Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Журналиста вызывают в суд





Полная драматизма социально-экономическая и политическая об­становка в стране, отсутствие единой идеологии, конкуренция средств массовой информации, эйфория журналистов от осознания своей реаль.ной силы как «четвертой власти» в России (после законодательной, ис­полнительной и судебной), наконец, недостаточная компетентность, осо­бенно в экономических вопросах, и ощущение безнаказанности за ошиб­ки приводят к многочисленным нарушениям правовых и этических норм. Практика освещения только негативных фактов, нагнетания нервозности особенно недопустимы на телевидении, аудитория которого во много раз больше читательской.

В условиях динамизма обстоятельств и накала страстей чрезмерная горячность, категоричность и митинговость газетных страниц, передач ра­дио и телевидения, занимаемая журналистами позиция противостояния, конечно, не привносит позитивного вклада в гармонизацию общественных отношений. Между тем, подлинный радикализм журналистской позиции должен заключаться в стремлении обеспечить духовную консолидацию всей массовой аудитории, в постоянной нацеленности редакций на конструк­тивный диалог, в умении толково распорядиться неоценимым потенциалом печатной строки, телевизионного кадра, звучащего радиослова во имя здра­вого смысла, во благо идеалов социальной справедливости, ориентации на подлинные нужды всех слоев населения.

Социологические опросы, периодически проводимые в регионах Рос­сии, показывают: что меньше половины опрошенных считают, что журналисты правдиво рассказывают о событиях, Большинство же полагает, что средства массовой информации не могут укрепить общественное согласие, защитить от произвола, повлиять на действия властей и уверено, что журналисты склон­ны сгущать краски, служат политике и властям, а также тем, кто платит [6] Таким образом, практические возможности публицистики читатели оцени­вают ниже идеологических, а конструктивные ниже деструктивных, что вызывает тревогу. В то же время сравнительно высоко оценивают информа­ционную функцию современных печати, радио, телевидения, Для журнали­стов существует соблазн занять внешне эффектную радикальную позицию, потрафлять дурным вкусам, ублажать обывателя дешевой сенсацией, скан­дальными историями. Такие подходы чреваты размежеванием различных социальных групп населения, расколом массовой аудитории.

«Неумолкаемая политическая трескотня оглушила народ — почему люди и начинают от газеты отворачиваются, — пишет председатель Коми­тета Российской Федерации по печати И. Лаптев. — Она не поднимает политическую активность людей, а убивает, Раньше в газетах факты про­верялись по 10 раз, А сейчас газеты с энтузиазмом врут каждый день, с энтузиазмом извиняются, а затем — снова врут, Газеты полны взаимных упреков, подозрений, разоблачений и т.п.» [7], Президент Чувашии Н, Фе­доров, обращаясь к журналистам, придерживается такой же точки зрения, но в то же время диалектичен: «Свободная пресса — носитель зла, но в ее отсутствии творится гораздо большее зло, Поэтому надо терпеть ваши ошиб­ки и даже несправедливые обвинения, ибо это меньшее зло» [8].

Но бывает и так: опубликованные в газете сведения — лживы, поро­чат честь и достоинство граждан и организаций, либо ущемляют права и законные интересы граждан, либо свидетельствуют о злоупотреблении сво­бодой массовой информации и (или) правами журналиста, однако, претен­зии к редакции будут отметены. Редакционный коллектив, главный редак­тор, журналист не несут ответственности за распространение недостовер­ных и порочащих кого-то сведений, если они:

1) присутствуют в обязательных сообщениях;

2) получены от информационных агентств;

3) содержатся в ответе на запрос информации либо в материалах пресс-служб государственных органов, организаций, учреждений, предпри­ятий, органов общественных объединений;

4) являются дословным воспроизведением фрагментов выступлений депутатов разных уровней представительной власти, делегатов съездов и конференций, пленумов общественных объединений, а также официаль­ных выступлений должностных лиц государственных органов и обществен­ных объединений; 5) содержатся в авторских произведениях, идущих в эфир без пред­варительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию;

6) являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим средством массовой инфор­мации, которое может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение Закона (ст. 57 Закона «О средствах массовой инфор­мации»).


Герой газетной публикации или телерадиопередачи, почувствовав, что его нематериальные блага нарушены, пытается защитить свое доброе имя или деловую репутацию. Реализовать свое стремление он может разными путями:

1) воспользоваться правом на ответ (реплику, комментарий), соглас­но ст. 46 Закона «О средствах массовой информации»;

2) потребовать опровержения в СМИ, обратившись в гражданскую коллегию районного суда (по ст. 152 Гражданского кодекса);

3) привлечь журналиста к уголовной ответственности по статье 129 (клевета) и или статье 130 (оскорбление) Уголовного кодекса.

К первому способу обычно прибегают, если сведения в отношении гражданина, распространенные в СМИ, просто недостоверны либо ущемля­ют его законные интересы. В 46-й статье не говорится о сведениях, «пороча­щих честь и достоинство», ею можно воспользоваться, когда судебный, путь для истца бесперспективен. Если он убежден, что публикацией унизили его честь и достоинство, то выбирает второй способ защиты, добиваясь опро­вержения и выплаты материальной компенсации за причиненный ему мо­ральный вред. Поскольку в отличие от законодательств ряда стран, в частно­сти, американского, по российским законам бремя доказательства лежит на редакции и на авторе, они могут проиграть судебный иск, если не докажут, что а) все опубликованные о герое факты — сущая правда, б) публикации не принесли герою нравственные страдания. Доказав только «а» или, наобо­рот «б», журналист и редакция выигрывают судебный процесс.

