Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сотрудник СМИ: потенциал творческой личности
Неотъемлемой частью жизни каждого трудоспособного человека является работа. Многогранность феномена профессиональной деятельности признается экономистами, социологами, социальными психологами, однако представители различных научных дисциплин выделяют в его исследовании отдельные аспекты, не давая целостной картины. То же самое мы видим и в области журналистских исследований. Выделяется следующий комплекс требований к журналисту: «а) тщательный анализ совокупности фактов, относящихся к теме публичного выступления; б) соотнесение их с научно-материалистическими закономерностями общественного развития; оценка их с точки зрения интересов большинства трудящихся; г) единство слова и дела, публикаций и собственных общественных проявлений каждого публициста, обеспечивающих искреннюю эмоциональность творчества; д) объединение качеств глубинного и правдивого отображения событий с популярностью изложения, доступностью публицистических произведений» [1]. Здесь связываются личность журналиста и метод журналистики. Проблему личности можно показать в виде схемы из ядра и концентрических окружностей. Ядро личности — это склонности, способности и социально-мировоззренческая позиция журналиста. Первый крут вокруг ядра — личностные качества (интеллектуальные, эмоционально-психологические, волевые и физические). Второй — система знаний: энциклопедизм, профессионально-журналистские, специальные. Третий — навыки и опыт, в горниле которых находят интегральное выражение качества, способности и знания журналиста. В практической деятельности одновременно проявляется и должна возрастать мера ответственности журналиста — гражданской, юридической, этической (четвертый круг схемы) [2]. Некоторые исследователи, полагая, что «все многообразие необходимых журналисту качеств не поддается описанию», делят их на несколько внутренне целостных подгрупп: идейно-нравственные, деловые (способность, интеллект, память, владение техническими средствами труда и т.д.), характерологические (отношение к делу, инициатива и ответственность), физические (здоровье и выносливость) [3]. Широкий спектр параметров журналиста и связанные с этим проблемы (отношение к методам творчества, рейтинг жанров, этические вопросы и т.п.) раскрываются и в проводимых в последнее время социологических опросах как работников средств массовой информации, так и массовой аудитории [4]. Однако, на наш взгляд, исследования журналистского корпуса ведутся на макроуровне, когда журналист-личность рассматривается как частичка совокупности этого корпуса, и предлагаются качества, универсальные и необходимые для всех. Думается, следует переходить к анализу проблемы на микроуровне, исследуя разные типы журналистов: их социально-профессиональную жизнь, скорость и качество публицистического письма, адаптацию и комфортность в редакционном коллективе. Правда, в последнее время делается попытка из совокупности журналистов вычленить такой социальный слой-страту, как элита. Но журналистская элита по численности составляет доли процента армии работников средств массовой информации. Среднестатистическому журналисту в силу объективных и субъективных причин не прорваться в элитный ряд. Разного рода опросы показывают, что работа в общественном производстве потеряла престиж, перестала быть социально значимой ценностью. По данным сравнительного исследования, считают работу главным делом жизни в США 50 процентов населения, в Швеции — 45, в ФРГ — 25, а в пределах бывшего СССР — лишь 10 процентов [5]. Причины такого положения известны: с одной стороны, труд из-за недостаточных заработков не может обеспечить нормальный уровень жизни, с другой, у человека практически нет возможности свободного выбора места приложения труда, степени интенсивности работы, социальной и профессиональной мобильности. Похожая проблема не обошла и журналистику. Социологический опрос среди работников средств массовой информации, проведенный в 1995 году в восьми регионах России, показал динамику падения престижа журналистской профессии. До перестройки он составлял 26,5% (такова доля опрошенных, убежденных в его наличии), в первые годы гласности — престиж поднялся до 42%, а в 1995-ом составлял всего... 14,5% [6]. Иначе говоря, даже в застойные времена, когда не было свободы слова, свою профессию журналисты ценили значительно выше, чем сегодня. В условиях жестко централизованной политики и отсутствия гласности, свободы печати журналисты были ограничены идеологическими рамками творчества, игнорировались их индивидуальные качества, личностное «инакомыслие» подавлялось требованиями партийной организации. Поэтому сегодня весьма актуальным становится поиск средств максимального раскрытия творческих способностей журналиста, формирования у него навыков самоконтроля и саморегулирования. Задача осложняется из-за парадокса нашего времени. С одной стороны, нет цензуры — пиши, что хочешь; с другой — рынок, экономические трудности отбросили многие средства массовой информации за грань нищеты, и журналисты начинают искать какие-то пути, чтобы выжить. Бывший министр печати и информации Российской Федерации М. Федотов замечает по этому поводу: «Сейчас мы наблюдаем очень прискорбный процесс, когда профессиональные журналисты уходят из редакций газет и редакций радио и телевидения в другие сферы экономики и в рекламный бизнес, поскольку те деньги, которые они зарабатывают, не позволяют им содержать семью. А те, кто остается, к сожалению, не настолько профессиональны, чтобы соблюдать даже элементарные нормы не только журналистской, но и общечеловеческой этики» [7]. Сказанное несколько лет тому назад и сегодня сохраняет силу. Но, к счастью, оставшихся профессионалов все же подавляющее большинство, и то, что они готовят к печати, к показу на телевидении и в радиоэфире, часто привлекает живостью, раскованностью, оперативностью. Но прав и ветеран журналистики Александр Бовин (оставив дипломатическую службу, он в 1997 г. вернулся в «Известия»), который утверждает, что интеллектуальный, духовный уровень многих газетных и телевизионных материалов заметно снизился. «За ориентир принимается низшая планка читательских интересов... Кто-то полагает, что в России теперь время других газетчиков: не морализующих, а просто информирующих... Я знаю многих журналистов мирового класса. И главный критерий их «классности» как раз не объем информации, а, прежде всего, анализ, рассуждения, выводы. Не рассуждающая журналистика — это нонсенс, это просто не журналистика» [8]. И в самом деле, именно аналитичностью и страстной публицистикой привлекали читателей Анатолий Аграновский, Юрий Щекочихин, Юрий Рост, Александр Ле-виков, тот же Бовин — газетные «звезды» восьмидесятых годов. Сегодня популярны ведущие телевизионных развлекательных передач, а кумиров газетной публицистики вспоминаешь с трудом. В кадровом «раскладе» наиболее ярких газет, и особенно журналов, выделяются всем известные имена — «последние могикане» отечественной журналистики в окружении молодых политологов, экономистов, юристов, литераторов. Это не означает предубеждений редакций, отрицания существующей системы подготовки журналистских кадров, но сигнализирует о некотором неблагополучии в этой системе, нацеленной преимущественно на подготовку журналистов для массовой прессы, для рекламы и PR. Редакторы таких изданий, переманивая журналистов с безусловным авторитетом, просто Не могут опереться на новое поколение журналистов и с тревогой об этом говорят. В системе профессионального образования пока не в полной мере учитывается факт существования «разноуровневой» журналистики, требования к кадрам для качественной прессы [9]. Иное положение в развлекательной прессе с ее легкостью изложения и отсутствием глубины в разработке социальных, политических и экономических тем. Используя интервью, информационные заметки, корреспонденции, редакции подобных газет и журналов стремятся развлечь читателей, заполнить их досуг. Здесь у начинающего журналиста больше шансов добиться успехов, чем в ежедневных городских газетах: в основу текста ложится факт, и, используя его, журналист строит собственные предположения и гипотезы, всегда с оттенком скандальности или сенсационности. Журналисту не только рекомендуется — он даже обязан делать самые смелые предположения, порой оскорбляющие героев публикаций. Незначительный факт при умелой подаче становится скандальным событием и тем привлекает внимание читателей. Однако эта практика может сослужить журналисту и печальную службу: вольная трактовка фактов, поверхностное отношение к публикуемой информации часто приводят к судебным разбирательствам. Творческая личность в журналистике может быть изначально ориентирована не на виртуозное владение приемами, а на творческое самовыражение, в каких бы жанрах журналист не выступал. Сегодняшний автор — «золотое перо» редакции — пишет уже не столько портретные или научно-популярные очерки (свидетельства качества издания), сколько обзоры, культурологические статьи, рецензии, комментарии, насыщенные иронией, владеет экономическими и политологическими знаниями, развитым мыслительным аппаратом. Издания, связанные с высокоинтеллектуальным слоем читателей, требуют элитных журналистских кадров. Макс Вебер в противовес концепции одномерного расслоения К. Маркса первым провел различие между классами и статусом групп. Он выделил три критерия расслоения общества: экономика, власть и престиж, а в соответствии с этим три единицы стратификации: класс, партия и статусная группа [10]. Свою статусную группу, или страту, образуют и журналисты, объединенные одинаковым престижем, находящиеся в одинаковом положении общественного признания. В философской литературе так трактуются формы бытия человека: потенциальный человек — еще не индивидуум; индивидуум — человек, идентичный другим; индивидуальность — социально неповторимый человек; личность — индивидуум, влияющий на общественный прогресс [11]. Последняя фаза (форма) часто так и остается неоконченной: причастность к статусу личности человек доказывает до конца своего жизненного пути, утверждая свое лидерство, прежде всего, работой, творчеством. Date: 2016-07-22; view: 341; Нарушение авторских прав |