Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Реформа в области образованияРеформа образования, в том числе и высшего, как и вся совокупность реформ 1860-1870-х гг., осуществленных в начале царствования Александра II, о причинах которых немало написано, назревала и готовилась в течение длительного периода времени.Мотивом и поводом для университетской реформы 1863 г. стала идея возрождения нации после тяжелого военного поражения в Крымской войне. Даже в официальной печати причиной поражения России в Крымской войне открыто называлась научная отсталость. Условием ее ликвидации могло стать внедрение научных исследований в систему университетского образования. Аналогичное положение несколькими десятилетиями ранее в Пруссии стало причиной реформы, проведенной в 1809 г. В.Ф. Гумбольдтом. Это привело к появлению в Германии университетов современного типа. Новый университетский устав 1863 г. готовился в обстановке широкой гласности. Сказывалась атмосфера эпохи 1860-х гг. Положения устава обсуждались в печати, его проект был разослан во все университеты для предварительного обсуждения, изучалась постановка высшего образования в европейских странах, собирались отзывы иностранных ученых. Реформа 1863 г. стала в России как бы "точкой отсчета" и условием превращения университетов в научные центры. В России конца XIX в. она стала условием превращения физики в самостоятельную учебную дисциплину. Университетский устав 1863 г. определил единую структуру российских университетов. Каждый университет состоял из четырех факультетов: филологического, юридического, физико-математического и медицинского. Физико-математический факультет состоял из двух отделений: математического, к которому относились кафедры "чистой" математики, механики, астрономии и геодезии, и естественного (физическая география, химия, биология). Это деление сохранялось до 1917 г. Устав разрешал вводить новые курсы "в зависимости от местных условий и требований". В соответствии с этим комиссия I съезда естествоиспытателей (1867 г.) предложила ввести специализацию для студентов третьего-четвертого курсов физико-математических факультетов. Кроме того (и это очень важно), было существенно расширено число так называемых вспомогательных учреждений физико-математических факультетов, т.е. кроме обязательного физического кабинета, появилась физическая лаборатория. Это было специальное помещение, которое при наличии необходимых приборов могло использоваться для научной работы. Устав формулировал и новые требования к магистерским и докторским диссертациям и кандидатам на звание доцента и профессора, предполагая, что диссертация не может быть компилятивным сочетанием, она должна содержать "самостоятельное исследование какого-нибудь научного вопроса". Кроме того, была расширена программа зарубежных командировок для успешно окончивших физико-математические факультеты. Улучшение финансирования, организация научных обществ, создание факультетских лабораторий, программа "профессорских кандидатов", повышение требований к научной квалификации преподавателей - все это создавало основу для подготовки в университетах научной молодежи В 1871 г. по инициативе министра народного просвещения Д. А. Толстого в учебные программы средних учебных заведений в больших объемах вводилась математика вместе со значительным усилением преподавания латинского и греческого языков в гимназиях. Право поступления в университет было предоставлено только воспитанникам классических гимназий. Бывшие реальные гимназии преобразовали в реальные училища. 16 ноября 1862 г. был утвержден устав женских гимназий. Руководство открытыми женскими гимназиями возлагалось на незаурядного педагога Н. А. Вышнеградского. Их курс соответствовал в немного сокращенном виде курсу реальных училищ. В 1878 г. начали работу Высшие женские курсы (Бестужевские).
Цензурная реформа
Церковная реформа Церковная реформа началась одной из самых первых в 1863 г. Автором ее следует считать преимущественно П.А. Валуева - министра внутренних дел в 1861-1868 гг. Именно он склонил Александра II принять решение к проведению широкомасштабной церковной реформы. Ее цель состояла в приспособлении церкви к новым условиям, созданным отменой крепостного права и другими преобразованиями, активизации ее участия в этих преобразованиях. А суть - в мероприятиях, направленных на повышение авторитета и влияния церкви, сближения ее с народом, ликвидации сословной замкнутости духовенства, особенно приходского, увеличение его личных и гражданских прав, повышение благосостояния, расширение подготовки кадров духовенства. Из конкретных мероприятий церковной реформы прежде всего следует назвать принятие закона 26 августа 1869 г., объявившего детей духовенства не принадлежащими к духовному сословию, но сохранившего за ними льготы и права, в том числе свободу от рекрутской повинности и право поступать в духовно-учебные заведения. С этого времени замкнутость духовного сословия канула в лету. Публицист М. Катков сравнил этот закон по его значению для церкви с реформой 19 февраля 1861 г., заметив, что собственно с него начинается реформа церковных дел. «Отныне уже не будет семей, приписанных к церкви, дабы обеспечивать ее священниками...», - писал он. Церковные реформы не были доведены до конца. Многие мероприятия остались неосуществленными из -за сильного сопротивления 105 церковной и светской иерархии.
|