволе еще до выстрела. Назначение орудия - стрелять огненными зарядами, которые горят даже в воде.

Когда началась русско-шведская война (1590 г.), Чохов отлил одно за другим пять мощных стенобитных орудий: «Лев», «Троил», «Аспид», «Скоропея», «Соловей». На формовку и отливку каждого из этих орудий потребовалось более года. Самым выдающимся произведением Андрея Чохова является созданная им «Царь-пушка», которая имеет калибр 89 см, длину ствола 5,31 м, а массу - 40 т (рис. 2.3, 2.4).

 

 

Рисунок 2.3 - Разрез ствола Царь-пушки

 

Она была предназначена для стрельбы предназначена для стрельбы не только ядрами массой 120 пудов (2 тонны), но и «дробом» (мелкими камнями, кусками железа, каменной картечью). Вес пороха для одного заряда составлял30 пудов. Название «Царь-пушка» получила в связи с тем, что на стволе ее изображен царь Федор Иванович на коне в военной форме. Декоративный чугунный лафет пушки был отлит позже, в 1835 году (равно как и для других пушек, находившихся в Кремле). В 1591 году, когда полчища крымских татар рвались к Москве, все пушки московского гарнизона, и в том числе «Царь-пушка», были приведены в боевую готовность. От мощной артиллерийской канонады татары в страхе бежали от Москвы. А «Царь-пушке» и стрелять не пришлось.

 

 

Рисунок 2.4 - «Царь-пушка» Андрея Чохова, 1585 г.

 


Как отливали пушки? Как же изготовляли А. Чохов, его ученики и последователи в то время пушки? Делалось это так. Сначала из дерева или из железа вытачивали длинный (по длине ствола пушки) стержень. В поперечном сечении он был либо восьмигранным, либо круглым, а по длине - слегка конусообразным. Этот стержень укладывали концами на две стойки. На толстом конце стержня вытачивали квадрат, на который надевали вороток. Вращая с помощью воротка стержень, на него навивали соломенный жгут. Затем этот жгут обмазывали несколькими слоями глины. Каждый слой глины сушили на воздухе. В глиняную массу добавляли шерстяные нити, волос, размолотый сухой конский навоз. На последнем слое глины делали отпечатки украшений или надписей, которые должен был иметь ствол готовой пушки. Так получали модель наружной части ствола (фальшивую модель). После окончательной просушки модели приступали к изготовлению литейной формы. Модель смазывали салом и растительным маслом и затем наносили на нее несколько, слоев жирной глины с добавками волоса и сухого размолотого конского навоза. Каждый слой сушили подолгу. Так изготовляли литейную форму (рис. 2.5).

 

Рисунок 2.5 - Изготовление формы для отливки пушечного ствола методом медленной фор­мовки: вверху - изготовление формы на козлах; внизу: 1 - готовая форма без бандажа; 2 - форма с поперечными обручами; 3 - форма с продольными полосами; 4 - форма со вторым рядом поперечных обручей; А - отверстия для отливки цапф ствола пушки

 

Толщина формы была 200-300 мм. Сало и масло нужны были для образования изоляционного слоя между моделью и формой, а шерсть, волос и навоз, сгоравшие при заливке металла, образовывали канальчики, через которые из формы удалялись газы. Форму укрепляли поперечными обручами. На них накладывали продольные железные полосы, а последние скрепляли еще несколькими поперечными обручами. Затем выбивали ударами молота стержень с соломенным жгутом и ставили форму вертикально. В пространство, ранее занимаемое стержнем и жгутом, забрасывали поленья дров. Под действием тепла внутри формы изоляционный слой из сала и масла растапливался, а оставшуюся глину обжигали, легко разламывали и удаляли из формы. Стержень для образования внутренней полости пушки изготовляли так же, как и первый: вращая его на двух стойках, обматывали его пенькой, обмазывали густым слоем глины и с помощью деревянных шаблонов придавали ему очертания, соответствующие внутренней полости пушечного ствола. После сушки формы и стержня последний вставляли внутрь формы, точно центрируя его. Затем проводили канавку от печи к форме и пускали по ней расплавленный металл. Такая формовка пушек называлась медленной Позже она была сменена быстрой формовкой. В период Великой французской революции, когда республиканцам потребовалось большое количество артиллерии для сохранения завоеваний революции, во Франции Гаспаром Монжем введен был новый способ изготовления пушечных стволов, которые стали отливать в двух опоках, укладывая внутрь их пустотелую бронзовую или чугунную модель (рис. 2.6).

 

 

Рисунок 2.6 - Формовка ствола пушки в опоках (быстрая формовка)

 

Химический состав бронзовых пушек установился не сразу и имел в различных странах в определенные периоды значительные колебания, что объясняется стремлением частных предпринимателей (главным образом на Западе) понизить стоимость пушек. В древней Руси уже в XVI-XVII вв. было твердо установлено, что оптимальное содержание олова в пушечном металле не должно выходить за пределы 7-10%. Значительно позже, в начале XIX в., было признано, что оптимальным содержанием олова следует считать 8-11%, свинца - 0,3-2,0%, цинка - 1,0-2,0%, остальное - медь.


Способ приготовления сплава играет значительную роль для обеспечения надлежащих механических свойств пушечного металла. Так, например, при старом способе плавки олово забрасывалось непосредственно в печь, в расплавленную металлическую ванну, после загрузки стружки. Помимо большого угара олова, этот способ не обеспечивал равномерного распределения составных частей сплава и орудия имели ликвационные включения, оловянные пятна и т. п. Применение лигатуры и предварительной переплавки стружки дало значительно лучшие результаты.

Русские литейщики к XVII в. накопили большой производственный опыт в выборе надлежащего химического состава сплава для пушек и их изготовления. Поэтому качество пушечного металла и эксплуатационные свойства русских пушек были одними из лучших в мире.







Date: 2016-07-25; view: 3120; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию