Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приступы психической ауры и эпилептоидных экстазов





Выше при описании приступа сумеречных состояний мы уже видели, что этиприступы сопровождались переживаниями экстаза. Так, например, в день получения согласия на брак от Кити Щербацкой,Левин впадает в экстаз "счастья". Весь мир кажется ему совершенно другим. Все люди кажутся ему необычайно"добрыми" и "хорошими". Все предметы кажутся ему "неземными", даже сайки,которые выставлены в окне булочной. Все это "так необычайно хорошо", чтоЛевин заплакал от "радости" (см. выше в главе о приступах сумеречныхпереживаний). Далее экстаз "счастливого состояния" он описывает при переживанияхПьера Безухова перед свадьбой таким образом: " Радостное, неожиданное сумасшествие " овладело им (пишет он об этом).Весь мир кажется ему счастливым и занятым исключительно его "счастьем". Вкаждом слове и движении он видит намеки на свое "счастье". Он часто удивляллюдей, встречавшихся с ним, своими значительными, выражавшими тайноесогласие счастливыми взглядами и улыбками"... "... Все люди в этот периодвремени представлялись ему в таком ярком свете сиявшего в нем чувства, чтобез малейшего усилия он сразу встречался с каким бы то ни было человеком,видел в нем все, что было хорошего и достойного любви"... "Пьер часто потомвспоминал это время счастливого безумия (см. подробно об этом ниже в главе3-й 2 части). Замечательно то, что сам Толстой эти экстазы называет "счастливымбезумием". Описание подобных экстазов мы имеем целый ряд в егопроизведениях, и большею частью там, где описываются им приступы сумеречногосостояния. На ряду с этим экстатическим переживанием мы имеем часто описаниепсихической ауры, при переживании которой он "видит" "необыкновенное",делается также "счастливым", "свет озаряет" его и проч. и проч. Чаще всего эти переживания ауры комбинируются с экстазами, а еще чащеаура наступает во время приступов сумеречного состояния и при переживанияхстраха смерти, как результат переключения в конце приступа. Выше при описании сумеречного состояния во время родов Кити мы имелитакое описание ауры:... "И вдруг из того таинственного и ужасного, нездешнего мира, вкотором он жил эти двадцать два часа, Левин мгновенно почувствовал себяперенесенным в прежний обычный мир, но сияющий теперь таким новым светомсчастья, что он не перенес его... ". "Он знал и чувствовал только, что то, что совершилось, было подобнотому, что совершалось год тому назад в гостинице губернского города на одресмерти брата Николая. Но то было горе -- это была радость. Но и то горе иэта радость одинаково были вне всех обычных условий жизни, были в этойобычной жизни как будто отверстия, сквозь которые показывалось что товысшее. "И одинаково тяжело, мучительно наступало совершающееся и одинаковонепостижимо, при созерцании этого высшего, поднималась душа на такую высоту,на которую она никогда "не поднималась прежде, и куда рассудок уже непоспевал за нею". В этом отрывке мы имеем характерное описание эпилептической ауры. Мы видим здесь: 1). Что эта аура явилась в сумеречном состоянии, которое длилось 22часа. ("Вдруг из того таинственного и ужасного, нездешнего мира, в которомон жил эти 22 часа"). 2). Характерное для эпилептиков внезапное начало и характерноепереключение от тяжести сумеречных переживаний в "счастливую" ауру (..."вдруг.... мгновенно почувствовал себя перенесенным"...). 3). Мистический "мир", куда "переносится" эпилептоид, описывается вхарактерных выражениях:... "мир сияющий теперь таким новым светомсчастья"... Сумеречные состояния были "в этой обычной жизни как будтоотверстия, сквозь которые показывалось что то высшее"... "Поднималась душана такую высоту, до которой она никогда не поднималась прежде"... 4). Чрезвычайно характерно тяжелое напряжение, которое переживаетэпилептик при наступлении ауры, подобно тому, как перед припадком... Он неперенес его, натянутые струны все сорвались... тяжело, мучительно наступалосовершающееся... ". 5). Потеря чувства, времени, места и цели переживаемого. Непостижимостьсовершающегося:... "но где, когда и зачем это все было, он не знал..."Непостижимо:... "рассудок уже не поспевал... 6). Аура наступает у него и при переживаниях сумеречного состояния,вызванного радостью, и при переживаниях сумеречного состояния, вызванноготяжелым горем (смерть брата). "Но то горе и эта радость одинаково были внеобычных условий жизни". 7). В переживаниях ауры (как точно также во время переживаниясумеречного состояния) он производил настолько тяжелое впечатление, чтоокружающие его близкие и врач обращались с ним, как с больным, в то время,как он не сознавал себя в тот момент больным. (... "Он не понимал тоже,почему княгиня брала его за руку, и, жалостно глядя на него, просилауспокоиться, и Долли уговаривала его поесть и уводила из комнаты, и дажедоктор сердечно с соболезнованием смотрел на него и предлагал капель... "). Ниже мы увидим также, как при описании приступа патологического страхасмерти, описанного под видом предсмертных переживаний князя Андрея, аураописывается как "пробуждение" от сна. Приступ страха смерти (т. е.галлюцинация смерти) описывается здесь, как сновидение князя Андрея, апереключение в ауру, как "пробуждение" от сна. Аура в этом случае описывается Толстым таким образом: "Вдруг просветлело в его душе и завеса, скрывавшая до сих порневедомое, была приподнята перед его душевным взором. Он почувствовал как быосвобождение прежде связанной в нем силы и ту странную легкость, которая стех пор не оставляла его". Здесь слова: "вдруг", "неведомое", "просветлело вего душе", освобождение и странная легкость" говорят о тех же переживанияхпсихической ауры. Здесь мы имеем новые черты: "легкость", "свет", и то эпилептоидноеозарение, которое присуще эпилептоиду.

Галлюцинации

Были ли галлюцинации у Толстого? Чтобы ответить на этот вопрос,вернемся опять к предыдущим цитатам из "Записок сумасшедшего" и обратимвнимание на это место в описании "арзамасской тоски". "Да что за глупость -- сказал я себе, -- чего я тоскую, чего боюсь"? "Меня", -- неслышно отвечал голос смерти. "Я тут". Таким образом, тутуже определенно, без всяких сомнений говорится, что отвечал голос смерти.Кроме того смысл употребления местоимения "она", "вот она" и затем слова:" видел, чувствовал ", что " смерть наступает ", -- уже определенно говорят зато, что он имел зрительную галлюцинацию. А во втором отрывке Толстой ужеопределенно употребляет слово "привидение". -- Чего я боюсь, точно дитя? Привидений я не боюсь. Да, привидений...Не даром он дальше вместо слова "привидение" уже употребляет местоимение всреднем роде. "Оно вышло за мной"; "то, что меня сделало" и т. д. Замечательно то, что это же переживание галлюцинации устрашающегохарактера (в данном случае, галлюцинации смерти) он использовывает в рядепроизведений, где необходимо ему показать: или предсмертные переживаниягероя, или просто как галлюцинации устрашающего характера. Пример последнейформы мы имеем в рассказе "Поликушка" в переживаниях Дутлова. Тут толькоимеется разница: вместо среднего рода "оно" употребляется местоимение "он",подразумевая под этим повесившегося Поликея, являющегося Дутлову в видегаллюцинации. Приведем это место из рассказа "Поликушка":... "Ему долго не спалось; взошел месяц, светлее стало в избе, емувидно стало в углу Аксинью и что то, чего он разобрать не мог: армяк ли сынзабыл, или кадушку бабы поставили, или стоит кто-то. Задремал он или нет, нотолько он стал опять вглядываться... Видно, тот мрачный дух, который навелИльича на страшное дело и которого близость чувствовали дворовые в эту ночь,- видно, этот дух достал крылом и до деревни, до избы Дутлова, где лежали теденьги, которые он употребил на пагубу Ильича. По крайней мере, Дутловчувствовал его тут, и Дутлову было не по себе. Ни спать, ни встать. Увидевчто-то, чего не мог он определить, он вспомнил Ильюху со связанными руками,вспомнил лицо Аксиньи и ее складное причитанье, вспомнил Ильича скачающимися кистями рук. Вдруг старику показалось, что кто-то прошел мимоокна. Что это, или уж староста повещать идет? -- подумал он. -- Как это онотпер? -- подумал старик, слыша шаги в сенях, -- или старуха не заложила,как выходила в сенцы? -- Собака завыла на задворке, а он шел по сеням, какпотом рассказывал старик, как будто искал двери, прошел мимо, стал опятьощупывать по стене, споткнулся на кадушку и она загремела. И опять он сталощупывать, точно скобку искал. Вот взялся за скобку. У старика дрожьпробежала по телу. Вот дернул за скобку и вошел в человеческом облике.Дутлов знал уже, что это был он. Он хотел сотворить крест, но не мог. Онподошел к столу, на котором лежала скатерть, сдернул ее, бросил на пол иполез, на печь. Старик узнал, что он был в Ильичевом образе. Он оскалялся,руки болтались. Он влез на печку, навалился прямо на старика и начал душить. -- Мои деньги! -- выговорил Ильич. -- Отпусти, не буду, -- хотел и не мог сказать Семен. Ильич душил его, всею тяжестью каменной горы напирая ему на грудь.Дутлов знал, что ежели он прочтет молитву, он отпустит его, и знал, какуюнадо прочесть молитву, но молитва эта не выговаривалась. Внук спал рядом сним. Мальчик закричал пронзительно и заплакал, -- дед придавил его к стене.Крик ребенка освободил уста старика. "Да воскреснет Бог", -- проговорилДутлов. Он отпустил немного. "И расточатся врази"... -- шамкал Дутлов. Онсошел с печки. Дутлов слышал, как стукнул он обеими ногами о пол. Дутлов всечитал молитвы, которые ему были известны, читал все подряд. Он пошел кдвери, миновал стол и так стукнул дверью, что изба задрожала. Все спали,однако, кроме деда и внука. Дед читал молитвы и дрожал всем телом, а внукплакал, засыпая, и жался к деду. Все опять затихло. Дед лежал, не двигаясь.Петух прокричал за стеной под ухом Дутлова ("Поликушка", стр. 609 -- 510).(Слово "он" подчеркнуто Толстым). В этом описании галлюцинации мы видим все подробности переживания. "Онидет с качающимися кистями, он проходит мимо окна, отдернул скобу, открываетзапертую дверь, подходит к столу, сдергивает скатерть, полез на печку кнему, к Дутлову, оскалился, наваливается на него и душит его. Вся этакартина напоминает кошмар во сне, однако, автор рассказа заявляет, что "всеспали кроме деда и внука, следовательно, Толстой описывает это не каксновидение, а как галлюцинацию. Однако, эту же самую галлюцинацию ониспользовывает в другом месте в несколько иной вариации, в форме сновидения. Ниже (см. главу 3-ю 2 часть) мы приводим описание этой галлюцинации впредсмертных переживаниях князя Андрея. Там также за дверью стоит "оно","оно ломится в дверь", смерть "ломится в дверь", он борется с ней заобладание двери, чтоб не впустить. Но "силы его слабы", "оно" надавилооттуда, "оно вошло". Таким образом, и здесь тот же характер переживания. Вэтих галлюцинациях Толстой переживает форменную борьбу не только психически,но и физически. Что у Толстого бывали галлюцинации вообще, свидетельствует такжеГольденвейзер. В его дневнике на стр. 382 есть такая заметка довольноопределенно на это указывающая: "В дневнике Л. Н. есть запись, указывающая, что ему послышался как быкакой-то голос, назвавший не помню, какое число, кажется, марта. Л. Н.казалось, что он должен в это число умереть, -- на это есть несколькоуказаний в его дневнике". (Разрядка наша Г. С.). Это указание Гольденвейзера вполне вяжется со всеми вышеприведеннымиотрывками из "Записок сумасшедшего", где говорится, что он слышит голоссмерти. Ниже при описании судорожных припадков мы увидим что и перед припадкомон впадает в бред и спутанность и тут также Толстой определенногаллюцинирует. Итак, галлюцинациями Лев Толстой страдал -- это не подлежит сомнению.Галлюцинации эти зрительные и слуховые носили устрашающий характер (смерть,"привидение" смерти) и доставляли ему наиболее тяжелые страдания из всехдругих. Вот почему проблема смерти и предсмертных переживаний занимала егобольше всего.

Date: 2016-07-22; view: 296; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию