Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Наедине с листом бумаги
Как только собрано достаточное количество фактов, журналист, полный впечатлений от увиденного и услышанного, садится за письменный стол. Настало время задать себе вопрос: «Что же я обнаружил? Что будет стержнем, квинтэссенцией моей статьи, корреспонденции, очерка?» Нужно отсортировать основные факты от второстепенных, лишних и выстроить сюжет так, чтобы показать читателям главное направление мысли. Тезис (идея), который автор выдвигает при анализе проблемы, расследовании конфликта, должен отличаться логической определенностью, ясностью, точностью и быть неизменным на протяжении всего публицистического произведения. Если, сформулировав основную мысль, журналист переходит к другой проблеме, а затем — часто по ассоциации — затрагивает третью, от нее переходит к четвертому положению, то тем самым совершает ошибку, которую можно назвать потерей тезиса. Попытка аргументировать каждую идею не спасает публикацию: она получается многотемной, малоубедительной. Иногда публицист видоизменяет первоначальный тезис: усиливает или расширяет для облегчения критики. Происходит частичная подмена тезиса, смещение акцентов в освещении проблемы, К примеру, журналист, услышав на собрании, как руководитель коллектива верно говорит о необходимости укрепления дисциплины, пишет не об этой актуарной проблеме, а изображает директора любителем «закручивания гаек», жестким администратором. Отстаивая свою идею, журналист оперирует доводами, которые могут быть сильными, слабыми и несостоятельными. К числу сильных, кото- рые невозможно опровергнуть, относятся суждения на основе точно установленных фактов, положения законов, уставов, других нормативных документов, выводы, подтвержденные экспериментальной проверкой, заключения экспертов, мнения признанных авторитетов, показания свидетелей и очевидцев событий, статистические сообщения и т.д. Слабые аргументы уязвимы для критики, легко опровергаемы. Среди них можно указать на выводы из недостаточных данных статистики, ссылки на малоизвестные читателям авторитеты, версии, тенденциозно подобранные отступления, софистические уловки и суждения, построенные на алогизмах. А к несостоятельным. (поддающимся критике с полным разоблачением журналистского обмана и дискредитацией издания, опубликовавшего материал) следует отнести суждения на основе подтасовки фактов, ссылки на сомнительные, непроверенные источники, потерявшие силу решения, домыслы, догадки, предположения, демагогические увертки, измышления, выдержки из фиктивных документов, ложные заявления и показания, выдаваемые авансом обещания и посулы, расчет на невежество и предрассудки, подлоги, фальсификацию. Итак, в конкретной публикации в качестве аргумента можно использовать лишь достоверно установленные доводы, истинность которых не вызывает сомнений, причем достоверность их устанавливается автономно по отношению к тезису; аргументы не должны противоречить друг другу, и, наконец, в совокупности их должно быть достаточно для обоснования тезиса. Порой журналист не собрал достаточного количества аргументов, тогда он вынужден их не доказывать, а как бы предвосхищать истинность своего тезиса (ошибка, называемая «предвосхищением основания»); если истинность аргументов не будет установлена независимо от тезиса, то есть автономно, то возникает другая ошибка — «круг в обосновании»: истинность тезиса обосновывается ссылкой на соответствующие аргументы, а достоверность последних явно или неявно выводится из тезиса. Порой журналист, действуя по принципу «чем больше, тем лучше», включает в число аргументов несовместимые или явно противоречащие друг другу положения, совершая тем самым логическую ошибку «чрезмерного доказательства». Логика аргументации нарушается и в том случае, когда из малочисленных доводов пытаются вывести широкие обобщения, которые логически из них не следуют. Причина такой ошибки кроется чаще всего в поверхностном анализе материала. Оптимальным является правило — лучше меньше, да лучше. Все относящиеся к тезису факты и положения должны быть тщательно взвешены, чтобы получить не простое их множество, а надежную и убедительную систему доводов. Не случайно говорят, что изолированный факт в отдельности может весить как перышко, а несколько взаимосвязанных фактов давят с тяжестью жернова. Систему гармонически взаимосвязанных и переплетающихся аргументов можно сравнить с туго сплетенным из множества волокон канатом, который во много раз прочнее каждого волокна в отдельности. Достоверность, автономное обоснование, непротиворечивость, достаточность — таковы требования к аргументам, только в этом случае пуб- ликация будет убедительной. И конечно, важно, выясняя истину, избегать личных выпадов в адрес героев публикаций, сохранять достоинство, соблюдать этические требования. Но как логически перейти от аргументов к тезису? С помощью демонстрации, которая представляет собой способ доказательства, внутреннюю структуру рассуждения. Продемонстрировать — значит доказать, что тезис логически следует или вытекает из принятых аргументов. При этом журналист прибегает к одной из следующих форм умозаключений: дедукции, индукции или аналогии. Дедукция (от лат.: выведение) — логическое умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным или другим общим выводам. Дедуктивный метод — способ исследования, при котором частные положения логически выводятся из общих положений — например, из аксиом, постулатов, правил, законов. Дедукция чаще всего применяется при подготовке статьи. Корреспонденция же пишется с использованием индукции. В отличие от дедукции индуктивное рассуждение строится, опираясь не на общие положения и аксиомы, а на конкретные эмпирические данные с целью обобщения, установления причин или правильной их оценки. То есть индукция (от лат.: наведение, побуждение) — логическое умозаключение — от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям. Индуктивный метод — способ исследования, изложения, при помощи которого от наблюдения частных фактов и явлений переходят к установлению общих правил и законов. К аналогии (от греч.: сходство, подобие) обычно прибегают тогда, когда имеют дело с единичными явлениями и историческими событиями, относительно которых еще не получены теоретические и практические обобщения. В этих случаях оказывается невозможным применение ни дедуктивного способа рассуждения, ни индукции, предполагающей обобщение множества однородных событий. Итак, аналогия представляет собой вывод о принадлежности единичному явлению определенного признака, основанный на сходстве этого явления в существенных чертах с другим единичным явлением. Например, анализ путей перехода России к рынку в некоторых публикациях подкреплялся ссылкой на опыт рыночной экономики в Швеции, Японии, Польше, Германии. При этом не следует забывать и о форме повествования: в каком жанре выступить. В журналистском исследовании можно прибегнуть к проблемному репортажу, корреспонденции, статье, рецензии, обозрению, публицистическому эссе, очерку, фельетону. Напомним, что достоинством репортажа является эффект личного присутствия автора в ситуации, событие — часто явного, реже методом «маски» (перемены профессии); в корреспонденции авторский комментарий сопровождает новость, факты, а последние запоминаются подробностями, эпизодами; в статье превалирует журналистская концепция, доказательство авторской идеи. В рецензии исследуется значимость художественного произведения; в обозрении на основе анализа фактов, событий делается попытка выявить тенденции развития той или иной сферы общественной жизни; эссе — это размышление на конкретную тему, подкупающее доверительностью интонации, откровенностью автора. Что же касается жанров журналистского расследования, то здесь преобладают расследование-репортаж и расследование-панорама. В репортаже наглядно показывается поиск разоблачительных фактов и документов, а сюжет порой напоминает «детективную историю». В панораме же основа сюжета — авторское размышление, акцент делается на сопоставление обнаруженных фактов, находок, результатов журналистского поиска, а также поведения людей в схожих ситуациях. И именно в этом жанре автор порой реализует свое право на догадки и версии. В жанрах исследования работает большинство российских журналистов-аналитиков. Журналистское расследование привлекает пока меньшее число работников СМИ. Но их имена — авторов разоблачительных материалов — быстро становятся известны массовой аудитории. Можно назвать Валерия Выжутовича и Александра Вашневого из «Известий», Руслана Киреева и Михаила Зубова из «Труда», Александра Минкина из «Новой газеты» и других. Но и в подготовке обычных информации, интервью, репортажа, корреспонденции журналист может раздвинуть диапазон творческих возможностей, опираясь на определенный инструментарий. Так, для того, чтобы превратить переданную по каналам коммуникации потенциальную информацию в принятую (прочитанную, увиденную или услышанную), а затем и в реальную (под воздействием принятой информации в аудитории возникают, формируются оценки, мнения, убеждения), важно прибегать к семантике и информационной ценности текста. Сведения, почерпнутые журналистом в социальной действительности: знания о фактах, явлениях, процессах, действующих законах и т.д. — это описывающая (дескриптивная) составляющая семантики; представление об идеальном положении дел, о состоянии, которое надо, по мнению журналиста, достичь — предписывающая (прескриптивнйя) информация; анализ сопоставления этих двух составляющих дает нам третью — оценочную (валюативную), а вытекающие затем рекомендации оптимального варианта решения проблемы — нормативную информацию [57]. А информационная насыщенность текста складывается из небанальности (одно из условий — новизна сведений, актуализация: новые грани уже известной информации или систематизация фактов), декорируемости (доступность текста, учет кода культуры, языка аудитории) и релевантности (уместности, прагматики, ценности сведений для аудитории) [58]. Порой развлекательная информация удовлетворяет интерес аудитории, но не связана с ее потребностью, и, наоборот, отвечающая потребностям информация, но не опирающаяся на интерес, не привлечет внимания. В первом случае журналист идет за аудиторией (хвостистский путь), во втором — впереди (лобовой путь). Важен, однако, третий — реалистический — путь, когда потребность («должное») соединяется с желаемым («нужное»). Здесь необходимо применять творческие факторы эффективности: психологические — в частности, яркое, увлекательное начало публикации и запоминающуюся концовку (таково требование «закона края», когда на заметные места — начало и конец публикации — помещаются самые важные части материала, а второстепенный «укладывается» в середину текста); на эмоции, психологию читателя могут воздействовать и чисто логические факторы — обоснованность авторского комментария, убедительность предлагаемой концепции, мастерство логического изложения, а стилистические изыски украшают любую публикацию, но особенно они необходимы, когда речь идет о сложной и скучной для рядового читателя проблеме, материале, в котором в качестве документальных аргументов приводятся цитаты из справок и актов проверок. Выводы Своими публицистическими текстами, телевизионными и радиосюжетами журналистика призвана служить формированию и развитию общественного сознания с целью образования в людях социально-психологических качеств, взглядов и убеждений, отвечающих требованиям гражданского общества, и превращения убеждений в практические результаты в области материальной и духовной жизни страны. Особенно это актуально сегодня, на критическом повороте истории России. Важнейший метод публицистики — не просто освещение проблем и ситуаций, а поиск журналистом динамичного разрешения противоречий, проявляющихся при использовании массовой аудиторией объективных социальных и экономических законов. Умение анализировать противоречия, взаимодействие их прогрессивных и консервативных сторон помогут журналисту добиваться необходимой глубины исследования, делать научно обоснованные выводы и рекомендации, эффективнее воздействовать на сознание читателей, телезрителей, радиослушателей. В связи с этим к принятым принципам журналистики следует добавить принцип научности. В переходный период существенно меняется содержание журналистики, на которое негативно влияет не только рынок, но и массовая культура и глобализация информационных процессов. В то же время раскованность журналистов, возможность версификации привели к тому, что средства массовой информации стали часто прибегать к жанру журналистского расследования. При этом расследование конфликтов — социальных, трудовых, моральных, межличностных, внутриличностных — придает журналистике весьма нужный, прагматический характер. Журналистское произведение строится на оптимальном соотношении понятийного и образного, чувственного (эмпирического) и рационального, монологической и диалогической форм изложения, а композиционными структурами являются: а) экспозиция, или ввод в проблему; б) постановка проблемы, предусматривающая сопоставление, по крайней мере, двух противоположных точек зрения на описываемое событие (аналог завязки сюжета); в) аргументация, доказывающая истинность «тезиса» и опровергающая «антитезис» (эквивалент развития действия); г) рекомендация, своего рода «синтезис», производное от сопоставления «тезиса» и «антитезиса» (как эквивалент «кульминации»); д) обобщенная оценка (как эквивалент «развязки»). Свобода журналистской деятельности имеет три ограничения, к которым относятся социальная позиция журналиста (демократически настроенный публицист не сможет работать в коммунистическом издании), творческие проблемы (в частности, не каждый владеет искусством очеркиста или фельетониста), знания в сфере необходимости, позволяющие избежать нарушений правовых и этических норм. Не только слагаемые этой свободы, но и соблюдение принципов прессы ведут к максимальному воплощению функций журналистики, а значит, и к высокой ее результативности. Многое зависит также от оснащенности и финансового положения редакций, поддержки СМИ со стороны властных структур, политических партий и общественных организаций; от уровня обратной связи и близости с аудиторией. Следует, однако, не «заигрывать» с аудиторией, не давать то, «чего она хочет», а с учетом сложившихся в ней реальностей, развивать аудиторию в направлении, отвечающем ее потребностям. Контрольные вопросы и задания 1. Перечислите роли и функции журналистики, относящиеся к социальной системе, социальным структурам, личности и журналисту. 2. Раскройте взаимозависимость принципов журналистики. 3. Какая связь между функциями и принципами журналистики? 4. Как Вы понимаете механизм раскрытия журналистом социальных и экономических противоречий? 5. Проанализируйте публикации, в которых описываются социальный, трудовой, нравственный конфликты. 6. Как лучше показать внутриличностный конфликт в очерке? 7. Какая разница между исследованием и расследованием в журналистике? 8. Какие источники журналистской информации и методы работы с ними Вы знаете? 9. Прибегали ли Вы в своих публикациях к версификации? 10. Каковы методы перевода потенциальной информации в реальную? 11. Какие существуют логические и психологические факторы эффективности? 12. Готовя публикацию, журналист выдвигает тезис и доказывает его истинность с помощью аргументов. Какие ошибки при этом могут возникнуть? 13. Что такое демонстрация? Примечания: 1. Введение в теорию журналистики: Учебн.-метод, пособ. / Сост. Е. П. Прохоров — М., 1993. С. 85. 2. Жирков Г. В. Мифологизация журналистики: эволюция к виртуальной реальности // Журналистика в переходный период. В 5 ч — М., 1997. Ч. 1. С. 17. 3. Философия — в 2 т. / Под ред. В. И. Кириллова — М., 1997. С. 166-168; Общая и прикладная политология. — М., 1997. — С. 670 — 678. Кемеров В. Е. Введение в философию: Учебн. дли вузов — М., 1996. С. 191-194. 4. Афанасьев В. Г. Об управлении идеологической сферой в социалистическом обществе // Коммунист. 1975. № 12. С. 60. 5. Прохоров Е. П. Гуманизм — основа журналистики XXI века // Журналистика в переходный период. В 5 ч. — М., 1997. Ч. 1. С. 4. 5. Прохоров Е. П. Публицистика в жизни общества. — М.., 1968. С. 45. Он же. Публицистика наших дней. — М., 1983. С. 10. 6. Горохов В. М. Закономерности публицистического творчества. — М., 1975. 7. Здоровега В. И. Слово тоже есть дело: Некоторые вопросы теории публицистики. — М., 1979. С. 54.); Черепахов М. С. Проблемы теории публицистики. — М.,1971. С. 64-65, 82-83.); Ученова В, В. Виды воздействия публицистических произведений / Журналистика развитого социализма: Вопросы теории и методики. — Свердловск, 1980. С. 21. 8. Введение в теорию журналистики. С. 45. 9. Философская энциклопедия. Т. 4. — М., 1967. С. 114. 10. Там же. 11. Таловов В. П. К вопросу о взаимосвязи газеты и читателя на психологическом уровне // Проблемы современной советской печати. — Свердловск, 1978. С. 63. 12. Вызов Л., Львов Н. Перестройка: политическое сознание и социальные отношения // Век XX и мир. — 1989. № 3. С. 10-18. 13. Клепач Н, Я., Попов В. Д., Эпштейн Л. Е. Экономическое воспитание масс: Организация и эффективность. — М., 1979. С. 9; Попов В. Д. Экономическое сознание: Сущность, формирование и роль в социалистическом обществе. — М., 1981. С. 61. 14. Ворошилов В. В. Экономическая пропаганда в газете на современном этапе. — Л., 1987. С. 26-27; Б. А. Грушин, 1979; М. Лауристин, 1986; А А. Леонтьев, 1981; Е. П. Прохоров, 1981; Ю. А. Шерковин, 1983; Б. Фирсов, 1977; И. Д. Фомичева, 1987. — о них в кн.: Богомолова Н. Я. Социальная психология печати, радио и телевидения — М., 1991. С. 18. 15. Введение в теорию журналистики. С. 38-47. 16. Корконосенко С. Г. Основы теории журналистики. — СПб., 1995. С. 53-63. 17. Таловов В. П. Об эвристической функции газеты // Вести. Моск. унта. Сер. 10. Журналистика. 1991. № 2. С. 3.; Он же. К изучению заступительной функции газеты // Журналистика и социология 95. — СПб. — Новгород, 1996. С. 49-52. 18. Москвичев Л. Н. Социалистическое общественное сознание: Методологические проблемы. — М., 1982. С. 32-34; Нестеренко Г. Я. Проблемы сознания в марксистской социологии. — М., 1971. С. 73-83. 19. Попов В. Д. Экономическое сознание: Сущность, формирование и роль в социалистическом обществе. С. 110. 20. Ворошилов В. В. Печать как фактор формирования рыночного экономического сознания // Журналистика в 1991 г. / Отв. ред. М, В. Шкондин. — М., 1992. С. 32-34. 21. Введение в теорию журналистики. С. 17. 22. Гегель Г. В. Наука логики: В 3 т. — М., 1971. Т. 2. С. 61. 23. Флоренский П. А. Собр. Соч.: В 2 т. — М., 1960. Т. 1: Столп и утверждение истины. С. 157. 24. Костин А. Банкротство России уже не грозит, но в должниках нам ходить еще четверть века // Известия. 1997. 5 июня. 25. Грибачев Ю. Дело — труба. Да какая! Но для кого? // Коме, правда. 1997. 17 сент. 26. Известия. 1997. 28 авг. 27. Парфенов В. За строкой решений // Журналист. 1976. № 1. С. 3. 29. Варшавчик С. Без средств нет массовой информации // Общая газета. 1998. 29 янв. — 4 фев. 30. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Словарь русского языка. — М, 1992. С. 159; Большая советская энциклопедия, т. 10. — М., 1979. С. 542. 31. Методы журналистского творчества / Под ред. В. М. Горохова. — М., 1982. С. 13-15. 32. Ученова В. В. Исторические истоки публицистики. — М., 1972. С. 66. 33. Введение в теорию журналистики. С. 120-123. 34. Тертычный А. А. Версия — жанр современной аналитической журналистики // Журналистика в переходный период. Ч. 4. С. 45-46. 35. Донское Н. Вакцина против гриппа смертельно опасна? // Новости Петербурга. 1998. № 2. 36. Платонов Ю. В. Социальные конфликты на производстве // Социс. 1991. № И. С. 20-25. 37. Время «быков» // Известия. 1997. 19 сент. 38. Время разобраться с «быками» // Известия. 1997. 23 сент. 39. Пушкарь А. Недоверие // Известия. 1992. 8 дек. 40. Платонов Н. К., Казаков В. г. Развитие системы понятий теорий психологического климата в советской психологии // Социально-психологический климат коллектива. — М., 1979. С. 20. 41. Малибруда Е. Я — Ты — Мы: Психологические возможности улучшения общения. — М., 1985. С. 200-206. 42. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Сумерки богов. — М., 1989. С. 121. 43. Кучкина О. Обратная сторона счастья // Комсомольская правда. 1992. 10 апр. 44. Савельев Н. Один // Комсомольская правда. 1991. 28 дек. 45. Вершель В. П. Рабочий: грани социального портрета. — Л., 1991. С. 211. 46. «Момент истины», телепередача. ОРТ 1997. 16 авг. 47. Корольков И. Время «быков». 48. Хохлов А. На-на-налоговая полиция // Коме, правда. 1997. 27 авг. 49. Кузнецов В. Гоните ваши баксы, или сколько стоит звезда // — С.-Пе-терб. ведомости. 1997. 23 июля 50. О наблюдении в журналистике см.: Авраамов Д. С. Профессиональная этика журналиста. — М., 1991.; Кашинская Л. В. Метод наблюдения в журналистике. — М., 1987.; Теплюк В. М. Этика журналистского творчества. — М., 1980.; Шумилина Т. В. Методы сбора информации в журналистике. — М., 1983.Известия. 1997.1 авг. 51. Морозова В. А. А вот кому рукописи... // С.-Петерб. ведомости. 1997. 9 сент. 52. «Московский Комсомолец» в Питере. 1997. 4—11 сент. 53. Российская газета. 1997. 10 сент. 54. Флорова Е. Страшная беседа о бесстрашном человеке // Полицейская газета. 1996. № 21. С. 8-9. 55. Кичин В. Темная сторона луны // Общая газета. — 1996. — 17-23 окт. 56. Введение в теорию журналистики. Ч. 1. С. 23. 57. Там же. С. 24-25. Приложение Date: 2016-07-22; view: 284; Нарушение авторских прав |