Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реформа в области образования





Реформа образования, в том числе и высшего, как и вся совокупность реформ 1860-1870-х гг., осуществленных в начале царствования Александра II, о причинах которых немало написано, назревала и готовилась в течение длительного периода времени.Мотивом и поводом для университетской реформы 1863 г. стала идея возрождения нации после тяжелого военного поражения в Крымской войне.

Даже в официальной печати причиной поражения России в Крымской войне открыто называлась научная отсталость. Условием ее ликвидации могло стать внедрение научных исследований в систему университетского образования. Аналогичное положение несколькими десятилетиями ранее в Пруссии стало причиной реформы, проведенной в 1809 г. В.Ф. Гумбольдтом. Это привело к появлению в Германии университетов современного типа.

Новый университетский устав 1863 г. готовился в обстановке широкой гласности. Сказывалась атмосфера эпохи 1860-х гг. Положения устава обсуждались в печати, его проект был разослан во все университеты для предварительного обсуждения, изучалась постановка высшего образования в европейских странах, собирались отзывы иностранных ученых.

Реформа 1863 г. стала в России как бы "точкой отсчета" и условием превращения университетов в научные центры. В России конца XIX в. она стала условием превращения физики в самостоятельную учебную дисциплину.

Университетский устав 1863 г. определил единую структуру российских университетов. Каждый университет состоял из четырех факультетов: филологического, юридического, физико-математического и медицинского. Физико-математический факультет состоял из двух отделений: математического, к которому относились кафедры "чистой" математики, механики, астрономии и геодезии, и естественного (физическая география, химия, биология). Это деление сохранялось до 1917 г.

Устав разрешал вводить новые курсы "в зависимости от местных условий и требований". В соответствии с этим комиссия I съезда естествоиспытателей (1867 г.) предложила ввести специализацию для студентов третьего-четвертого курсов физико-математических факультетов. Кроме того (и это очень важно), было существенно расширено число так называемых вспомогательных учреждений физико-математических факультетов, т.е. кроме обязательного физического кабинета, появилась физическая лаборатория. Это было специальное помещение, которое при наличии необходимых приборов могло использоваться для научной работы.

Устав формулировал и новые требования к магистерским и докторским диссертациям и кандидатам на звание доцента и профессора, предполагая, что диссертация не может быть компилятивным сочетанием, она должна содержать "самостоятельное исследование какого-нибудь научного вопроса". Кроме того, была расширена программа зарубежных командировок для успешно окончивших физико-математические факультеты.

Улучшение финансирования, организация научных обществ, создание факультетских лабораторий, программа "профессорских кандидатов", повышение требований к научной квалификации преподавателей - все это создавало основу для подготовки в университетах научной молодежи

В 1871 г. по инициативе министра народного просвещения Д. А. Толстого в учебные программы средних учебных заведений в больших объемах вводилась математика вместе со значительным усилением преподавания латинского и греческого языков в гимназиях. Право поступления в университет было предоставлено только воспитанникам классических гимназий. Бывшие реальные гимназии преобразовали в реальные училища.

16 ноября 1862 г. был утвержден устав женских гимназий. Руководство открытыми женскими гимназиями возлагалось на незаурядного педагога Н. А. Вышнеградского. Их курс соответствовал в немного сокращенном виде курсу реальных училищ. В 1878 г. начали работу Высшие женские курсы (Бестужевские).

 

 

 

Цензурная реформа

 

 

В 1865 г. была проведена цензурная реформа. Общественность проявляла пристальный интерес к изменению законодательства о печати, что объяснялось не только постоянными требованиями гласности и свободы слова. Старая система, которая требовала предварительного цензурного просмотра любой печатной продукции, препятствовала нормальной журнально-газетной деятельности, ориентированной на получение прибыли, делала невозможным издание ежедневных газет, сообщающих свежие новости и рассчитанных на массового читателя.
Разработка цензурной реформы велась комиссией Д. А. Оболенского, которая полностью отвергала любые предложения общественных деятелей. Из среды славянофилов, которые были ревностными поборниками свободы слова, вышел проект И. С. Аксакова, первый параграф которого гласил: «Свобода печатного слова есть неотъемлемое право каждого подданного Российской империи, без различия звания и состояния». Оболенский счел аксаковские предложения глупыми и писал их автору, своему давнему знакомому: «Чепуха яснее выражается в параграфах».
Правительство не решилось полностью отменить предварительную цензуру, но ввело, первоначально только для столичной печати, цензуру карательную. На практике это означало, что периодические издания могли выходить без предварительного просмотра их цензорами, но в случае, если в напечатанных статьях содержались предосудительные материалы, то на редактора и издателя накладывались денежные штрафы и административные кары. В определенных случаях периодическое издание могло быть закрыто либо временно приостановлено. Карательная цензура давала возможность динамичного развития газет и журналов, но обрекала их сотрудников на строгую самоцензуру.

Церковная реформа

Церковная реформа началась одной из самых первых в 1863 г. Автором ее следует считать преимущественно П.А. Валуева - министра внутренних дел в 1861-1868 гг. Именно он склонил Александра II принять решение к проведению широкомасштабной церковной реформы. Ее цель состояла в приспособлении церкви к новым условиям, созданным отменой крепостного права и другими преобразованиями, активизации ее участия в этих преобразованиях. А суть - в мероприятиях, направленных на повышение авторитета и влияния церкви, сближения ее с народом, ликвидации сословной замкнутости духовенства, особенно приходского, увеличение его личных и гражданских прав, повышение благосостояния, расширение подготовки кадров духовенства.

Из конкретных мероприятий церковной реформы прежде всего следует назвать принятие закона 26 августа 1869 г., объявившего детей духовенства не принадлежащими к духовному сословию, но сохранившего за ними льготы и права, в том числе свободу от рекрутской повинности и право поступать в духовно-учебные заведения. С этого времени замкнутость духовного сословия канула в лету. Публицист М. Катков сравнил этот закон по его значению для церкви с реформой 19 февраля 1861 г., заметив, что собственно с него начинается реформа церковных дел. «Отныне уже не будет семей, приписанных к церкви, дабы обеспечивать ее священниками...», - писал он.

Церковные реформы не были доведены до конца. Многие мероприятия остались неосуществленными из -за сильного сопротивления 105 церковной и светской иерархии.

Date: 2016-07-25; view: 673; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию