Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 1. Особенности традиций в преподавании мировой художественной культуры.Стр 1 из 6Следующая ⇒
Содержание
Введение…………………………………………………………………2
Глава 1.Особенности традиций в преподавании Мировой Художественной
Культуры…………………………………………………………………4
1.1.История становления и развития дисциплины «Мировая Художественная
Культура»…………………………………………………………………4
1.2 Методические особенности преподавания МХК…………………11
1.3 Характеристика форм учебных занятий по МХК…………………15
Глава 2. Современные образовательные технологии в преподавании мировой художественной культуры………………………………………………19
2.1 Понятие образовательные технологии в педагогике ……………20
2.2 Анализ методов и приёмов в инновационном преподавании МХК…24
Заключение…………………………………………………………………26
Список литературы………………………………………………………30
Введение Формулировка цели современного урока должна основываться на ясном понимании того, какие «шаги» (задачи) необходимо предпринять учителю, чтобы достигнуть главного. «Рамкой», главной смысловой установкой для целей, которые педагог формулирует для каждого занятия с учетом выбранной программы и возраста школьников, является основная цель всего курса МХК. Наиболее типичная ошибка, встречающаяся в работе учителей, — сведение образовательной цели урока к краткому описанию его содержания. Такая формулировка ставит в центр занятия исторический аспект развития художественной культуры, предполагает обращение к биографиям художников, к истории создания и бытования произведений, включает элементы искусствоведческого анализа и пр. Однако в этом контексте обозначенная цель не ориентирует на более высокий культурологический уровень осмысления содержания, не выводит общие рассуждения в плоскость осознания школьниками значения освоения этого конкретного пласта культуры для накопления собственного жизненного опыта. Объектом нашего исследования является современный урок мировой художественной культуры в общеобразовательной школе. Предмет исследования – методические особенности преподавания МХК. Цель работы – проанализировать методические особенности преподавания мировой художественной культуры и выявить соотношение традиций и новаций в методике преподавания МХК на современном этапе. Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи: - изучить историю становления и развития дисциплины МХК; - проанализировать методические особенности преподавания МХК; - охарактеризовать основные формы учебных занятий по МХК; - дать определение понятию «образовательные технологии»; - проанализировать методы и приёмы инновационного преподавания МХК. Актуальность работы состоит в том, что задача педагога по МХК подготовить ученика, обладающим необходимым набор современных знаний умений и качеств позволяющих ему уверенно чувствовать себя в сфере искусства, но традиционные методы обучения не смогут решить такие задачи, для этого нужно совмещать традиционные методы с новыми педагогическими технологиями, эффективными формами организации урока, активными методами обучения. Задачей современной системы образования является подготовка нового поколения к жизни в современных условиях. Поэтому внедрение новых современных технологий в учебный процесс - составная часть современной школы. Учителя, использующие в образовательной деятельности современные технологии, с полной уверенностью говорят о необходимости дальнейшего развития этого процесса, который не просто значительно повышает мотивацию обучения, действительно помогает более продуктивно внедрять личностно-ориентированное обучение, в частности, метод проектов, кейс-технологий. Разработка программами по МХК по традиционной системе занимались такие авторы как: Л. М.Предтеченская, В. Я.Ермолаев, Л. С.Колмогорова, Н. Г. Алексеев. А уже по новым методика были авторы: В. В.Гузеев, М. В. Кулиненко, Г. К. Селевко, Глава 1. Особенности традиций в преподавании мировой художественной культуры. Автором концепции преподавания «Мировой художественной культуры» и разработчиком первой программы курса была Лия Михайловна Предтеченская. В очерке «Немного истории» она так описывала процесс становления новой учебной дисциплины: «История школьного предмета «Мировая художественная культура», как в капле воды, отражает историю нашей страны последнего тридцатилетия. Предмет родился давно – в начале шестидесятых. В 50-е годы головокружительные достижения физических наук вызвали страстные дискуссии «физиков и лириков». Кто более необходим отечеству? Чья деятельность способна вырвать человека из духовного и физического рабства? Физики предлагали холодильники, машины и полеты в космос. Лирики обращались к человеческой душе, к нашему прошлому и настоящему. [17, С. 10] На творчество «лириков» обратило внимание высокое руководство страны и… объявило произведения самых талантливых чуждыми советскому человеку и социалистическому строю. Среди них были Пастернак, Шнитке, Эрнст Неизвестный, Вознесенский, Евтушенко, Высоцкий. В школьном учебнике истории для 9-го класса, в главе о культуре, впервые появились имена импрессионистов, Ван Гога, но их творчество наглядно демонстрировало «глубину кризиса буржуазной культуры и идеологии»… В это время Л. М. Предтеченской предложили написать главу о культуре в книгу для учителя – так началась разработка школьного курса «Мировая художественная культура». Два замечательных человека помогли ему утвердиться: Анатолий Иванович Тодорский, директор 397-й ленинградской школы, в которой она работала, и Дмитрий Борисович Кабалевский, выдающийся композитор, общественный и государственный деятель. Анатолий Иванович Тодорский взял на себя смелость – по тем временам неслыханную! – включить МХК в расписание уроков и позволил Л. М. Предтеченской «официально» вести этот предмет в своей школе. Узнал о предмете Дмитрий Борисович Кабалевский, приехал в школу, побывал на занятиях. Потом пригласил работать в Научном совете по проблемам эстетического воспитания, только что созданном по его настоянию при Президиуме АПН СССР. Там в 1968 г. состоялось первое серьезное обсуждение программы «Мировая художественная культура». В нем участвовали такие известные деятели культуры, как писатель Лев Кассиль, кинорежиссеры Григорий Рошаль, Сергей Герасимов, художники Юрий Пименов, Борис Неменский, искусствоведы, психологи, педагоги и даже министры. Много ценных советов было тогда высказано. Приняли решение программу МХК публиковать и начать ее экспериментальную проверку на факультативных занятиях в школах.[17, С. 20] Безумная идея начала реализовываться. Деятельность Совета по проблемам эстетического воспитания Д. Б. Кабалевского – особая тема, исследование которой, уверена, откроет яркую страницу становления педагогики искусства и, что не менее важно, покажет те огромные усилия, которые понадобились ученым, педагогам в деле духовного воспитания детей, обратить внимание общественности на состояние школы, пробить глухую стену бюрократического просвещенческого руководства… В 1973 г. Лия Михайловна защитила диссертацию, в которой обосновала название факультатива «Мировая художественная культура», необходимость его преподавания в школе как курса, формирующего мировоззрение старшеклассников; обосновала принципы построения программы МХК как предмета художественно-интегративного, способного выполнить актуальные задачи духовного воспитания подростков.[17,с 25]. С 1975 г. под руководством Л. М.Предтеченской (куратор – Д. Б.Кабалевский) в НИИ школ Министерства просвещения РСФСР началась научная разработка предмета «Мировая художественная культура». В 1977 г. была опубликована программа предмета и началась ее официальная экспериментальная проверка в школах как варианта обязательного предмета для всех старшеклассников. С 1977 г. по 1987 г. новый школьный курс проверялся в городских и сельских школах СССР (сначала в эксперименте участвовало 13, потом 18, а затем 78 школ). Учителей готовили в Центральном институте усовершенствования в Москве и в Ленинградском ИУУ. За ходом эксперимента следили и изучали его материалы сотрудники НИИ комплексных социальных исследований. Результаты эксперимента были обобщены и опубликованы. Новый предмет поддержали учителя, ученики и их родители, он вызвал огромный интерес общественности. В 1987 г. решением Коллегии Министерства Просвещения РСФСР курс «Мировая художественная культура» был включен в учебный план общеобразовательной школы. В 1990-е годы предмет продолжал научно оснащаться, был разработан комплект учебно-методических пособий по предмету: методические рекомендации для учителей, фонохрестоматия и набор диапозитивов. С середины 1990-х началась работа по изданию учебно-методических пособий по МХК в издательствах Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России. С конца 1980-х на базе Центрального института усовершенствования учителей осуществлялась подготовка учителей и методистов мировой художественной культуры для различных регионов России. С 1998-99 учебного года «Мировая художественная культура» является обязательным предметом в национальных образовательных учреждениях и в классах культурологического, художественно-эстетического, искусствоведческого направления[17, с. 40] В пояснительной записке к своей программе (« Художественная культура Нового и новейшего времени») Л. М.Предтеченская подчеркивала, что принципы ее построения, содержание и методическую систему преподавания определила научная концепция, рассматривающая культуру как механизм социального наследования, утверждающая особую, ничем не заменимую роль искусства в передаче от поколения к поколению духовных ценностей. Цель предмета – силой воздействия различных искусств в их комплексе формировать духовный мир школьника, его нравственность, эстетическую восприимчивость в особо ответственный возрастной период развития – период перехода к самостоятельности. Задачи преподавания мировой художественной культуры состоят в том, чтобы, создавая условия для живого общения учащихся с произведениями мирового искусства на уроке, внеклассных занятиях и во внешкольной жизни, обогащать их духовный мир, воспитывать чувства и, вооружая их опытом поколений, помочь молодым людям «открыть в себе человека» (Достоевский); развивать у них понимание искусства, способность быть читателем, зрителем, слушателем, т. е. способность и стремление воспринимать художественную культуру в течение всей жизни. С этой целью – дать сумму знаний по предмету, помогающих раскрыть перед учащимся наиболее важные закономерности сложного процесса развития мировой художественной культуры, распознать особенности образного языка искусств [1.с. 125]. Структура программы включает три части и восемь разделов: в первой части (9 класс) изучается мировая художественная культура XVIII – 50-х гг. XIX в., во второй (10 класс) – рассматривается художественная культура 60-х гг. XIX – начала XX в., в третьей (11 класс) – художественная культура новейшего времени. Каждый раздел – определенная эпоха в истории человечества и этап в развитии мировой художественной культуры. Раздел начинается вводным уроком, на котором в памяти учащихся восстанавливаются важнейшие события времени, известные им из курса истории. [1, с, 128-129]. Большое внимание Л. М.Предтеченская уделяла тому, что программа и методика преподавания мировой художественной культуры должны реализовывать комплексную систему классных, внеклассных и внешкольных занятий учащихся искусством. «В ходе преподавания идет процесс интеграции впечатлений и информации, полученных учащимися из внешкольных источников, их отбор, обобщение и оценка. Все это позволяет воссоздать в представлении старшеклассников целостную картину эпохи, широкое полотно жизни, активно и разносторонне влиять на воспитание чувств молодых людей» [1, с. 128]. В связи с этим, программой предусмотрены вариативность подходов в преподавании курса и возможность для творчества не только учеников, но и в первую очередь учителя. В качестве основополагающих принципов построения программы Л. М.Предтеченская указывала принцип историзма и принцип опоры на творческий метод. Принцип историзма позволяет раскрыть перед учащимися закономерности развития мировой художественной культуры, обеспечивает понимание школьниками глубокой зависимости художественных явлений от явлений общественной жизни. Принцип опоры на творческий метод позволяет развернуть перед учащимися широкое поступательное развитие различных искусств в их идейных и художественных взаимосвязях, выявить духовные, нравственные и эстетические доминанты времени, центрирующие культуру идеи, объединяющие творчество деятелей различных искусств данной исторической эпохи. Так опора на творческий метод позволяет ввести ученика в мир самого искусства, углубить его понимание языка различных