Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Интерпретация текста
Рефлексия и оценка Сплошные тексты: найти, интерпретировать или оценить информацию, используя особенности организации текста, если они имеются, и следуя явно или неявно выраженным логическим связям, например таким, как причинно-следственные связи в предложениях или отдельных частях текста. Несплошные тексты: рассмотреть информацию, данную в нескольких различных формах (вербальной, числовой, пространственно-визуальной), в их взаимосвязи и сделать на этой основе выводы Й уровень Найти один или несколько отрывков информации, каждый из, которых, возможно, отвечает множественным критериям. Работать с противоречивой информацией Определять главную мысль, понимать связи, формировать, применять простые категории или истолковывать значения в ограниченной части текста, когда инфор-мация малоизвестна и требуется сделать простые выводы Делать сравнения или устанавливать связи между текстом и внешними знаниями либо объяснять особенности текста, основываясь на собственном опыте и отношениях Сплошные тексты: найти, или интерпретировать, или обобщить информацию из различных частей текста либо текстов с целью определить намерения автора, следуя логическим и лингвистическим связям внутри отдельной части текста. Несплошные тексты: продемонстрировать понимание явно выраженной структуры визуального изображения информации, например таблицы или диаграммы (граф-дерева), либо объединить две небольшие части информации из графика или таблицы Й уровень Найти один или более независимый отрывок явно выраженной в тексте информации по простому критерию Распознать главную идею или авторские намерения в тексте, когда требуемая информация в нём общеизвестна Установить простые связи между информацией в тексте и общими, повседневными знаниями Сплошные тексты: определить основную идею текста, используя заголовки частей текста или выделяющие их обозначения, либо найти явно выраженную информацию в короткой части текста. Несплошные тексты: найти отдельные части явно выраженной информации на одной простой карте, или линейном графике, или столбчатой диаграмме, которая включает в себя небольшой по объёму вербальный текст в несколько слов или фраз т) Нередко учащиеся затрудняются в выполнении заданий, требующих соотнести различные точки зрения на явления и события, высказать собственную версию их смысла, что ещё раз показывает актуальность введения целенаправленного формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий в рамках основной школы. Чтение художественного текста Согласно концепции И. Р. Гальперина, в тексте содержится три вида информации: фактуальная, концептуальная и подтекстовая (1981). Фактуальная информация — описание фактов, событий, места действия и протекания действия, рассуждения автора, движения сюжета и т. д. — составляет фабулу текста «внешнее произведение». Концептуальная информация выражает мировоззрение автора, систему его взглядов, замысел, но не сводится к идее произведения, а может быть описана как замысел автора и его содержательная интерпретация. Концептуальная информация часто представлена в имплицитной, а не в словесной форме. Подтекстовая информация представляет скрытый смысл, не равна художественным средствам и возникает благодаря «нелинейному» прочтению текста. В основе формирования способности художественного восприятия литературного текста лежит форма реально-практического диалога рассказчика и слушателя. Обучение школьников анализу литературно-художественных произведений, различению авторских «значений» и «смыслов», сопоставление их со «смыслами» читателя позволяют целенаправленно формировать нравственную позицию учащихся на основе опыта эмпатии и сопереживания. Для этого необходимо специально организовать ориентацию учащихся на поступок героя и его нравственное содержание. Для целенаправленной организации такой ориентации необходимо: — специально выделить перед учащимися суть нравственной коллизии (дилеммы), представленной в литературном произведении; — помочь выделить противостоящие в конфликте стороны, выявить мотивы и стремления героев, а также те моральные суждения и нормы, которыми руководствуются герои в своём поведении; — помочь выявить авторское обоснование того, почему герой следует в своём поведении определённой норме или принципу; ^1° — содействовать учащимся в определении собственной позиции в отношении отображённой моральной дилеммы и связать её с определёнными нравственными императивами. Условия организации эффективного обучения чтению В отечественной психологии и педагогике разработано достаточно много подходов к совершенствованию обучения учащихся чтению. При этом затрагиваются практически все составляющие этой сложной деятельности — от коррекции элементарных приёмов техники чтения до наиболее сложных пластов смыслового и рефлексивного чтения сложных текстов, поскольку сформированный навык чтения включает в себя, как минимум, два основных компонента: 1) технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными — с другой); 2) понимание текста (извлечение его смысла, содержания). Нередко формирование чтения затягивается на долгие годы. Упорные многомесячные тренировки в чтении и систематические дополнительные занятия, как правило, дают более чем скромный результат. Между тем в трудах Е. И. Заики (1996) разработан эффективный комплекс упражнений, направленный на формирование у ребёнка интереса к процессу чтения, на снятие связанного с ним эмоционального напряжения и тревожности, на формирование, автоматизацию и шлифовку таких компонентов чтения, как: строгий по-буквенный анализ (без прогнозирования); прогнозирование, опирающееся на зрительный образ слова; прогнозирование, опирающееся на смысл; быстрое различение похожих по написанию слов и букв; чёткие глазодвигательные и речедвига-тельные операции; устойчивость внимания; зрительная и слуховая память на слова и др. Приведём примеры некоторых упражнений: отделение восполнение пропусков слов в предложении {Долго ли, чвяяяР на курьих ножках), поиск смысловых несуразностей в связном тексте, где содержатся смысловые ошибки, делающие описываемую ситуацию нелепой и смешной (Дети не промокли под ливнем, потому что спрятались под телеграфным столбом или Поздней осенью, как обычно, буйно зацвели яблони) и др. (Е. В. Заика, 1996). Приведённые упражнения формируют различные операции и способности, являющиеся составными частями навыка чтения, а также обеспечивают увязывание их друг с другом в более сложные комплексы. Выполнение их превращает процесс чтения в необычное, весёлое, интересное занятие, благодаря чему у ребёнка формируется положительное эмоциональное отношение к нему. Данный комплекс может использоваться как путь коррекции навыка чтения на всех этапах школьного обучения. Другой подход к совершенствованию чтения у школьников направлен на овладение ими навыками и приёмами понимания информации, содержащейся в тексте. Сущность понимания состоит в том, чтобы понять идею произведения, замысел его автора и почувствовать эмоциональный настрой и красоту языка художественного произведения. Понимание очень личный, субъективный процесс. Он основывается на убеждениях и нравственных нормах личности. Научить пониманию очень сложно, тем не менее можно и нужно создать благоприятные условия для овладения школьниками приёмами понимания и совершенствования чтения в целом. Понимание и интерпретация информации основаны на её анализе учеником. Ученик, читая, мысленно выделяет структурные и логические единицы текста, выявляет те связи, которые есть между ними, а затем фиксирует это либо в плане, либо в граф-схеме, либо в таблице (И. В. Усачёва, 1990). Таким образом, ученик перекодирует информацию на другой, в большей степени «свой язык» символов и знаков. Такая работа помогает всю полученную информацию привести в систему, а значит, глубже понять и использовать в дальнейшей работе. Поэтому нельзя добиться от учащегося глубокого понимания текста без специально целенаправленного обучения приёмам переработки информации: составлению плана, тезисов, кодированию информации в графических схемах и т. д. Выделяется пять основных приёмов осмысления текста. Постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них (в самом тексте, путём вспоминания, рассуждения и умозаключения или путём обращения к учителю и сверстнику) являются основным приёмом в процессе уяснения содержания и включают вопросы к логическим связям частей текста, связи текста с другими текстами на эту же тему, к отдельным непонятным предложениям и словам (Л. П. Доблаев, 1987). Разновидностью этого приёма является постановка вопроса-предположения, сочетающего в себе вопрос и предположительный ответ на него (например: «А не потому ли..., что...?», «Может быть, это объясняется тем, что...?»). Важными приёмами осмысления текста являются также антиципация плана изложения, т. е. предвосхищение того, о чём будет говориться дальше, и антиципация содержания (предвосхищение того, что будет сказано дальше). Реципация — мысленное возвращение к ранее прочитанному и повторное его осмысление под влиянием новой мысли. Самым высоким уровнем осмысления текста является критический анализ, который находит выражение в дополнениях к прочитанному, в сомнении или несогласии, в высказывании собственной позиции (мнения) и отстаивании её. Для понимания психологического содержания текста эв-ристичное значение имеют «проблемные текстовые ситуации» (Л. П. Доблаев, 1987). Исходя из того что понимание текста есть частный случай мышления, автор рассматривает чтение и понимание текста как процесс решения задач. Понимание текста выступает как компонент мышления, состоящий в выявлении и разрешении скрытых (невыраженных) вопросов в проблемных ситуациях на основе использования имеющихся знаний и применения специальных приёмов для усвоения новых знаний. Подобно тому как в предложении есть подлежащее и сказуемое, в тексте есть субъект и предикат, которые в отличие от подлежащего и сказуемого выражаются не отдельными словами, а целыми предложениями или частями текста. Текстовый субъект обозначает то, о чём говорится в тексте, и представляет собой мысль о предмете. Текстовый предикат есть мысль о признаке предмета (свойстве, действии). Системность текста выступает в единстве и взаимообусловленности текстового субъекта и предиката, составляющих текстовое суждение, где предикат может быть раскрыт через ответы на вопросы о том, что это значит, как это объясняется, в чём это заключается, а субъект — через вопросы о том, о чём это говорит, какая мысль этим обосновывается и т. д. Перечень основных проблемных текстовых ситуаций: 1. Новизна текстового субъекта и сложность его предиката. В этом случае нередко читатель воспринимает субъекта фрагментарно, нарушая его единство, и соответственно не воспринимает связи предиката с субъектом. 11^1 2. Противоречивость содержания текстовых субъектов. Здесь читателю необходимо увидеть это противоречие как объективно существующее и найти ему объяснение. 3. Неполнота содержания текстового субъекта как проблемная текстовая ситуация, включающая варианты:
— осознание неполноты субъекта и его мысленное восполнение при ограничении предмета речи с указанием, что изложенное есть его первоначальная или последующая часть (например, «Во-первых...», «С одной стороны...», «Теперь...», «Во-вторых...» и т. д.); — при изложении первой части предмета нет указания на то, что далее последует вторая часть, что требует от читателя самостоятельного поиска и выделения всех частей текстового субъекта и их объединения в единое целое.
4. Неполнота текстового предиката, требующая от читателя обнаружения его неполноты и восполнения соответствующих элементов. 5. Отсутствие выражения текстового субъекта: выражено в «беспредметности» рассказа, а решение данной проблемной ситуации — в поиске предмета мысли («О чём здесь говорится?»). 6. Отсутствие у выраженного в тексте субъекта необходимого для него предиката. Понимание текста часто определяется как решение своеобразных задач. В исследовании Л. П. Доблаева структура текста представляется как совокупность проблемных ситуаций со скрытыми вопросами, т. е. система данных без явно выраженного вопроса, но с наличием условий, порождающих вопросы и необходимых для ответов на них. Основным приёмом эффективного понимания текста автор считает самостоятельную постановку вопросов и поиск ответов. Ставя вопросы, ученик анализирует материал, подвергает его умственному досмотру, выделяет главное, нащупывает новые связи, не всегда для него ясные, находит у себя слабые места, тёмные пятна и пробелы, стремясь их заполнить. В работе с вопросами часто используется классификация Б. Блума, в которой выделяется шесть типов вопросов: 1. Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать ка 2. Уточняющие вопросы. Обычно они начинаются со ^14 3. Объясняющие вопросы. Обычно начинаются со слова «почему?». Они направлены на установление причинно-следственных связей. 4. Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза: «Что бы изменилось, если бы...?», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?». 5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?». 6. Практические вопросы. Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как бы вы поступили на месте героя?» Такая классификация помогает научить детей самостоятельно задавать вопросы к тексту. Учащимся нравится формулировать и записывать вопросы к произведению (на любом этапе работы). Данную работу обычно проводят в парах и группах. Стимулирует постановку вопросов и активизирует смысловую догадку такая стратегия, как чтение с остановками. Помимо постановки вопросов, эффективным приёмом работы над текстом является составление вопросного плана, т. е. умение выделять логическую и последовательную структуру текста. В ходе составления плана текста ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает их, осуществляет смысловое и логическое соотнесение частей плана между собой. Содержание и структура плана зависят от цели работы. В одном случае план может отражать только фабулу художественного произведения или только фактологический материал, а может и выявлять причинно-следственные связи. Приведём последовательные шаги по организации самостоятельной деятельности учащихся с целью составления плана: • внимательно прочитать текст; • выделить главные мысли текста; • проверить, как они соотносятся между собой; • сгруппировать текст вокруг главной мысли (разделить его на смысловые части); • по количеству главных мыслей определить количество пунктов плана; • сформулировать главные мысли кратко (записать их в виде пунктов плана); • прочитать текст повторно, проверить, не пропущено ли что-то. 115^ Модель «идеального читателя» (Г. Г. Граник, СМ. Бонда-ренко, Л. А. Концевая) стала основой для разработки программы обучения пониманию текста (О. В. Соболева, 2006). Программа включает четыре этапа, на каждом из которых ставится задача формирования определённого приёма работы с текстом: 1) формирование приёма «диалог с текстом» (умения ставить вопросы к тексту); 2) формирование умения выделять концепт текста (основную идею текста, используя приём озаглавливания); 3) целенаправленное развитие читательского воображения (умение прогнозировать дальнейшее развитие сюжета, событий); 4) интеграция сформированных приёмов в целостную деятельность понимания. Особая роль в программе уделялась подбору текстового материала. При этом тексты должны были отличаться доступностью понимания для данной возрастной группы, небольшим объёмом, разнообразием жанров. Основными видами чтения в учебной деятельности является изучающее и усваивающее чтение (И. В. Усачёва, 1990). Основными приёмами изучающего чтения, направленного на понимание учебного текста, являются: приём составления вопросов к тексту, приём составления плана, приём составления граф-схемы, приём тезирования, приём составления сводных таблиц, приём комментирования и приём логического запоминания учебной информации. Приём составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. План представляет собой перечисление всех текстовых субъектов текста. Для построения плана целесообразно по мере чтения текста последовательно задавать себе вопрос «О чём здесь говорится?». План представляет собой перечисление тем, составляющих пункты плана. Приём составления граф-схемы. Граф-схема — это спо Приём тезирования представляет собой формулирование основных тезисов, положений и выводов текста. Приём составления сводной таблицы позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию. Приём комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста. Приём логического запоминания учебной информации включает следующие компоненты: самопроверку по вопросам учебника или вопросам, составленным самим учащимся; пересказ в парах с опорой на конспект, план, граф-схему и пр.; составление устной или письменной аннотации учебного текста с опорой на конспект; составление сводных таблиц, граф-схем и пр.; подготовку докладов и написание рефератов текста двух видов — констатирующего и критического — с опорой на конспект, план текста по одному или нескольким источникам, в том числе с опорой на Интернет и публикации в средствах массовой информации. Усваивающее чтение включает следующие приёмы: умение отвечать на контрольные вопросы; реферативный пересказ, аннотирование, комментирование учебных текстов; составление сводных таблиц, рефератов и докладов по нескольким источникам. Типовые задачи Формирование смыслового чтения Задание «Диалог с текстом» (Г. Г. Граник, О. В. Соболева, 1998) Цель: формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое на основе овладения приёмом «диалог с текстом». Возраст: 11—12 лет. Учебные дисциплины: гуманитарные (литература, история и др.) и естественно-научные (физика, биология). Форма выполнения задания: работа индивидуальная и в группах. Описание задания: учащимся предлагается прочитать текст по предложениям (фразам) и выполнить задания, включённые в текст в символической форме. В конце предложений предлагается одно или два из четырёх видов заданий, обозначаемых в тексте символом (буквой). Эти задания надо выполнить по ходу чтения текста. Задания включают: В — вопрос, задать вопрос к тексту; О — ответ, дать ответ на поставленный вопрос; 11^1 3 — заглянуть в будущее, мысленно заглянуть в будущее и представить, что произойдёт дальше, как будут развиваться ] события; П — проверить себя, т. е. сравнить свой ответ с текстом или свой прогноз будущего с описанием будущего в тексте. Материал: отрывок художественного текста на карточке, включающий вопросы-задания для читателя, обозначенные символами; для чтения текста необходима специальная закладка, сдвигая которую учащиеся открывают предложение. Примеры заданий Задание 1 В Древней Греции в одном из городов жил мальчик Милон. Он помогал родителям пасти скот. Ему очень хотелось участвовать в знаменитых Олимпийских играх. 3 Чтобы стать сильным и ловким, он придумал вот что. В Милон выбрал в стаде у отца крохотного телёнка. 3 Однажды утром он взвалил телёнка на плечи и пошёл на холм. ВО Ноги у мальчика дрожали, дыхание прерывалось. Когда Милон поднялся на холм и отдохнул, то уже привычно поднял телёнка и пошёл в обратный путь. В О Вот такую физзарядку придумал для себя Милон. П Шли недели, месяцы. Телёнок рос. Рос и Милон. 3 Теперь он мог поднять и молодого быка. 3 Вскоре Милон стал самым сильным человеком в Греции — победителем Олимпийских игр. П А теперь прочитайте текст целиком. Как можно озаглавить текст? Задание 2 Деление клетки — сложный процесс, в результате которого из одной материнской клетки образуются две дочерние. В Важную роль при делении клетки играют хромосомы, которые находятся в ядре клетки. В Они передают наследственные признаки от клетки к клетке. В О Хромосомы обеспечивают сходство дочерних клеток с материнской. П Чтобы дочерние клетки получили полную наследственную информацию, они должны содержать то же количество хромосом, что и материнская клетка. 3 ^18 Именно поэтому каждое клеточное деление начинается с удвоения хромосом, каждая из которых теперь состоит из двух одинаковых частей. П В 3 Затем оболочка ядра распадается, хромосомы расходятся к разным концам клетки и становятся самостоятельными хромосомами. В 3 Вокруг каждой из них образуется ядерная оболочка, затем в средней части образуется перегородка. ВО Перегородка отделяет ядра друг от друга и равномерно делит цитоплазму между материнской и дочерней клетками. П Таким образом деление клетки завершается. В О Дочерние клетки вновь растут, достигая размера материнской клетки. 3 После этого дочерние клетки опять делятся. П А теперь прочитайте текст целиком. Как его можно озаглавить? Критерии оценивания: • умение задавать вопросы к тексту; • умение задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста; • умение прогнозировать развитие сюжета текста; • понимание смысла текста; • умение находить и вербально определять основную идею (концепт) текста. Задание «Учимся зд.кшать вопросы» I Цель: формирование умения задавать вопросы к художественным текстам. Возраст: 11—12 лет. Учебные дисциплины: литература. Форма выполнения задания: работа в парах и,группах. Описание задания: учащимся предлагается прочитать текст и составить вопросы различных типов, пользуясь общей схемой, приведённой на карточке. Материал: отрывок художественного текста на карточке, где задана общая схема вопросов. Инструкция: учащиеся читают текст и составляют к нему вопросы, используя предложенную схему: 1. Вопросы: кто? что делал? где это происходило? когда? при каких обстоятельствах? 2. Уточняющие вопросы: если я правильно понял, то...? ПЯ 3. Вопросы о причинах и следствиях: почему? зачем? что из этого получилось? 4. Вопросы-предположения о допустимых вариантах развития событий и поступков действующих лиц, предвосхищение, прогнозирование: что бы изменилось, если бы...? Как вы думаете, как будут развиваться события дальше? 5. Вопросы, направленные на определение эмоций и 6. Оценочные вопросы, направленные на оценку событий, характерных черт действующих лиц, выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: правильно ли поступил...? Почему что-то хорошо, а что-то плохо? Чем один герой отличается от другого? 7. Вопросы на выявление личного эмоционального отношения к событиям и героям: понравился ли вам...? Понравилось ли вам...? 8. Вопросы, требующие постановки себя на место героя рассказа: как бы вы поступили на месте...? Критерии оценивания: • умение составить вопросы, позволяющие воссоздать целостный текст; • умение выделять субъект и предикат текста. Задание «Озаглавливание текста» Цель: формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое и выделять основную идею, смысловое ядро текста. Возраст: 11—15 лет. Учебные дисциплины: гуманитарные (литература, история и др.) и естественно-научные (физика, биология). Форма выполнения задания: работа индивидуальная и в группах. Описание задания: учащимся предлагается текст, который надо озаглавить. Учебные тексты для овладения приёмом выделения основной идеи должны соответствовать следующим требованиям: новизне (для обеспечения мотивации), доступности (для понимания), небольшому объёму (До одной страницы). По мере овладения учащимися умением выделять концепт текста текст увеличивают по объёму. Инструкция: учащиеся внимательно читают текст, выделяют его основную идею. Придумывают заголовок, наиболее точно передающий основную идею текста. Затем аргументируют своё предложение. ^1° Критерии оценивания: • адекватность подбора заголовка; • умение выделить и определить основную идею текста; • умение аргументировать свой выбор. Задание «Пословицы» Цель: формирование умения понимать смысл пословиц на основе адекватного восприятия переносного значения и метафоры. Возраст: 11—15 лет. Учебные дисциплины: литература, история. Форма выполнения задания: работа в группах. Описание задания: учащимся предлагается прочитать пословицы и выполнить задания. Каждое из заданий выполняется в процессе обсуждения в группе и представляется классу как общее решение. Для создания мотивации можно использовать форму командного соревнования-конкурса по аналогии, например, с телевизионными передачами «Умники и умницы», «Что? Где? Когда?» и пр. Материал: карточка с пословицами. Задания: 1. Перепутанные пословицы. На карточке приведены Не рой другому яму — не жди добра. Без труда — гуляй смело. Встречают по одёжке — в том и совесть. Сделал дело —: глаз не выклюет. В ком есть стыд — люби и саночки возить. Ворон ворону — кулаками не машут. Сделав худо — сам в неё попадёшь. После драки — не выловишь рыбку из пруда. Любишь кататься — провожают по уму. Инструкция: учащиеся восстанавливают пословицы и читают их вслух. Затем отвечают на вопросы: какова основная идея каждой из пословиц? Есть ли в получившемся списке близкие по смыслу пословицы? Какие именно? 2. Сочинение историй. На карточке приведён список Инструкция: учащиеся внимательно читают пословицы. Выбирают наиболее важную, по их мнению. И затем сочиняют историю, которая бы отражала смысл и главную идею этой пословицы. Завершающей фразой истории должна стать выбранная учащимися пословица. Материал: карточки с пословицами. Задания: Что ни делается, всё к лучшему (русск.). Как аукнется, так и откликнется (русск.). Без труда не вытянешь и рыбку из пруда (русск.). По одёжке протягивай ножки (русск.). В чужой монастырь со своим уставом не суйся (русск.). Не имей сто рублей, а имей сто друзей (русск.). Если не выносишь жара, уйди из кухни (америк.). Привычка рано ложиться и рано вставать приносит человеку здоровье, богатство и мудрость (америк.). Критерии оценивания: • умение выделять фрагменты текста; • умение выделять смысл пословиц на основе соотнесения смысла фрагментов текста и установления связи между ними; • умение формулировать тезис, выражающий общий смысл пословицы; • умение подбирать аргументы для подтверждения концепта (основной идеи) текста; • умение составлять оригинальный текст, выражающий концепт. Задание <?Эпиграф» Цель: развитие умения выделять концепт (основную идею) литературного произведения с помощью эпиграфа. Возраст: 11—15 лет. Учебные дисциплины: литература. Форма выполнения задания: работа индивидуальная и в группах. Описание задания: учащимся предлагается установить смысловое соответствие между эпиграфом как выражением квинтэссенции художественного произведения и самим литературным текстом. В случае необходимости учитель даёт краткую информацию о функции эпиграфа, его происхождении, приводит примеры эпиграфов к различным литературным произведениям. Задания: 1. Подбери эпиграф. Учащимся предлагается подобрать эпиграф к знакомому по школьной программе произведению, пользуясь заранее подготовленным материалом: пословицами, поговорками, крылатыми фразами, афоризмами и изречениями. Учащиеся делятся на группы, получают список произведений, к которым надо подобрать эпиграф, выполняют задание, представляют свой вариант подбора классу и аргументируют свой выбор. 2. Сочинение рассказа по эпиграфу. Учащимся даётся эпиграф (как бы название кинофильма) и предлагается придумать небольшой рассказ, раскрывающий его смысл (воспроизвести основные события киносценария, соответствующего этому названию). Критерии оценки: • умение адекватно интерпретировать смысл эпиграфа; • умение выделять основную идею художественного произведения; • умение устанавливать связь между смысловыми фрагментами; • умение составлять текст, основываясь на понимании его основной идеи (концепта). Задание «Сочиняем сказку» {по Дж. Родари, 1978) Цель: развитие читательского воображения на основе овладения приёмом сочинения оригинального текста, формирование интереса к чтению и книге, овладение приёмом антиципации. Возраст:. 11—14 лет. Учебные дисциплины: литература. Форма выполнения задания: работа в группах. Описание задания: учащимся предлагается на основе опорных слов создать оригинальный текст художественного типа (сказку). Сказка создаётся в группах в результате совместного обсуждения и затем представляется классу. Для создания мотивации можно использовать приём организации соревнования между группами-командами. Задания: 1. Бином фантазии. Учащимся предлагается сочинить сказку с использованием двух произвольно и независимо друг от друга взятых слов. Двум детям (по желанию) предлагается произнести любое слово так, чтобы его никто не слышал, кроме учителя. Затем эти два слова учитель записывает на доске, и ученики по группам сочиняют истории, в которых эти два слова, обозначающие предмет или понятие, были бы связаны общим смыслом и играли главную роль. Каждая группа сочиняет свою сказку и потом представляет её всему классу. Учитель выполняет организующую функцию и стимулирует активность детей. Сказка оценивается общим открытым (закрытым) голосованием учащихся. 2. Изменение известной сказки с использованием про Инструкция: учитель называет одну из хорошо известных ребятам сказок. Им нужно изменить эту сказку так, чтобы названный предмет играл в ней решающую роль: например, изменил бы ход событий. Учащиеся в своих группах придумывают версии сказки и представляют их классу. Учитель вместе с учащимися оценивает, насколько новая версия известной сказки соответствует заданным условиям. 3. Придумывание рифм к произвольно взятым словам и сочинение двустиший. Учащиеся называют несколько слов и придумывают к ним рифмы. Затем пытаются сочинить двустишия с целью связать эти слова единым смыслом. 4. Сочинение сказки по кругу. Задание направлено на формирование умений взаимодействовать в процессе творческого сочинения, выделять основной смысл повествования, на овладение приёмом антиципации. Учащиеся должны сочинить сказку, по очереди придумывая по одному предложению, продолжающему сюжет сказки. Инструкция: учащиеся рассаживаются по кругу, и каждый придумывает по одному предложению для развития сюжета. Для того чтобы сказка получилась связной, учащиеся должны внимательно следить за тем, что говорят их товарищи, и продолжать именно ту сказку, которая была начата, и именно с того места, на котором остановился предыдущий рассказчик. Учитель направляет деятельность детей, при невыполнении условий задания указывает на нарушение. 5. Сочинение сказок, направленных на выделение при ^4 «Почему Буратино не хотел учиться» и т. п.). Учитель стимулирует активность учащихся, подсказывает возможные варианты развития повествования. 6. Сочинение сказки с опорой на свойства предметов Инструкция: учитель называет два слова {Хлебный город). Учащиеся должны ответить, какими свойствами обладает этот материал (хлеб), и придумать, какие события из-за этого могут происходить в сказочном городе. Ребята учатся вьщелять существенные свойства предмета и опираться на них в своём повествовании. 7. Салат из сказок. Задание направлено на формирова Инструкция: учащиеся должны придумать, что мог бы совершить герой сказки (называется имя сказочного персонажа), оказавшись в другой сказке (называется сказка). Какие отношения у него сложились бы с другими героями сказки? Как стали бы развиваться события? Что изменилось бы? Чем закончилась бы сказка? 8. Старая сказка на современный лад. Задание направ Инструкция: учащиеся должны придумать, что бы случилось с героями сказки, если бы они оказались в нашем времени, и создать киносценарий новой истории. Учитель может подсказать, что сюжеты многих сказок (например, «Золушка») были неоднократно экранизированы как истории про современность (известный фильм «Москва слезам не верит», голливудский фильм «Красотка» и пр.). 9. Сказка наоборот. Задание направлено на формирова Инструкция: учащиеся выбирают любую известную сказку и изменяют её так, чтобы отрицательные герои стали положительными, а положительные — отрицательными. 12^ Date: 2016-07-22; view: 1529; Нарушение авторских прав |