Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Истина, ее концепции, научная истина
Истина — соответствие знания объективной реальности. Основные свойства истины: 1. Объективность, то есть независимость истины от сознания людей и ее обусловленности реальной действительностью. 2. Истина представляет собой процесс, которые характеризуется двумя понятиями: абсолютное в истине — полное исчерпывающее знание о предмете, некий познавательный идеал; и относительное в истине — ее изменчивость, углубление, утончение по мере развития практики. 3. Конкретность — любое истинное знание всегда определяется данными условиями времени, места и другими специфическими обязательствами. 4. Эвристичность — возможность истинной идеи выйти за рамки установленных границ. Проблемы истины: 1. Проблема природы познаваемой реальности. Человек в своем познании непосредственно имеет дело не с объективным миром ≪самим по себе≫, а с миром в том его виде, как он им чувственно воспринимается и осмысливается. 2. Проблема характера соответствия мыслей реальности. Исследования соответствия знаний действительности показывают, однако, что это соответствие не является простым и однозначным. 3. Проблема критерия истины. Каким образом он может проверить, соответствуют ли его утверждения самому миру? Обычно истину определяют как знание, которое адекватно отражает объект. По существу такое понимание идет от Аристотеля и многие, особенно естествоиспытатели, признают такой взгляд на истину. Но вот например Кант под истиной понимал знание, которое согласуется с априорными формами мышления. Прагматизм трактует истину как знание, которое позволяет эффективно решать ту или иную проблему. Некоторые связывают истину со свободой (Хайдегер) Ясперс рассматривает истину как способ коммуникации между людьми. Ясперс отмечает историчность истины (у каждой эпохи своя) Ясперс так же различает научную и философскую истину. Научная признается всем человечеством, А философская приемлема только для части населения и связана с мировоззрением. Современная трактовка истины часто связывается с творчеством. Отмечается также, что истина по разному проявляется в разных сферах духовной жизни: в религии, в искусстве. Истина — многогранное явление, многогранная гносеологическая структура. Одно из многогранных определений истины: Истина — это знание, которое согласуется с нормами определенной духовной сферы своей эпохи. Определение истины включает стандарт, норму. Норма может быть более жесткой, а может быть более мягкой. При жесткой — это приводит к догматизму, а если расплывчата — то теряется граница между истиной и заблуждением. Кроме истины существуют заблуждения, их истоками могут быть гносеологические или социальные факторы. Встает вопрос об аргументации знания. Это один из актуальных разрабатываемых вопросов. Аргументы бывают теоретическими, фактическими, прикладными. В современном познании проявляется то что в качестве аргументов часто признается убеждение (важно убедить). основные концепции истины: 1. Концепция корреспонденции. Распространенная концепция, идущая от Аристотеля и сущность ее состоит в том, что признается наличие объекта и субъекта познания. Эта концепция широко применяется в естественных науках, да и не только. Первое ее преимущество, что она признает реальный объект познания и что этот объект может быть понят. Но ограниченность концепции в том, что она не решает проблемы субъективной стороны знаний, субъективности истины, во-вторых, не отвечает на вопрос как быть если объекта не существует(например пока) 2. Поэтому признается концепция прагматизма. Эта концепция связывает познание с деятельностью, с практикой. Но игнорирует теоретическое познание, недооценивает его, и в этом ограниченность этой концепции. 3. Концепция когерентности подчеркивает что все наши новые знания, должны согласовываться с существующими, признанными знаниями, должны входить в определенную теорию. Значит мы высказывая какую-то новую идею, фактически заранее выделили ее. Вопрос об истине включается с разных позиций. Научная истина и ее хар-ки. 1. Ее предметность. Научная истина связана с познанием, какого-то объекта, который познается человеком. 2. Субъективность истины, ее относительность. Историческая истина и историческая правда. Истиной становится только если включается в теорию 3. Гносеологический аспект. Истины бывают общими, конкретными, историческая итп. 4. Научная истина характеризуется логичностью. Она должна быть доказана, объяснена итп. 5. Научная истина предполагает математическое моделирование знаний, ей свойственна исчислимость. 6. Научная истина предполагает фиксированность знаний, предполагает некий язык. 7. Очень важный признак — многомерность истины. Знания обладает с одной стороны, истиной, с другой стороны нравственным(добротой), началом и красотой. Гегель: истина и благо соединяются родственными узами лишь в красоте. 8. Научная истина характеризуется и такими признаками как информационно творческий аспект, инновационных характер истины. Инновация — единственно информации и творчества. Высшая форма научной истины — мудрость: информация, творческий подход и опыт. Мудрость связана с личностным знаниями.
Теория и ее функции Нет ничего более практичного чем хорошая теория. Свои оптимальные возможности теория реализовала в 19е-20е века. Теория как форму мышления начали изучать в 19м 20 веке. Теория — форма достоверного научного знания о некоторой совокупности объектов. Она характеризуется системностью и доказанностью своих положений. Теория — высшая форма научного познания, поэтому она приобрела такую роль в современно познании. Современная научая теория — это не пассивная форма отображения действительности, а активная форма познания действительности. Поэтому теория может выступать в виде метода познания. Формы теорий во многом отличаются в разных сферах познания (прикладные и технический отличаются от фундаментальных) Опытные теории включают в себя эмпирический предпосылки и исходный теоретический базис(аксиомы, постулаты, принципы); Логический аппарат теории — логические правила, выводы; Выводы, следствия, полученные теорией. С философской точки зрения нужно учитывать что теория это не прямое, а опосредованное отражение реальности. Теория опирается прежде всего на идеализированный объект. Бурбаки следующим образом характеризует создание математических теорий. Этапы: 1. Абстрактный. Возникает основная идея. 2. Аналитический. Вырабатываются основые понятия, которые и составят сущность теории. 3. Синтетический этап. Окончательное оформление теорий и характеристика основных понятий и соеденение этих понятий с исходной идеей. Во многом это справедливо и для других наук. Функции научной теории: • Объяснительная функция. • Описательная функция. Прежде всего свойственна эмпирическим наукам. • Систематизирующая функция. Теория систематизирует знания об объекте, иногда даже говорят синтезирует их. • Конструктивная функция. В технических науках конструктивная функция выступает как главенствующая, ибо что объяснять если конструкция не создана. • Информационная функция. Теория всегда содержит определенную информацию и более того, она направляет мысль ученого для получения дополнительной информации. • Эвристическая функция. То есть на основе теории строится прогноз развития того или иного процесса или создания объекта. • Функция обоснования. Теория обосновывает возможность познания вообще и обосновывает познание в определенной сфере. Поэтому обоснование носит различный характер в разных науках. Как правило эту функцию выполняют фундаментальные теории. И часто назначение фундаментальных теорий как раз в обосновании познания. Нельзя не учитывать,что фундаментальные теории направляя мысль ученого вместе с тем ограничивают познавательные возможности. • Парадигмальная функция. Определенная теория — это определенная парадигма. • Критериальная функция. Теория выступает в качестве критерия полученных знаний. • Функция понимания. Важно не только объяснить процесс, а нужно его оценить, понять его сущность. В связи с расширением современного научного познания, и с тем что для современной науки свойственен плюрализм, в науке создаются множества теории в том числе и для объяснения одного и того же процесса. Поэтому возникает такое понятие как сети теорий: включает в себя базовую и вспомогательные теории. Сеть может перерастать в концепцию, то есть в новое направление в науке. Лакатос ввел понятие научно-исследовательская программа: включает сеть теории и концепцию. Лакатос считает, что научно-исследовательская программа включает в себя жесткое ядро(то есть основные принципы, сущность), защитный пояс (вспомогательные теории, которыми можно жертвовать в процессе познания) и эвристика (положительная и отрицательная). Под эвристикой понимается методология, метод развития и познания. Положительная приводит к результату, отрицательная — ведет к заблуждению.
Date: 2016-07-22; view: 1289; Нарушение авторских прав |