Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Крупнейшие собственники СМИ





Первый в истории газетный трест Скриписа возник в США. Вслед за ним там же появились газеты треста Херста, Мак-Кормика, Паттерсона и другие. В Соединенных штатах Америки сегодня — 1700 ежедневных газет. Их общий разовый тираж составляет свыше 60 млн. экземпляров, 70 процен­тов которых приходится на долю 149 газетных трестов, синдикатов и компа­ний. Ведущее место среди них занимают «Гоняет хомпани, инкорпорейтед», «Найт-Риддернъюспейперз», инкорпорейтед», «Херст корпорейшн», «Трибюн компания, «Нью-Йорк тайме компани», «Нью Америка паблишинг», группа Ру­перта Мэрдока, «Тайме миррор компани», газетный трест Ньюхзауза.

Процесс концентрации и монополизации в издательском деле превра­тил прессу в одну из важных отраслей американской экономики. Десять газетных компаний входят в число 500 наиболее крупных американских корпораций. «Ганнет компани» в июле 1995 г. приобрела за 1,7 миллиарда долларов компанию «Малитмедиа», выпускающую 11 ежедневных и 49 дру­гих изданий, а также владеющую системами кабельного телевидения и ве­щательными станциями. Таким образом, «Ганнет компани» стала еще более мощной: 93 газеты с общим тиражом 6,4 млн. экземпляров, 15 телестан­ций, 13 радиостанций и 450 тысяч подписчиков кабельного телевидения [54]. А «Пулитцер паблишинг компани», владеющая только тремя газетами в Ту­соне (Аризона) и Сент-Луисе, купила в 1996 г. за 214 млн. долларов целую компанию провинциальной прессы «Скриппс лиг ньюспейперс» с 16 ежед­невными и 30 еженедельными газетами — тиражом от нескольких тысяч до 32 тыс. экз. на Среднем Западе и Западе [55].

В девяностых годах несколько изменилась стратегия купли-продажи газет. Если раньше газетную собственность приобретали хаотично, то с 1995 г. перешли на географический принцип — «пачками» в одном месте, там, где уже у компании имеются свои газеты, чтобы легче было ими управлять. Так сделала корпорация «Найт-Риддер» в 1995 г., купив компанию «Лешер ком-мьюникейшнз» с пятью газетами в Калифорнии, где у нее уже есть газета «Сан Хосе меркюри ньюс». Так же поступили компании «Холлингер» и Дина Синглтона в 1996 г. [56].

В Великобритании, как и в других странах, последние десятилетия идет процесс концентрации прессы в руках немногочисленной групп газет­ных концернов, а также транснациональных объединений. Газетный рынок с Мердоком делят крупнейшие газетно-издательские монополии.

Так, группе лорда Ротермира — «Ассошиэтед ньюспейперс» —совме-щаюшей газетное дело с ресторанным и нефтяным бизнесом, принадлежат газеты «Дейли мейл» и «Мейл он санди», акции четырех коммерческих ра­диостанций. В концерн входят ряд провинциальных газетно-издательских компаний, а также газетные компании «Нортклиф ньюспейперз труп» и «Ивнинг стандарт», издающие лондонскую вечернюю газету «Стандард» (The Standard — «Знамя»). Группа получает большие доходы от добычи нефти в Северном море, имеет вклады в ресторанный бизнес, является крупным земельным собственником.

«Миррор груп консорциум» — газетный концерн, один из крупнейших в Европе. Принадлежит издательскому объединению «Бритиш принтинг энд комьюникейшн корпорейшнл», издательской компании «Пергамон пресс». Ее президент Роберт Максвелл погиб в 1991 г. при невыясненных обстоя­тельствах: его тело обнаружили в океанских волнах недалеко от собствен­ной яхты. Дело продолжили его сыновья. Концерн издает две ежедневные общенациональные газеты «Миррор» и «Спортинг лайф» («Спортивная жизнь»), воскресные «Санди пипл» и «Санди миррор». «Томсон ридженл ньюспейперз» входит в группу Томсона, канадского газетного магната. Кон­тролирует 14 ежедневных, в основном провинциальных газет, включая шот­ландские издания «Дейли рекорд» (Daily Record — «Ежедневные события»), «Санди мейл» и «Скотсмен» (The Scotsman — «Шотландец»), одну воскрес­ную и 40 еженедельных.

Газетный трест «Ньюс интернэшнл» принадлежит австралийскому магнату Руперту Мэрдоку, принявшему в 1885 г. гражданство США. Объе­диняет компании: «Тайме ньюспейперд» (издает общенациональные газеты «Тайме» и «Санди тайме») и «Ньюс груп ньюспейперз (издает газеты — общенациональную «Сан» и воскресную «Ньюс оф уорлд», имеющие самые высокие, свыше четырех миллионов каждая, тиражи).

«Юнайтед ньюспейперз» — газетно-издательский концерн принадле­жит финансисту Дэвиду Стивенсу. Издает общенациональные газеты «Дей­ли стар», «Дейли экспресс», «Санди экспресс»; выпускает сотни провинци­альных газет, из которых крупнейшей являются «Йоркшир пост», журналы «Панч», «Кантримен» и ряд других.

Германия. В 1947 г. в Гамбурге Аксель Цезарь Шпрингер основал га­зетно-издательский концерн, который в 1970 г. был преобразован в акцио­нерное общество «Аксель-Шпрингер-ферлаг». Контрольный пакет акций (51%) принадлежит издательствам Шпрингера (26,1%) и братьям Фридеру и Ху-берту Бурда (24,9%), которые определяют политику концерна. Интересы других акционеров (49%) представляют «Немецкий банк», химический кон­церн «Шеринг», торговая фирма «Отто-ферзанд» и концерн «Мерседес-ауто- мобиль-холдинг». После смерти Шпрингера в 1985 г. большая часть его ак­ций перешла к его вдове Фриде Шпрингер.

Концерн Шпрингера выпускает свыше 80 процентов тиражей всех ежедневных и воскресных газет, издаваемых в Германии, ему принадлежит пять крупнейших ежедневных газет —«Вельт» (Die Welt —«Мир»), «Бильд» (Bild — «Иллюстрированная газета»), «Гамбургер абенблат» (Hamburger Abendblatt — «Гамбургский вечерний листок»), «Бильд Берлин», две вос­кресные газеты «Бильд ам зоннтаг» (Bild am Sonntag — «Воскресная иллю­стрированная газета») и «Вельт ам зонтаг» (Welt am Sonntag — «Мир в воскресенье»), еженедельные иллюстрированные журналы радио и телеви­дения «Херцу» и «Функ ур».

Активную роль в печатном мире страны играет концерн «Бертельс-ман», имеющий финансовые интересы во всех средствах массовой инфор­мации, книгоиздательстве, кинематографии. «Бертельсман» является владель­цем второго по величине, после шпрингеровского, газетно-журнального из­дательства «Грунер унд Яр» (Gruner und Jahr AG), которому принадлежит такое влиятельное издание, как журнал «Штерн» (тираж свыше 2 млн.) и еженедельная газета «Цайт», журналы «Капиталь» и «Гео», иллюстрирован­ные издания для молодежи и женщин. Политическим весом обладает выпус­каемый в Гамбурге объединением Аугштеина еженедельник «Шпигель» (Der Spiegel — «Зеркало», тираж свыше млн. экз.).

Газетно-издательское объединение в Мюнхене «Зюддойчер-ферлаг» (Suddeutscher-Verlag) издает ежедневную проправительственную газету «Зюд-ддойче цайтунг» («Южногерманская газета») и вечернюю «Абендцайтунг».

Издательский концерн «Генрих Бауэр-ферлаг» (Heinrich Bauer-Verlag) принадлежит Генриху Бауэру. Наряду с «Грунер унд Яр» играет ведущую роль в выпуске иллюстрированных журналов. Издает иллюстрированные журналы: «Квик» (Quick — «Быстрый»), «Нойе ревю» (Neue Revue — «Но­вое обозрение»), «Пралине», еженедельную газету «Нойе блат» (Das Neue Blatt — «Новый листок»), еженедельный журнал «Браво».

Франция. Группа «Ашетт» (Le groupe Hachette) была основана еще в 1826 г. Она контролирует работу издательств «Грассе-Фаскель», «Фай-яр», «Сток», «Ле Шен», «Мазорин» и др., производит почти треть общего количества учебников по различным дисциплинам, обладает монополией на продажу книг, в значительной степени контролирует продажу газет и журналов через фирму «Нувель мессажри де ла пресс паризьен», где вла­деет 49 процентами акций. Выпускает серии изданий: «Великие художни­ки», «Популярная медицина», «Музеи» и т. п. Ежегодно издает 70 млн. экз. книг, два десятка газет и журналов, в том числе «Журналь дю ди-манш» (Le Journal du Dimanche — «Воскресная газета»), «Эль» (Elle — Она»), «Теле-сет жур» (Tele 7 jours — «Теленеделя») и др., что составляет 15 процентов журнальной продукции Франции. Общая численность пер­сонала «Ашетт» 20 тыс. человек.

Группа Эрсана (Le groupe de presse Hersant) основана в 1950 г. Робе-ром Эрсаном. Первым его изданием был журнал для автолюбителей «Ото-журналь» В настоящее время группа Эрсана контролирует 20 процентов всей печатной газетно-журнальной продукции Франции, финансирует ряд изданий Бельгии. Р. Эрсан является владельцем шести издательских ком­паний (самая крупная из них — концерн «Сокпресс»), выпускающих в столице и в провинции 18 ежедневных газет, 9 общеполитических ежене­дельников, 10 специализированных журналов. Роберу Эрсану принадле­жат влиятельные буржуазные ежедневные газеты «Фигаро», «Франс-суар» (France-Soir —Франция вечером»), «Паризьен либере» (Le Parisien Libere — «Освобожденный парижанин») — в Париже, «Дофине либере (Le Dauphine Libere — «Освобожденная Дофине») — в Гренобле, «Пари-Норманди» — в Руане, «Сюд-Уэст» (Sud-Ouest — «Юго-Запад» — в Бордо и др. На пред­приятиях Эрсана работает свыше 10 тыс. человек. Однако группа с начала 90-х годов переживает экономические трудности. Уже в 1994 г. ее долги составляли 4 млрд. франков, а доходы от рекламы в 1990-1993 гг. снизи­лись с 4 млрд. до 2,6 млрд. франков [57]. Эрсан вынужден поэтому про­дать большинство изданий, принадлежащих ему в Восточной Европе, зак­рыть некоторые газеты в Центральной Европе, объединить три газеты в одну во Франции. Впрочем трудности переживали не только издания, при­надлежащие Эрсану. В течение последних лет борется за сокращение де­фицита газета «Либерасьон». В 1994 г. были истрачены огромные деньги на преобразование издания (третье по счету!), но они не оправдались, и жестокий кризис привел к передаче контрольного пакета акций промыш­ленной группе «Шаржер».

Появление на французском рынке в конце 70-х годов XX в. немецкой группы Бертельсмана, а в начале 90-х годов английской ЕМАП резко изме­нило журнальный рынок Франции, где доминировала группа «Ашетт». К тому же в 1995 г. одна из крупнейших в мире групп в области телекоммуни­каций «Алъкателъ-Алъстом» приобрела 21% акций французской группы «Га-вас». Взамен «Гавас» получила филиал «Алькатель Женераль оксиданталь», который объединяет журнальную периодику («Экспресс», «Пуэн» и др.), издание книг, вклады в радиостанции (в частности, в «Ностальжи») и теле­станции («Евроньюс»). Таким образом, «Гавас» становится мощной группой журнальной периодики. А группа «Ашетт» вынуждена укреплять свои пози­ции за пределами Франции. В 1995 г. ее деятельность в США принесла ей 3 млрд. франков, в Испании — 630 млн., в Азии и Океании — 200 млн. [58]. В том же году «Ашетт» приобрела у Мэрдока журнал «Мирабелла» и заключила соглашение с «Комсомольской правдой» об издании в Москве и Санкт-Петербурге русского варианта женского журнала «Эль» (это его 27-е издание за рубежом) [59].

