Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фиксированное предложение ресурсов. Рента и квазирента.





Фиксированное предложение и чистая экономическая рента - абсолютно неэластичное предложение, характерное для благ, существующих в природе в ограниченном количестве. Для таких благ цена определяется исключительно изменениями в спросе. Чистая экономическая рента - доход, приносимый фактором производства, предложение которого абсолютно неэластично (стабильно) в долговременном периоде, за вычетом альтернативных издержек использования данного фактора.

Экономическая рента – это доход, получаемый от использования земли и других природных ресурсов, количество которых ограничено. В количественном выражении она представляет собой разницу между прибылью, получаемой от использования фактора производства, и минимальными затратами на его использование.
Именно уникальные условия предложения земли и других природных ресурсов, в частности их фиксированное количество, приводят к тому, что спрос становится единственным действенным фактором, определяющим величину ренты (рис.13.1).
В связи с тем, что предложение земли характеризуется абсолютной неэластичностью, графически кривая предложения земли будет представлять собой вертикальную линию. Спрос же на землю подвержен изменениям. Отсюда следует, что изменение спроса на землю в ту или иную сторону при ее неизменном предложении оказывает влияние на величину ренты.
Квазирента – это по сути прибыль, излишек над нормальной прибылью, который обусловлен более или менее продолжительной ограниченностью использования каких-либо факторов производства в условиях роста спроса и соответствующего повышения цен на продукцию. Однако если взять более длительный временной отрезок, то факторов и ресурсов, которыми нельзя гибко маневрировать, будет оставаться все меньше.

Поэтому квазирента постепенно исчезает по мере увеличения предложения и снижения цен.

38. Номинальные и реальные величины в экономике. Дефлятор ВНП и индекс потребительских цен

Многие макроэкономические показатели имеют номинальные и реальные значения. Это нужно учитывать при их сравнении.

Поскольку некоторые показатели (например, ВВП/ВНП) измеряются в денежном выражении, то для их сопоставления за разные годы нужно знать, была ли в тот или иной период инфляция или дефляция, т.е. необходимо различать номинальные и реальные величины.

Номинальный ВВП/ВНП отражает физический объем произведенных товаров и услуг в текущих (т.е. действующих в данном году) ценах. На величину номинального ВВП/ВНП оказывают влияние динамика реального объема производства и изменение уровня цен.

Реальный ВВП/ВНП – это номинальный ВВП/ВНП, скорректированный с учетом изменения цен или выраженный в ценах базового года. За базовый принимается тот год, с которого начинается измерение или с которым сопоставляется ВВП/ВНП.

Для пересчета номинальных значений (в текущих ценах) в реальные значения (в неизменных или сопоставимых ценах) используется уровень цен. Изменение (движение) уровня цен отражается с помощью ценовых индексов (индексов цен).

Индекс – это безразмерная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемой величины в одних условиях отличается от ее уровня в других условиях. Условия могут различаться по времени, пространству или иначе (например, могут сопоставляться условия «ex ante» и «ex post»).

В случае с ВВП/ВНП используются два индекса: индекс потребительских цен (ИПЦ) и дефлятор ВВП/ВНП.

Если величина индекса цен меньше единицы (или 100 %), то происходит корректировка номинального ВВП/ВНП в сторону увеличения, которая называется инфлированием.

Если величина индекса цен больше единицы (или 100 %), то происходит дефлирование – корректировка номинального ВВП/ВНП в сторону снижения.

Для определения ИПЦ используют понятие «потребительская корзина», в которую входят около 300 наименований наиболее широко используемых товаров:

ИПЦ = Текущая стоимость потребительской корзины/Стоимость потребительской корзины в базовом году

Отсюда реальный ВВП/ВНП можно выразить следующим образом:

Реальный ВВП/ВНП = Номинальный (ВВП/ВНП)/ИПЦ

Разница между ИПЦ и дефлятором ВВП / ВНП состоит в следующем:

· Дефлятор ВВП / ВНП рассчитывается для изменяющегося набора товаров и является индексом Пааше (т.е. в качестве весов используется набор благ текущего года), а ИПЦ рассчитывается для неизменного набора товаров и называется индексом Ласпейреса (т.е. в качестве весов используется набор благ, фиксированный по базисному году);

· Дефлятор ВВП/ВНП показывает изменение цен по всему перечню наименований продуктов и услуг, производимых в экономике, а ИПЦ показывает динамику цен только по группе потребительских товаров;

· Дефлятор ВВП/ВНП учитывает изменение в структуре производимых товаров, а ИПЦ не учитывает;

· Дефлятор ВВП/ВНП показывает изменение цен на продукцию, произведенную национальными факторами, а ИПЦ учитывает изменение цен и на импортные товары.

С использованием дефлятора ВВП/ВНП, который более приспособлен для измерения общего уровня цен, реальный ВВП/ВНП определяется путем деления номинального ВВП/ВНП на дефлятор ВВП/ВНП:

Реальный ВВП/ВНП = Номинальный (ВВП/ВНП) / Дефлятор (ВВП/ВНП)

Изменение дефлятора отражает изменение общего уровня цен, т.е. процесс инфляции или дефляции.

Индекс Ласпейреса (ИПЦ) не учитывает эффект замещения сильно подорожавших товаров относительно более дешевыми и завышает рост уровня цен.

Индекс Пааше учитывает эффект замещения, но не принимает во внимание снижение уровня благосостояния, вызванное подорожанием и поэтому занижает рост уровня цен.

Для более адекватного отражения динамики уровня цен рассчитывается индекс Фишера, который отчасти устраняет недостатки индексов Ласпейреса и Пааше, усредняя их значение:

Индекс Фишера = √ Индекс Ласпейреса · Индекс Пааше

Билет 20

39.Общественный выбор и благосостояние: роль государства.

Для проведения классификации экономических благ необходимо определить критерии их разграничения — разумеется, в зависимости от особенностей классифицируемых таким образом объектов микроэкономического анализа.

Первым таким критерием является конкурентность (соперничество) различных сравниваемых благ в потреблении. Конкурентными (соперничающими) в потреблении блага будут в том случае, когда получение выгод от потребления данного блага одним экономическим субъектом делает невозможным получение этих выгод в том же самом отношении от того же самого блага каким-либо другим экономическим субъектом. Неконкурентными же в потреблении являются такие блага, получение выгод от потребления которых данным экономическим субъектом содержит в себе возможность для других экономических субъектов получения от подобного блага таких же выгод в том же самом отношении.

Следующим принципиальным критерием разграничения различных видов благ является исключаемость из потребления различных товаров и услуг. Исключаемыми из потребления являются такие блага, обладание правом пользования которыми данным экономическим субъектом одновременно означает для него возможность воспрепятствовать всем остальным экономическим субъектам потреблять подобное благо.

Обратимся далее к конкретным характеристикам различных, определенных таким образом, видов благ. Очевидно, что конкурентные и одновременно исключаемые блага обладают свойствами, делающими их максимально приспособленными для обращения в рыночном кругообороте. Именно поэтому подобные блага называют частными. Потребление данного частного блага каким-либо экономическим субъектом делает практически невозможным для всех остальных субъектов потребление этого же блага в том же отношении без разрешения его владельца.

В отличие от чистых частных благ чистыми общественными будут считаться такие блага, которые объединяют в себе низкую (вплоть до нулевой) конкурентность с невысокой исключаемостью остальных экономических субъектов из потребления. Нулевая конкурентность чистых общественных благ означает, что предельные издержки предоставления подобного блага каждому дополнительному потребителю (после первого) равны нулю. Например, рождение еще одного жителя страны нисколько не увеличивает расходы на государственную оборону. Низкая же исключаемость общественных благ означает, что подобные блага впол- не могут, да и чаще всего действительно потребляются сообща, коллективно, поскольку никто из владельцев не может (а точнее, недостаточно материально заинтересован) воспрепятствовать потреблять такие блага всем остальным экономическим субъектам.

Высокая конкурентность в сочетании с низкой исключаемостью дает общие (совместно потребляемые) блага. Из истории нам известно немало их примеров: общинные земли, леса, воды и т.п. В современном мире подобных благ оста- лось уже не так много — можно привести в качестве примера общественные парки для отдыха, общественные водоемы с рыбой и иными продуктами подводного мира и т.д. Причиной сокращения числа общих благ служит именно высокая их конкурентность: на всех их часто просто не хватает (пойманная кем-либо в таком озере рыба уже никому другому не достанется), и поэтому здесь действует давно установившееся правило «primus veni, primus occupavi» — «первый пришел, первый занял» со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. Иногда общие блага называют также коммунальными.

Обратная ситуация возникает в случае низкой конкурентности, но достаточно высокой исключаемое™ благ. Здесь реально возможен контроль собственника над процессом потребления подобных благ, хотя такой процесс часто протекает в различных коллективных формах. Поэтому подобные блага часто называют исключаемыми общественными.

 

Теория общественного выбора исходит из предположения, что, занимаясь политической деятельностью и, в частности, участвуя в выработке и осуществлении государственных решений в экономической сфере, экономические субъекты используют политические институты для достижения своих индивидуальных целей.

Эта гипотеза об основополагающей роли индивидуального интереса в политической деятельности, в сущности, аналогична предположению о рациональности поведения различных субъектов в экономической деятельности..Политические (общественные) решения принимаются на основе выявления предпочтений граждан или членов любого другого сообщества. В современных условиях это чаще всего предполагает голосование путем объявления своей позиции каждым имеющим право голоса субъектом в определенной процедуре принятия общественного решения. Самый распространенный принцип принятия решения при голосовании — правило большинства голосов. При принятии решения большинством голосов возможна ситуация, когда общество не может четко определить приоритетность своих предпочтений, — так называемый парадокс голосования. Это происходит тогда, когда предпочтения каждого из голосующих транзитивны, однако предпочтения общества в целом транзитивностью не обладают.

Часто общественные решения, принятые большинством голосов, отражают позицию «среднего избирателя», чьи предпочтения располагаются в середине некоторой возможной шкалы. Например, объем производства некоторого общественного блага будет в таких случаях близок к величине, средней между его максимальным и минимальным количествами.

Если некоторые интересы ряда субъектов совпадают, то они могут объединиться на этом основании в группу. Лоббизмом называется деятельность, направленная на обеспечение принятия общественных решений в интересах группы.

Сплоченная группа с особыми интересами, действуя активно и целенаправленно,может добиться принятия общественных решений, выгодных для меньшинства,если их противники разобщены, а индивидуальная выгода каждого из них в отдельности меньше необходимых для ее получения затрат. Вероятность принятия коллективных решений в интересах меньшинства повышается при объединении различных групп с особыми интересами на основе взаимной поддержки таких решений (обмена голосами, или логроллинга): каждая из использующих логроллинг лоббирующих групп голосует за решение, выгодное другой вовлеченной во взаимную поддержку группе, в обмен на аналогичную ее помощь при принятии выгодного ей самой решения. Конечно, при этом существует и просто торговля голосами

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЫБОР — понятие, относящиеся к теории выбора (Дж. Бьюкенен, М. Олсон), занявшей определенное место в современной экономической науке. Согласно этой теории важным моментом экономических исследований является процесс выбора между альтернативными вариантами использования ресурсов. При этом выделяются: индивидуальный, коллективный и общественный выбор.

Индивидуальный выбор происходит в случае, когда человек сам принимает решения и сам их реализует. Например, потребитель покупает товар у продавца.

Коллективный выбор происходит в том случае, когда решения принимаются и реализуются в составе группы. При этом выделяются два вида групп — олиго-полистические, где члены зависимы друг от друга, и латентные труппы, в которых действие одного участника не отражается на других. В латентной группе, как правило, большое число участников, что и приводит их к независимости друг от друга.

Общественный выбор имеет место тогда, когда решения принимаются и реализуются индивидами в составе латентной группы. В результате общественного выбора принимаются политические решения, при которых зачастую все общество и составляет латентную группу. При этом латентная группа должна договориться о правилах общественного выбора и обеспечении его реализации. Общественный, выбор правил выбора в этой теории получил название конституционного выбора. А общественный выбор в процессе самой игры - постконституционным выбором.

Общественный выбор реализуется посредством голосования. Поэтому очень важно выявление оптимума между числом индивидов в группе (размер решающей группы), чье согласие необходимо для принятия решения. Если размер решающей подгруппы равен одному индивиду (и этот индивид заранее известен), то организационная модель такой латентной группы называется диктатурой.

Существуют различия в общественном выборе в условиях прямой и представительной демократии. В условиях прямой демократии сам индивид принимает политические решения; в условиях представительной демократии общественный выбор реализуется представителями группы - депутатами.

Date: 2016-07-05; view: 1201; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию