Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
СССР в середине 60-х — середине 80-х гг. XX в.Стр 1 из 118Следующая ⇒
Консервация политического режима Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры. Со смещением Н. С. Хрущёва и приходом к власти Л. И. Брежнева для партийно-государственного аппарата наступил «золотой век». В качестве главного лозунга была выдвинута идея «стабильности кадров», что нередко означало пожизненность номенклатурных постов, вело к безнаказанности руководителей, коррупции, разрыву между словом и делом. Главным критерием при назначении на должность становилась личная лояльность чиновника. Объективно эта «стабильность» вела к консервации, неизменности режима. Уже первые решения возвращали к привычным методам управления. Были упразднены совнархозы и восстановлены отраслевые министерства. Их количество с каждым годом росло. В середине 80-х гг. было более 100 министерств и ведомств союзного уровня (в 1924 г. — 10, в 1936 г. — 20) и 500 республиканского. К тому времени на каждые 6—7 человек в стране приходилось по одному «управляющему». На их содержание ежегодно затрачивалось до 40 млрд р. «Стабильность» обернулась и старением кадров. К 1982 г. средний возраст высшего руководства перешагнул 70-летний рубеж. Был узаконен контроль со стороны партийного аппарата над всеми сторонами жизни общества. Уже на XXIII съезде КПСС (1966) были отменены все новации в партийной жизни, принятые при Хрущёве. Делегаты съезда проголосовали за отмену принципа регулярного обновления партийной номенклатуры. В Уставе КПСС, изменённом на XXIV съезде партии (1971), было закреплено право контроля деятельности администрации в НИИ, учебных заведениях, учреждениях культуры и здравоохранения (в промышленности и сельском хозяйстве оно существовало и раньше). Усиливался партийный контроль за деятельностью аппарата государственных органов. Конституция СССР 1977 г. закрепила руководящую и направляющую роль КПСС в обществе, определив её в качестве «ядра политической системы». Поскольку вся реальная власть в самой КПСС принадлежала партийному аппарату, то именно его и следовало считать главной политической силой в стране. Важнейшие для страны решения по-прежнему принимались узким кругом лиц. Под лозунгом «борьбы за единство партии» глушилась любая точка зрения, не совпадавшая с «генеральной линией», свёртывалась критика. По личному указанию Брежнева во время его выступлений перед большими аудиториями зал должен был в нужных местах речи вставать и аплодировать. При проведении съездов партии и общественных организаций в Кремлёвском дворце съездов рассаживали группы скандирующих, обеспечивавших необходимые «шумовые эффекты» в зале. Для материального обеспечения аппарата была усовершенствована и без того отлаженная система льгот и привилегий. Бесконтрольность вела к разложению части партийно-государственного аппарата. Началось сращивание его отдельных коррумпированных групп с «теневой экономикой». С конца 60-х гг. начинается кампания по возвеличению самого Брежнева. Укрепление его позиций в руководстве сопровождалось безмерным восхвалением его личности в органах массовой пропаганды, вызывая ответную негативную реакцию населения. Восстановив господствующие позиции, партаппарат отказался от ненужной и опасной для него критики культа личности. Уже через несколько месяцев после отстранения Хрущёва во время празднования 20-летия Победы в докладе Брежнева впервые за последние годы прозвучала под аплодисменты зала высокая оценка вклада Сталина в Победу. В художественных произведениях, кинофильмах, периодике Сталин представал скромным, немногословным, неизменно мудрым, пекущимся о народном благе лидером. Линия XX съезда на развенчание Сталина не только не сохранилась на практике, но о ней перестали упоминать и в партийных документах. Разделы, содержавшие критику культа личности, исчезали при переиздании учебников по истории. Укрепление роли армии и органов безопасности. С приходом к власти Брежнева увеличилось финансирование оборонных программ. С 1967 г. началась массовая установка в подземных шахтах межконтинентальных баллистических ракет — залог будущего военно-стратегического паритета с США. Была создана высокоэффективная система противовоздушной обороны, в том числе противоракетной. Значительно выросла численность и боевая мощь авиации и флота. С 1976 г. в Восточной Европе началась установка ядерных ракет средней дальности. Всё это не только укрепляло обороноспособность страны, но и вело к усилению позиций военного руководства. Производство и содержание военной техники, разработка перспективных моделей вооружений консервировали уровень жизни советских людей, а порой и подрывали его. В условиях нарастания диссидентского движения в стране, проявлений социальной напряжённости власти заботились и об укреплении органов госбезопасности. С приходом к руководству КГБ секретаря ЦК КПСС Ю. В. Андропова (1967) борьбе с инакомыслием стали уделять ещё больше внимания. По его предложению было создано Пятое управление КГБ по борьбе с диссидентами, сотрудники которого были внедрены почти во все учреждения, общественные организации и движения. Они вели скрытые и открытые наблюдения не только за правозащитниками, но и за их потенциальными союзниками, прослушивали телефоны. Широкое использование получила практика заключения в специализированные психиатрические лечебницы, находившиеся на балансе МВД и КГБ. Даже в научных дискуссиях, как и при Сталине, направленность споров контролировали офицеры госбезопасности. Конституция СССР 1977 г. Принятая 7 октября 1977 г. Конституция стала четвёртым за годы советской власти Основным законом. В преамбуле Конституции говорилось, что в СССР построено развитое социалистическое общество, характеризовались его основные черты. Таким образом, наблюдался разрыв с реальностью, с теми чертами общественного развития, которые имелись в действительности. Главный акцент делался на идее достижения социальной и национальной однородности общества (впервые в качестве социальной базы советской власти наряду с рабочим классом и колхозным крестьянством была названа также народная интеллигенция; говорилось о «новой социальной и интернациональной общности» — советском народе, о едином народно-хозяйственном комплексе СССР и др.). В статье 6 было официально закреплено особое руководящее положение КПСС в советском обществе. Конституция утверждала усилившуюся экономическую и политическую роль союзного центра в ущерб правам республик. Наконец, как и прежде, видное место в Основном законе занял блок социально-экономических прав граждан, к числу которых (в сравнении с Конституцией 1936 г.) добавились и новые: на труд, бесплатное образование, медицинскую помощь, отдых, пенсионное обеспечение, жилище. Вслед за принятием Конституции были разработаны и приняты законы, регламентирующие реализацию этих прав. В Конституции были закреплены и положения, предусматривавшие расширение прав общественных организаций (на законодательную инициативу, выдвижение кандидатов в депутаты и т. д.). Конституция 1977 г. в целом носила демократический характер. Впервые в Основной закон были внесены международные обязательства СССР (положения Хельсинкского акта о принципах межгосударственных отношений). Однако многие зафиксированные в Конституции права и свободы либо так и остались на бумаге (например, право на свободу демонстраций), либо нарушались. Таким образом, несмотря на то что массовый террор ушёл в прошлое, политические преследования не прекратились, они приобрели более изощрённый характер. Экономика «развитого социализма» Аграрная реформа 1965 г. и её результаты. Неудачи начала 60-х гг. в экономике породили сомнения в эффективности административного диктата даже у руководства страны. Ещё при Хрущёве на страницах печати началась очередная дискуссия об экономических стимулах производства. Сложилась в основных чертах будущая экономическая реформа. В целом она не отвергала директивную модель экономики, но внедряла в неё некоторые механизмы саморегуляции, материальной заинтересованности производителя в результатах труда. В марте 1965 г. было объявлено о реформе в сельском хозяйстве. Намечались меры по решению социальных проблем села, использованию экономических стимулов к труду. Повышались закупочные цены, устанавливался на 10 лет твёрдый план государственных закупок, вводилась 50 % -ная надбавка к основной цене за сверхплановую продажу продуктов, увеличивались капиталовложения. Были ослаблены и ограничения на личное подсобное хозяйство. Однако, опираясь исключительно на административные рычаги, власть по-прежнему делала акцент на повышение роли Министерства сельского хозяйства в планировании и руководстве аграрным сектором, на увеличение капиталовложений и списание долгов колхозов. Огромные средства, направлявшиеся на развитие сельского хозяйства, использовались крайне неэффективно. Часть расходовалась на строительство гигантских комплексов, дорогостоящую технику, на непродуманную мелиорацию и химизацию почвы. Введение стабильных денежных окладов в колхозах (по сути, важное социальное достижение) обернулось ростом иждивенческих настроений. Деятельность колхозов и совхозов в целом оказалась убыточной. За 25 лет (1964—1988) освоенная пашня сократилась на 22 млн га. Потери сельскохозяйственной продукции составляли от 20 до 40% урожая. Страна, обладавшая богатейшими чернозёмными почвами, стала самым крупным импортёром зерна и продуктов питания. Реформы в промышленности: замыслы и результаты. В сентябре 1965 г. началась реформа в промышленности. Если раньше реформаторы пытались делать ставку либо на совершенствование хозяйственного механизма, либо на экономическое стимулирование работников, то теперь они попытались соединить эти два подхода. Реформа 1965 г. не покушалась на основы директивной экономики. Главными её положениями стали изменение условий планирования и усиление экономического стимулирования. Было сокращено до минимума число планируемых показателей. Наряду с сохранением жёстких нормативов по объёму продукции вводились и новые показатели, призванные обеспечить её качество. Для экономического стимулирования производителей было разрешено оставлять в распоряжении предприятий часть доходов, которые делились на три фонда: фонд материального поощрения, фонд социально-культурного и бытового развития (строительство жилья, клубов, пансионатов и др.), фонд самофинансирования производства. Отмечалось, что восстановленные отраслевые министерства будут не прежними «диктаторами», а партнёрами и консультантами предприятий по организации производства в условиях хозрасчёта (на основе развития самоуправления, самоокупаемости, самофинансирования). Замышлялось и сочетание единого государственного планирования с местной инициативой. Причём право корректировки утверждённых планов было предоставлено лишь самим предприятиям. При всей своей ограниченности и противоречивости реформа дала немалый экономический результат. За годы восьмой пятилетки (1966—1970) объём промышленного производства вырос в полтора раза. Было построено около 1900 крупных предприятий (в том числе Волжский автозавод в Тольятти и др.). Однако уже к концу 60-х гг. ход реформы застопорился. Тому были объективные причины: снижение удельного веса трудоспособного населения, истощение традиционной сырьевой базы и резкое удорожание добычи полезных ископаемых, износ и моральное старение оборудования, рост военных расходов и т. д. Однако главное заключалось в другом: сама модель экономики, отвергавшая всё новое, исчерпала свои возможности. Она могла ещё какое-то время развиваться по инерции, но в долгосрочном плане была обречена. Более того, сама реформа порождала новые проблемы. Строительство заводов-гигантов вело к их монопольному положению в отрасли, а в итоге — к низкому качеству продукции и отсутствию выбора у потребителя. Внедрение показателей оценки качества по цене продукции приводило не только к её удорожанию, но и к сокращению объёмов выпуска, а в итоге — к товарному дефициту. С каждым годом нарастал импорт товаров, которые не могла выпускать отечественная экономика. В итоге по мере развёртывания реформы разочарование в ней нарастало как в политическом руководстве, так и в обществе. Ставка вскоре была сделана на новые сырьевые ресурсы, открытые в восточных районах СССР, а также на корректировку системы управления экономикой. В 1979 г. правительство предприняло попытку оживить экономику за счёт совершенствования хозяйственного механизма и повышения роли партийного руководства. Однако добиться существенного ускорения экономического развития не удалось. Вновь заговорили о преимуществах моральных стимулов к труду над материальными. Оживилось социалистическое соревнование, призванное компенсировать недостатки хозяйственного механизма. Лишь в 1983 г., уже после смерти Л. И. Брежнева, новый лидер страны Ю. В. Андропов предпринял «широкомасштабный экономический эксперимент», предполагавший ослабление централизованного планирования и распределения, некоторые изменения ценообразования на уровне отдельных предприятий и регионов. Эти меры принесли лишь кратковременный успех. Смена хозяйственного механизма оставалась жизненно важной проблемой. Научно-технический прогресс. В начале 70-х гг. Запад вступил в стадию постиндустриального развития. Это означало не только автоматизацию производства, широкое применение роботов и ЭВМ, внедрение наукоёмких технологий, но и индивидуализацию процесса труда, превращение его в свободную творческую деятельность. О научно-техническом прогрессе много говорили и в СССР. Были созданы первоклассные образцы ЭВМ. На XXIV съезде КПСС (1971) прозвучала установка на «соединение достижений НТП с преимуществами социализма». Однако именно недостатки сложившегося хозяйственного механизма тормозили развитие науки и техники, внедрение их достижений в производство. Время от времени появлялись сообщения о новых крупных открытиях и разработках. Но если они не имели военного значения, то чаще всего не реализовывались из-за нехватки средств, отсутствия у разработчиков мощной поддержки в тех инстанциях, где решалась судьба открытий. Конечно, лидеры страны начинали осознавать необходимость перехода к интенсивным методам производства. Сократилось в 4 раза число сооружаемых ежегодно крупных предприятий, создавались научно-производственные объединения, возникали новые отрасли: роботостроение, микроэлектроника, атомное машиностроение и т. д. Однако определяющими эти тенденции не стали. Несмотря на первоклассные, а порой уникальные разработки советских учёных в фундаментальной науке, в практической жизни прогресс науки и техники почти не ощущался. Даже к началу 80-х гг. вручную работали 40 % рабочих промышленности, до 60 % строителей, до 75 % работников сельского хозяйства. К 1985 г., когда в США действовало 1,5 млн новейших ЭВМ и 17 млн персональных компьютеров и ЭВМ, в СССР насчитывалось не более нескольких десятков тысяч аналогичных машин преимущественно устаревших моделей. Ситуация обострилась из-за предпринятых Западом санкций в отношении СССР в начале 80-х гг., когда ввоз лучших зарубежных образцов техники и наукоёмких технологий фактически прекратился. В результате к середине 80-х гг. СССР вновь (как и в 20-е гг.) оказался перед угрозой нового стадиального отставания от стран Запада. Социальная политика. Решение экономических задач на экстенсивной основе предопределило и слабость социальных программ. Социальная сфера финансировалась плохо. К примеру, удельный вес капиталовложений в жилищное строительство (к общему их объёму) сократился с 17,7 % в 1966—1970 гг. до 15,1 % в 1981 — 1985 гг. В результате в начале 80-х гг. в СССР вновь обострилась жилищная проблема (в 1984 г. было построено лишь 2 млн квартир — столько же, сколько в начале 60-х гг., хотя население страны заметно увеличилось). Были урезаны государственные расходы на здравоохранение. Результат не замедлил сказаться. Если в начале 60-х гг. в СССР была самая низкая смертность в мире, а по продолжительности жизни мы шли в числе наиболее благополучных стран, то к началу 80-х гг. СССР находился уже на 35-м месте в мире по продолжительности жизни и на 50-м по уровню детской смертности. Рост населения и падение темпов сельскохозяйственного производства привели к обострению продовольственной проблемы. В начале 80-х гг. СССР отставал от передовых стран не только по структуре питания, но и по потреблению традиционных для нас продуктов. В то же время резко увеличились импортные поставки продовольствия (за 1970— 1987 гг. закупки мяса и мясопродуктов выросли в 5,2 раза, рыбы и рыбопродуктов — в 12,4, растительного масла — в 12,8, зерна — в 13,8, животного масла — в 183,2 раза). Главным источником средств для этих закупок стал экспорт нефти и газа. Уже в 70-е гг. в некоторых областях начала вводиться карточная система распределения продуктов. Упал прирост реальных доходов на душу населения. Однако в целом положение основной части населения улучшилось. Всё меньше людей продолжало жить в коммуналках. В обыденную жизнь входили холодильники, телевизоры, стиральные машины. Несколько выросла заработная плата. Тем не менее доля фонда зарплаты в национальном доходе оставалась низкой. По уровню потребления на душу населения СССР занимал к тому времени лишь 77-е место в мире. Общественная жизнь в середине 60-х — середине 80-х гг. Концепция «развитого социализма». Смена курса в октябре 1964 г. повлекла за собой идеологические перемены. Поначалу отход от демократических начинаний Хрущёва объяснялся необходимостью борьбы с его «субъективизмом и волюнтаризмом». Весьма скоро потребовалось более обстоятельное обоснование консервативного внутриполитического курса. Им стали концепция «развитого социализма» и теория непрерывного обострения идеологической борьбы социалистической и капиталистической систем по мере продвижения к коммунизму. В выступлении Брежнева на праздновании 50-летия Октябрьской революции в 1967 г. впервые прозвучал вывод о построении в СССР «развитого социалистического общества», оформившийся со временем в новую целостную идеологическую концепцию «развитого социализма». Она опиралась на реальный факт создания в СССР основ индустриального общества. Концепция включала в себя положения о полной, хотя и относительной однородности советского общества; об окончательном решении национального вопроса; отсутствии внутри общества каких-либо реальных противоречий. Соответственно предполагалось и бесконфликтное его развитие. У руководства КПСС эти взгляды стали основой благодушного восприятия действительности. Перспективу построения коммунизма в СССР переводили из конкретно-исторической плоскости (к 1980 г., как требовала программа КПСС) в теоретическую, отодвигая её реализацию на долгие времена. Чем сложнее становилась ситуация в экономике и обществе, тем громче звучали рапорты о трудовых успехах и достижениях. Неудивительно, что позже концепция «развитого социализма» была названа идеологией застоя. Тезис об обострении идеологической борьбы вытекал из сталинского положения об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму, который «обосновывал» в 30-е гг. необходимость массовых репрессий. Обновлённый его вариант должен был объяснить общественности преследование инакомыслящих как борьбу с подрывным влиянием Запада, оправдать запреты и ограничения в духовной жизни. Обе идеологические новации были отражены и в Конституции 1977 г. Однако жизнь людей всё меньше походила на жизнь при «развитом социализме». Введение в регионах карточного распределения продуктов, снижение жизненного уровня потребовали «уточнений» в идеологии. В 1982 г. новый глава партии и государства Ю. В. Андропов выдвинул идею «совершенствования развитого социализма» и объявил, что это будет весьма длительный исторический период. Противоречия в развитии художественной культуры. Первоначально брежневское руководство заявило о продолжении в области художественной культуры линии «золотой середины», выработанной ещё при Хрущёве. Это означало отказ от двух крайностей — очернительства, с одной стороны, и лакировки действительности — с другой. Данная позиция прозвучала и в отчётном докладе XXIII съезду КПСС (1966). Однако в выступлениях руководителей региональных партийных организаций выдвигались требования «давать решительный отпор вылазкам фальсификаторов истории» (под ними понимались критики сталинизма). Обвинив руководство партии в «недостаточной партийной требовательности к отбору и публикации произведений литературы, искусства и кино», они призвали не печатать тех произведений, которые «искажают нашу действительность, проповедуют пессимизм, скептицизм и упадничество». В качестве примера была названа повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». По указанию отдела пропаганды ЦК КПСС в литературе утверждалась «производственная» тематика. В работах, посвященных этим проблемам, все конфликты благополучно разрешались после вмешательства партийных работников, а недостатки списывались на издержки воспитания. С середины 70-х гг. стала активно внедряться практика госзаказов на постановку фильмов, написание сценариев, романов и пьес. В партийных инстанциях заранее определялись не только их количество и тематика (первенство отдавалось историко-революционным, военно-патриотическим и производственным проблемам), но и исполнители тех или иных ролей. Такой подход очень скоро привёл к застою и в художественной культуре. Со второй половины 60-х гг. усилился идеологический контроль за средствами массовой информации, учреждениями культуры. Всё чаще запрещались публикации художественных и публицистических произведений, выход на экраны уже готовых кинофильмов, исполнение тех или иных музыкальных произведений, организация художественных выставок. Театральные постановки (даже классического репертуара) выпускались лишь с одобрения специальных комиссий. На проводившихся совещаниях идеологических работников вновь зазвучали обвинения в «мелкотемье», «натуралистическом бытописании мелких страстишек», «сенсационности», «псевдоноваторстве», «подражательстве буржуазному искусству» и т. п. «Железный занавес» вновь опустился, лишив советских людей возможности читать книги и смотреть фильмы ряда зарубежных авторов. Это порой объяснялось даже не содержанием самих работ, а политической позицией их создателей, которые негативно высказывались о тех или иных действиях советского руководства. Деятели культуры, которые не принимали правила игры и выступали с собственными оценками, суждениями, сомнениями, чаще всего выезжали из СССР или лишались возможности работать с полной отдачей. В 70-х — начале 80-х гг. на чужбине оказались писатели В. Аксёнов, А. Солженицын, В. Максимов, В. Некрасов, В. Войнович, поэт И. Бродский, кинорежиссёр А. Тарковский, театральный режиссёр Ю. Любимов, виолончелист М. Ростропович, оперная певица Г. Вишневская, поэт и исполнитель А. Галич и др. Объективно противостояли официальной идеологии представители деревенской прозы (Ф. Абрамов, В. Астафьев, В. Белов, В. Распутин, Б. Можаев, В. Шукшин), показывавшие последствия сплошной коллективизации для российской деревни. О проблемах нравственности писали Б. Васильев, Ю. Трифонов, Ю. Бондарев. Свой взгляд на смысл жизни и роль интеллигенции предлагали режиссёры Г. Товстоногов, А. Эфрос, М. Захаров, О. Ефремов, Г. Волчек, Т. Абуладзе, А. Герман, А. Асколь-дов и др. Специфической чертой культуры 60—70-х гг. была так называемая «магнитофонная революция». Записи не поддававшихся контролю песен и сатирических выступлений получили широкое распространение. Признанными лидерами здесь были В. Высоцкий, А. Галич, Ю. Ким, Б. Окуджава, М. Жванецкий и др. Всегда с аншлагом проходили концерты А. Райкина, сатирически бичевавшего пороки общества. Всё это свидетельствовало о противоборстве двух направлений в отечественной культуре — официально-охранительного, выполнявшего социальный заказ властей, и демократического, готовившего предпосылки для духовного обновления общества. Советский спорт. Созданная в предыдущие годы мощная материально-техническая база спорта позволила советским спортсменам достичь новых мировых успехов. На Мюнхенской олимпиаде (1972) борец вольного стиля А. Медведь в третий раз стал олимпийским чемпионом, а сборная по баскетболу одержала победу над признанными мастерами — сборной США. Легендарной стала победа советской сборной в первой хоккейной суперсерии со сборной Канады, вписавшая в историю советского спорта имена тренеров В. Боброва, А. Тарасова, вратаря В. Третьяка, хоккеистов В. Харламова, А. Мальцева, Б. Михайлова, А. Рагулина, А. Якушева, В. Старшинова, других выдающихся мастеров. Популяризации фигурного катания способствовало мастерство первых советских чемпионов мира в парном катании Л. Белоусовой и О. Протопопова, многократных чемпионов мира и Олимпийских игр И. Родниной и А. Зайцева, Л. Па-хомовой и А. Горшкова. Советская шахматная школа дала в те годы чемпионов мира по шахматам Т. Петросяна, Б. Спасского, А. Карпова, Г. Каспарова. Признанием вклада советских спортсменов в мировой спорт стало решение МОК о проведении Олимпиады 1980 г. в Москве. Несмотря на решение США и ряда других стран бойкотировать московскую Олимпиаду из-за ввода советских войск в Афганистан, она прошла на самом высоком уровне и принесла немало побед нашим соотечественникам. Три золотые медали на ней завоевал выдающийся пловец В. Сальников, признанный одним из трёх лучших пловцов XX в. К середине 80-х гг. в стране действовало более 3 тыс. стадионов, 60 тыс. спортзалов, 1200 плавательных бассейнов. Всё это создавало условия не только для подготовки значительного числа спортсменов, но и для массового спортивного движения. Ростки «антисистемы». Зарождение пассивной, а затем и активной оппозиции власти стало неизбежным. Уже к середине 60-х гг. возникло диссидентское движение, в которое входили правозащитные, национально-освободительные, религиозные организации и движения. В 1965 г. за публикацию своих произведений за границей были арестованы и приговорены к 7 годам лагерей и 5 годам ссылки писатели А. Синявский и Ю. Даниэль. В 1967 г. подверглись аресту поэт Ю. Галансков и публицист А. Гинзбург. В 1969 г. была создана первая в СССР открытая об- щественная ассоциации — ^хнициа-тивная группа защиты прав человека в СССР (Н. Горбаневская, С. Ковалёв, Л. Плющ, П. Якир и др.). Признанным духовным лидером правозащитного движения стал академик А. Д. Сахаров. В 1976 г. в Москве была создана группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений в СССР, которую возглавил Ю. Орлов. (В 1977 г. он, как и другие руководители подобных групп в СССР, был арестован.) В конце 1979 — начале 1980 г. были арестованы и сосланы почти все лидеры и активные участ ники не только правозащитного движения, но и национальных и религиозных организаций. Впервые за долгие годы инакомыслие коснулось армии. В 1969 г. был раскрыт и разгромлен созданный офицерами Балтийского флота подпольный «Союз борьбы за демократические права», выступавший за демократизацию общества. В 1975 г. замполит большого противолодочного корабля «Сторожевой» (также с Балтфлота) капитан 3-го ранга В. Саблин арестовал командира и повёл корабль в нейтральные воды, чтобы обратиться к руководству страны с революционным воззванием. В нём говорилось: «Граждане, Отечество в опасности! Его подтачивают казнокрадство и демагогия, показуха и ложь...» Поднятые в воздух военные самолёты остановили «Сторожевой». Саблин был отдан под трибунал и расстрелян. Всё это свидетельствовало об углублении противоречий между властью и обществом. В 1969 г. европейские государства и страны НАТО поддержали предложение стран Варшавского блока о проведении общеевропейского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В августе 1970 г. был подписан советско-западногерманский договор, по которому признавались послевоенные границы в Европе и был зафиксирован отказ от применения силы. В декабре того же года аналогичный договор был заключён между ФРГ и Польшей, а в декабре 1973 г. — между ФРГ и Чехословакией. В декабре 1972 г. состоялось взаимное признание ФРГ и ГДР. Date: 2016-07-22; view: 1092; Нарушение авторских прав |