Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Развитие промышленности в России в 60-70 гг. XIXв.
Реформы 60—70-х годов улучшили политические и правовые условия для формирования капиталистических отношений. Другим условием успешного развития экономики было создание инфраструктуры, т. е. комплекса вспомогательных отраслей народного хозяйства (шоссе, железные дороги, каналы, порты, средства связи). Особенно остро стоял вопрос о сухопутных путях сообщения. Железнодорожное строительство в России началось при Николае I, первая крупная магистраль Москва — Петербург была открыта 1 ноября 1851 г. В 60-е годы Москва стала центром железнодорожной сети. Дорога Москва — Нижний Новгород, от-крытая 1 августа 1862 г., связала обе столицы с Волгой, затем дороги были проложены к южным губерниям, к Уралу. Правительство издало Устав российских железных дорог, упорядочивший правила ведения железнодорожного хозяйства, находившегося в основном в частных владениях; начался выкуп частных дорог в казну. В 1891 г. началось строительство крупнейшей в мире Транссибирской магистрали, одновременно из Челябинска и Владивостока. Магистраль строилась тысячами рабочих, русских и иностранных, солдат, ссыльных, каторжных. Восточный ее участок проходил первоначально по территории Маньчжурии; после русско-японской войны председатель Совета Министров П. А. Столыпин настоял на строительстве Амурской дороги, имеющей «главной задачей накрепко привязать к России ее Дальний Восток». С прокладкой магистрали начался новый этап в истории Сибири, теперь она была связана с Россией и Европой. С отменой крепостного права промышленность должна была начать переход от принудительного труда к вольнонаемному. В середине 60-х годов в России наблюдался подъем предпринимательства; правительство открыло дорогу частному капиталу, казенные предприятия передавались в частные руки. Наибольшие успехи были в текстильном производстве — ведущей отрасли русской промышленности — за 20 лет удвоился выпуск и потребление хлопчатобумажных тканей. Были успехи и в пищевой промышленности, особенно сахарной: начался экспорт сахара. В металлургии требовалось не просто перейти на вольнонаемный труд, но и произвести техническое перевооружение. Производство металла на Урале в первые годы после реформы снизилось; с середины 70-х годов начала набирать силу горная и металлургическая промышленность в Донецком бассейне. Правительство поощряло развитие машиностроения; со второй половины 70-х годов подвижной состав железных дорог стал в основном отечественного производства. После реформы в России выдвинулся ряд замечательных предпринимателей: зарайский купец А. Ф. Бахрушин основал в Москве кожевенную фабрику, его сыновья стали крупнейшими текстильными и кожевенными фабрикантами; П. И. Губонин, выходец из крестьян, основал не-сколько крупных промышленных предприятий; Н. И. Путилов приобрел сталелитейный завод около Петербурга и сделал его крупнейшим машиностроительным предприятием. В первое пореформенное 20-летие в Россия сформировались основные промышленные районы: Московский с развитой текстильной промышленностью, Петербургский с уклоном в металлообработку и машиностроение, Уральский и Южный, ставшие базой металлургической промышленности. В середине XIX в. в России начался промышленный переворот, т. е. переход от мануфактуры к фабрике. Раньше всех начался и быстрее завершился он в текстильной промышленности; в ведущих отраслях переход на машинное производство произошел к концу XIX в. Замена ручного труда машинным повысила производительность труда, в развитии производительных сил произошел резкий скачок. Но кустарное и ремесленное производство все же осталось: оно ближе потребителю, нередко более гибко в отношении требований рынка, в некоторых случаях оно становится искусством (например, дымковская игрушка, жостовские подносы и т. д.). Промышленный переворот и развитие инфраструктуры дали жизнь новым городам: город Иваново- Вознесенск, образованный слиянием двух сел, стал крупным центром текстильной промышленности, на юге стремительно развивался порт Ростов-на-Дону, многие торгово-промышленные села, не получив статуса города, фактически стали городами, в то время как старые города, оказавшиеся вдали от проложенных дорог, теряли прежнее значение. Москва и Петербург по численности населения далеко опередили другие города. Самым большим сибирским городом стал Томск, Большой Сибирский тракт сделал его крупным торговым центром. Рабочий класс промышленных городов состоял в основном из крестьян, пришедших на заработки. На время сельскохозяйственных работ они возвращались в деревни, и многие фабрики останавливались. С течением времени рабочие оседали в городе, порывая с землей. Это был медленный процесс: в 60—70-е годы потомственные рабочие составляли лишь небольшое ядро рабочего класса; обычно это наиболее квалифицированные кадры. В целом промышленное развитие в первое пореформенное 20-летие шло успешно: торговля, потребности рынка определяли развитие легкой промышленности; на базе потребностей в машинах и средствах доставки развивались тяжелая промышленность и транспорт.
Date: 2016-07-25; view: 2274; Нарушение авторских прав |