Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституция Российской Федерации. Ст. 24,29,30—33.





Аяистратов ЮМ. Право фаждан на обращение в условиях становления демократического правового государства в России. М., 1995.

Аяцков Д.Ф., Комкова ГЛ., Фомин ОН., Шудра ОЗ., Южаков В.Н. Кон­ституция и политические права российских фаждан. Реализация в Саратов­ской области. Саратов, 1997.

Бондарь Н.С. Права человека и Конституция России: трудный путь к свободе. Ростов н/Д, 1996. Гл. 3.

Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997. Гл. 5.

Институт прав человека в России / Под ред. Г.Н. Комковой. Саратов, 1998. Разд. II. Гл. 5.

Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. М., 1993. Гл.5.

Малько А.В. Право гражданина на информацию: необходимость, приро­да, гарантии реализации // Правоведение. 1995. №3.

Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 1991.

Теория государства и права: Курс лекций / Дод ред. Н.И. Матузова и А. В. Малько. М.: Юристь, 1997. Гл. 11.

Эбзеев Б.С. Конституция. Демократия. Права человека. М.; Черкесск, 1992.

U


65. Общая характеристика экономических, социальных и культурных прав российских граждан

Экономические, социальные и культурные права олицетворяют собой второе поколение прав человека, которое возникло на основе социалистических учений, в результате классовой борьбы трудящих­ся за улучшение своего положения. (Впервые они были закреплены, в Конституции РСФСР 1918 г.)

Особенности данных прав:

— для них характерно такое общее свойство, как единство
териального (экономического и социально-культурного) содер-j
жания;

— они нередко выступают как права-гарантии, ибо обеспечивают ]
реализацию других прав и свобод;

— имеют общесоциальную направленность, ибо выступают ин-|
струментами утверждения гуманизма и справедливости;

— требуют в отношении себя более детальной конкретизации в!
текущем (трудовом, жилищном, гражданском и т.д.) законодатель­
стве;

— одни права претерпели существенное изменение (право на
труд, на образование и т.п.), другие оказались принципиально новы­
ми для российской правовой системы (это прежде всего такие фун­
даментальные для развития рыночной экономики права, как право
на свободу предпринимательской деятельности и право частной соб­
ственности).

В обобщенном плане все главные изменения в содержании эко­номических, социальных и культурных прав можно проследить на основе анализа общей системы данной группы прав и свобод, полу­чающих закрепление в Конституции РФ 1993 г. Она позволяет пред- -ставить социально-экономические права в виде системного единства (совокупности) следующих групп прав:

1. Рыночно-экономические права и свободы, обеспечивающие свободу предпринимательской и иных форм экономической, трудо­вой деятельности:

— право частной собственности (ч. 1 ст. 35) и ее наследования
(ч. 4 ст. 35);

— право свободного владения, пользования и распоряжения зем­
лей и другими природными ресурсами (ст. 36);

— право на свободу предпринимательской и иной не запрещен­
ной законом экономической деятельности (ст. 34);

— право свободно распоряжаться своими способностями к
труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37);

— право на труд и на вознаграждение за труд (ч. 3 ст. 37).


2. Социально-культурные права и свободы, способствующие ду­
ховному развитию граждан:

— право на образование (ч. 1 ст. 43), на общедоступность и
бесплатность дошкольного, основного общего и среднего професси­
онального образования (ч. 2 ст. 43);

— право на бесплатное получение на конкурсной основе высше-
го образования (ч. 3 ст. 43);

— свобода литературного, художественного, научного, техничес­
кого и других видов творчества (ч. 1 ст. 44);

— свобода преподавания (ч. 1 ст. 44);

— право на доступ к культурным ценностям, на участие в куль­
турной жизни и пользование учреждениями культуры (ч. 2 ст. 44);

— право на охрану интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 44).

3. Социальные права, гарантирующие человеку достойную
жизнь, защиту от негативного воздействия рынка:

— право на гарантированный минимальный размер оплаты труда
I ч. 2 ст. 7);

-— право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37);

— право на государственную защиту материнства, детства и
семьи (ч. 1 ст. 38);

— право на государственную поддержку отцовства, инвалидов и
пожилых граждан (ч. 2 ст. 7);

— право на социальное обеспечение по возрасту, в случае бо-
лезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей
ют. 39);


— право на жилище (ч. 1 ст. 40), на получение жилища малоиму­
щими гражданами бесплатно или за доступную плату (ч. 3 ст. 40);

— право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41),
включая бесплатную медицинскую помощью в государственных уч­
реждениях здравоохранения (ст. 41).

