Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Разработка производственной программы по растениеводству. 1 page
ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что качественное преобразование белорусской экономики на принципиально новых основах обусловливает объективную необходимость широкого использования бизнес-планирования в целях улучшения рыночного функционирования белорусских предприятий. Специфика белорусской экономики прежде всего в том, что становление рыночных отношений осуществляется на стыке двух парадигм, одна из которых - парадигма рыночных отношений, а другая - система планового ведения хозяйства, сохраняемая в силу определенной инерции экономического мышления. В результате происходит торможение экономических преобразований и снижается эффективность деятельности предприятий. При этом и по сей день некоторые руководители предприятий пользуются "старыми" методами управления, прикрываясь тезисом о преемственности управления. Между тем существуют принципиальные отличия в методах управления деятельностью хозяйствующих субъектов в условиях рыночной и плановой экономических систем. Целью написания работы - совершенствование бизнес-планирования на предприятии. Для раскрытия указанной цели можно определить ряд задач: 1. Исследовать теоретические аспекты бизнес-планирования на предприятии. 2. Оценить систему планирования на предприятии. 3. Предложить мероприятия по совершенствованию бизнес-планированию на предприятии. Предмет исследования –бизнес-планирование на предприятии. Объект исследования – Сельскохозяйственное унитарное предприятие «Андреевка» Информационная база написания курсовой работы - учебно-методическая литература авторов Шеремет И.В, Петровская М.В и др., а также данные по Унитарному предприятию «Андреевка».
ГЛАВА 1. БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ Понятие бизнес-планирования В общем виде бизнес-планирование - это разработка и корректировка, включающего предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности субъекта хозяйствования на ближайшую перспективу. Поэтому содержанием бизнес-плана является проведение комплекса маркетинговых и технико-экономических исследований, направленных на совершенствование и развитие производства. Планирование ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе, поэтому, надежность планирования зависит от точности фактических показателей прошлого. Иными словами, обеспечить эту надежность невозможно без точного бухгалтерского учета и не обладая необходимой обширной статистической базой. В условиях централизованного государства предприятиям директивно предписывались все программы производства и все экономические показатели, сейчас они получили возможность самостоятельно разрабатывать и утверждать свои долгосрочные и краткосрочные планы, исходя из общественных потребностей, на основе заказов государства, прямых заказов предприятий и организаций, спроса потребителей. Такие функции планирования, как распределение ресурсов для реализации жестко заданных сверху целей, неизбежно стали уступать место предвидению, выработке долгосрочного курса действий, поиску наиболее выгодных потребителей. Современная экономическая ситуация, связанных с активным развитием рыночных отношений, диктует предприятия новый подход к внутрифирменному планированию. Они вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечивали максимальную эффективность принимаемых решений. Оптимальным вариантом достижения таких решений является новая прогрессивная форма плана – бизнес-план. Планирование начинается с осмысления философии предприятия. Предприятие может работать на «белом», «сером» или «черном» рынке. «Белый» бизнес – это высокий уровень внутрифирменной экономической культуры, прозрачность финансовых планов и отчетности, однонаправленность интересов государства, субъекта хозяйствования и персонала. Согласование интересов происходит через оптимальную налоговую систему и оплату труда. Увеличение налоговой нагрузки является причиной перехода в сферу «серого» бизнеса. Возникает двойная финансовая отчетность как реакция частного собственника на ухудшение внешних условий хозяйствования. «Черный» рынок по своей природе нелегальный и является одной из сфер деятельности правоохранительных органов государства. Исходя из принятой философии и квалификации управленческого персонала разрабатывается стратегия предприятия. Стратегия – это образ будущего предприятия. Она может быть изложена в письменном виде, представлена как символ (модель, рисунок) или находиться в памяти руководителя (коммерческая тайна). Стратегия предприятия состоит из функциональных стратегий (маркетинговой, кадровой, инновационной, инвестиционной, финансовой, экологической и др.). Для их разработки нужны специальные профессиональные знания и опыт. В стратегии, как правило, отсутствуют цифры, она предполагает выбор оптимального варианта развития предприятия из альтернативных. Бизнес-план – краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения. Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля. Важно рассматривать бизнес-план как сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления. Бизнес-план, как правило, составляется на 3-5 лет. На первый год основные показатели рассчитываются в помесячной разбивке, на второй в поквартальной, с третьего года уже можно ограничиться годовыми показателями. По инвестиционным проектам конечным сроком является период их осуществления. Разработка бизнес-плана представляет собой весьма ответственный процесс, требующий тщательного планирования перспектив развития собственного производства и потребностей рынка. Любые просчеты в этом деле грозят убытками и даже полным разорением и банкротством. Поэтому предприятию необходимо предусмотреть перспективу до мелочей по каждому этапу, начиная с вида продукции, ее упаковки (при необходимости), разработки технологии, запуска производства и заканчивая выходом на рынки сбыта новой продукции. При этом все должно быть увязано с экономической ситуацией внутри предприятия, налоговой системой и финансовым обеспечением, а также положением на рынке и намерениями конкурентов, ибо выход на рынок со своей продукцией без хорошо продуманного и точно рассчитанного плана действий является гарантией полного провала. Основные разновидности бизнес-плана: - бизнес-план предприятия; - бизнес-план создания предприятия; - бизнес-план инвестиционного проекта; - бизнес-план разгосударствления или акционирования предприятия; - бизнес-план санации или финансового оздоровления предприятия; - бизнес-план слияния или реструктуризации предприятия; - бизнес-план для получения кредита в банке. Объектом рассмотрения настоящей статьи является годовой бизнес-план действующего предприятия. Особенность данного бизнес-плана заключается в том, что в нем уточняются количественные показатели стратегического плана развития предприятия на предстоящий год и указываются способы их достижения. В бизнес-плане действующего предприятия необходимо: 1) сформулировать задачи предприятия по основным направлениям его деятельности и привести способы их решения; 2) рассчитать ключевые показатели менеджмента на плановый год; 3) сбалансировать финансовые потребности и возможности. Бизнес-план предприятия является исходной позицией для годового (текущего) технико-экономического планирования (техэкономплана), представляющего собой расчет обоснования производственной программы производственными мощностями, трудовыми и материальными ресурсами. По мере формирования и корректировки производственной программы возникает необходимость перерасчета использования производственных ресурсов. Это нормальная ситуация для предприятия, работающего в конкурентной рыночной среде. Для текущего технико-экономического планирования необходимо иметь соответствующие компьютерные программы, которые не представляют большой сложности, т.к. методика расчета трудоемкости производственной программы, заработной платы персонала и себестоимости продукции по всей ее номенклатуре давно отработана на каждом предприятии и известна профессиональным экономистам. Несмотря на то что и новый рыночный годовой техэкономплан и техпромфинплан в классическом варианте существовавшей директивной системы планирования представляют собой результаты экономических расчетов, сведенные в таблицы, основное их различие в том, что в условиях конкуренции производственная программа формируется постепенно по мере формирования портфеля заказов с помощью маркетинга, а не доводится централизованно на целый год с указаниями получателей готовой продукции. Планирование на предприятии заканчивается оперативно-производственным планом на месяц, декаду, день, смену. Здесь предусматриваются только количественные показатели выпускаемой продукции по номенклатуре и ассортименту. Теория и практика оперативно-производственного планирования не претерпела существенных изменений. Итак, логику системы планирования в условиях конкуренции и последовательность составления планов можно представить следующим образом: 1) стратегический план развития предприятия на 5 лет, который базируется на долгосрочной стратегии; 2) бизнес-план предприятия на год, конкретизирующий основные направления и ключевые показатели стратегического плана, включающий все инновационные и инвестиционные проекты; 3) техэкономплан предприятия, обеспечивающий технико-экономическое обоснование формирующейся производственной программы, ориентированный на выполнение ключевых финансово-экономических показателей годового бизнес-плана; 4) оперативно-производственный план предприятия с разбивкой по цехам.
Различают внутренние и внешние бизнес-планы. Первые предназначены обоснования внутрихозяйственных проектов, а вторые - для привлечения внешних инвестиций. В качестве последних могут выступать кредиты государственного или коммерческих банков, беспроцентные займы в государственном центре занятости, бюджетные инвестиции, а также финансовые вложения зарубежных инвесторов. Внутренний бизнес-план не регламентируется ни по объему страниц, ни по структуре разделов. Базируясь на его основе, администрация предприятия принимает решение о том или ином направлении своего развития. Цель внешних бизнес-планов - убедить инвесторов в выгодности вложения средств в предложенный проект. При этом, если ставится цель получить сравнительно небольшие или средние инвестиции, то объем бизнес-плана не должен превышать 25 страниц машинописного текста. Если же ставится цель заинтересовать крупного отечественного или зарубежного инвестора и соответственно привлечь значительные инвестиции, то его объем может быть увеличен в 2-2,5 раза. Бизнес-планы выполняют следующие функции: а) определяют цель бизнеса, а также стратегию и тактику ее достижения; б) позволяют определить возможности развития нового направления деятельности; в) позволяют привлечь потенциальных партнеров-инвесторов и дополнительные кредитные ресурсы; г) определяют состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка, рекламы, стимулированию продаж, ценообразованию и т.д.; д) дают возможность контролировать процесс развития производства и выполнения намеченного; е) определяют основные направления реструктуризации сельхозпредприятий при изменении формы собственности. Таким образом, бизнес-планирование - это точное предвидение и поэтапное программирование на перспективу хода производственного процесса. В бизнес-планах предприятий с одной стороны содержится плановое задание на перспективу каждому производственному подразделению, а с другой - поручения для их руководителей об управленческих решениях, способствующих достижению поставленной цели. Бизнес-план необходим для решения следующих задач. 1. Обоснования эффективности будущего бизнеса Как показывает опыт, отправная точка в предпринимательской деятельности, планировании создания нового предприятия – это идея нового продукта или услуги, которые данный бизнес будет производить. Идея может появиться в результате переработки информации из разных источников или в ходе целенаправленного творческого поиска. Можно заимствовать готовую идею и дать ей новую жизнь, через механизм приобретения существующих предприятий, поглощений, создания совместных предприятий или выкупа. Независимо от того, что это за идея, и каким образом она получена, важно тщательно ее взвесить и оценить с тем, чтобы убедиться, что она действительно может лечь в основу успешного предприятия. Анализу и оценке подлежат такие компоненты бизнеса, как издержки производства, прибыль, рынок как объект маркетинга, финансы, налоги т.д. Этап предварительного анализа и планирования намечаемой деятельности всегда должен предшествовать этапу внедрения и функционирования. В этом случае немаловажной является предварительная оценка, анализ получаемой прибыли, расчет рентабельности, ликвидности и т.д., то есть на основании этих показателей предприятие решает вопрос о дальнейшей деятельности в данном направлении. 2. Выбора новых видов деятельности Предприятия, работающие в условиях конкуренции, должны предвидеть риски и управлять рисками. Одним из методов уклонения от рисков является диверсификация производства. Поэтому предприятия работают над бизнес-планом с целью освоения новых видов продукции (услуг), перехода на новые поколения изделий. При этом нужно четко определить все возможные трудности, выявить способы их преодоления, предоставить потенциальным партнерам, будущим инвесторам и другим заинтересованным сторонам всю необходимую информацию. 3. Улучшения финансового состояния предприятия Бизнес-план является основным документом для финансового оздоровления неплатежеспособных предприятий. С его помощью: вырабатывается стратегия выживания предприятия; составляется план проведения реорганизационных мероприятий; организуется управление предприятием в условиях кризиса. 4. Обоснования необходимости и возможности предоставления предприятию государственной поддержки Некоторые предприятия с государственной формой собственности испытывают финансовые затруднения, связанные с техническим перевооружением, освоением новых рынков, созданием наукоемкой продукции. В этом случае бизнес-план необходим для обоснования мер финансового оздоровления и развития с помощью государственной поддержки. Мерами господдержки являются: льготы по налогам, налоговые каникулы, налоговые кредиты, отсрочка платежей за энергоносители. В Республике Беларусь эти меры регламентируются указом президента Республики Беларусь от 13 января 2006 г. № 27 «о реструктуризации задолженности и некоторых иных мерах по финансовому оздоровлению убыточных государственных организаций» с изменениями и дополнениями от 10 июля 2008 г. № 383 (национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 172, 1/9874), а также указом Президента Республики Беларусь от 28 августа 2006 г. № 538 «О мерах по финансовому оздоровлению убыточных акционерных обществ» с изменениями и дополнениями от 27 марта 2008 г. № 177 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 80, 1/9573. 5. Совершенствования производства и поиск путей снижения его издержек Возрастающая конкуренция заставляет предприятия изыскивать пути повышения эффективности и конкурентоспособности. С этой целью разрабатывают бизнес-план, направленный на совершенствование производства, поиск партнеров, которым предприятие передаст изготовление определенных узлов, деталей, выполнение технологических процессов, поиск путей снижения издержек производства. 6. Обоснования возможности получения инвестиционных и кредитных ресурсов, а также возврата заемных средств Если предприятие, наметив значительный рост производства вновь осваиваемых или традиционных продуктов, не имеет достаточно собственных мощностей для их производства, то оно может пойти либо путем привлечения инвесторов, либо получения кредита. Для этих целей оно также разрабатывает соответствующий бизнес-план. Бизнес-план — это документ, на основании которого инвестор или кредитор составляют свое мнение о предприятии и принимают решение о предоставлении ей средств. Поэтому при составлении бизнес-плана надо. прежде всего, представлять, кому он будет адресован: кредитору или инвестору, поскольку у этих двух групп заимодавцев различные цели, а следовательно, и различные принципы оценки бизнес-плана. Кредитор, предоставляющий заемные средства на определенный срок, хочет убедиться в том, что кредитуемая им фирма достаточно надежна и он сможет вовремя получить долг и причитающиеся по нему проценты. Его мало интересует, каковы размеры прибыли фирмы в целом, поскольку он заинтересован лишь в том, чтобы получаемая фирмой прибыль позволяла ей выплатить основной долг и проценты по нему. Кроме того, его интересы охраняет кредитный договор, который гарантирует кредитору первоочередное возмещение ссуды даже в случае банкротства фирмы-должника. Риски инвестора намного выше. Во многих случаях он даже рискует потерять весь свой вложенный капитал. Поэтому для того, чтобы решиться на такой риск, инвестор должен иметь перспективу получения высокой нормы прибыли. Следовательно, при оценке бизнес-плана кредитор будет анализировать деятельность предприятия, прежде всего, с точки зрения его надежности и устойчивости, а инвестор — с точки зрения его доходности. 6. Получения статуса резидента свободной экономической зоны (СЭЗ) СЭЗ в экономике любой страны играют важную роль в привлечении иностранных инвестиций, научно-технологическом развитии, увеличении объемов экспорта, поэтому резидентам СЭЗ законодательно представляются ряд налоговых льгот. Предприятию, которое изъявило желание стать резидентом такой зоны, необходимо разработать бизнес-план, в котором должны быть обоснованы способы достижения целей СЭЗ (научно-технологическое развитие, привлечение иностранных инвестиций, увеличение экспорта и др.). Этот бизнес-план предоставляется на рассмотрение администрации СЭЗ. 7. Получения разрешения на приватизацию предприятий государственной формы собственности Процесс приватизации в Республике Беларусь еще не закончен, поэтому претендентам на приватизацию необходимо разработать бизнес-план, в котором будут обоснованы показатели эффективной деятельности после приватизации, сохранение рабочих мест и решение социальных задач. 8. Обоснования мероприятий по совершенствованию организационно-производственной структуры предприятия. С целью повышения эффективности управления предприятием может разрабатываться бизнес-план для обоснования мероприятий по совершенствованию и развитию организационно-производственной структуры, в частности для обоснования уровня централизации и ответственности, реструктуризации подразделений предприятия, оптимизации численности, найма квалифицированного управленческого и технического персонала.
Процесс бизнес-планирования в организациях в Республике Беларусь. Правовой основой составления бизнес-планов в Республике Беларусь являются следующие нормативные акты. 1. Постановление министерства экономики республики Беларусь 31 августа 2005 г. № 158 « Об утверждении Правил по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов» с изменениями и дополнениями от 7 декабря 2007 г. № 214 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/17772 от 22.12.2007 г.). Этот документ устанавливает единые требования к структуре, содержанию и оформлению бизнес-планов инвестиционных проектов, основные рекомендации по их составлению, выделяет ключевые этапы и последовательность проведения исследований. 2. Постановление Министерства экономики от 30.10. 2006 г. № 186 «Об утверждении Рекомендаций по разработке прогнозов развития коммерческих организаций на пять лет и Рекомендаций по разработке бизнес-планов развития коммерческих организаций на год» с изменениями и дополнениями от 30 октября 2007 г. № 190. В этом постановлении определены структура и содержание бизнес-планов развития коммерческих организаций, правила их оформления. 3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 августа 2005 г. № 873 «О прогнозах, бизнес-планах развития и бизнес-планах инвестиционных проектов коммерческих организаций» с изменениями и дополнениями в ред. Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28 августа 2006 г. № 1091. Постановление определяет состав планов, назначение прогноза, порядок разработки 5-летнего прогноза. Прогноз развития представляет собой систему научно обоснованных и целевых ориентиров, определение основных направлений и параметров развития организации, трудовых, материальных и финансовых средств, необходимых для достижения поставленных целей, а также организационно-технических мер, обеспечивающих благоприятную среду ее функционирования. Главным назначением прогноза развития является обоснование целей и задач, важнейших направлений и приоритетов развития организации исходя из долгосрочной стратегии развития данной отрасли промышленного комплекса республики. Прогноз развития определяет концепцию технической и экономической политики организации на перспективу, решает стратегические задачи долгосрочного характера. Особенностью стратегического прогноза является целевой подход к формированию показателей развития организаций, относительно свободный выбор технико-экономических решений, обоснование вариантности. 4. Указ президента Республики Беларусь от 13 января 2006 г. № 27 «О реструктуризации задолженности и некоторых иных мерах по финансовому оздоровлению убыточных государственных организаций» с изменениями и дополнениями от 10 июля 2008 г. № 383 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 172, 1/9874). В Указе представлены меры реструктуризации задолженности и финансового оздоровления убыточных государственных организаций, условия их применения. 5. Указ президента Республики Беларусь от 28 августа 2006 г. № 538 «О мерах по финансовому оздоровлению убыточных акционерных обществ» с изменениями и дополнениями от 27 марта 2008 г. № 177 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 80, 1/9573. В Указе представлены меры по финансовому оздоровлению убыточных акционерных обществ, которые предприятия отражают в финансовой стратегии, и условия их применения. Рекомендации по разработке прогнозов развития организаций, находящихся в ведении Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь, на 5 лет, бизнес-планов их развития на год разработаны во исполнение подпункта 4.1.5 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 8 августа 2005 г. N 873 "О прогнозах, бизнес-планах развития и бизнес-планах инвестиционных проектов коммерческих организаций, находящихся в ведении или входящих в состав республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома" и в целях обеспечения методологического и методического единства при разработке прогнозов развития организаций, находящихся в ведении Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь на 5 лет, бизнес-планов их развития на год. Прогноз развития организаций на пять лет представляет собой систему научно обоснованных целевых ориентиров, а также организационно-технических мер, обеспечивающих благоприятную среду функционирования организаций. В основу разработки настоящих Рекомендаций положены следующие принципы: 1) прогнозирование как система, основанная на сопряженности прогнозных периодов; 2) преемственность в оценке масштабов, темпов роста, а также в выборе методов и средств достижения целей; 3) сбалансированность и сопоставимость прогнозных показателей, их взаимосопряженность; 4) согласованность и преемственность методических подходов к разработке прогнозов различной продолжительности; 5) вариантность прогнозов как метод выбора наиболее эффективного пути развития организации. По степени актуальности решаемых в прогнозируемом периоде задач развития организации можно выделить такие, как: 1) повышение научного, технического и производственного потенциалов; 2) развитие интеграционных научных, технологических и финансово-производственных связей; 3) расширение рынков сбыта продукции на основе повышения ее конкурентоспособности; 4) обеспечение производства всеми видами ресурсов. Краткосрочный (годовой) прогноз является конкретизирующей и уточняющей составной частью среднесрочного (на пять лет) прогноза. Содержание годового прогноза служит конкретной программой по мобилизации всех видов ресурсов и организационно-хозяйственных мероприятий, направленных на достижение целей и задач, установленных в среднесрочном прогнозе. Date: 2016-07-22; view: 415; Нарушение авторских прав |