Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Гармония личности как гуманитарная проблема. Гармония отношений личности.
Гармонию личности невозможно обсуждать, обращаясь к личности как к чему-то, что может существовать вне среды, вне связей с миром. Стремясь определить суть происходящего в современном мире, следует выбрать в качестве исходной точки анализа основные составляющие, основные измерения человеческого мира. Таковыми, на наш взгляд являются: мир природный (и неживая, и живая природа), мир социальный (мир людей, наций, этносов, обществ, групп разного масштаба) и мир предметный (рукотворный, инструментальный, техногенный). Заметим, что все они составляют как бытие отдельного конкретного человека, так и человечества в целом. Существенно важно то, что настоящий период развития человечества характеризуется конфликтом между тремя названными мирами. Под конфликтом здесь понимается выраженная рассогласованность этих трех миров, трех сторон человеческого бытия, человеческой деятельности — рассогласованность, наносящая вполне ощутимый ущерб каждому из трех миров. Особенное значение имеет невротическое стремление человека все переделать в природном мире, причем как можно скоре Становление предметного мира шло параллельно развитию социального мира. Не касаясь всех аспектов взаимосвязей между этими мирами, отметим, что с увеличением и усложнением предметного мира все более возрастало его влияние на мир социальный. В настоящее время можно говорить уже не только о влиянии, но и перестройке социального мира под воздействием техногенного мира. Например, современные СМИ, прежде всего электронные, превратились в монстра, мало контролируемого социумом. Немногие, обладающие властью над СМИ, к сожалению, не отражают и не представляют всех потребностей общества в этой сфере. С особенной силой это проявляется в России, свободной не только от многих необходимых контролирующих механизмов, но и регулирующих. В шквал плохо структурированной или вовсе не структурированной информации, обрушивающейся на человека и явно превышающей возможности его ума, вклинивается огромный поток рекламной информации. В российском государстве и обществе нет структур, которые учитывали бы характер воздействия СМИ на настроения, эмоциональные состояния зрителей и слушателей, на формирующиеся представления о действительности. Для поддержания гармоничного настроения имеет значение общий тон информации о разных сторонах жизни в той стране, в которой человек проживает, важно соотношение позитивной и негативной информации, а также оценки социально-экономической ситуации, интерпретация действий центральных и местных властей, сообщения об успехах или неуспехах в различных сферах жизни страны. В настоящее время в России многие политики и политологи, каналы СМИ состязаются в том, чтобы нарисовать самую мрачную картину завтрашнего дня, победить конкурентов в этом дурном соревновании по запугиванию населения. Результат этого — разнообразные негативные последствия, в том числе и в аспекте душевного здоровья. Человеку нужны не только верные представления о жизни, но еще и вера в то, что жизнь может быть иной. Вера в будущее, гордость за свою страну, чувство единства — это тот настрой, без которого невозможно наладить эффективное производство, строить ровные дороги, теплые и красивые дома и т. д. Именно эти черты общественного сознания помогли в свое время преодолеть США Великую депрессию, ФРГ — восстановить после войны экономику и жилищную сферу. Еще один момент контроля за СМИ: демонстрация сцен насилия, фильмов ужаса (монстров, чудовищ) и подобных сюжетов без предварительной информации о характере фильма или телепередачи. Негативно воздействует на личность и реклама. Дело не только в том, что усиленная громкость рекламных роликов на телевидении и радио просто мешает смотреть передачу или фильм, а также заставляет часто регулировать громкость. Более значимо разрушительное воздействие рекламы на сознание. Рекламные клипы делают красочными, броскими, динамичными. Независимо от характера рекламируемого товара или услуги они в большинстве случаев вызывают эротические ассоциации, тем самым глубже уходят в эмоциональную память. Отдельные клипы по вполне понятным причинам никак логически не связаны друг с другом. Их появление в фильме или других программах, имеющих собственную сюжетную логику и продуманную создателем временную композицию, нарушает гештальт переживания у зрителя, снижает его включенность и эмпатию. По этим и некоторым другим причинам произведение искусства не вызывает эффекта катарсиса (очищения). Затруднена и когнитивная переработка воспринятого, трудно удерживать целостный образ просмотренного фильма, спектакля или спортивного поединка. Первостепенное значение для личности имеет ее социальное бытие. Внутренняя гармония невозможна без удовлетворяющих личность эмоциональных контактов, без удовлетворяющего личность многопланового социального бытия, без таких связей с социальным окружением, которые позволяют личности функционировать, управлять собой, развиваться и адаптироваться. В свою очередь, гармония межличностных отношений предполагает согласие индивида с самим собой, настроенность (а не “расстроенность”) внутреннего мира личности. Для нормального функционирования практически в любом виде деятельности и на любом рабочем месте необходимы такие межличностные отношения, которые позволяли бы решать стоящие задачи и достигать целей деятельности. Профессиональное становление невозможно без того или иного освоения определенных областей социального пространства — расширения межличностных связей, увеличения влияния, квалификационного роста. Все это осуществляется в межличностном взаимодействии. Выше была отмечена огромная роль семьи. Благоприятные семейные отношения позволяют принимать и полноценно выполнять семейные роли, удовлетворять потребность в доверительном, эмоционально насыщенном общении. Суть отношений полнее всего выражается в том чувственном тоне, который им присущ. Чувства, регулирующие межличностное взаимодействие субъекта мы называем интеракционными чувствами. Их можно было бы назвать также диспозиционными. Необходимо выделять два подвида интеракционных чувств: сближающие и удаляющие (Куликов, 2003). Сближающие и удаляющие чувства — девять пар противоположных друг другу чувств, наиболее важных для межличностного взаимодействия. Критерием для разделения выступает степень принятия или непринятия другого человека, стремления сблизиться (уменьшить межличностную дистанцию), либо, наоборот, непринятия и стремления удалиться от него (табл. 3.1). Сближающие чувства подталкивают человека к тому, что быть более открытым в общении, часто усиливают желание продолжать общение, делать его более частым, создают основу для доверия. Удаляющим чувствам присущи противоположные характеристики. Гармония возможна при достаточно выраженных сближающих чувствах, превышающих по силе удаляющие чувства. Вероятно, чем больше сближающих чувств, тем полнее, совершеннее гармония личности. Но даже одно сильное удаляющее чувство может разрушить гармонию при выраженных сближающих чувствах. Несоразмерные сближающие чувства — заостренные, нарушают гармонию. Безграничное единство может приводить к бездумному согласию, к общности с одинаковостью во всем и, таким образом, к потере собственной индивидуальности. Дружелюбие ко всем может выступить основой неразборчивости в межличностных отношениях и неадекватно сниженной критичности в оценках людей. Добросердечие может переходить во всепрощенчество (беспринципность), а уверенность — в неадекватную самоуверенность или уверенность в собственной непогрешимости. Собственная значимость может перейти в собственную сверхценность, а гордость — в гордыню, признательность — в утрированную благодарность и неадекватное восхваление, уважение — в культовое преклонение и идолопоклонство, любовь — в любовную слепоту (неспособность видеть и воспринимать что-либо иное кроме объекта любви, фиксированность с обеднением, уходом на второй план всей гаммы чувств). Уважение, перешедшее в культовое преклонение порождает сильные удаляющие чувства по отношению ко многим окружающим, инициирует ряд удаляющих чувств — презрение, отвращение, ненависть. Преклонение при фиксации на одном объекте может перейти в фанатизм. Он особенно опасен, поскольку лишает личность способности к эмпатии, сопереживанию из-за предельной центрированности на чем-то, из-за иррационального принятия кого-либо, преданности чему-то (делу, идее). В последнем случае он позволяет обрести в кругу подобных чувство принадлежности. Снизив значимость остальной части социума (родителей, учителей, правительства…), для полного принятия себя и самоуважения может хватить включенности в группу фанов того или иного эстрадного певца, футбольной команды, толкиенистов и т. д. Остальные, не входящие в круг своих, при этом начинают восприниматься и оцениваться как недалекие, ограниченные, не способные проникнуться… Date: 2016-07-22; view: 532; Нарушение авторских прав |