Третий способ — через Уголовный кодекс — применяется крайне редко. Практически не реализуется статья 130 (оскорбление). Закон трак­тует оскорбление, как унижение чести и достоинства лица, выраженное в неприличной форме. Пленум Верховного суда определил две такие формы: человека назвали дураком или обругали нецензурной бранью (вот почему был оправдан корреспондент «Московского комсомольца», опубликовав­ший статью «Паша-мерседес» о бывшем в ту пору министром обороны П. Грачеве).

В Конституции Российской Федерации есть юридическая тонкость, которую порой не замечают маститые адвокаты и тем самым проигрывают дела своих высокопоставленных клиентов. Речь идет о 29-й статье, соглас­но которой никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. В 1998 г. мэр Москвы Ю. М. Лужков обра­тился в Кунцевский межмуниципальный суд столицы с иском о защите деловой репутации московского правительства к редакции «Московских новостей» и к директору Института экономических проблем переходного периода Егору Гайдару, который в этом издании 22 февраля 1998 г. высту­пил со статьей «Почему в Москве жить хорошо». В тексте с явным наме­ком на высшие должностные лица московского правительства были ис­пользованы слова: «взяточники», «бюрократы», «коррупционеры», «канце­ляристы». Иск был отклонен судом, «поскольку конкретных фактов в статье нет, а личные мнения и суждения ответственности не подлежат» [9]. Точно также проиграл и А. Чубайс, пытаясь привлечь к судебной ответственнос­ти телеообозревателя С. Доренко. Адвокат В. Жириновского и в район­ном и в городском суде потерпел поражение в попытке опротестовать бе­седу корреспондента петербургской газеты «Час пик» с известным уче­ным-психиатром. Публикация вышла с необычным названием «Там где у нормальных людей моральные принципы, у Жириновского дырки». В су­дебных решениях отмечалось, что мысль, отраженная в названии материа­ла, есть мнение ученого, а за мнение судить нельзя.


Прежде чем предъявлять судебный иск редакции, некоторые истцы обращаются в Судебную палату по информационным спорам при Прези­денте России. Образованная в январе 1994 г. и состоящая из семи юристов и журналистов, Палата разбирает споры, вытекающие из:

1) ущемления свободы массовой информации, в том числе наруше­ния права редакции СМИ, журналиста на запрос и получение обществен­но значимой информации;

2) необходимости оперативно обеспечить исправление (опроверже­ние) фактических ошибок в сообщениях СМИ, затрагивающих обществен­ные интересы;

3) необъективности и недостоверности сообщений в СМИ, в том чис­ле основанных на слухах, непроверенных данных, ложной информации;

4) нарушений принципа политического плюрализма в информацион­ных и общественно-политических теле- и радиопередачах;

5) нарушений принципа равноправия в сфере массовой информа­ции, в том числе ограничения прав журналиста по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

6) ущемления нравственных интересов детства и юношества в сред­ствах массовой информации;

7) распределения времени вещания на телевидении и радио для фрак­ций, создаваемых в Федеральном собрании.

Палата объявляет журналисту замечание, если он нарушил этику, а если правовые нормы, то обращается к редакции с рекомендацией о при­влечении его к ответственности; предупреждает учредителя и главного ре­дактора и вправе вносить в суд представление о прекращении деятельнос­ти их средства массовой информации.

К примеру, замечание получили главный редактор газеты «Сегодня» и журналист — автор статьи «Выбирать надо лучше» после обращения группы депутатов Государственной Думы, выступивших с протестом про­тив такого абзаца: «Мы останемся одни — нос к носу со своим парламентом. И надо будет как-то жить по законам, сочиненным в этом балагане. Надо будет провожать детей в армию — в порядке, только что одобренном этой толпой скоморохов. Надо будет налоги платить — в размере, только что определенном на балу этих шутов». Балаган, скоморохи, шуты —- такая оценка парламента и вызвала осуждение Судебной палаты [10], В другом случае — с А. Невзоровым, допустившим в телепередаче «Дикое поле» грубое нарушение этических норм, — дирекции Общественного российс­кого телевидения было рекомендовано расторгнуть контракт с автором недобросовестного выступления, но она оставила без последствий реше­ние Палаты и не захотела расстаться с Александром Невзоровым [11]. В статье «Загадочные страницы из биографии члена правительства», опубли­кованной «Известиями», утверждалось, что председатель Государственно­го комитета России по антимонопольной политике и поддержке новых эко­номических структур Л, А. Бочин не может занимать столь высокий пост, ибо неправомерно получил диплом о высшем образовании, трудовую книжку и даже военный билет. Фактически же все документы Л. А.Бочина оказа­лись в полном порядке. Палата, учитывая, что в статье содержатся необос­нованные обвинения члена правительства в совершении правонарушения (фальсификация документов), что ставит под сомнение правильность кад­ровой политики Президента, решила направить материалы в прокуратуру для рассмотрения вопроса о возможном привлечении автора публикации Э. Черного к юридической ответственности [12].


Характерное для современной цивилизации возрастание техничес­кой мощи средств массовой коммуникации и влияние российской специ­фики, высвобождение прессы из-под прямого политического контроля по­родили, по мнению некоторых исследователей, иллюзию «ненужности» массовой аудитории («заместителями» социума, первостепенными для СМИ объектами стали владельцы и заказчики, госаппарат, зарубежные предста­вители, наконец, сами редакции СМИ и журналистские корпорации). Сред­ства массовой информации отражают настроения, вкусы, понимание жиз­ни, свойственные самим журналистам, но не сколько-нибудь многочислен­ной части населения. Разновидностью журналистского эгоизма является анархическое пренебрежение какими-либо вообще установками и ориен­тирами, в частности, правовыми нормами [13].

Из всех принципов журналистики, прежде всего, такие, как гума­низм, правдивость и объективность, являются базовыми для этических норм — регуляторов поведения журналиста в социальной среде. Их глав­ное требование — писать только правду, не допускать неточностей и оши­бок при исследовании и расследовании событий, ситуаций, конфликтов, явлений. Нарушение журналистом этого требования ведет не только к потере репутации СМИ, в котором он работает, но и к возникновению юридической ответственности. В условиях конкурентной борьбы и пока еще не обустроенного информационного рынка со стороны многих жур­налистов и редакций наблюдается забвение требований закона «О сред­ствах массовой информации». Даже солидные издания грешат непроверенными сообщениями, искажением фактического материала ради его громкой подачи, замалчиванием невыигрышных фактов и выпячиванием сенсационных.

Документы, утверждения источников нередко не проверяются и по­тому, что средства массовой информации активно включились в так назы­ваемую войну компроматов, ставшую тревожной приметой современной отечественной журналистики, когда СМИ делаются разменной монетой в столкновении чьих-то корпоративных интересов, используются для «убий­ства репутации» оппонентов, в иных неблаговидных целях.

Девять руководящих работников и членов коллегии Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании опублико­вали в «Новой газете» письмо, в котором обвиняли председателя компании Э. Сагалаева в том, что он превратил компанию в источник личного обога­щения [14]. В доказательство авторы привели немало фактов, ни один из которых при проверке (уже после публикации письма) не подтвердился. Сагалаев не являлся владельцем фирмы «Пирамида С», не получал за пере­дачу «Открытые новости» 25 тыс. долларов (гонорар вообще не выплачивал­ся); ревизия не выявила и иных серьезных недостатков в финансовой, кад­ровой и творческой политике телерадиокомпании. Письмо, однако, имело широкий общественный резонанс, стало предметом многочисленных ком­ментариев в средствах массовой информации. Оно сделало свое дело: Сага­лаев подал в отставку, а затем обратился в Судебную палату по информаци­онным спорам при Президенте Российской Федерации. Ни авторы письма, ни редакция «Новой газеты» не смогли представить Палате доказательств достоверности распространенных ими сведений. Статья 49 Закона «О сред­ствах массовой информации» предписывает журналисту проверять, правди­ва ли та информация, которую он собирается сообщить аудитории. Сделать это, по мнению Судебной палаты, редакция «Новой газеты» была обязана, тем более, что очевидны были возможные неблагоприятные последствия для деловой репутации лиц, указанных в письме. «Между тем, редакция даже не сочла необходимым до опубликования письма обратиться за соответствую­щими разъяснениями к руководству ВГТРК, в другие организации, стре­мясь, как заявил на заседании главный редактор «Новой газеты», опередить другие издания в опубликовании сенсационного материала». В то же время редактор пояснил, что не стал проверять письмо потому, что авторами его были «высокопоставленные должностные лица, и это, по его мнению, осво­бождало редакцию от необходимости проверки распространяемых сведе­ний». Такая позиция, считает Судебная палата, не основана на законе и нормах профессиональной этики журналиста. В итоге разбирательства было принято решение направить материалы дела в прокуратуру Москвы с просьбой о возможной юридической ответственности авторов письма и дол­жностных лиц редакции «Новой газеты» [15].

Скандальность журналисты порой отождествляют с популярностью. Негативно сказываются противоречивость и несовершенство Закона РФ «О средствах массовой информации». Хотя им не допускается использова- ние прав журналиста в целях «распространения слухов под видом досто­верных сообщений» (ст. 51), доказать нарушение этой нормы закона труд­но, так как журналист и редакция обязаны сохранять в тайне источник информации (ст. 41 и 49). Неудивительно, что в СМИ нередко появляется заведомо ложная информация, в которой доводы журналиста строятся на ставших уже штампами словосочетаниях: «По неподтвержденным данным», «Как нам сообщил источник», «Как нам стало известно» и т.д. На этом строится и мистификация, к которой стали прибегать в некоторых издани­ях, когда журналист придумывает событие и плоды своей фантазии вып­лескивает на газетные страницы. Порой журналист и готовит свое выступ­ление, основываясь только на слухах. В сенсационном материале «Извес­тий» утверждалось, со ссылкой на источники в Доме правительства, что начинаются серьезные перестановки в министерствах, которые должны закончиться к концу года [16]. Публикация вызвала тревогу в деловых кру­гах, беспокойство общественности. Однако через несколько дней в печати и по телевидению с опровержением выступил первый вице-премьер, кото­рый искренне удивился фантазии газеты. Разве нельзя было редактору позвонить тому же вице-премьеру до обнародования этой «фантазии»? Прав­да, в последнее время процент таких фальсификаций становится меньше. Это связано с возрастающим недовольством читателей, которые откликну­лись на подобные публикации и, узнав истинное положение дел, почув­ствовали себя обманутыми. Многие газеты, прислушивающиеся к аудито­рии, отказываются от мистификаций. Но пока далеко не все.

Не уменьшается количество исковых заявлений граждан, чьи честь и достоинство унижены или оскорблены печатно или в эфире. Конечно, та­кие способы защиты — явление нормальное. Но число исков свидетель­ствует о том, что средства массовой информации, твердя о правах челове­ка, часто эти права попирают.

В судебной практике в качестве ответчиков привлекается автор, если материал опубликован за его подписью, редакция (как юридическое лицо) или учредитель (если редакция не является юридическим лицом). Раньше проигрыш редакции в гражданском суде приводил только к публикации газетой опровержения. Ныне же, согласно ст. 62 Закона «О средствах мас­совой информации» и ст. 151 ГК, кроме опровержения, виновные обязаны еще и возместить материально моральный вред, причиненный потерпев­шему в результате распространения ложных сведений.

Применительно к практике судопроизводства, связанного с журналис­тскими выступлениями, под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями автора публикации (бездействиями), посягающими на принадлежащие гражданину от рожде­ния нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающие его личные неимущественные права (право на пользо­вание своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законом об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности), либо нарушающими имущественные права граждан. Мораль­ный вред может заключаться в нравственных переживаниях, невозможнос­ти продолжить активную общественную жизнь, или связан с потерей рабо­ты, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением несоответ­ствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с повреждением здоровья (заболевание в связи с переживаниями). Бездействие (умолчание после по­лучения претензии или отказ от публикации) тоже может причинить мо-ра\ьный вред. Журналист ошибся: перепутал отчество, назвав героя Иван Васильевичем, а надо именовать было Иваном Петровичем. По закону Иван Петрович может обратиться в суд с иском о защите своего имени и потребо­вать материальной компенсации. Однако судами пока рассматриваются прак­тически только иски о защите чести и достоинства.

И возмещение морального вреда журналистом оборачивается сумма­ми, многократно превышающими гонорар, полученный им за спорную пуб­ликацию. Вот, к примеру, характерная судебная история. Лариса Кислинс-кая опубликовала в газете «Советская Россия» материал о связях певца Иосифа Кобзона с мафией, участии его в освобождении из-под стражи известных «воров в законе» Вячеслава Иванькова по кличке Япончик и Виктора Никифорова по кличке Калина. Кобзон в суд не подает, но в авгу­сте 1994 г. в интервью «Мое убийство заказано», опубликованном ежеме­сячником «Совершенно секретно», утверждает, что Кислинская не права, говоря о его преступных связях с авторитетами преступного мира, к тому же она «ведет свободный образ жизни, пьет, курит и совмещает две древ­нейшие профессии». Журналистка потребовала опровержения и выплаты ей в виде компенсации 100 тысяч долларов (500 млн руб.). Судебный про­цесс длился 9 месяцев, поскольку артист, выступающий в роли ответчика, не появлялся на судебных заседаниях. Наконец, в мае 1995 г. Пресненский межмуниципальный суд удовлетворил иск Л. Кислинской и обязал И. Коб­зона выплатить ей 500 тыс. руб. (в тысячу раз меньше затребованной исти­цей суммы) [17].

И тогда певец сам решил стать истцом, требуя опровержения ста­тьи трехлетней давности. На этот раз судебные заседания игнорируют и представители газеты, и Л. Кислинская — ответчица. В итоге в марте 1996 г. Савеловский межмуниципальный суд Москвы выносит решение заочно: он потребовал от «Советской России» опубликовать опроверже­ние и постановил в качестве компенсации за моральный ущерб взыс­кать в пользу Иосифа Кобзона с редакции газеты 10 млн., а с автора — Кислинской — 5 млн. недеминированных рублей [18].

Тот же Савеловский суд (близ Савеловского вокзала столицы распо­ложен издательский комплекс «Пресса», в котором размещены редакции многих ведущих газет России) рассмотрел дело по иску главного редактора и учредителя «Общей газеты» Егора Яковлева к редакции «Российской газеты». Суд потребовал опровергнуть как не соответствующие действи- тельности такие сведения, обнародованные в двух корреспонденциях о Яковлеве: «Заслуженный демократ хапнул все доходы от издательской де­ятельности «Останкино», четыре журнала и ежедневную газету, издатель-ско-полиграфический комплекс ценой в 1,5 миллиона немецких марок, пятиэтажный домик на ул. Володарского, особнячок в Троицком переулке, помещения на Пушкинской улице и Кутузовском проспекте». Вместе с требованием опровержения суд взыскал в пользу Е. Яковлева с редакции «Российской газеты» 3 млн. недеминированных рублей, а с главного ре­дактора и автора публикаций — по 1 млн руб.[19].

Надо отметить, что правительственная «Российская газета» в 1995 г. проиграла целый ряд исков, что побудило учредителя пойти на замену глав­ного редактора. Мы подробно привели эти факты, чтобы показать каким сложным бывает хождение по правовому полю журналистики.

Умелая тактика редакции в процессе судопроизводства помогает по­рой выиграть дело. Получив копию заявления истца, направленного в суд, необходимо составить и представить тому же судье аргументированные возражения на иск; на предварительной беседе судьи с истцом и ответчи­ком попытаться заключить мировое соглашение; грамотно, логично высту­пить на судебном заседании; в случае проигрыша в десятидневный срок подать кассационную жалобу в городской суд. Бывает, что в 10 дней не уложиться, и решение суда вступит в силу, но и тогда, если чувствуете свою правоту, можно добиться отмены решения — направить председате­лю городского суда жалобу в порядке надзора, в случае согласия председа­теля с решением районного суда и кассационной комиссии городского, обратиться в Президиум городского суда, а затем в Верховный суд Россий­ской Федерации. Такой многомесячный процесс вероятен, если районный суд обязал редакцию и автора выплатить истцу в качестве компенсации за причиненный моральный вред чересчур большую сумму.

Конечно, желательно не доводить дело до суда. Извиниться в газете или устно, опубликовать «уточнение» — прекрасный заменитель опро­вержения. А лучше всего вообще избегать даже элементарных ошибок. Так, учитывая презумпцию невиновности, нельзя называть человека пре­ступником до вступления в законную силу приговора по его делу (это, кстати, вытекает из Конституции России — ст. 49). Ошибка, когда газета пишет: «Задержан бандит Н., совершавший убийства и вымогательство». А если его оправдают? Следовало бы подчеркнуть: «по версии следствия», «по подозрению», «по сообщению пресс-службы». Можно найти неуяз­вимые способы избежать возможных претензий к редакции. Например, задавать риторические вопросы: «Интересно, чем отличаются действия Н. от действий обычного вора?»; подавать текст без авторского коммен­тария, представив умело подобранные документы, цитаты, — выводы читатель сделает сам; идти от обратного — расписывая негативные дей­ствия, «одобрять» их: «Да, фирма сумела найти источник дополнительно­го дохода. Хотя неизвестно, как ее действия расценят прокуратура и на­логовая полиция». Сделав текст юридически неуязвимым, важно позаботиться и о его этической чистоте.

Что же касается организаций (юридических лиц), то в статье 152 Граж­данского кодекса говорится о защите их деловой репутации. В этой связи в Российской Федерации ежегодно возбуждается до пяти тысяч судебных дел и из них удовлетворяется 60 процентов [20]. Например, Краснопрес­ненский районный народный суд Москвы обязал редакцию «Московского комсомольца» опровергнуть опубликованные газетой сведения о том, что московское производственное объединение «Фосфорит» выпускает про­дукцию, которая «по данным Интоцентра при институте им. Склифосовс-кого ежегодно уносит 2200 жизней» [21].

Даже небольшая неточность в газетном материале может спровоциро­вать гражданский иск к средству массовой информации. Скажем, опечатка в телефонном номере, указанном рекламодателем. Приведем полностью (не меняя стилистики) текст одного искового заявления, которое было рассмот­рено Центральным районным народным судом Санкт-Петербурга: «14 ок­тября 1993 г. в номере № 40 газеты «Реклама-шанс» на стр. 58 и в номере от 21 октября на стр. 58 в рубрике «Знакомства» было помещено объявление о том, что по номеру моего личного телефона можно познакомиться с девуш­ками и пригласить их к себе в гости. Я не давал такого объявления. Сведе­ний я не давал, так как живу в квартире один. Я и телефона не давал.

Опубликованное газетой «Реклама-шанс» объявление порочит мои честь и достоинство, так как в течение двух недель после выхода в свет указанных номеров ежедневно постоянно звонят вечером и в ночное вре­мя посторонние люди с просьбой познакомить их с девушками, чем меша­ют мне спокойно отдыхать в свободное от работы время. Так как объявле­ние сделано в одной из самых популярных газет Санкт-Петербурга, номер моего телефона стал известен неограниченному кругу лиц, у которых мо­жет сложиться неверное представление о том, чем я занят в свободное от работы время.

Публикация данного объявления нанесла мне моральный ущерб, так как из-за поздних звонков я не могу спокойно отдохнуть после работы, и мне приходится идти на работу не отдохнувши, в связи с чем я постоянно плохо чувствуя себя на работе, выгляжу уставшим, производительность моего труда понизилась, и я просто не знаю, когда я смогу отдохнуть после работы.

Нанесенный мне моральный ущерб я оцениваю в четыре миллиона рублей.

На основании изложенного прошу: признать порочащими мои честь и достоинство сведения, опубликованные в номерах газеты «Реклама-шанс» по поводу того, что по номеру моего телефона можно познакомиться с девушками и пригласить их к себе в гости, что не соответствует действи­тельности; обязать редакцию опровергнуть порочащие меня сведения и возместить причиненный мне моральный ущерб компенсацией в размере 4-х миллионов рублей». Суд установил, что по вине редакции в телефонный номер, указан­ный в рекламном объявлении, вкралась опечатка, и поддержал истца, при этом сумму материальной компенсации снизил до 500 тысяч рублей, «так как истец живет один» (так записано в судебном решении) [22].

Размер компенсации морального вреда законом не ограничивается и устанавливается только; судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему нравственных страданий, степени вины журналиста, а ха­рактер страданий оценивается с учетом индивидуальных особенностей потерпевшего (статьи 151, 1099, 1100 и 1101 ГК РФ). Это побуждает истцов существенно завышать в своих исковых требованиях сумму материального возмещения морального вреда. Так, бывший министр по печати Российс­кой Федерации Б. Миронов подал в суд на «Известия» и потребовал от редакции выплатить ему один миллион долларов за то, что в статье «Со­вместитель» (14 мая 1994 г.) газета обвинила его в недопустимом для госу­дарственного служащего совмещении правительственного поста с коммер­ческой деятельностью и открытом признании своих национал-шовинисти­ческих симпатий. Редакция проиграла процесс, но суд, однако, размер компенсации определил в 3,5 млн. руб. (в ценах 1995 г) [23]. Известны су­дебные процессы двух генералов, состоявшихся в 1997 г. Сначала А. Ле­бедь, кроме опровержения, потребовал от ответчика — А. Куликова в ка­честве компенсации за моральный вред один рубль. Затем подал в суд и Куликов, опротестовав беседу соперника с корреспондентом «Аргументов и фактов», и также выиграл иск. Суд, учитывая его просьбу, предписал взыскать с генерала А. Лебедя в пользу А. Куликова также... один рубль, но зато с редакции газеты — 300 тысяч недеминированных рублей.

Как ограничить стремление истцов к увеличению размера компенса­ции? Очевидно, тем, чтобы обязывать их при предъявлении исковых заяв­лений платить государственную пошлину в сумме 15% от цены иска, как это делается при разделе имущества. Однако до января 1996 г. при приеме исковых заявлений по ст. 151 Гражданского кодекса взималась до смешно­го малая госпошлина — 10 рублей (1 деноминированная копейка), теперь она установлена в размере 10% минимального размера оплаты труда [24].

Но и существенная корректировка судебного делопроизводства и Гражданского кодекса вряд ли приведет к резкому снижению числа исков. Многочисленные выплаты денег героям не до конца взвешенных, а порой недостоверных публикаций, бесспорно, обременяют экономику средства массовой информации. И неслучайно депутат Государственной Думы Вла­димир Жириновский, который обращался в суды с исковыми заявлениями десятки раз, предупреждает журналистов: «Прежде чем писать статью, убе­дитесь, что в вашей кассе есть деньги» [25].

В одном из своих посланий Федеральному собранию Президент Рос­сийской Федерации отмечает, что средства массовой информации внесли огромный вклад в борьбу с тоталитаризмом, но ныне сами выходят за пра­вовые рамки, утратили тон спокойного диалога с законодательной и испол­нительной властями, ведут разговор с ними на языке диктата и ультимату- мов, слабо заинтересованы в преодолении конфронтации в обществе, не корректируют свою позицию в соответствии с мнением большинства рос­сиян [26].

В то же время в Послании признается, что и в действиях исполни­тельной власти зачастую проглядывает желание подчинить себе средства массовой информации. «Наряду с методами политического и экономичес­кого давления известны случаи поучения, прямого нажима на журналис­тов. Дело доходило и до физического воздействия» [27].

Подчеркнув необходимость оградить журналистов от какого-либо дав­ления, а тем более оскорблений и физических расправ, Президент полагает, что по отношению к государству и обществу у средств массовой информа­ции не должно быть двойных стандартов и двойной морали. Раз действует конституционный принцип свободы массовой информации, должен дей­ствовать и принцип недопустимости злоупотребления этой свободой и нару­шения законодательства о средствах массовой информации» [28].

Правы те, кто полагает, что следует заново возвысить понятие про­фессионального долга журналиста как служения прессы обществу. На этой основе будет формироваться новая журналистская деонтология — целост­ная система различных норм, обеспечивающих достойное выполнение все­го объема обязанностей, рассматриваемых как профессиональный долг [29].

Надо надеяться, что негативные моменты в журналистской деятель­ности преходящи. Они станут исчезать по мере становления демократи­ческого общества и улучшения социально-экономической ситуации в со­временной России.

Выводы

С 1991 г. в Российской Федерации стала создаваться система журналистского права. Учитывающая общепризнанные международные правовые реалии, опираясь на базовую основу — Конституцию страны, она доказывает свою жизнестойкость и юридическую силу. Вместе с тем Закон «О средствах массовой информации», принятый раньше остальных нормативных актов, вступил с ними в противоречие некоторыми своими статьями.

В то же время ослабло внимание редакций, журналистских коллективов к этическим требованиям. Нужны и новый Кодекс этики российского журналиста и активно работающие Советы по этике при Российском и Санкт-Петербургском Союзах журналистов.

Это тем более необходимо, что излишний радикализм некоторых журналис­тов, их недостаточная компетентность, ощущение безнаказанности за ошибки, пре­небрежение аудиторией приводит к нарушению ими правовых и этических норм. Стремясь занять внешне эффектную радикальную позицию, они порой потрафляют дурным вкусам, ублажая обывателя дешевой сенсацией, скандальными историями.

В условиях динамизма обстоятельств и накала страстей чрезмерная горяч­ность, категоричность и митинговость газетных страниц, передач радио и телевиде­ния, занимаемая журналистами позиция противостояния, конечно, не вносят пози­тивного вклада в гармонизацию общественных отношений. Все это снижает резуль­тативность журналистских выступлений, роняет авторитет средства массовой информации, а многочисленные выплаты денег героям не до конца взвешенных, а порой недостоверных публикаций, бесспорно, обременяют экономику СМИ. Меж­ду тем, подлинный радикализм журналистской позиции должен заключаться в стрем­лении обеспечить духовную консолидацию всей массовой аудитории, в постоянной нацеленности редакций на конструктивный диалог, в умении толково распорядить­ся неоценимым потенциалом печатной строки, телевизионного кадра, звучащего радиослова во имя здравого смысла, во благо идеалов социальной справедливости, ориентации на подлинные нужды всех слоев населения.

Внесение соответствующих поправок в действующее законодательство, бо­лее строгий надзор контролирующих органов, возобновление работы Советов по этике при Союзах журналистов помогли бы усилить ответственность работников СМИ, побудить их быть правдивыми и корректными в обращениях к массовой ауди­тории.

Контрольные вопросы и задания

1. Раскройте содержание системы журналистского права в России.

2. Существуют ли проблемы, связанные с допуском журналистов к инфор­мации?

3. Охарактеризуйте типичные нарушения законодательства со стороны жур­налистов.

4. Три вида ответственности журналиста: социальная, правовая и этическая. Что их отличает и объединяет?

5. Какие виды источников информации Вы знаете? Каковы этические требо­вания при работе с ними?

6. В чем разница между профессиональной и служебной этикой журналиста?

7. Чем отличаются в этике журналиста принцип от нормы, дискуссионная норма от допустимой и обязательной?

8. Вы отказываетесь от подготовки за своей подписью материала, противоре­чащего Вашим убеждениям, ссылаясь на 47 статью Закона «О средствах массовой информации». А редактор настаивает на выполнении задания, отсылая Вас к уставу редакции, в котором определены взаимные права и обязанности. Как Вы поступите дальше?

9. Газета ошиблась и сразу же извинилась перед героем публикации. Он, однако, через суд потребовал материальной компенсации за нанесенный ему мо­ральный вред. Получит ли он ее?

10. Кто возбуждает уголовное дело в связи с нарушением четвертой статьи Закона «О средствах массовой информации»?

11. Кто и в каких случаях может закрыть газету или приостановить ее выпуск?

12. Что такое редакционная тайна и редакционный «фитиль»?

13. Газета опубликовала ложные сведения о кандидате в депутаты, проводила предвыборную агитацию в период ее запрещения, в выходных данных завысила в несколько раз цифру тиража. Какое наказание последует после таких нарушений? По какому Кодексу? Каков диапазон наказаний?

14. Проведите деловую игру «Журналиста вызывают в суд по гражданскому делу». Студенты играют роли ответчиков (журналиста и редактора), истца, адвока­тов истца и ответчиков, судьи.

15. Проведите деловую игру «Журналиста вызывают в суд по уголовному делу». Студенты играют роли обвиняемого-журналиста, пострадавшего, прокурора, судьи, адвокатов.

Примечания:

26. См.: Законы и практика СМИ в одиннадцати демократиях мира (сравни­тельный анализ). — М., 1996. С. 164-222.

27. Корзунав Ю. В. Принцип гласности и «общественный документ»: шведский опыт и некоторые проблемы проекта закона «О печати и других средствах массовой информации в СССР» // Советское государство и право. 1990. № 3. С. 127-133.

28. Белых Л. Г., Водовозова Т. В. Конституционно-правовые основы деятель­ности средств массовой информации // Правовые и социально-экономические ас­пекты деятельности средств массовой информации. — СПб., 1996. С. 95.

29. Воронцов Дмитрий. Небесный посланец в кресле премьера //^.Пресс-Ку­рьер. 1998. № 12. Дек. С. 1-3.

30. Лазутина г. В. Технология и методика журналистского творчества. — М., 1988. С. 73-75,

31. Вильчик В. Умерьте амбиции // Журналист. 1995. No 7. С. 60.

32. Дошлее И, Д, Книга —источник тревог // Российская газета. 1995.30 августа.

33. Законодательство и практика — М., 1995. № 6 (10) С. 12.

34. Тараканова Е. Лужков проиграл Гайдару // Эксперт. 1998. № 19. С. 65.

35. Венгеров А. Б. Об обращении Государственной Думы Федерального со­брания Российской Федерации в Судебную палату по информационным спорам в связи с публикацией С. Пархоменко «Выбирать надо лучше» в газете «Сегодня» // Журналист. 1995. № 7. С. 25.

36. И. Дудин А. Орел над зоной // Журналист. 1906. № 2. С. 35.

37. Об обращении Председателя ГКАП Л. Бочина в связи с публикацией Э. Черного «Загадочные страницы из биографии члена правительства» в газете «Из­вестия» от 24 марта 1995 г.: Решение Судебной палаты по информационным спо­рам // Российская газета. 1995. 3 мая.

38. Корконасенко С. Г. Асоциальность прессы и ее преодоление // Журна­листика В переходный период. В 5 ч. — М., 1997. Ч 2. С. 42-44.

39. Дмитриева Е. В., Нехорошее А. Ю. и др. ТВ-магазин: продаем програм­му на завтра // Новая газета. 1997. № 5.

40. Венгеров А. В. Решение Судебной палаты по информационным спорам // Российская газета. 1997. 26 февр.

41. Чугаев С. Реорганизация Минфина — начало большой перестройки в пра­вительстве // Известия. 1997. 23 авг.

42. Кобзон процесс проиграл // Невское время. 1995. 13 мая; Кобзон, ты не прав // Смена. 1995. 13 мая.

43. Кобзон против «Советской России» // Труд. 1996. 7 марта.

44. Климов В. Егора Яковлева по трем пунктам акулой социализма не считать // Российская газета. 1995. 20 июня.

45. Трубников Л. О применении судами законодательства о защите чести, до­стоинства и деловой репутации // Законность. 1995. № 5. С. 7-8.

46. Там же.

47. Архив Центрального (Куйбышевского) районного народного суда Санкт-Петербурга. — СПб. 1993. Дело № 2-221.

48. Шапошникова Е. «Известия» суд проиграли. Но выиграл ли его экс-ми­нистр? // Российская газета. 1995. 26 янв.

49. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской федерации «О государственной пошлине»: федеральный закон принят Государственной Думой 24 ноября 1995 г. // Российская газета. 1996. 13 янв. 25. Законодательство и практика средств массовой информации. Вып. 2. 1994. Октябрь. С. 1.

50. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию. — М, 1995. С. 105-108.

51. Там же. С. 196.

52. Там же. С. 107.

53. Прохоров Е. П. Журналистская деонтология: итоги, проблемы, перспек­тивы // Вести. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1997. № 1. С. 29.

Приложение

ПРАВОВОЙ ПРАКТИКУМ

Закон есть закон.

1. Каковы тайны, охраняемые законом?

К тайнам, охраняемым законом, относятся:

а) государственные секреты, включающие в себя государственную тайну (ст. 29 Конституции РФ, Закон «О государственной тайне», ст. 283-284 УК РФ), слу­жебную информацию («Положение о порядке обращения со служебной информа­цией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной вла­сти» — Постановление Совета Министров РФ № 1233 от 3 ноября 1994 г.);

б) информация, отражающая различные аспекты общественной жизни: ком­мерческая тайна (ст. 139 ГК, ст. 183 УК); конфиденциальные данные (ст. 727, 771 ГК); таможенная тайна (ст. 16 Таможенного кодекса РФ); конфиденциальная ин­формация (ст. 41 Закона «О средствах массовой информации»);

в) тайна частной жизни лица (ст. 23 Конституции РФ, ст. 137 УК — непри­косновенность частной жизни): банковская тайна, тайна вкладов (ст. 26 Закона «О банках и банковской деятельности», ст. 857 ГК, ст. 183 УК); врачебная (меди­цинская) тайна (ст. 61 ч. 3, ст. 35 Основ законодательства РФ «Об охране здоро­вья граждан»; ст. 9 Закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граж­дан при ее оказании», ст. 14 Закона «О трансплантации органов и (или) тканей человека», ст. 137 УК РФ); тайна предварительного следствия (ст. 139 УПК, ст. 310 УК); нотариальная тайна (ст. 16 ч. 2 Основ законодательства «О нотариате», ст. 137 УК); тайна усыновления (ст. 139 Семейного кодекса, ст. 155 УК); личная или се­мейная тайна (ст. 137 УК); тайна страхования (ст. 946 ГК, ст. 137 УК; адвокатс­кая тайна (ст. 51 ч. 7 УПК, ст. 7 Закона об адвокатуре, ст. 137 УК); тайна пере­писки, телеграфных сообщений, телефонных разговоров (ст. 23 Конституция РФ, ст. 138 УК); тайна брака (ст. 12 Закона «О ЗАГСе»); сведения о мерах безопасно­сти судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов (ст. 311, 320 УК).

2. Журналист опубликовал о конкретном человеке сведения, не соответству­ющие действительности. Если герой публикации обратится в суд, может ли он про­играть дело?

Может, но только в том случае, если суд установит, что публикация не унизила честь и достоинство человека или не причинила урон его деловой репута­ции (это вытекает из положений ст. 150 и 152 ГК, а также ст. 43 Закона «О средствах массовой информации»).

3. Какие статьи нового Уголовного Кодекса Российской Федерации могут быть нарушены в процессе массово-информационной деятельности?

К таким статьям относятся: 129 (клевета), 130 (оскорбление), 136 (нару­шение равноправия граждан), 137 (нарушение неприкосновенности частной жизни), 138 (нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений), 140 (отказ в предоставлению гражданину информации), 144 (воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов), 146 (нарушение авторских и смежных прав), 147 (нарушение изобретательских, патент­ных прав), 155 (разглашение тайны усыновления), 182 (заведомо ложная реклама), 183 (незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну), 207 (заведомо ложное сообщение об акте терроризма), 213 (хули­ганство — ло этой статье в 1996 г. обвинялась редакция «Собеседника», опублико­вавшая примеры ненормативной лексики), 241 (организация или содержание прито­нов для занятия проституцией — крохотное объявление в санкт-петербургской газете «Реклама-шанс» послужило поводом для возбуждения уголовного дела по этой статье), 242 (незаконное распространение порнографических материалов или пред­метов), 280 (публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации), 282 (возбуждение национальной, расовой или религи­озной вражды), 283 (разглашение государственной тайны), 308 (отказ свидетеля или потерпевшего отдачи показаний), 310 (разглашение данных предварительного рас­следования), 311 (разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отно­шении судьи и участников уголовного процесса, 320 (разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа). Уголовные дела по отдельным статьям (к примеру, по ст. 241) возбуждаются в связке со статьей 30 (приготовление к преступлению и покушение на преступление), в уголовных делах по статьям 140, 144 обвиняемыми являются должностные лица — не журналисты^.

4. В соответствии со ст. 62 Закона «О средствах массовой информации» граж­данин обратился в суд с требованием выплаты компенсации и публикации опровер­жения сведений, содержащихся в статье, опубликованной в ноябре 1991г., посколь­ку защита чести и достоинства срока давности не имеет. Выиграет ли гражданин судебное дело?

— Нет, так как Закон «О средствах массовой информации» введен в дей­ствие 28 декабря 1991 г., а акты гражданского законодательства, согласно ст. 4 ПС, обратной силы не имеют.

5. По публикации журналиста о преступлении прокуратура возбудила уголов­ное дело, но выяснилось, что журналист все придумал, преступления и героев в дей­ствительности не было. Какие меры будут приняты к автору фальшивой публикации?

Никаких. Законодательством не предусмотрена конкретная ответствен­ность за ложную информацию. В ст. 51 Закона «О средствах массовой информации» речь идет лишь о недопущении использования прав журналиста в целях фальсифика­ции общественно значимых сведений, но это требование не подтверждено УК и ГК.

6. Руководитель коммерческой фирмы никак не среагировал на запрос ин­формации, сделанный редакцией газеты в письменной форме. Нарушил ли бизнес­мен Закон «О средствах массовой информации»?

— Нет, не нарушил. Согласно ст. 39 Закона, редакция имеет право запра­шивать информацию о деятельности только государственных органов и организа­ций, общественных объединений, их должностных лиц. Коммерческие организации и предприятия в статье не упоминаются.







Date: 2016-07-22; view: 350; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.047 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию