![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Характеристика форм учебных занятий по МХК
Курс МХК новый в школьной программе, и это позволяет ему уже на этапе становления вобрать методические инновации, накопленные в педагогической науке, быть открытым для новых педагогических технологий, форм и методов, способствующих саморазвитию как учеников, так и педагога. Уроки МХК призваны создавать условия для формирования опыта восприятия произведений искусства учениками. Наиболее эффективными для достижения этой цели являются коммуникативные формы организации учебного процесса — фронтальные при обсуждении одного произведения всем классом, групповые или парные при работе с несколькими артефактами. Коммуникативные формы урока предполагают не просто обмен высказываниями, а организацию целенаправленного и упорядоченного обмена мнениями, результатом которого станет возможность каждого ученика осмыслить тему (произведение, художественный стиль или направление), составить собственное суждение об изучаемом материале, соотнося и корректируя его с учетом мнений, высказанных другими учениками.[6, с. 25, 27] Специфика урока МХК заключается в том, что интерактивное взаимодействие происходит не только на уровне традиционный формы ученик - ученик или ученик — учитель, полноправным участником диалога становятся сами произведения искусства. Обмен высказываниями строится на основе рассматривания, изучения, исследования объектов культуры или их репродуктивных изображений. В силу этого уроки МХК могут проходить вне стен школы (в библиотеке, театре, музее, выставочном зале, городском пространстве), где в качестве объектов исследования выступают подлинные памятники культуры. Но это возможно и в рамках традиционной классно-урочной системы, где учитель ограничивается предъявлением «копий» — репродукций, аудио - и видеоматериалов, компьютерных программ. Обозначим возможные коммуникативно-диалоговые формы организации урока в каждом из названных вариантов. 1. Уроки МХК в рамках традиционной классно-урочной системы рекомендуется проводить в виде: • дискуссий, способствующих формированию собственного мнения школьников, их личностного эмоционально-ценностного отношения и к искусству, и к миру в целом; • семинаров, позволяющих расширить и углубить знания, формирующих умение доказывать, убеждать, отстаивать свое мнение; • педагогических мастерских, мотивирующих развитие интереса к изучаемым произведениям искусства и создающих условия для обобщения приобретаемого опыта и его «присвоения»; • уроков с элементами театрализации, позволяющих учиться видеть, чувствовать, понимать искусство через призму собственного опыта с привлечением различных каналов восприятия, прежде всего кинестетических; • экспериментальных исследований вещей, предметов, материалов и др., предполагающих включение всех каналов восприятия, в результате которых складывается образ вещи (предмета); • проектной деятельности, завершающейся сотворением собственных «текстов культуры».[19, с. 150] 2. Занятия по мировой художественной культуре, проходящие вне школы, могут быть выстроены в форме: • образовательных путешествий, в основе которых лежит самостоятельная работа учащихся, связанная с освоением культурных смыслов, заключенных в объектах городской и музейной среды; • музейно-педагогических занятий, позволяющих приобрести опыт освоения музея и музейных коллекций, формирующих навыки музейного зрителя; • историко-культурных реконструкций, целью которых является «погружение в эпоху» на основании изучения разнообразных памятников культурного наследия эпохи и актуализации различных каналов восприятия, что в результате позволяет сформировать собственный «образ эпохи». Ценность таких «выездных» уроков заключается в том, что они позволяют в полной мере использовать богатейший педагогический потенциал, которым обладают подлинные памятники (тексты) культуры: письменные источники, театральные постановки, музейные объекты, городские памятники архитектуры и скульптуры. [4, с. 95] При разработке такого рода занятий по МХК необходимо иметь в виду, что они не должны быть калькой школьного урока, проведенного в другой обстановке. Так, например, если педагог вместе с детьми осваивает городское пространство, то школьникам необходимо самостоятельно исследовать городские объекты, а не слушать лекции о них. Занятие на экспозиции музея не стоит ограничивать пересказом мнений специалистов о произведениях, наоборот, надо всячески стимулировать диалоговое взаимодействие учеников с артефактами, формирование собственного обоснованного мнения. Этими формами, безусловно, не исчерпываются возможности организации учебной деятельности школьников в преподавании мировой художественной культуры, и потому все творческие находки учителей, способствующие саморазвитию и учащихся, и их самих, должны приветствоваться. Дискуссия (от лат. diskussio — рассмотрение, исследование) является одним из наиболее востребованных, но сложных типов урока МХК. Именно дискуссия, основу которой составляет публичное обсуждение спорного вопроса или проблемы, создает условия для свободного высказывания, сравнения и сопоставления различных мнений, версий, гипотез, стимулирует формирование эмоционально-ценностных личностных суждений как о памятниках культурного наследия, так и о жизненных явлениях вообще. Дискуссия лучше всего отвечает специфике курса МХК, его целевым установкам, направленным на развитие и личностный рост ребенка, дает возможность всем участникам образовательного процесса взаимодействовать свободно и открыто. Организация дискуссии требует соблюдения определенных правил ее ведения. Жанр дискуссии предполагает достаточно высокий уровень коммуникативной культуры учащихся, признание и соблюдение некоторых общих «правил». Так, все участники должны хорошо усвоить, что не следует говорить одновременно и тем более перебивать одноклассников; давать резкие оценки или делать критические замечания, если высказанные версии не соответствуют собственной позиции. Желательно избегать голословных утверждений и аргументировать любой тезис. До начала дискуссии полезно еще раз напомнить участникам своеобразный «кодекс дискутанта». • Я критикую идеи, а не людей. • Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению. • Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении. • Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ним не согласен. • Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к разным позициям. • Я стремлюсь осмыслить и понять различные взгляды на проблему. • Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов. [4. с. 15]
Date: 2016-07-22; view: 1281; Нарушение авторских прав |