Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические особенности преподавания МХК





Логика конструирования любой программы по МХК задает параметры отбора содержания образования. Некоторые из них начинают погружение в проблемы художественной культуры с первобытного общества, Древнего мира, Средневековья, Возрождения, другие — со знакомства с искусством Нового или Новейшего времени.

Есть программы, которые обеспечивают предпочтение отечественной художественной культуре, другие опираются преимущественно на зарубежное искусство. То же можно сказать и о разнообразии видов и жанров, полнота представления которых в программе отражает пристрастия авторов.

Как правило, все программы по МХК предлагают объем содержания, не вполне вписывающийся в учебное время: авторы перечисляют в тексте гораздо больше произведений, чем можно освоить за урок. Отметим, что в задачи курса не входит исчерпывающее изложение истории отдельных видов искусства или рассказ обо всех выдающихся произведениях.[12, с. 15]

Для приобретения опыта свободного ориентирования в различных пластах культуры не обязательно подробно и тщательно осваивать каждый из них. Достаточно отработать модельные ситуации накопления опыта диалогического взаимодействия с объектами культуры.

Процесс освоения содержания курса предполагает, по традиции, что в центре изучения культуры каждого хронологического периода — человек, его представления о мире и своем месте в мироздании, творческая деятельность.

Вместе с тем учитель всегда стоит перед выбором: с какими именно произведениями, перечисленными в программе, он будет работать. Их выбор и количество диктуются конкретной ситуацией урока: эффективностью работы с произведением для достижения целей занятия, уровнем общей культуры учеников, пристрастиями самого педагога, наконец, наличием текстов культуры (зрительные образы — слайды или компакт-диски; аудиозаписи; кинофрагменты; литературные тексты и др.).

В контексте сказанного отбор произведений для конкретного урока становится одним из ключевых моментов организации занятия. Главный ' критерий — целесообразность включения произведений разных видов искусства с позиций того, насколько они необходимы и достаточны для конструирования развивающей среды.[20, с. 120]

Обозначенная доминанта определяет принципы отбора произведений (или их фрагментов) на урок.

• Отбор произведений осуществляется в соответствии с содержанием программы курса МХК, по которой работает педагог, целями и задачами конкретного урока с учетом их адекватности возрасту и общему культурному уровню учащихся.

• При отборе произведений прежде всего оценивается их способность содействовать в процессе их освоения и последующего обсуждения осмыслению тех проблем, которые определены как ключевые для данного занятия. Педагог имеет право расширить круг произведений (заменить некоторые из них), но выбор должен подчиняться общей логике программы и органично вписываться в контекст занятия.

• Отобранные для работы тексты культуры должны представлять собой «панорамное поле» — произведения отечественного и зарубежного искусства, созданные в разное время представителями различных школ.

• Произведения, предлагаемые для изучения, должны отличаться неоднозначностью, наличием проблемы, обсуждение которой провоцирует дискуссию.

• Классические и современные произведения, обсуждаемые на занятиях, должны быть созвучны тем жизненным проблемам, которые каждый школьник решает для себя «здесь и сейчас», должны волновать, задевать за живое, что создаст условия для их превращения в предмет заинтересованного обсуждения.

• Количество произведений, рассматриваемых на занятии, строго не регламентировано и зависит от содержания конкретного урока и степени подготовки класса. Если в ходе урока не получается обсудить все намеченные по плану тексты культуры (например, разгорелась дискуссия, школьники задали много дополнительных вопросов, высказывали собственные суждения), не стоит любой ценой стремиться «выполнить план».

• Ни одна программа не дает возможности полностью прослушать монументальные музыкальные произведения (оратория, опера, концерт, симфония) от начала до донца, читать полный текст литературных произведений, смотреть кинофильм целиком.[12, с. 125-126]

Следовательно, учитель должен выбирать фрагменты, определять минимум, который будет необходим и достаточен.

Практика показывает, что целесообразно использовать не более двух-трех фрагментов на одном уроке, планируя, чтобы время их звучания или просмотра было соотносимо со временем, отведенным на их обсуждение.

Все фрагменты должны иметь законченный характер и не обрываться на полуслове. При этом важно учесть, что отобранный фрагмент позволяет почувствовать специфику художественного языка всего произведения, стиль и особенности авторской манеры.

• Допустимо сочетать на уроке знакомство с признанными шедеврами и образцами массового искусства, в том числе произведениями молодежной субкультуры (даже если они раздражают педагога и воспринимаются как воплощение китча в искусстве). Однако такое сочетание предполагает соблюдение меры в соотношении элитарного и массового, связь с основным содержанием занятия, подчинение логике общего замысла.

• Можно и даже желательно расширять круг обсуждаемых произведений, включив те, которые учащиеся видели или слышали или которые они сами хотели бы обсудить на занятии.

Это позволит сделать предметом обсуждения то, что им знакомо и интересно, фактически превратив в поле для дискуссий все пространство мирового искусства.[11, с. 130]

 







Date: 2016-07-22; view: 1090; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию