Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Некролог по поводу смерти д-ра В.С. Гриневича. 1904—1928.





26 июня 1928 г. скончался от туберкулеза легких доктор Buкmop Семенович Гриневич. В лице д-ра Гриневича наш "Архив" потерял молодого, талантливого и многообещающего сотрудника,

Уже первые две (и, увы, последние) статьи этого молодого и чуткого, ученого; напечатанные в III и IV томах “Архива гениальности и одаренности” (одна о Есенине, другая — об искусстве современной эпохи в свете психопатологии), свидетельствуют о его богатой эрудиции, о той чуткости и наблюдательности, которая необходима, эвропатологу а также о развивающихся недюжинных способностях молодого автора.

К сожалению, беспощадная смерть скосила столь ценного и нужного нам ученого, прежде чем он успел развить свой талант и дать нам то, чем он действительно мог обогатить нашу науку и наш “Архив”.

Мир праху твоему!

 

 

КЛИНИЧЕСКИЙ АРХИВ ГЕНИАЛЬНОСТИ И ОДАРЕННОСТИ (Эвропатологии).Том V.ВЫПУСК 3-4.1930

Г.В.Сегалин. Эвропатология личности и творчества

Льва Толстого

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие А. Эвропатология личности Льва Толстого. Лев Толстой как эпилеитоидная личность I. Клинические данные. Время появления судорожных припадков Аффективный характер личности ("эпилептический характер") Приступы патологического изменения настроения. Приступы депрессии Приступы сумеречных состояний Приступы патологического страха смерти Приступы психической ауры и эпилептоидных экстазов Галлюцинации Приступы моментального затмения сознания (Petit mal) Головокружения и обмороки 10 Судорожные припадки 11. Зависимость судорожных припадков и их эквивалентов от аффективныхпереживаний Наследственная отягченность Общая оценка всех клинических данных II. Аффект - эпилептоидные механизмы и влияние их на поведение личности Л. Толстого Б. Эвропатология творчества Льва Толстого Хронологическая кривая творческих периодов Роль эпилептоидных механизмов в формировании эвропозитивных иэвронегативных приступов творчества 3. Эпилептоидный характер содержания творчества. Эпилептоидныекомплексы, как содержание его творческих комплексов а) пример "погружения" героя в комплекс сумеречного состояния,сопровождающегося ступором и автоматизмом в) пример "погружения" героя в сумеречное состояние, сопровождающеесяаффектом гнева с импульсивными действиями с) пример "погружения" героя в сумеречное состояние, сопровождающеесякомплексом патологического страха смерти с галлюцинациями устрашающегохарактера d) пример "погружения" героя в сумеречное состояние, сопровождающеесяаффектом патологической ревности с импульсивными действиями (убийства) е) пример "погружения" героя в легкое сумеречное состояние, носящеехарактер сноподобного или грезоподобного состояние f) пример "погружения" героя в легкое сумеречное состояния,сопровождающееся экстазом счастья, когда все люди кажутся ему необычайно"добрыми" или "хорошими" g) пример "погружения" героя в легкое сумеречное состояние,сопровождающееся экстазом, когда данная личность впадает в тонпроповедника-моралиста, бичующего пороки людей и протестующего против лжи ипорочности людей h) пример "погружения" героя в легкое сумеречное состояние,сопровождающееся приступом ауры и экстазом, когда появляется "откровение" сбогоискательским содержанием i) прочие формы "погружения" 4. Стиль и техника письма Л. Толстого. Влияние на них эпилептоидныхмеханизмов а) Эпилептоидный характер реализма Толстого в) Эпилептоидная склонность к обстоятельности и детализации с) Эпилептоидная склонность к повторениям и подчеркиваниям("приставания" к читателю) d) Эпилептоидная склонность к "пророческому"и наставническому тонунравоучителя-проповедника e) Отсутствие типов в творчестве Толстого f) Влияние эпилептоидных "провалов" на стиль Толстого Симптоматология творческих приступов у Толстого Толстой и Достоевский Литература

Предисловие

Проблема личности и творчества Льва Толстого до сих пор была толькопроблемой литературных критиков, которые анализировали с различных точекзрения: и как литературоведы, и как социологи, и как психологи. Однако, вовсех этих изысканиях читатель чувствует зияющие проблемы -- нет анализапсихопатолога, тем более, нет современного эвропатологического анализа.Читая эти работы различных авторов, верно подмечавших те или иные чертыхарактера и личности, вы чувствуете, что авторы доходят до известнойграницы, где нужна помощь психопатолога. Без этого анализа Толстой являетсяличностью надуманной, вернее, досочиненной в представлении критика, С внешней стороны кажется, как будто нет ничего легче понять личностьТолстого, а между тем, некоторые критики считают его не менее "загадочным"Гоголя, Достоевского. Толстой всю жизнь "каялся", писал "Исповеди" (даже всвоих романах). Можно сказать, что во всех его сочинениях он обнажал всесвое "нутро" публично, и все-таки он остался не менее "загадочным" другихвеликих русских писателей, Понятно, что эта "загадочность" будетпродолжаться до тех пор, пока мы не вскроем патологическую сущность этойличности и его творчества, ибо для психопатолога нет ничего "загадочного".Те, которые любят культивировать мистику "загадки", конечно, снеудовольствием отнесутся к нашей работе, несколько идеалистическинастроенные критики и литературоведы посмотрят на нашу работу, как на"святотатство" безбожника, как на вскрытие "мощей" гениальности. Также и те,которые склонны в процессах творчества видеть культ "подвига" или "жреческоеслужение" искусству и науке (прикрываясь иногда левой фразой), снеудовольствием отнесутся к нашей работе. Автор исходит из убеждения, что клинический и эвропатологический анализесть единственный путь помочь социологическому анализу творческой личности,Если Толстой, Тургенев, Пушкин, Гончаров и другие писатели отражалидворянско-помещичью среду своей эпохи, то отражали они ее различно, взависимости от их биологической установки: в зависимости от различнофункционирующих желез внутренней секреции. Благодаря такому анализу марксисту-социологу легче осветить например,следующий важный вопрос, Почему Лев Толстой, будучи резко оппозиционно-настроенный кфеодально-капиталистическому укладу своей эпохи и среды, прекрасно видитразложение своего класса, тяготится своим Положением, искренно рвется кпреодолению своего состояния, однако, не идет в ряды революционеров (как этоделали, например, передовые дворяне из его же среды: декабристы, Герцен,Бакунин и др.). Наоборот, он делается консервативным, он противникосвободительного движения, он впадает в мистику и в этом находит спасение отвсех зол, на земле. В чем же тут дело? Что мешало ему быть последовательными поступить так, как все передовые люди из его класса. Ответ нам может дать психопатология личности Толстого (как это мыувидим ниже). Его мистика, а вместе с ней и его консерватизм -- естьрезультат патологии. Патологическая мистика стала ему поперек дороги имешала ему преодолевать свой класс, также, как всякая болезнь может помешатьчеловеку идти прямой дорогой. В личности и поведении Толстого есть целый ряд таких непонятныхмоментов, которые раскрываются лишь при психопатологическом анализе. Указать и проанализировать эту биологическую сторону личности итворчества Толстого и есть цель этой работы. В русской критической литературе мы не имеем ни одной работы (покрайней мере автору неизвестно о таких работах), где бы мы имели клиническийанализ личности и творчества Толстого. Это тем более удивительно, чтоТолстой в таком анализе не менее нуждается, чем Достоевский; и удивительното, что в то время, как клиническому анализу Достоевского психиатрическаямысль уделяла много внимания и тем сослужила большую службу в научномпонимании его личности и творчества, Толстой же остался до сих пор с этойстороны не раскрытым. Тут, конечно, можно было бы найти много причин; срединих самая главная: клинические данные, на которые мог бы опереться психиатрдля своего анализа, появились в печати лишь недавно. Накопившиеся материалы и документы (отчасти уже опубликованные иосвещенные в выпусках этого "архива") дают нам возможность раскрытьклинико-биологичсскую сущность Толстого, по крайней мере, в ее основныхчертах. Если нам удастся эту сущность проанализировать и сделать ясной,тогда будет возможно сделать социологический анализ более полным. С этой,точки зрения мы считаем предпринятую нами здесь работу своевременной инужной. Пусть эта работа имеет свои недостатки в том или другом отношении, аони неизбежны в этих случаях, а тем более в проблеме изучения Толстого,однако, для будущих исследователей Толстого она может послужить поводомболее углубленного анализа. Весь наш материал мы располагаем таким образом: в 1 части мы даем всюклиническую симптоматологию личности Толстого, весь биологический субстратданной личности, Во 2-й части всю, так сказать, творческую надстройку надэтим биологическим субстратом: также указываем на связь творчества Толстогос его клинико-биологической сущностью.

Date: 2016-07-22; view: 282; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию