Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Монопольная власть. Показатели монопольной власти.
Ранее уже говорилось о том, что теоретически монополия понимается как единственный производитель. Однако следует подходить к этому явлению и с позиций доминирования на рынке со всеми вытекающими последствиями, что не обязательно связано с наличием лишь одного производителя. Главное – ограничение конкуренции, установление барьеров входа на рынок. Такая ситуация порой не явна, ее нужно проанализировать, установив доминирование. Рассмотрение всех предыдущих вопросов позволяет сделать выводы, что главное отличительное свойство монополии связано с наличием рыночной власти – способностью воздействовать на цены, устанавливая цены выше предельных издержек. Величина, на которую цена превышает предельные издержки, обратно пропорциональна эластичности спроса для фирмы. Чем менее эластичен спрос для фирмы, тем большей монопольной властью обладает фирма. Конечной причиной монопольной власти является, следовательно, эластичность спроса для фирмы. Но эластичность не одинакова для фирм на различных товарных рынках. Чем это вызвано? Три фактора определяют эластичность спроса для фирмы: 1) эластичность рыночного спроса. Собственный спрос фирмы будет, по крайней мере, столь же эластичен, как и рыночный спрос, и поэтому эластичность рыночного спроса ограничивает потенциал монопольной власти; 2) число фирм на рынке. Если на нем много фирм, маловероятно влияние одной из них на цену; 3) взаимодействие между фирмами. На рынке может быть несколько производителей, но их взаимодействие порой превращает рынок как бы в единого субъекта. Учет этих факторов позволяет использовать ряд показателей, количественно определяющих степень рыночной (монопольной) власти. Итак, монопольная власть является величиной, обратной эластичности спроса на продукцию фирмы (1 / Е). Опираясь на это положение, А.П. Лернер в 1934 г. предложил следующий индекс, который вошел в экономическую теорию под названием индекс (коэффициент) Лернера (IL). Il= (Pm mс) /Pm= 1 / е, где IL– индекс монопольной власти Лернера; Pm– монопольная цена; MС – предельные издержки; Е – коэффициент эластичности спроса на продукцию. В условиях совершенной конкуренции МС = P. Следовательно,IL= 0. ЕслиILпредставляет собой положительную величину (IL> 0), то фирма обладает монопольной властью. Чем выше этот показатель, тем больше монопольная власть. Подсчитать такой показатель, однако, непросто в связи с трудностями расчета реальных предельных издержек. Поэтому на практике предельные издержки часто заменяют средними издержками. В этом случае исходная формула трансформируется: Il= (Pm ас) /Pm. Если умножить числитель и знаменатель на Q(объем продукции), то получим в числителе прибыль (π), а в знаменателе – валовой доход (выручку -TR): Il= [(Pm ас)∙q] /Pm.∙q= π /tr. В результате преобразований показатель Лернера отражает высокие прибыли как признак монополии. В известной мере это справедливо, однако бывают случаи, когда высокая прибыль не является явным признаком монополии. Это бывает тогда, когда велики различия между бухгалтерской и экономической прибылью, то есть не учитываются затраты на собственный капитал, особенно в капиталоемких отраслях, оплата предпринимательских способностей успешно функционирующего бизнесмена, операции с высокой степенью риска. Другим показателем, характеризующим монопольную власть и отражающим число фирм на рынке, является коэффициент концентрации рынка (CR). Рассчитывается как процентное отношение реализации (поставки) продукции определенным числом крупнейших продавцов к общему объему реализации (поставки) на данном товарном рынке: CR = [(V1 + V2 + … + Vn) / Vm ] ∙100 (%), где CR – коэффициент рыночной концентрации; V1, V2, …, Vn - объемы производства (поставки) продукции на рынок 1-ым. 2-ым, … n -ым производителем; Vm – общий объем реализации (поставки) на данном товарном рынке. Можно (что аналогично) определить CR по сумме долей рынка, занимаемых определенным числом форм: CR = Д 1+ Д 2+ Д 3+ … + Д n, где Д 1, Д 2, Д 3, Д n– доли рынка 1-го, 2-го, 3-го, n -го производителя (поставщика). Доля i -го производителя (поставщика) определяется процентным отношением объема производства (поставки) его продукции на рынок (Vi ) к общему объему товара на рынке: Дi = Vi ./ Vm. Рекомендуется использовать уровень концентрации трех (СR -3), четырех (CR -4), шести (CR -6), восьми (СR -8), десяти (CR -10), двадцати пяти (СR -25) крупнейших продавцов. Если мы имеем ряд продавцов, ранжированный по их доли продаж на рынке Д 1, Д 2, Д 3,.., Д 25, то: (СR -3) = Д 1+ Д 2+ Д 3; (CR -4) = (СR -3) + Д 4; (CR -6) = (СR -4) + Д 5+ Д 6; (СR -8) = (СД -6) + Д 7+ Д 8; (СR -10) = (СR -8) + Д 9+ Д 10; (СR -25) = (СR -10) + Д 11+ Д 12+... + Д 24+ Д 25. Данный показатель отражает степень концентрации рынка, но не отражает модель рынка и степень доминирования одного хозяйствующего субъектов или некоторых. Например, на рынке присутствует один производитель, тогда СR = 100%; на рынке присутствуют два производителя с равными рыночными долями, и тогда СR = 100%; на рынке присутствуют четыре производителя с долями: 1) –70%, 2) – 20%, 3) – 7%, 4) – 3%, и тогда СR = 100%. Более четкую картину относительно степени монополизации дает такой показатель, как индекс Герфиндаля-Гиршмана (Херфиндаля-Хиршмана) – HHI (IHH). Назван в связи с фамилиями предложивших его ученых. Этот показатель определяется каксумма квадратов долей, занимаемых на рынке всеми действующими на нем продавцами: Ihh=s12+s22+s32+ … +Sn2, где IHH – индекс Герфиндаля-Гиршмана; S 1– удельный вес самой крупной фирмы; S 2– удельный вес следующей по величине фирмы; … Sn – удельный вес наименьшей фирмы. Если в отрасли функционирует лишь одна фирма, то IHH= 10000 (S1= 100%, возведенное в квадрат); если две фирмы с равными долями, то IHH= 5000 (502+ 502); если присутствуют четыре фирмы с долями (70%, 20%, 7% и 3%), то IHH= 4900 + 400 + 49 + 9 = 5398. В соответствии с различными значениями коэффициентов концентрации и индексов Герфиндаля - Гиршмана выделяются три типа рынка: I тип - высококонцентрированные рынки: при 70% < CR -3 < 100%; 2000 < IHH < 10000; II тип - умеренно концентрированные рынки: при 45% < CR -3 < 70%; 1000 < IHH < 2000; III тип - низкоконцентрированные рынки: при CR -3 < 45%; IHH < 1000. Еще одним показателем, применяющимся для определения структуры рынка и степени доминирования на рынке немногочисленных фирм, является индексЛинда (L). Индекс Линда определяет степень неравенства между лидирующими на рынке продавцами товара. Рассчитывается по формуле: L = 1 / [ K (K – 1)] ∙ , где K - число крупных продавцов (от 2 до N); Qi - отношение между средней долей рынка i продавцов и долей K-i; i - число ведущих продавцов среди K крупных продавцов. Qi = (Ai / i) / (Ak - Ai / K – i), где Ai - общая доля рынка, приходящаяся на i продавцов; Ak - доля рынка, приходящаяся на K крупных продавцов. Индекс Линда используется в качестве определителя "границы"олигополии следующим образом: рассчитывается L для K =2, K =3 и так далее до тех пор, пока LK+1 > LK, то есть не будет получено первое нарушение непрерывности показателя L. "Граница" считается установленной при достижении значения LK минимального значения по сравнению с LК+1. Приведем условный пример расчета индекса Линда. На федеральном рынке бытовых холодильников действует 15 хозяйствующих субъектов. Их доля на рынке составляет (в %): Хозяйствующий субъект №1 – 15,7; №2 – 14,5; №3 – 11,9; №4 – 9,3; №5 – 8,8; №6 – 8,8; №7 – 7,3; №8 – 6,5; №9 – 4,2; №10 – 3,6; №11 – 2,7; №12 – 2,7; №13 – 1,4; №14 – 1,1; №15 – 0,07. На первые 7 хозяйствующих субъектов приходится 76% рынка. Это дает основание подозревать наличие олигополии. Для определения ее границы был проведен расчет по приведенной выше формуле. Для наглядного восприятия формулы приводим расчет L 2и L 3. k =2, i =1: Q 1= (15,7/1) / [(15,7 + 14,5) - 15,7)/2-1] = 1,08; L 2= [1/2(2-1)] ∙ 1,08 = 0,54. k =3, i =1: Q1 = (15,7/1) / [(15,7+14,5+11,9) - 15,7)/3-1] = 1,19. k =3, i =2: Q 2= [(15,7+14,5) /2] / [(15,7+14,5+11,9) - (15,7+14,5)] /4-1 = 1,19; L3 = [1/3(3-1)] ∙ (1,19+1,27) = 0,41. В данном случае расчет был проведен до k =10. Получены следующие показатели: L 2= 0,54; L 3= 0,41; L 4= 0,35; L 5= 0,30; L 6= 0,25; L 7= 0,225; L 8= 0,208; _________ L 9= 0,216; L 10= 0,188. Нарушение непрерывности произошло при k =9. Следовательно, олигополию образуют 8 первых хозяйствующих субъектов. Характер олигополии – "расплывчатая"20. Расчет данных показателей степени монополизации рынка (монопольной, рыночной власти) необходим при проведении антимонопольной политики для выявления доминирования на соответствующем товарном рынке и принятия соответствующих мер. Date: 2016-07-05; view: 451; Нарушение авторских прав |