искусств. Она постоянно подчеркивала, что знания, раскрываются в курсе в процессе непосредственного общения учащихся с искусством, «изнутри» искусства и с опорой на законы искусства. Характеризуя особенности методики преподавания Мировой художественной культуры, Лия Михайловна писала: «на уроке МХК на первый план выдвигается не задача управления познавательной деятельностью учащихся, а задачи воспитания личности ученика, формирования ценностных отношений средствами искусства. Значит, урок МХК как целостное педагогическое произведение должен иметь свои специфические методические особенности, которые обеспечат ведущую роль на уроке организации переживаний, а затем уже получение знаний, умений и навыков. <…> «Взволновав, заставить задуматься» – эта формула стала концентрированным выражением сущности методики преподавания МХК» [1, с. 236-237.] Затем были учтены пожелания учителей, участвовавших в эксперименте, и разработана программа, так же опираясь на традиции Л. М. Предтеченской, для средних классов, в которой раскрывалась история культуры Древности, Средних веков и Возрождения. Автором программы «Художественная культура Древнего мира, Средних веков и эпохи Возрождения (6/7 - 8/9 классы)» стал Ю. А.Солодовников, доцент кафедры обществоведческих дисциплин, кандидат педагогических наук. В 1994 году данная программа была опубликована вместе с программой Л. М. Предтеченской «Мировая художественная культура: 9-11 классы» и допущена к преподаванию в общеобразовательных школах. Программа рассчитана на три года обучения и состоит из семи разделов, логически взаимосвязанных друг с другом. «Педагогической целью данной программы является приобщение учащихся к восприятию, познанию и усвоению духовно-нравственного и эстетического опыта человечества, формирование в нем через общение с искусством «активно мыслящего мировоззрения» (А. Швейцер)» [17. с. 5-6]. Мировая художественная культура: Программа и методические материалы: 6-9 кл. Автор программы – И. В.Кошмина. – М.: ВЛАДОС, 2001. Обосновывая структуру и содержание программы, И. В.Кошмина подчеркивает, что в школьном процессе обучения мировая художественная культура занимает особое положение. С предметами «литература», «музыка», «ИЗО» МХК объединяют общие цели: нравственно-эстетическое и духовное воспитание, воспитание художественного вкуса, знание художественной культуры, приобщение к общечеловеческим и национальным художественным ценностям, развитие широкого, целостного мышления. Курс истории (программа под руководством А. П.Богданова, Е. Е.Вяземского) является базисным для МХК и выстраивается параллельно с ним, что позволяет решить проблему интеграции предметов с сохранением самостоятельности каждого курса. Однако начинать изучение МХК автор рекомендует не с 5, а с 6 класса, так как учащиеся более подготовлены к восприятию предмета. Характеризуя новизну данной программы, можно сказать что Кошмина далеко не отходила от традиций, созданных Лией Михайловной, и отметим, что русской художественной культуре уделяется примерно половина объема курса. В этой программе предполагается вариативность программы и самостоятельность педагога в выборе конкретных произведений.[17; 240] Мировая художественная культура: программа для 10-11 классов: среднее (полное) общее образование (базовый уровень). Автор программы – Л. Г.Емохонова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. Авторская программа по мировой художественной культуре составлена на основе Государственного стандарта среднего (полного) образования (базовый уровень) с учетом рекомендаций примерной программы. Сохраняя преемственность с примерной программой, Л. Г.Емохонова предлагает свой подход к раскрытию содержания и последовательности изучения тем и разделов предмета.[17, с. 256] Итак, из выше всего сказанного, можно сделать вывод, что история образования курса МХК была очень насыщенная, и родоначальником программы по курсу МХК была Л. М.Предтеченская, но так же много было продолжателей традиции Лии Михайловны, например, Пешикова Л. В., Солодовников Ю. А., Кошимина И. В., Л. Г.Емохонова и кто-то вводил свои новые методики, но основывались прежде всего на программу Л. М Предтеченской.
Date: 2016-07-22; view: 2137; Нарушение авторских прав |