Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Руководитель как гарант стабильности редакционного коллектива
В условиях рынка важнейшими требованиями к менеджеру-журналисту становятся не только способность к анализу, лидерство, оперативность, коммуникабельность, но и предприимчивость, независимость, умение рисковать. Последние три качества особенно нужны, поскольку редакция сталкивается с постоянным дефицитом средств на издание и проблемой стабильного спроса на газету. Это вызывает необходимость искать спонсоров, развертывать рекламную деятельность и внежурналистскую коммерческую работу. Стремясь уйти от финансового банкротства, редакции могут использовать самые неожиданные, иногда остроумные методы добывания денег и пополнить тем самым пестрый опыт российской прессы по выживанию в условиях рынка. Редакция «Московского комсомольца» на паях с небольшим строительным кооперативом (70% пая принадлежит редакции) получила в одном из подмосковных районов в аренду землю, закупила оборудование и построила... кирпичный завод, на котором помимо кирпича наладила выпуск монолитных блоков. Появились у газеты и собственные магазины, через которые реализуется часть тиража. Что же касается доходов от рекламы, то большой тираж и популярность «Московского комсомольца» позволили редакции диктовать условия рекламодателям и не заботиться об их поиске. Здесь впервые в Москве стали заниматься рекламой на профессиональном уровне: организовали при редакции малое предприятие — рекламное агентство, которое к тому же создало обширную базу данных о коммерческих структурах столицы и продает эти данные. А редакция «Вечернего Екатеринбурга» в рамках программы «Екатеринбург — XXI век» участвует в создании в городе... сети пельменных. Психологи рассматривают три этапа деловой активности человека. Первый период функционирования — время начального освоения профессии, трудовой адаптации. Второй — профессиональный, когда профессия становится формой собственной жизни, когда в отрыве от профессиональной среды, любимого дела, человек «чахнет», «гаснет», теряет интерес к жизни. И третий — предпринимательство, когда человек становится творцом собственного дела [33]. Сегодня возрождается российская традиция предпринимательства в журналистском бизнесе. Одним из первых стал заниматься этим новым в современной России делом Владимир Яковлев, основатель газеты «Коммерсант», ставший президентом издательского дома «Ъ». К сожалению, в июле 1999 г. он уехал в США и продал принадлежащий ему контрольный пакет акций Дома американской фирме, затем пакет перекупил Б. Березовский. Бизнесменом стал и отец Владимира — Егор Яковлев, учредивший «Общую газету». Интересен опыт предпринимательства в региональных журналистских организациях. Так, в Петербурге еще в 1989 г. супруги Тамара и Владимир Максимовы (телеведущая и режиссер телевидения) создали одну из первых в стране независимых частных телекомпаний — «ТВ-Нева». Владельцы начали с проведения телевизионных благотворительных марафонов. Первый был посвящен проблемам материнства и детства, продолжался 24 часа и был вписан в книгу рекордов Гиннеса. Темой второго была трагедия Чернобыля, третьего — возрождение Петербурга. На разные благие дела были собраны от пожертвователей сотни миллионов рублей. В 1992 г. Максимовы сделали 24 серии видеопрограммы «Кто с нами?», призванные поддержать российское фермерство. Целью сериала стала их идея провести Всемирную ярмарку «Российский фермер». В сентябре 1992 г. на эту ярмарку в город на Неве прибыли представители 146 крупнейших зарубежных фирм, 247 фирм из стран СНГ. В 1995 г. «ТВ-Нева» начала транслировать по 5-му каналу петербургского телевидения программу «Вкус жизни», а в 1998 г. — по российскому — «Музыкальный ринг». Не менее яркие примеры есть и в газетном бизнесе Петербурга. Марк Монусов создал издательскую фирму «Дом Натали», которая выпускает газету «Натали», журнал того же названия, а также газету «Аномалия» для любителей непознанного. Выпускник факультета журналистики Санкт-Петербургского университета Константин Сухен-ко до 1991 г. работал в многотиражке объединения «Светлана», был некоторое время корреспондентом газеты Выборгского района города, а затем стал издавать рекламное издание «Реклама-шанс». Последнее быстро набрало темпы, и после накопления определенного капитала Сухенко решил выпускать еще две газеты — дочерние. Это привело к образованию издательской фирмы «Шанс», которую он и возглавил, став ее президентом. За долгие годы российские журналисты привыкли к облегченным заданиям: «если на Западе 50 — 60 полос делают 5 — 6 человек, то у нас четырехполосную газету — 10—12» [34]. Важно сломать стереотип отторжения ответственности, преодолеть боязнь перегрузки в работе. Это сулит, как показывает опыт, несомненную выгоду. В Ростове Великом Ярославской области администрация города отказалась стать учредителем еженедельника «Провинция», не веря в перспективность издания. Тогда в ролях учредителя, издателя и редактора выступил журналист В. Подшивалов, который добился успеха «Провинции»: ее тираж реализуется довольно быстро. А в «Вечернем Ярославле» вообще остался один человек — А. Голицын, редактор, издатель и корреспондент в одном лице. До него газету делали 6 журналистов. Оставшись в одиночестве, Голицын поднял тираж в пять раз. Популярность издания достигается содержанием полос: публикуются судебные очерки, репортажи из тюрем, моргов, психиатрических больниц, необычные кроссворды, анекдоты, частушки. Кстати, А. Голицын и распространяет газету сам: у заводских проходных, в электричках. Эти примеры, число которых можно продолжить, свидетельствуют о потаенных резервах журналиста, который в силу жизненных обстоятельств может освоить незнакомое ему доселе дело — менеджмент. Рассуждая о взаимоотношениях между издателем и редактором в британской прессе, С. И. Беглов пишет: «В случае, когда газете долгое время сопутствует коммерческий успех и от ее хозяина требуется лишь твердо держаться взятого курса в финансовых делах, от главного редактора ожидаются, прежде всего, хорошее чутье и прямые прочные связи с различными звеньями механизма власти и общественного мнения. И, наоборот, когда конъюнктура газетного бизнеса испытывает частые колебания, и к тому же углубляемые, скажем, вторжением новой технологии в сферу производства, то владелец газеты уже явно предпочитает видеть на посту главного редактора человека, способного мобилизовать все средства так называемой популярной прессы» [35]. Эти требования применимы и к менеджерам современной российской журналистики, с той лишь разницей, что у нас в большинстве случаев издателями (учредителями) являются сами редакционные коллективы. Будучи учредителями, они рискуют вместе с главными редакторами, вместе с ними ищут пути не только сохранения, но и процветания своих изданий. При этом ответственность ложится на все уровни редакционного менеджмента: высший (редакторат и секретариат), средний (руководители отделов редакции, технических, коммерческих служб, временных групп, создаваемых для выполнения конкретных творческих или организационных заданий: газетных кампаний, акций, целевых номеров и т.п.) и низший (корреспонденты, дежурные по номеру и т.д.). Успех возможен, однако, при условии нормального социально-психологического вектора журналистского менеджмента, если к тому же в коллективе нет конфликтов, и царит творческая обстановка. Это бывает далеко не всегда. Новые условия жизнедеятельности средств массовой информации не могли не привести к многочисленным конфликтам в редакциях. Конфликт как предельный случай обострения противоречий возникает между политически и творчески раскрепощенным журналистом и находящимся в плену прежних догм руководителем, не умеющим преодолеть инерцию мышления; между интенсивностью труда работника редакции и уровнем его оплаты; по причине неравных прав участников общего дела — членов акционерного общества или издательского дома и т.д. Но особенно часты столкновения из-за вмешательства в кадровую политику спонсоров и соучредителей изданий. Из-за разного отношения к иностранному спонсору еще в 1993 г. возникла напряженность в коллективе «Правды»: конфликт закончился выборами нового главного редактора, который выступал за то, чтобы контрольный пакет акций газеты находился у греческого миллиардера. Последний через два года, недовольный сменой ориентации газеты: на более умеренное крыло коммунистической партии, потребовал обновить руководство. В итоге издание распалось на три «Правды»: «Правду», «Правду-5» и «Правду России». В 1997 г. реакцию распада пережил коллектив петербургской газеты «Час пик», входящий в газетный холдинг «Московский комсомолец»: несогласные с решением Павла Гусева (редактора «Московского комсомольца») сменить руководителя петербургского издания, большинство сотрудников основало параллельную газету, добавив к логотипу «Час пик» уточнение «Петербургский». Роль главного редактора в судьбе и успехах коллектива велика. Любая редакция может рассматриваться в двух планах: как формальная и как неформальная организация. Соответственно можно говорить о двух типах отношений в коллективе: формальных — должностных, функциональных, и неформальных — психологических, эмоциональных. В первом случае мы встречаемся с социальным феноменом — руководством, во втором — с феноменом психологическим — лидером. Идеальный вариант, когда редактор, менеджер, является одновременно и лидером, и руководителем. Однако так бывает не всегда, что и становится источником многих внутри-редакционных коллизий. Здесь многое зависит от стилей руководства. Психологи делят их на директивный (авторитарный), коллегиальный (демократический) и попустительский (нейтральный). Авторитарный (директивный) стиль имеет такие признаки: с формальной точки зрения — деловые краткие распоряжения; запреты без снисхождения, с угрозой; похвала и порицание субъективны; эмоции в расчет не принимаются; показ приемов — не система; позиция руководителя — вне группы; а с содержательной стороны — дела в группе планируются руководителем заранее; определяются лишь непосредственные цели, а дальние — неизвестны; голос руководителя — решающий. Демократический (коллегиальный) стиль руководства характерен следующим: формальная сторона — инструкции в виде предложений; не сухая речь, а товарищеский тон; похвала и порицание — с советами; распоряжение и запреты — с дискуссиями; позиция руководителя — внутри группы; содержательная сторона — мероприятия планируются не заранее, а в группе; за реализацию предложений отвечают все; разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются. Особенности нейтрального (попустительского) стиля: формальная стороны — отсутствие похвалы и порицаний; никакого сотрудничества; позиция руководителя незаметна, в стороне от группы; содержательная стороны — дела в группе идут сами собой; руководитель не дает указаний; разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от лидеров подгрупп [36]. То есть для авторитарного стиля характерно жесткое единоличное принятие руководителем решений, касающихся группы (редакции), и слабый интерес к работнику как личности; при демократическом стиле управления руководитель стремится к выработке коллективных решений, проявляя при этом интерес к неформальному, человеческому аспекту отношений. Нейтральный стиль означает полную отстраненность руководителя от дел коллектива. Конечно, все эти стили далеко не всегда выступают в чистом виде да и форма и содержание действий руководителя порой не совпадают между собой. Скажем, авторитарный по сути своей руководитель внешне ведет себя достаточно демократично. В совершенстве владея техникой общения, он приветлив и вежлив, но советов подчиненных не примет. Однако вероятен и обратный вариант: демократичный по внутреннему содержанию руководитель внешне выглядит автократом. Он недостаточно воспитан, не приобрел соответствующих манер, часто грубоват в общении с коллегами. Поводом к расколу в «Комсомольской правде» стали претензии к коммерческой службе газеты. Сочетание в одном коллективе двух групп — журналистов и финансистов — вызывает нередко неприятные коллизии потому, что редакционный бухгалтер начинает зарабатывать значительно больше, чем журналист. В «Комсомолке» коммерческая служба разрослась и стала как бы параллельной структурой. Постепенно число сотрудников коммерческих служб превысило количество журналистов, низкая оплата труда последних явилась одной из причин внутриредакционного конфликта. Вдобавок рядовые корреспонденты здесь были недовольны отсутствием демократических выборных начал. Газета давно перестала быть органом ЦК комсомола (за отсутствием последнего), но состав редколлегии, утвержденный еще ЦК ВЛКСМ, не изменился, не было ни выборов, ни перестановок. Главный редактор вместо того, чтобы проявить объективность, такт, волю, поддался влиянию одной из сторон в конфликте. И тогда (в 1992 г.) на его стол легло коллективное письмо: «Настоящим извещаем, что мы не считаем возможным работать с Вами в качестве главного редактора...» Заявления об увольнении подали 40 человек: 6 ведущих редакторов из б, сотрудники отделов науки, морали, образования в полном составе. Ушедшие, выдержав месяцы безработицы и безденежья, в конце концов, создали собственное издание — «Новую ежедневную газету», которая уже в 1994 г. расходилась тиражом четверть миллиона экземпляров. В 1995 г. из «Комсомолки» ушел и сам главный редактор. Подобный попустительский (нейтральный) стиль был свойственен и «Смене» (Санкт-Петербург). Вот что пишет Наталья Курапцева, бывшая до 1994 г. заместителем ответственного секретаря этой газеты: «Навстречу демократии, гласности «Смена» рванулась, как и многие, словно в свой последний и решительный бой. Начали робко, а затем все активнее, все острее стали выступать против тоталитарного режима, против наследия сталинизма, против плановой экономики. В этой борьбе газета стала независимой, и мы смогли впервые сами выбрать редактора. Им стала Галя Леонтьева, которая в этой газете прошла путь от девочки-юнселькора до штатного корреспондента и заведующей отделом. Но для того, чтобы стать редактором, недостаточно хорошо писать и обладать женской привлекательностью и непосредственностью. Для этого пути нужны совершенно иные качества, которых у Гали, к сожалению, не оказалось. ...В это время многие «старики» ушли из «Смены» во «взрослые» газеты. Им на смену пришли новые. Новыми оказались и отношения в редакции — раскрепощенные, но непроизвольно переходящие то в хамство, то в пьянство. Один из составов информационной службы пришлось уволить: в три часа ночи в бывшем музее газеты пьяные молодые люди занимались сексом. А редактор заявляла на общих собраниях, что все люди взрослые, и она не может запретить им пить. Естественно, бутылка постепенно стала на редакционном столе таким же необходимым предметом, как и пишущая машинка» [37]. В итоге Леонтьева вернулась в свой бывший отдел, ушел и сменивший ее главный редактор, а его преемнику пришлось немало поработать, чтобы наладить нормальную творческую атмосферу в редакции. Не меньшую опасность для коллектива редакций таит и другой стиль — авторитарный. Характерный его представитель — Павел Гусев, главный редактор «Московского комсомольца», ставший практически его владельцем. Когда-то первого секретаря Краснопресненского райкома ВЛКСМ Гусева, не имевшего ни журналистского образования, ни опыта работы в газете, Московский горком партии направил руководить молодежным изданием. Новому главному партийные идеологи второй половины 80-х годов разрешили писать о сексе, рок-музыке, неформалах и прочих проблемах, интересующих советского обывателя. Привлеченные невиданной свободой творчества, в «Московском комсомольце» собрались талантливые молодые журналисты столицы. За считанные месяцы они создали изданию скандальную славу, сделали «Московский комсомолец» самой информированной газетой Москвы. К середине 1993 г. тираж издания вырос в 20 раз и достиг почти двух миллионов экземпляров — абсолютный рекорд для городских газет. Но со временем властный стиль работы Гусева стал подавлять любую инициативу работников редакции. «В конце 1990 г. после встречи с главой правительства Москвы Ю. Лужковым «Московский комсомолец» прекратил критику московской мэрии. Все недовольные столь резкой сменой курса быстро вылетели из газеты. Их попытки качать права были безуспешны. Гусев переводит большую часть сотрудников на краткосрочные договоры и после приватизации становится фактически единоличным хозяином "Московского комсомольца"» [38]. А как сам «Московский комсомолец»? Сохранил ли он былую популярность: «С уходом всех ведущих журналистов начался неизбежный откат. Но П. Гусев не растерялся. Газета стала раскованной до предела. На страницах появились фотография обнаженной сотрудницы, реклама интимных услуг и призывы к физической расправе с политическими противниками. Два года (1993—1994 — В. В.) стоили газете 700 тысяч подписчиков. И хотя тираж «Московского комсомольца» и сейчас больше, чем у «Советской России», «Известий», «Правды» вместе взятых, не исключено, что звездный час газеты уже позади» [39]. Бесспорно, самым продуктивным для журналистских коллективов является демократический стиль руководства. Его можно заметить в редакциях «Московских новостей», «Новых "Известий"», «Санкт-Петербургских ведомостей» и многих других газет, телевизионных и радиовещательных компаниях. Внутриредакционные конфликты, конечно, роняют авторитет газеты или радио-телекомпании, не способствуют их экономике. Однако порой, потерпев поражение и вынужденные уйти из редакции, журналисты организуют собственное дело и добиваются успеха. Так, Игорь Голембиовский, покинув редакцию «Известий» с группой своих сторонников, в 1997 году создал «Новые "Известия"». По инициативе журналистов, которые ушли из «Московских новостей», возникла «Независимая газета». Было это в сентябре 1991 года. Но вскоре у главного редактора «Независимой» Виталия Третьякова появилась «звездная болезнь», он перестал уважать другие точки зрения помимо собственной, прислушиваться к ним. Перед коллективом встал вопрос: «либо разбегаться, либо сохранить команду». И тогда возникла идея создания нового издания — газеты «Сегодня», которая стала выходить с февраля 1993 года. В новую газету перешла половина журналистов «Независимой», а также бывшие сотрудники газет «Мегаполис-экспресс», «Ком-мерсантъ», журнала «Столица». А в 1995 году в «Независимой газете» вновь вспыхнул конфликт — из-за финансовых трудностей. В. Третьякову редакция выразила недоверие, был избран новый руководитель коллектива. Через 3 месяца, однако, В. Третьяков внезапно появился в редакции в сопровождении нанятых им вооруженных охранников, отобрал у преемника печать и занял кабинет главного редактора. Так, была силой восстановлена монополия на власть в редакционном коллективе. Но вряд ли с помощью охранников можно установить здесь нормальный микроклимат. Управление для подлинного менеджера-журналиста — не должность и не ответственный пост, смещение с которого может привести к личной трагедии, а специальность. Он обязан быть меньше всего ориентирован на карьеру, чистую анкету, лояльность к вышестоящим инстанциям, а больше — на интересы дела, свою профессиональную репутацию, на авторитет в глазах подчиненных. Внутриредакционные конфликты и дальше будут возникать, если не преодолеть или не устранить противоречий между свободой творчества сотрудников редакции и их экономической зависимостью, между потребностью в демократическом содержании жизни коллектива и старыми, отжившими формами структурирования этой жизни, между возросшими интересами рядовых журналистов и амбицией их руководителя, не желающего или не умеющего перестраиваться. Слабое владение искусством межличностного общения, если этот просчет дополняется тем, что редактор недостаточно компетентен и неопытен в журналистском бизнесе, может привести не только к конфликту в редакции газеты или радио-и телекомпании, но и к их банкротству. Выводы Информационный рынок вынуждает журналиста максимально раскрывать свои творческие способности, приобретать навыки самоконтроля и саморегулирования. Важным инструментом в ускорении развития журналистской карьеры мог бы стать самомаркетинг, когда работник СМИ точно сегментирует рынок труда, выбирая и средство массовой информации, и тематику, и жанр, в котором намерен работать, добивается успехов в избранной нише, чутко реагирует на колебания спроса массовой аудитории на его произведения. В последние годы возросла текучесть журналистских кадров, медленно адаптируются в редакционных коллективах молодые сотрудники. Одной из причин этих явлений является уравнительный подход к оценке труда, независимо от трудоемкости произведения. Следовало бы провести в отношении журналистского труда такое же разделение, как между качественной и массовой прессой. Принадлежность к качественной журналистике могли бы определять сами редакции совместно с творческими Союзами журналистов. Устойчивое положение СМИ на рынке во многом зависит от качества редакционного многоуровневого менеджмента. Его функции — финансовая, производственная (содержание журналистских произведений), маркетинговая и кадровая. В числе его актуальных проблем находятся оплата труда журналистов, порядок приема их на работу, (в частности, по контракту). Избирать руководителей в редакциях впервые стали на конкурсной, альтернативной основе. Избежать при этом возможных ошибок помогло бы использовании деловых игр, таких, как «Вакансия». Весьма частыми в последние годы стали внутриредакционные конфликты из-за вмешательства в кадровую политику спонсоров и соучредителей изданий, неравноправия участников общего дела — членов акционерного общества или издательского дома, в результате противоречий, возникающим между творчески раскрепощенным журналистом и находящимся в плену прежних догм руководителем, между интенсивностью труда работника редакции и уровнем его оплаты. И здесь гарантом стабильности коллектива выступает его руководитель, особенно, если он придерживается демократического (коллегиального), а не авторитарного (директивного) или нейтрального (попустительского) стиля руководства. Журналистский менеджмент из должности становится профессией, актуальной и перспективной. Это ведет к корректировке в системе подготовки кадров на факультетах журналистики российских университетов, на разного рода курсах, переключению внимания на овладение знаниями журналистского бизнеса, социологии и психологии журналистики, профессиональной и служебной этики. Становление и развитие журналистского менеджмента в России, подготовка квалифицированных специалистов в этой области уменьшит число конфликтов в СМИ, что приведет к более плодотворной работе редакционного коллектива. Контрольные вопросы и задания 1. Каковы основные факторы формирования профессиональной карьеры в журналистике? 2. В чем суть самомаркетинга журналиста? 3. Что такое социожурналистика? 4. Какова специфика работы журналиста в газетах разного типа, а также на телевидении и радио, в информационных агентствах и службах «паблик рилейшнз»? 5. Проведите в группе деловую игру «ПАТ» (профессиональный анализ текста). 6. Какие проблемы возникали у Вас в ходе производственной практике в СМИ? Довольны ли Вы помощью редакции? 7. Можно ли ускорить подготовку журналистского выступления без ущерба для его качества? 8. В главе приведены данные опроса о затруднениях при профессиональных операциях. А возникают ли у Вас проблемы при анализе и осмыслении фактов, подборе аргументов, поиске композиции и т.п.? 9. При опросах о привлекательности жанров журналисты ставят на первое место интервью. А как бы Вы построили рейтинг газетных жанров в газете, на радио, на телевидении? 10. В чем специфика менеджмента в газете, на радио и телевидении? 11. Раскройте содержание экономического и социально-психологического векторов менеджмента СМИ. 12. Проведите в группе деловую игру «Вакансия». 13. В чем причины внутриредакционных конфликтов? 14. Каким образом на микроклимат редакционного коллектива и на творчество журналиста может повлиять тот или иной стиль руководства? Примечания: 1. Ученова В. В. Основные направления разработки теории публицистики. — М, 1978. С. 43-44. 2. Введение в теорию журналистики: Учеб. мет. пос. / Сост. Е. П. Прохоров — М„ 1993. С. 126-131. 3. Корконосенко С. г. Основы теории журналистики. — СПб., 1995. С. 43-48. 4. См. Журналист: Социологические и социопсихологические исследования /Под ред. Л. Г. Свитич и А. А. Ширяевой. — М., 1994; Вилъчик В. Умерьте амбиции // Журналист. 1995. № 7; Колесник С., Свитич Л., Ширяева А. Белый, протестант, бакалавр... Русский, женат, беспартийный // Журналист. 1994. № 10. С. 18-21. 5. Травин В. В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. — М., 1995. С. 105. 6. Вилъчик В. Умерьте амбиции // Журналист. 1995. № 7. С. 61. 7. Федотов М. Пришествие свободы печати в России пока откладывается // Международная жизнь. 1994. № 10. С. 17. 8. Бовин А. Хорошо, что я сменил профессию // Журналист. 1994. № 10. С 2. 9. Шостак М. И. Качественное издание в системе периодики // Журналистика в переходный период. В 5 ч. — 1997. Ч. 5. С. 4. 10. Ю.Вебер М. Класс, статус и партия // Социальная стратификация. — М.; 1992. С. 13-17. 11. И. Ширшин Н. С. Социально-профессиональное самоопределение личности // Автореф канд. дис. — Нижний Новгород. 1995. С. 11. 12. Колесник С., Свитич Л., Ширяева А, Белый, протестант, бакалавр...Русский, женат, беспартийный. С. 18-21. 13. Вильчик В. Умерьте амбиции. С. 60. 14. Варшавчик С. Без средств нет массовой информации // Общая газета. 1998. 29 января — 4 февраля. 15. Журналист: Социологические и социопсихологические исследования. С. 131. 16. Кузнецов г. Семь гномов // Журналист. 1993. № 3. С. 12-15. 17. Журналист: Социологические и социопсихологические исследования. С. 63. 18. Маринович В. В. Роль ведущего в структуре имиджа коммерческой радиостанции // Журналистика в переходный период. В 5 ч. — М., 1997. Ч. 4. С. 46-47. 19. Котлер Ф. Основы маркетинга. — М., 1991. С. 648. 20. Реснянская Л. Л., Свитич Л. г., Фомичева И. Д., Ширяева А. А. Перспективы развития региональной прессы // Вестник Моск. ун-та. Сер. X. Журналистика. 1996. № 3. С. 14. 21. См.: Романенкова В. М. Формирование издания качественного типа в средствах массовой информации России // Вестник Моск. ун-та. Сер. X. Журналистика. 1994. № 1. С. 3 21. Олешко В. Ф. Социожурналистика: Прагматическое моделирование технологий массово-коммуникационной деятельности — Екатеринбург, 1996. С. 8. 22. Корконосенко С. г. Социожурналистика: понятие и структура // Социология журналистики. Очерки методологии и практики. — М., 1998. С. 47 23. Толстенко В. Без менеджеров газетам — крышка // Журналист. 1993. № 3. 24. Лошак В. Издание газеты в России // Международная жизнь. 1993. № 10. С. 78. 25. См.; Мескон М., Альберт М., Ходоури Ф. Основы менеджмента — М., 1995; Санталайнен Т и др. Управление по результатам. — М., 1993. 26. Словарь делового человека. — М., 1992. С. 157. 27. Там же. С. 122-123. 28. Мартынов С. Профессионалы в управлении. — М., 1991. С. 30. 29. Гусев П., Гачос Т. Ну, комсомольцы! Беспокойные сердца // Журналист. 1993. № 3. С. 16-17. 30. Дзялошинскшг И. М., Никитин М. Н. Деловые игры в журналистском коллективе. — М., 1990, С. 15-18 31. Коно Т. Стратегия и структура японского менежмента. — М., 1987. С. 21-27. 32. Мусаэлян Н. Э., Сливницкий Ю. О. Психология предпринимательства — новая область отечественной психологической науки // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1995. № 1. С. 12-14. 33. Федотов М. Как сложится в ближайшем будущем судьба местной прессы // Журналист. 1992. № 1. С. 11. 34. Беглов С. И. Синдром хозяйского влияния // Вестник Моск. ун-та. 1994. 3 1. 35. Кричевский Р.Д.. Если Вы — руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. — М., 1993. С.39. 36. Курапцева Н. Как был закрашен «очаг папы Карло» // Журналист. 1994. № 5. С. 38-30. 37. Нерсепов Ю. Главный журналист Москвы // Санкт-Петербургские ведомости. 1994. 10 сент. 38. Там же. ЛИТЕРАТУРА 1. /. Ворошилов В. В. Журналистика и рынок: проблемы маркетинга и менеджмента средств массовой информации. — СПб., 1997. 2. Ворошилов В. В. На рынке журналистского труда не все благополучно // Невский наблюдатель. 1997. № 2. 3. Гуревич С. Редакционный менеджмент. — М., 1997. 4. Зверинцев А. Б. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера PR. — СПб., 1995. 5. Кричевский Р. Д. Если Вы — руководитель: элементы психологии менеджмента в повседневной работе. — М., 1993. 6. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М., 1995. 7. Радугин А. А., Радупш К. А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. — Воронеж, 1995. 8. Травин В. В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. — М., 1995. 9. Энн Мари Бэрри. Карьера в рекламном агентстве. — М., 1997. 10. Якокка Ли. Карьера менеджера. —М., 1991. Глава 8. Date: 2016-07-22; view: 258; Нарушение авторских прав |