4. Социальные права-гарантии, обеспечивающие нормальное
физиологическое развитие личности:

— право на отдых (ч. 5 ст. 37);

— право на благоприятную окружающую среду, достоверную
информацию о ее состоянии (ст. 42).

5. Социальные права, способствующие достижению социального
партнерства в обществе:

— право создавать профессиональные союзы, иные обществен­
ные объединения для защиты социальных и экономических интере-

ов (ст. 13, 30);

— право на индивидуальные и коллективные трудовые споры,
(ключая право на забастовку (ч. 4 ст. 37).


 




РЕКОМЕНДУЕМЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ И ЛИТЕРАТУРА

Конституция Российской Федерации. Ст. 34—44.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здорст граждан от 19 августа 1993 г. в ред. 2 марта 1998 г. //ВВС. 1993. №33. Ст. 13 Российская газета. 1998.5 марта.

Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессионалы! образовании» от 19 июля 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4135.

Бондарь Н.С. Права человека и Конституция России: трудный пуп свободе. Ростов н/Д, 1996. Гл. 3.

Витрук Н.В. Правовой статус личности в СССР. М., 1985. Гл. 5.

Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997. Гл.:.

Институт прав человека в России /Под ред. Г.Н. Комковой. Сарат у 1998. Разд. И. Гл. 4.

Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 1991.

Новгородцев П. Право на достойное человеческое существование // < щественные науки и современность. 1993. № 5. С. 127—132.

Скрипка В.Р. Право граждан Российской Федерации на жилище // Го дарство и право* 1996. № 2.

66. Соотношение и взаимосвязь государства и права

Прежде чем характеризовать единство, различия и взаимосвяэ государства и права, необходимо сначала определить данные not тия (см. соответственно ответы на вопросы 17 и 41).

Единство состоит в том, что государство и право:

1) возникают и развиваются совместно;

2) имеют одинаковые подходы к сущности и типологии;

3) выступают средствами управления, инструментами власти;

4) призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и обще
ственные интересы;

5) основаны на едином базисе, определяются социально-эконс
мическими и духовными факторами и т.п.

Различия между государством и правом:

1) если государство есть особая организация политической влас
ти, то право есть социальный регулятор;

2) если государство выражает силу, то право — волю;

3) если первичным элементом государства является государ
венный орган, то первичным элементом права — норма;

4) они также не совпадают по формам, функциям и т.д.
Взаимодействие государства и права:

— с одной стороны, воздействие государства на право состоит в том, что первое формирует, изменяет, отменяет второе (правотвор^ чество), а также реализует и охраняет его (правоприменение);


— с другой стороны, право воздействует на государство, упоря-ючивая деятельность государственного аппарата, устанавливая |компетенцию его органов.


Выделяют два основных типа взаимоотношений между государ­ством и правом:

1) когда государство стоит над правом, выступая определяющим
| фактором (характерно для антидемократических государств);

2) когда право стоит над государством, выступая его ограничите-
1см (характерно для правовых государств).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Алексеев С.С. Теория права. 2-е изд. М., 1995. Гл. 4.

Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. Гл. 8.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1')96.Тема7.

Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. 3. i. 66—69.

Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1995. Гл. 8. С. 108.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и \.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 10.

Теория государства и права / Отв. ред.-В.М. Корельский и В.Д. Перева-1ов. Екатеринбург, 1996. Гл. 9. С. 125—128.

Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Екатеринбург, 1996. i'. 76—77,

67. Правовое государство: понятие и принципы

Правовое государство — это такая организация политической

i; пасти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав

и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последова-

тельного связывания с помощью права государственной власти в

целях недопущения злоупотреблений.

Прообраз идеи правового государства возник, по сути дела, как противоядие от произвола, как реакция на деспотизм, тиранию.

Можно выделить два основных принципа (две стороны сущности)
правового государства: л

1) наиболее полное обеспечение нрав и свобод человека и граж­
данина, создание для личности режима правового стимулирования
социальная, содержательная сторона);

2) наиболее последовательное связывание с помощью права го­
сударственной власти, формирование для государственных структур
правового режима ограничения (формально-юридическая сторона).


 




 

ажд;ч.1|:о такой и грая» как нот

Первый принцип закреплен в ст. 2 Конституции РФ, где установ-' лено, что «человек, его права и свободы являются высшей ценнос­тью». Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение — гарантировать каждому граждани- ну возможность всестороннего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и граж­данина являются первичными, естественными, в то время как воз- можность осуществления функций государственной власти высту­пает вторичной, производной.

Правовой наукой ныне в виде естественных признается система: гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав личности, которые содержатся во Всеобщей декла- рации прав человека 1948 г. и в других международных актах.


Второй основной принцип воплощается в жизнь с использовани-
ем следующих способов, выступающих в качестве самостоятельных
принципов:

- разделения власти на законодательную, исполнительную и
судебную ветви с целью исключения злоупотреблений ею;

- федерализма, который дополняет горизонтальное разделение
власти еще и разделением ее по вертикали;

верховенства закона (закон, принятый верховным органом
власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не
может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполни­
тельной власти);

взаимной ответственности государства и личности и т.д.
Кроме них можно выделить и другие принципы, которые в той

или иной мере вытекают из вышеприведенных и создают для них
обеспечивающий фон. Это: высокий уровень правосознания и право-
вой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осу-'
щёствления контроля с его стороны за выполнением законов всеми
субъектами права.

Идея правового государства есть идея взаимоуправления граж­данского общества и государства, предполагающая разрушение мо- нополии государства на власть с одновременным изменением соот- ношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности.

При всем многообразии принципов правового государства два из них все равно остаются главными, определяющими, которые необ­ходимо рассматривать во взаимосвязи. Если анализировать первый (социальный, показывающий привлекательность, ценность идеи правовой государственности, ее самоцель) без второго (формально-юридического, олицетворяющего собой средства достижения на­званных привлекательных идеалов), то не ясно, как добиться наибо-


лее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Если же, напротив, брать за основу только формально-юридический аспект, тогда становится не совсем понятно, во имя чего и ради кого

необходимо ограничивать государственную власть посредством

права. Ведь такое ограничение — не самоцель. Можно его так огра­ничить, что государство вообще не выполнит ни одной из своих

функций, и тогда гражданское общество от этого ничего не выигра-

ет, а, наоборот, только проиграет.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Козлцхин И.Ю. Идея правового государства: история и современность. | СПб., 1993.

Козлихин И.Ю. Право и политика. СПб., 1996.

Мартышин О.В. Несколько тезисов о перспективах правового государ-I ства в России // Государство и право. 1996. № 5. [ Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 10. | Нерсесянц B.C. Философия права. М., 1997. Гл. 10. I Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. 22.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Тема 26.

Омельченко О.А. Идея правового государства: истоки, перспективы, при-1 чины. М., 1994. i Право и власть. М., 1990.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и! Д.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 10.

68. Разделение власти как принцип правового государства

Главное требование принципа разделения властей, сформулиро­ванное еще Д. Локком и Ш. Монтескье, заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и уст­ранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социаль­ной группы, учреждения или отдельного лица необходимо раздедить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем при­нятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступаю­щей гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого на-казания виновных). Причем каждая из этих ветвей власти, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга, должна осу­ществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах.

 

Система «сдержек и противовесов», установленная в Конститу ции, законах, представляет собой совокупность правовых ограничь ний в отношении конкретной государственной власти: законода тельной, исполнительной, судебной.

Так, применительно к законодательной власти используется до вольно жесткая юридическая процедура законодательного процес­са, которая регламентирует основные его стадии. В системе проти­вовесов важную роль призван играть Президент, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях за­конодателя. Деятельность Конституционного Суда РФ также можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет прапо блокировать все антиконституционные акты.

В отношении исполнительной власти используются ограничь ния ведомственного нормотворчества и делегированного законода тельства, запреты на принятие ею актов, затрагивающих такие отно шения, которые должны быть урегулированы только законом. Сюда можно отнести сроки президентской власти, импичмент, вотум не доверия Правительству, запрет ответственным работникам испол нительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью.

Для судебной власти тоже есть Свои правоограничивающие сред ства, выражающиеся в Конституции, процессуальном законодатель стве, в его гарантиях, принципах: презумпции невиновности, праве на защиту, равенстве граждан перед законом и судом, гласности и состязательности процесса, отводе судей и т.п.

Кроме всего прочего, фиксируются правоограничения, которые запрещают осуществлять функции, принадлежащие по закону дру гому органу. Деятельность государственных структур должна огра ничиваться их компетенцией, которая основывается на принцип| «дозволено только то, что прямо разрешено законом».

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Барнашов A.M. Теория разделения властей: становление, развитие, при менение. Томск, 1988.

Марченко ММ. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 10.

Нерсесянц B.C. Философия права. М., 1997. С. 380—389.

Осавелюк A.M. Современный механизм системы сдержек и противовесов зарубежных государств // Государство и право. 1993. № 12.

Право и власть. М., 1990.

Разделение властей и парламентаризм. М., 1992.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 10.


Четвертин В.А. Демократическое конституционное государство. М., J93.

Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994., I 'i.l.

ЭнтинЛ.М. Разделение властей. Опыт современных государств. М., 1995.







Date: 2016-07-22; view: 303; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.029 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию