Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Крупнейшие собственники СМИ
Первый в истории газетный трест Скриписа возник в США. Вслед за ним там же появились газеты треста Херста, Мак-Кормика, Паттерсона и другие. В Соединенных штатах Америки сегодня — 1700 ежедневных газет. Их общий разовый тираж составляет свыше 60 млн. экземпляров, 70 процентов которых приходится на долю 149 газетных трестов, синдикатов и компаний. Ведущее место среди них занимают «Гоняет хомпани, инкорпорейтед», «Найт-Риддернъюспейперз», инкорпорейтед», «Херст корпорейшн», «Трибюн компания, «Нью-Йорк тайме компани», «Нью Америка паблишинг», группа Руперта Мэрдока, «Тайме миррор компани», газетный трест Ньюхзауза. Процесс концентрации и монополизации в издательском деле превратил прессу в одну из важных отраслей американской экономики. Десять газетных компаний входят в число 500 наиболее крупных американских корпораций. «Ганнет компани» в июле 1995 г. приобрела за 1,7 миллиарда долларов компанию «Малитмедиа», выпускающую 11 ежедневных и 49 других изданий, а также владеющую системами кабельного телевидения и вещательными станциями. Таким образом, «Ганнет компани» стала еще более мощной: 93 газеты с общим тиражом 6,4 млн. экземпляров, 15 телестанций, 13 радиостанций и 450 тысяч подписчиков кабельного телевидения [54]. А «Пулитцер паблишинг компани», владеющая только тремя газетами в Тусоне (Аризона) и Сент-Луисе, купила в 1996 г. за 214 млн. долларов целую компанию провинциальной прессы «Скриппс лиг ньюспейперс» с 16 ежедневными и 30 еженедельными газетами — тиражом от нескольких тысяч до 32 тыс. экз. на Среднем Западе и Западе [55]. В девяностых годах несколько изменилась стратегия купли-продажи газет. Если раньше газетную собственность приобретали хаотично, то с 1995 г. перешли на географический принцип — «пачками» в одном месте, там, где уже у компании имеются свои газеты, чтобы легче было ими управлять. Так сделала корпорация «Найт-Риддер» в 1995 г., купив компанию «Лешер ком-мьюникейшнз» с пятью газетами в Калифорнии, где у нее уже есть газета «Сан Хосе меркюри ньюс». Так же поступили компании «Холлингер» и Дина Синглтона в 1996 г. [56]. В Великобритании, как и в других странах, последние десятилетия идет процесс концентрации прессы в руках немногочисленной групп газетных концернов, а также транснациональных объединений. Газетный рынок с Мердоком делят крупнейшие газетно-издательские монополии. Так, группе лорда Ротермира — «Ассошиэтед ньюспейперс» —совме-щаюшей газетное дело с ресторанным и нефтяным бизнесом, принадлежат газеты «Дейли мейл» и «Мейл он санди», акции четырех коммерческих радиостанций. В концерн входят ряд провинциальных газетно-издательских компаний, а также газетные компании «Нортклиф ньюспейперз труп» и «Ивнинг стандарт», издающие лондонскую вечернюю газету «Стандард» (The Standard — «Знамя»). Группа получает большие доходы от добычи нефти в Северном море, имеет вклады в ресторанный бизнес, является крупным земельным собственником. «Миррор груп консорциум» — газетный концерн, один из крупнейших в Европе. Принадлежит издательскому объединению «Бритиш принтинг энд комьюникейшн корпорейшнл», издательской компании «Пергамон пресс». Ее президент Роберт Максвелл погиб в 1991 г. при невыясненных обстоятельствах: его тело обнаружили в океанских волнах недалеко от собственной яхты. Дело продолжили его сыновья. Концерн издает две ежедневные общенациональные газеты «Миррор» и «Спортинг лайф» («Спортивная жизнь»), воскресные «Санди пипл» и «Санди миррор». «Томсон ридженл ньюспейперз» входит в группу Томсона, канадского газетного магната. Контролирует 14 ежедневных, в основном провинциальных газет, включая шотландские издания «Дейли рекорд» (Daily Record — «Ежедневные события»), «Санди мейл» и «Скотсмен» (The Scotsman — «Шотландец»), одну воскресную и 40 еженедельных. Газетный трест «Ньюс интернэшнл» принадлежит австралийскому магнату Руперту Мэрдоку, принявшему в 1885 г. гражданство США. Объединяет компании: «Тайме ньюспейперд» (издает общенациональные газеты «Тайме» и «Санди тайме») и «Ньюс груп ньюспейперз (издает газеты — общенациональную «Сан» и воскресную «Ньюс оф уорлд», имеющие самые высокие, свыше четырех миллионов каждая, тиражи). «Юнайтед ньюспейперз» — газетно-издательский концерн принадлежит финансисту Дэвиду Стивенсу. Издает общенациональные газеты «Дейли стар», «Дейли экспресс», «Санди экспресс»; выпускает сотни провинциальных газет, из которых крупнейшей являются «Йоркшир пост», журналы «Панч», «Кантримен» и ряд других. Германия. В 1947 г. в Гамбурге Аксель Цезарь Шпрингер основал газетно-издательский концерн, который в 1970 г. был преобразован в акционерное общество «Аксель-Шпрингер-ферлаг». Контрольный пакет акций (51%) принадлежит издательствам Шпрингера (26,1%) и братьям Фридеру и Ху-берту Бурда (24,9%), которые определяют политику концерна. Интересы других акционеров (49%) представляют «Немецкий банк», химический концерн «Шеринг», торговая фирма «Отто-ферзанд» и концерн «Мерседес-ауто- мобиль-холдинг». После смерти Шпрингера в 1985 г. большая часть его акций перешла к его вдове Фриде Шпрингер. Концерн Шпрингера выпускает свыше 80 процентов тиражей всех ежедневных и воскресных газет, издаваемых в Германии, ему принадлежит пять крупнейших ежедневных газет —«Вельт» (Die Welt —«Мир»), «Бильд» (Bild — «Иллюстрированная газета»), «Гамбургер абенблат» (Hamburger Abendblatt — «Гамбургский вечерний листок»), «Бильд Берлин», две воскресные газеты «Бильд ам зоннтаг» (Bild am Sonntag — «Воскресная иллюстрированная газета») и «Вельт ам зонтаг» (Welt am Sonntag — «Мир в воскресенье»), еженедельные иллюстрированные журналы радио и телевидения «Херцу» и «Функ ур». Активную роль в печатном мире страны играет концерн «Бертельс-ман», имеющий финансовые интересы во всех средствах массовой информации, книгоиздательстве, кинематографии. «Бертельсман» является владельцем второго по величине, после шпрингеровского, газетно-журнального издательства «Грунер унд Яр» (Gruner und Jahr AG), которому принадлежит такое влиятельное издание, как журнал «Штерн» (тираж свыше 2 млн.) и еженедельная газета «Цайт», журналы «Капиталь» и «Гео», иллюстрированные издания для молодежи и женщин. Политическим весом обладает выпускаемый в Гамбурге объединением Аугштеина еженедельник «Шпигель» (Der Spiegel — «Зеркало», тираж свыше млн. экз.). Газетно-издательское объединение в Мюнхене «Зюддойчер-ферлаг» (Suddeutscher-Verlag) издает ежедневную проправительственную газету «Зюд-ддойче цайтунг» («Южногерманская газета») и вечернюю «Абендцайтунг». Издательский концерн «Генрих Бауэр-ферлаг» (Heinrich Bauer-Verlag) принадлежит Генриху Бауэру. Наряду с «Грунер унд Яр» играет ведущую роль в выпуске иллюстрированных журналов. Издает иллюстрированные журналы: «Квик» (Quick — «Быстрый»), «Нойе ревю» (Neue Revue — «Новое обозрение»), «Пралине», еженедельную газету «Нойе блат» (Das Neue Blatt — «Новый листок»), еженедельный журнал «Браво». Франция. Группа «Ашетт» (Le groupe Hachette) была основана еще в 1826 г. Она контролирует работу издательств «Грассе-Фаскель», «Фай-яр», «Сток», «Ле Шен», «Мазорин» и др., производит почти треть общего количества учебников по различным дисциплинам, обладает монополией на продажу книг, в значительной степени контролирует продажу газет и журналов через фирму «Нувель мессажри де ла пресс паризьен», где владеет 49 процентами акций. Выпускает серии изданий: «Великие художники», «Популярная медицина», «Музеи» и т. п. Ежегодно издает 70 млн. экз. книг, два десятка газет и журналов, в том числе «Журналь дю ди-манш» (Le Journal du Dimanche — «Воскресная газета»), «Эль» (Elle — Она»), «Теле-сет жур» (Tele 7 jours — «Теленеделя») и др., что составляет 15 процентов журнальной продукции Франции. Общая численность персонала «Ашетт» 20 тыс. человек. Группа Эрсана (Le groupe de presse Hersant) основана в 1950 г. Робе-ром Эрсаном. Первым его изданием был журнал для автолюбителей «Ото-журналь» В настоящее время группа Эрсана контролирует 20 процентов всей печатной газетно-журнальной продукции Франции, финансирует ряд изданий Бельгии. Р. Эрсан является владельцем шести издательских компаний (самая крупная из них — концерн «Сокпресс»), выпускающих в столице и в провинции 18 ежедневных газет, 9 общеполитических еженедельников, 10 специализированных журналов. Роберу Эрсану принадлежат влиятельные буржуазные ежедневные газеты «Фигаро», «Франс-суар» (France-Soir —Франция вечером»), «Паризьен либере» (Le Parisien Libere — «Освобожденный парижанин») — в Париже, «Дофине либере (Le Dauphine Libere — «Освобожденная Дофине») — в Гренобле, «Пари-Норманди» — в Руане, «Сюд-Уэст» (Sud-Ouest — «Юго-Запад» — в Бордо и др. На предприятиях Эрсана работает свыше 10 тыс. человек. Однако группа с начала 90-х годов переживает экономические трудности. Уже в 1994 г. ее долги составляли 4 млрд. франков, а доходы от рекламы в 1990-1993 гг. снизились с 4 млрд. до 2,6 млрд. франков [57]. Эрсан вынужден поэтому продать большинство изданий, принадлежащих ему в Восточной Европе, закрыть некоторые газеты в Центральной Европе, объединить три газеты в одну во Франции. Впрочем трудности переживали не только издания, принадлежащие Эрсану. В течение последних лет борется за сокращение дефицита газета «Либерасьон». В 1994 г. были истрачены огромные деньги на преобразование издания (третье по счету!), но они не оправдались, и жестокий кризис привел к передаче контрольного пакета акций промышленной группе «Шаржер». Появление на французском рынке в конце 70-х годов XX в. немецкой группы Бертельсмана, а в начале 90-х годов английской ЕМАП резко изменило журнальный рынок Франции, где доминировала группа «Ашетт». К тому же в 1995 г. одна из крупнейших в мире групп в области телекоммуникаций «Алъкателъ-Алъстом» приобрела 21% акций французской группы «Га-вас». Взамен «Гавас» получила филиал «Алькатель Женераль оксиданталь», который объединяет журнальную периодику («Экспресс», «Пуэн» и др.), издание книг, вклады в радиостанции (в частности, в «Ностальжи») и телестанции («Евроньюс»). Таким образом, «Гавас» становится мощной группой журнальной периодики. А группа «Ашетт» вынуждена укреплять свои позиции за пределами Франции. В 1995 г. ее деятельность в США принесла ей 3 млрд. франков, в Испании — 630 млн., в Азии и Океании — 200 млн. [58]. В том же году «Ашетт» приобрела у Мэрдока журнал «Мирабелла» и заключила соглашение с «Комсомольской правдой» об издании в Москве и Санкт-Петербурге русского варианта женского журнала «Эль» (это его 27-е издание за рубежом) [59]. Канада. Группа Томсона (The Thomson Group) — крупнейший транснациональный газетно-журналъный концерн. Штаб-квартира в г. Торонто, основан в конце 20-х годов канадским магнатом-миллионером лордом Роем Том-соном (умер в 1976 г.). Дело Томсона продолжил его сын — лорд Кеннет Рой Томсон. Объединяет издательские и радиотелевизионные компании, действующие а Канаде, США, Великобритании, ряде стран Азии и Африки. Группе Томсона принадлежат также нефтяные и газовые предприятия, транспорт- ные, торговые, страховые, финансовые, туристские компании, предприятия сферы обслуживания. Но самые большие прибыли концерн получает от средств массовой информации. Издательства Томсона выпускают около 200 газет и более 100 журналов, в том числе в США и Великобритании. В Торонто находится газетно-издательский трест «Саутэм инкорпорей- дет» (Southern Incorporated), созданный в 1927 г. и объединяющий существующие с XIX века издательские компании семейства Саутэм. Издает 11 ежедневных газет, в том числе «Газетт», «Калгари геральд» («Вестник Калгари»), «Провинс» («Провинция»), «Ситизен» («Гражданин»), еженедельник «Фай-нэншл тайме оф Канада» («Финансовое время Канады»), 39 коммерческих изданий, 24 справочника, контролирует 27, 6 процента тиража ежедневных канадских газет. Владеет 10 типографиями, 53 выставками, имеет значительные вклады в предприятиях связи, располагающих большим количеством радиотелевизионных станций и систем кабельного телевидения в Канаде и за границей. Имеет ряд филиалов и дочерних компаний, в частности, «Пасифик пресс», а также свою пресс-службу Саутэм ньюс. Канадская компания «Холлингер инкорпорейтед» в 1996 г., которой принадлежат такие крупные газеты, как «Чикаго сан- тайме» в США, а в Лондоне — «Дейли телеграф», путем закупки газет у одних, продаже своих другим вышла в лидеры мировой прессы —137 ежедневных газет и 397 неежедневных в разных странах мира. Это больше, чем у Р. Мэрдока [60]. Выводы Будучи важнейшим социальным институтом общества, журналистика активно проявляет себя в подавляющем большинстве государств мира. Особенно это было заметно во время революций в США и Франции, освободительной борьбы народов Азии и Африки, в период становления государственности в развивающихся странах. Если первые периодические издания были универсальными и информационными сначала в виде еженедельника, затем ежедневной газеты, журнала, то вскоре пресса разделилась на серьезную и развлекательную, качественную и массовую, возникли таблоиды, бульварная периодика. В то же время велся поиск методов более активного вмешательства в общественную жизнь, который приводил к возникновению различных движений в прессе (макрекерство, новый журнализм, концептуальная журналистика). Ко времени появления радиовещания и телевидения, газеты уже рассматривались многими издателями как коммерческие предприятия, призванными приносить доход от продажи тиража и главным образом от публикации рекламы. Эфирная пресса — новый мощный отряд журналистики стимулировал дальнейшую концентрацию средств массовой информации, разделение их на государственные, общественные и частные, покупку влиятельных СМИ компаниями и концернами. В последние десятилетия покупка эта уже на связана государственными границами; возникли транснациональные корпорации. Сегодня определяется облик мировой журналистики XXI века. Два фактора могут повлиять на него весьма существенно: массовая культура и новые информационные технологии (Интернет, интерактивные и цифровые медиа). При этом журналистика каждой страны останется самобытной с учетом традиций и менталитета того народа, который она обслуживает. Контрольные вопросы и задания: 1. Проанализируйте на примере отдельных стран или континентов эволюцию журналистики. 2. Приведите примеры качественной и массовой зарубежной прессы. 3. Когда и где появились первые таблоиды? 4. Кого называют отцом «желтой» прессы? 5. Каковы перемены в журналистике бывших социалистических стран (пример Польши, Монголии и т. д.)? 6. Когда появились первые радиостанции и телестудии? 7. Каковы исторические этапы журналистики США? 8. Когда в США возникла пенсовая пресса? 9. Что такое «макрекерство»? 10. В чем особенности «нового журнализма»? 11. Что такое «концептуальная журналистика»? 12. Сделайте краткий обзор развития журналистики Африки (Азии), 13. Каковы перемены в журналистике Южно-Африканской республики? 14. В чем вы видите феномен Беннета, Пулитцера, Херста, Мэрдока? 15. Назовите крупнейшие транснациональные монополии, владеющие средствами массовой информации. 16. Какова роль инфраструктуры зарубежной журналистики в процессе международного обмена информацией? 17. Как влияет на журналистику массовая культура? 18. Какие проблемы необходимо решить на пути к глобальному информационному пространству? 19. Научно-техническая революция и новая технология СМИ, рынок и конкуренция. Как это влияет на стабильность газет и журналов, радиовещания и телевидения? Какой вам видится журналистика XXI века? Примечания: 1. Le Monde. 1996. 22 mai. 2. Times. 1997. 2 Jan. 3. Средства массовой информации Великобритании, Франции, Италии, Польши, ЮАР в 1995 году / Засурский Я. Н., Беглов С. И., Шарончикова Л. В., Качалина Е. К., Урина Н. В., Евсеева Л. П., Нечаева И. Ю. // Вестник Моск. унта. Сер. X. Журналистика. — 1996. № 4. — С. 48-49. 4. Засурский Я. Н. Основные тенденции развития зарубежной журналистики // Вестник Моск. ун-та. Сер. X. Журналистика. — 1996. № 4. — С. 47. 5. Журналистика западноевропейских стран: Учеб. пособ. / Отв. ред. проф. В. С. Соколов. — Л., 1990. — С. 39. 6. Зарубежная печать: Краткий справочник. Газеты. Журналы. Информационные агентства / Редкол.: С. А. Лосев и др. — М., 1986. С. 125-133. 7. La Monde. 1995. 8-9 janv. 8. Media Perspektiven. — 1994. — № 4. — S. 207. 1. 9. Schuetz Walter J. Deutsche Tagespresse 1993 // Media Perspektiven. — 1994. № 4. — S. 169. 9. Котенок Р. Я. Телевидение ФРГ в конце 90-х годов // Вестник Моск. унта. Сер. X. Журналистика. — 1998. № 4. — С. 49. 10. Der Spiegel. 1998. № 7. S. 172. 12. Журналистика западноевропейских стран. — С. 55. 14. Урина Н. В., Вороненкова Г. Ф. Средства массовой информации Италии, ФРГ в 1994 году // Вестник Моск. ун-та. Сер. X. Журналистика. 1995. № 5. С. 38. 15. Пашков Г. Н., Огородникова О. В., Ткачева Н. В. Средства массовой информации Испании, Финляндии, Монголии в 1998 году // Вестник Моск. ун-та. Се-р. X. Журналистика. — 1999. № 4. — С. 53-54. 16. La Vanduardia. — 1999. 11 de enero. — P. 26. 17. Журналистика западноевропейских стран. — С. 86 — 92. 18. Средства массовой информации Великобритании, Франции, Италии, Польши, ЮАР в 1995 году. — С. 87. 19. Журналистика социалистических стран (1975-1980-е годы: Учеб. пособ./ Отв. ред. В. С. Соколов, Ю. Н. Солонин. — Л., 1989 г. — С. 57 — 62. 18. Katalog mediow polskich. — Krakow, 1995, 19. Emery M., Emery E. The press and America: An interpretative history of the mass media. — New Jersey, 1988. — P. 23. 20. Wood J. P. Magazines in the United States of America: Their social and economic influence. — New York. — 1949. — P. 10. 21. Соколов В, С., Михайлов С. А. Периодическая печать Соединенных Штатов Америки: Учеб. пособ. — СПб., 1998. — С. 40-42. 22. Schudson M. Discovering the news: A social history of American newspapers. — New York, 1978. — P. 119, 114. 23. Болотова Л. Д. Американские массовые журналы конца XIX — начала XX в. и движение «разгребателей грязи» // Вестн. Моск. ун-та. Сер. X. Журналистика. — 1970. № 1. — С. 70-83. 24. Кугель В. Р. Очерки издательского и полиграфического дела. — М.: Л., 1931. — С. 229. 25. Стирлинг К. Краткий очерк электронных СМИ в Америке. Рестон (Вирджиния). — 1992. —С. 1-2. 26. Emery M., Emery E. The press and America: An interpretive history of the mass media. — P. 402. 27. Соколов В. С, Михайлов С. А. Периодическая печать Соединенных штатов Америки. — С. 81-82. 28. Там же. С. 85. 2. - 28. Андрунас Е.Ч. Информационная элита: корпорации и рынок новостей. — М., 1991. — С.85 — 86. 29. Соколов В. С. Американский «новый журнализм» — концепция социальной мифологии // Демократический журналист. — 1977. № 4-6. 30. Теплиц Е. Кино и телевидение в США. — М., 1966. 31. Вачнадзе Г. Н. Всемирное телевидение. — Тбилиси. 1989. — С. 530-531. 32. Ibid. 1996. 3 June. — P. 15. 33. Вестник Моск. ун-та. Сер. X. Журналистика. — 1996. № 6. — С. 20-30. 34. Editor and Publisher. — 1997. 4 Jan. (Сведения получены по сети Интернет без указания страниц). 35. CJR.1996. Jan./ Febr.; Журналист. 1997. № 1; // Вестник Моск. ун-та. Сер-. X. Журналистика. — 1997. № 4. — С. 40. 36. Зарубежная печать: Краткий справочник. — С. 246-254, 171-181, 194-201. 37. Пашков Г. Н., Огородникова О. В., Ткачева Н. В. Средства массовой информации Испании, Финляндии, Монголии в 1998 году // Вестник Моск. ун-та. Се-р. X. Журналистика. — 1999. № 4. — С. 69. 38. http://www.un-mongolia.mn. 39. Пульс планеты. — 1998. 10 апр. — С. 8. 39. http:// gopher, nsrc. org 40. История зарубежной журналистики (Программа курса и методические указания) / Сост. В. С. Соколов. — СПб., 1993. — С. 24. 41. Зарубежная печать. Краткий справочник. — С. 257-260, 441-442. 42. South African Constitution. Pretoria, 1995. 43. Нечаева И. Ю. Законодательство ЮАР в области СМИ // Вестник Моск. ун-та. Сер. X. Журналистика. — 1999. № 4. — С. 82. 44. Independent Newspapers. 1998. March. 45. Ibid. 1996. 20 Apr. 17, 26. 46. Ландрам Джим Н. Четырнадцать гениев, которые ломали правила. — Ростов-на-Дону, 1997. — С. 486-513. 47. Observer. 1996. 20 Okt. P. 25. 48. New Zealand Official Yearbook. 95. P. 273. 49. Любимов Б. И. Коммерциализация телевидения и радиовещания Новой Зеландии в 90-е годы // Вестник Моск. ун-та. Сер. X. Журналистика. — 1997, № 4. — С. 81. 50. Зарубежная печать: Краткий справочник. — С. 427-439. 51. Вестник Моск. ун-та. Сер. X. — 1996. № 5. — С. 23 52. Ibid. 1996. 20 Juiy. P. 7. 53. Средства массовой информации США, Великобритании, ФРГ, Италии в 1996 году / Я. Н. Засурский, Г. А. Голованов, С. И. Беглов, Г. Ф. Вороненкова, Н. В. Урина // Вестник Моск. ун-та. Сер. X. Журналистика. 1997. № 4. С. 29. 54. Le Monde. 1995. 1995. 29 sept. 55. Le Monde. 1995. 21 avr. 58. Ibid. 1996. 27 Apr. P. 32. Приложение Date: 2016-07-22; view: 297; Нарушение авторских прав |