Канада. Группа Томсона (The Thomson Group) — крупнейший трансна­циональный газетно-журналъный концерн. Штаб-квартира в г. Торонто, ос­нован в конце 20-х годов канадским магнатом-миллионером лордом Роем Том-соном (умер в 1976 г.). Дело Томсона продолжил его сын — лорд Кеннет Рой Томсон. Объединяет издательские и радиотелевизионные компании, действу­ющие а Канаде, США, Великобритании, ряде стран Азии и Африки. Группе Томсона принадлежат также нефтяные и газовые предприятия, транспорт- ные, торговые, страховые, финансовые, туристские компании, предприятия сферы обслуживания. Но самые большие прибыли концерн получает от средств массовой информации. Издательства Томсона выпускают около 200 газет и более 100 журналов, в том числе в США и Великобритании.

В Торонто находится газетно-издательский трест «Саутэм инкорпорей- дет» (Southern Incorporated), созданный в 1927 г. и объединяющий существу­ющие с XIX века издательские компании семейства Саутэм. Издает 11 ежед­невных газет, в том числе «Газетт», «Калгари геральд» («Вестник Калгари»), «Провинс» («Провинция»), «Ситизен» («Гражданин»), еженедельник «Фай-нэншл тайме оф Канада» («Финансовое время Канады»), 39 коммерческих изданий, 24 справочника, контролирует 27, 6 процента тиража ежедневных канадских газет. Владеет 10 типографиями, 53 выставками, имеет значитель­ные вклады в предприятиях связи, располагающих большим количеством ра­диотелевизионных станций и систем кабельного телевидения в Канаде и за границей. Имеет ряд филиалов и дочерних компаний, в частности, «Пасифик пресс», а также свою пресс-службу Саутэм ньюс.

Канадская компания «Холлингер инкорпорейтед» в 1996 г., которой принадлежат такие крупные газеты, как «Чикаго сан- тайме» в США, а в Лондоне — «Дейли телеграф», путем закупки газет у одних, продаже своих другим вышла в лидеры мировой прессы —137 ежедневных газет и 397 не­ежедневных в разных странах мира. Это больше, чем у Р. Мэрдока [60].

Выводы

Будучи важнейшим социальным институтом общества, журналистика активно проявляет себя в подавляющем большинстве государств мира. Особенно это было заметно во время революций в США и Франции, освободительной борьбы народов Азии и Африки, в период становления государственности в развивающихся странах.

Если первые периодические издания были универсальными и информационны­ми сначала в виде еженедельника, затем ежедневной газеты, журнала, то вскоре пресса разделилась на серьезную и развлекательную, качественную и массовую, возникли таб­лоиды, бульварная периодика. В то же время велся поиск методов более активного вмешательства в общественную жизнь, который приводил к возникновению различных движений в прессе (макрекерство, новый журнализм, концептуальная журналистика).

Ко времени появления радиовещания и телевидения, газеты уже рассматри­вались многими издателями как коммерческие предприятия, призванными прино­сить доход от продажи тиража и главным образом от публикации рекламы. Эфирная пресса — новый мощный отряд журналистики стимулировал дальнейшую концент­рацию средств массовой информации, разделение их на государственные, обще­ственные и частные, покупку влиятельных СМИ компаниями и концернами. В пос­ледние десятилетия покупка эта уже на связана государственными границами; воз­никли транснациональные корпорации.

Сегодня определяется облик мировой журналистики XXI века. Два фактора могут повлиять на него весьма существенно: массовая культура и новые информаци­онные технологии (Интернет, интерактивные и цифровые медиа). При этом журна­листика каждой страны останется самобытной с учетом традиций и менталитета того народа, который она обслуживает. Контрольные вопросы и задания:

1. Проанализируйте на примере отдельных стран или континентов эволюцию журналистики.

2. Приведите примеры качественной и массовой зарубежной прессы.

3. Когда и где появились первые таблоиды?

4. Кого называют отцом «желтой» прессы?

5. Каковы перемены в журналистике бывших социалистических стран (при­мер Польши, Монголии и т. д.)?

6. Когда появились первые радиостанции и телестудии?

7. Каковы исторические этапы журналистики США?

8. Когда в США возникла пенсовая пресса?

9. Что такое «макрекерство»?

10. В чем особенности «нового журнализма»?

11. Что такое «концептуальная журналистика»?

12. Сделайте краткий обзор развития журналистики Африки (Азии),

13. Каковы перемены в журналистике Южно-Африканской республики?

14. В чем вы видите феномен Беннета, Пулитцера, Херста, Мэрдока?

15. Назовите крупнейшие транснациональные монополии, владеющие сред­ствами массовой информации.

16. Какова роль инфраструктуры зарубежной журналистики в процессе меж­дународного обмена информацией?

17. Как влияет на журналистику массовая культура?

18. Какие проблемы необходимо решить на пути к глобальному информаци­онному пространству?

19. Научно-техническая революция и новая технология СМИ, рынок и конку­ренция. Как это влияет на стабильность газет и журналов, радиовещания и телевиде­ния? Какой вам видится журналистика XXI века?

Примечания:

1. Le Monde. 1996. 22 mai.

2. Times. 1997. 2 Jan.

3. Средства массовой информации Великобритании, Франции, Италии, Польши, ЮАР в 1995 году / Засурский Я. Н., Беглов С. И., Шарончикова Л. В., Качалина Е. К., Урина Н. В., Евсеева Л. П., Нечаева И. Ю. // Вестник Моск. ун­та. Сер. X. Журналистика. — 1996. № 4. — С. 48-49.

4. Засурский Я. Н. Основные тенденции развития зарубежной журналистики // Вестник Моск. ун-та. Сер. X. Журналистика. — 1996. № 4. — С. 47.

5. Журналистика западноевропейских стран: Учеб. пособ. / Отв. ред. проф. В. С. Соколов. — Л., 1990. — С. 39.

6. Зарубежная печать: Краткий справочник. Газеты. Журналы. Информаци­онные агентства / Редкол.: С. А. Лосев и др. — М., 1986. С. 125-133.

7. La Monde. 1995. 8-9 janv.

8. Media Perspektiven. — 1994. — № 4. — S. 207.

1. 9. Schuetz Walter J. Deutsche Tagespresse 1993 // Media Perspektiven. — 1994. № 4. — S. 169.

9. Котенок Р. Я. Телевидение ФРГ в конце 90-х годов // Вестник Моск. ун­та. Сер. X. Журналистика. — 1998. № 4. — С. 49.

10. Der Spiegel. 1998. № 7. S. 172. 12. Журналистика западноевропейских стран. — С. 55.

14. Урина Н. В., Вороненкова Г. Ф. Средства массовой информации Италии, ФРГ в 1994 году // Вестник Моск. ун-та. Сер. X. Журналистика. 1995. № 5. С. 38.

15. Пашков Г. Н., Огородникова О. В., Ткачева Н. В. Средства массовой ин­формации Испании, Финляндии, Монголии в 1998 году // Вестник Моск. ун-та. Се-р. X. Журналистика. — 1999. № 4. — С. 53-54.

16. La Vanduardia. — 1999. 11 de enero. — P. 26.

17. Журналистика западноевропейских стран. — С. 86 — 92.

18. Средства массовой информации Великобритании, Франции, Италии, Польши, ЮАР в 1995 году. — С. 87.

19. Журналистика социалистических стран (1975-1980-е годы: Учеб. пособ./ Отв. ред. В. С. Соколов, Ю. Н. Солонин. — Л., 1989 г. — С. 57 — 62.

18. Katalog mediow polskich. — Krakow, 1995,

19. Emery M., Emery E. The press and America: An interpretative history of the mass media. — New Jersey, 1988. — P. 23.

20. Wood J. P. Magazines in the United States of America: Their social and economic influence. — New York. — 1949. — P. 10.

21. Соколов В, С., Михайлов С. А. Периодическая печать Соединенных Шта­тов Америки: Учеб. пособ. — СПб., 1998. — С. 40-42.

22. Schudson M. Discovering the news: A social history of American newspapers. — New York, 1978. — P. 119, 114.

23. Болотова Л. Д. Американские массовые журналы конца XIX — начала XX в. и движение «разгребателей грязи» // Вестн. Моск. ун-та. Сер. X. Журналис­тика. — 1970. № 1. — С. 70-83.

24. Кугель В. Р. Очерки издательского и полиграфического дела. — М.: Л., 1931. — С. 229.

25. Стирлинг К. Краткий очерк электронных СМИ в Америке. Рестон (Вирд­жиния). — 1992. —С. 1-2.

26. Emery M., Emery E. The press and America: An interpretive history of the mass media. — P. 402.

27. Соколов В. С, Михайлов С. А. Периодическая печать Соединенных шта­тов Америки. — С. 81-82.

28. Там же. С. 85.

2. - 28. Андрунас Е.Ч. Информационная элита: корпорации и рынок новостей. — М., 1991. — С.85 — 86.

29. Соколов В. С. Американский «новый журнализм» — концепция социаль­ной мифологии // Демократический журналист. — 1977. № 4-6.

30. Теплиц Е. Кино и телевидение в США. — М., 1966.

31. Вачнадзе Г. Н. Всемирное телевидение. — Тбилиси. 1989. — С. 530-531.

32. Ibid. 1996. 3 June. — P. 15.

33. Вестник Моск. ун-та. Сер. X. Журналистика. — 1996. № 6. — С. 20-30.

34. Editor and Publisher. — 1997. 4 Jan. (Сведения получены по сети Интернет без указания страниц).

35. CJR.1996. Jan./ Febr.; Журналист. 1997. № 1; // Вестник Моск. ун-та. Сер-. X. Журналистика. — 1997. № 4. — С. 40.

36. Зарубежная печать: Краткий справочник. — С. 246-254, 171-181, 194-201.

37. Пашков Г. Н., Огородникова О. В., Ткачева Н. В. Средства массовой ин­формации Испании, Финляндии, Монголии в 1998 году // Вестник Моск. ун-та. Се-р. X. Журналистика. — 1999. № 4. — С. 69.

38. http://www.un-mongolia.mn. 39. Пульс планеты. — 1998. 10 апр. — С. 8.

39. http:// gopher, nsrc. org

40. История зарубежной журналистики (Программа курса и методические указания) / Сост. В. С. Соколов. — СПб., 1993. — С. 24.

41. Зарубежная печать. Краткий справочник. — С. 257-260, 441-442.

42. South African Constitution. Pretoria, 1995.

43. Нечаева И. Ю. Законодательство ЮАР в области СМИ // Вестник Моск. ун-та. Сер. X. Журналистика. — 1999. № 4. — С. 82.

44. Independent Newspapers. 1998. March.

45. Ibid. 1996. 20 Apr. 17, 26.

46. Ландрам Джим Н. Четырнадцать гениев, которые ломали правила. — Рос­тов-на-Дону, 1997. — С. 486-513.

47. Observer. 1996. 20 Okt. P. 25.

48. New Zealand Official Yearbook. 95. P. 273.

49. Любимов Б. И. Коммерциализация телевидения и радиовещания Новой Зеландии в 90-е годы // Вестник Моск. ун-та. Сер. X. Журналистика. — 1997, № 4. — С. 81.

50. Зарубежная печать: Краткий справочник. — С. 427-439.

51. Вестник Моск. ун-та. Сер. X. — 1996. № 5. — С. 23

52. Ibid. 1996. 20 Juiy. P. 7.

53. Средства массовой информации США, Великобритании, ФРГ, Италии в 1996 году / Я. Н. Засурский, Г. А. Голованов, С. И. Беглов, Г. Ф. Вороненкова, Н. В. Урина // Вестник Моск. ун-та. Сер. X. Журналистика. 1997. № 4. С. 29.

54. Le Monde. 1995. 1995. 29 sept.

55. Le Monde. 1995. 21 avr. 58. Ibid. 1996. 27 Apr. P. 32.

Приложение

Date: 2016-07-22; view: 265; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию