Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовое воспитание: понятие, формы, методы





Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность сударственных органов и общественности по формированию у гра дан и должностных лиц правосознания и правовой культуры.

Правовое воспитание — сложный процесс, включающий в

следующие составные части:

— субъекты воспитания (органы государства, государственные
служащие, политики, преподаватели, журналисты и др.);

— объекты воспитания (граждане, трудовые коллективы, соци­
альные группы и т.д.);

— содержание воспитания (выражается в приобщении людей к
политическим и юридическим ценностям, идеям, принципам, ин­
формации, опыту и т.п.);

— методы воспитания (убеждение, поощрение, наказание и
иные приемы психолого-педагогического воздействия на объект

воспитания);

— формы воспитания:

1) правовое обучение (состоит в передаче, накоплении и усвое­нии правовых знаний в школе, средних специальных и высших учеб­ных заведениях);


 

2) правовая пропаганда (заключается в распространении право-
вых идей и правовых требований среди населения телевидением,
радио, иными средствами массовой информации);

3) юридическая практика (способствует передаче юридической
информации, знаний посредством участия граждан в процессе
прежде всего правоприменительной деятельности и т.п.);

4) самовоспитание (связано с личным опытом, самообразовани­
ем, собственным анализом правовых явлений).

Правовое воспитание нельзя сводить только к правовой инфор­мированности граждан. Это более глубинный процесс, связанный с осознанием прав и свобод человека и гражданина, положений Кон­ституции и основных действующих законов.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. М., 1996. Т. 2. Тема 13. С. 128—129.

Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. С. 323—326.

Общая теория права / Под ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород, 1993. Лек­ция 21.

Организация и эффективность правового воспитания. М., 1983.

Роль правового воспитания в предупреждении правонарушений. М., 1985.

Татаринцева Е.В. Правовое воспитание. М., 1990.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 25.

Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Лекция 24. С. 450—454.

Теория государства и права/ Отв ред. В.М. Корельский и В.Д. Перевалов. Екатеринбург, 1996. Гл. 22. С. 336—338.

77. Понятие и признаки нормы права

Норма права — это общеобязательное, формально определенное травило поведения, установленное и обеспечиваемое государством а направленное на урегулирование общественных отношений.

Юридическая норма — первичная клеточка права, исходный элемент его системы. Поэтому естественно, что данной норме свой­ственны основные черты права как особого социального явления.

Из этого не следует, однако, что понятия «право» и «норма права» совпадают. Они соотносятся между собой как целое и часть.


К признакам нормы права относят:

1) общеобязательность (она представляет собой властное пред­
писание государства относительно возможного и должного поведе­
ния людей);

2) формальная определенность (она выражается в письменной
форме в официальных документах, с помощью чего определяет
рамки деяний субъектов);

3) связь с государством (она устанавливается государственными
органами и обеспечивается мерами государственного воздейст­
вия — принуждением и стимулированием);

4) предоставительно-обязывающий характер (она не только
предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других
субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязан­
ности и обязанность без права);

5) микросистемность (она выступает в виде специфической мик­
росистемы, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов,
как гипотеза, диспозиция и санкция).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Гойман-ЧервонюкВМ Очерк теории государства и права. М, 1996 Гл. 18. С. 169—170.

Кашашша Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 1996 С. 63—65.

Лившиц Р.З. Теория права. М., 1994. Гл. 6. С. 102—Ш.

Марченко М.И. Теория государства и права. М„ 1996. Гл. 14.

Нормы советского права. Проблемы теории / Под ред. М.И. Байтина w В.К. Бабаева. Саратов, 1987.

Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. 1С

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М 1996. С. 146—151.

Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1995. Гл. 11.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Мэтузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 13.


Теория государства и права / Под ред. МЛ. Марченко. 2-е изд. М-, 1996. Лекция 20.

78. Предоставительно-обязывающий характер правовых норм

Отвечать на данный вопрос необходимо с определения понятия «норма права» и перечисления его основных признаков. Одним из них и выступает предоставительно-обязывающий характер право­вой нормы (см. ответ на вопрос 77).

Названный признак означает, что норма не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязан­ности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанности пез права. Вот почему можно назвать благими пожеланиями те права, которые не обеспечены реальными обязанностями соответст-иующих лиц.

Предоставительно-обязывающий характер не у всех юридичес­ких норм выражен одинаково:

— четко он виден прежде всего в регулятивных нормах (граж­
данских, трудовых, семейно-брачных и т.п.), в которых фиксируются
как права, так и обязанности субъектов;

— в охранительных же нормах (уголовных,' административных
и т.д.) больший упор делается на воплощение запретов и обязан­
ностей;

— в декларативных и дефинитивных нормах предоставительно-
обязывающий характер выражен слабо, ибо они не являются кон­
кретными правилами поведения.

При рассмотрении предоставительно-обязывающего характера юридических норм важно иметь в виду, что права и обязанности не всегда могут содержаться в одной статье нормативного акта.

Нередко право закреплено в одной статье, а обязанность — в другой статье этого же нормативного акта или даже в статье иного нормативного акта.

Кроме того, в статье закона могут конкретно указываться только права, а обязанности подразумеваться, вытекать из содержания за­кона. Может быть и наоборот, когда указываются лишь обязаннос­ти, а права подразумеваются.

Данный признак выступает своеобразным проявлением такого принципа права, как единство прав и обязанностей.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Венгеров А.В. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. М., 1996. Т..1. С. 140.

Гопман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. С. 170.

Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 14.

Нормы советского права. Проблемы теории / Под ред. М.И. Байтина и В.К. Бабаева. Саратов, 1987.

Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. 10 С. 155.

Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 13.


Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Лекция 20.

Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. С. 171—172.







Date: 2016-07-22; view: 442; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию