Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Становление административно-командной системы управления в народном хозяйстве СССР в 30-е гг. ХХв. Репрессивное законодательство, акты судебной и внесудебной репресии.
В рассматриваемый период завершилось становление тоталитарного режима и административно-командной системы управления, обеспечивавшей решение утопической задачи построения социализма в кратчайшие сроки. Характерными чертами советской государственной модели являлись: единовластие ВКП (б) как правящей партии и общеобязательность коммунистической идеологии, режим личной власти И.В. Сталина и культ личности вождя, подмена партийными органами государственных органов, полное огосударствление экономики, командно-репрессивные методы управления, широкое применение государственного принуждения и внесудебных репрессий. Формально высшая власть принадлежала Всероссийскому съезду Советов и ВЦИК, однако, вопреки Конституции и другим законодательным актам реальная власть сосредоточилась в партийном аппарате. Высшие органы ВКП (б) – Политбюро, Оргбюро и Секретариат ЦК рассматривали на своих заседаниях не только важнейшие политические проблемы, но и все текущие вопросы управления страной. Партийные решения фактически приобрели характер нормативных актов и воспринимались государственными органами как обязательные для исполнения. Партийные инстанции формировали персональный состав органов власти и управления. Для этого использовались так называемые номенклатурные списки – перечни различных должностей, которые замещались исключительно по рекомендации партийных органов. Для советской номенклатуры – партийных работников и чиновников различных управленческих уровней – устанавливались особые нормы снабжения продовольствием, обеспечения жилплощадью, оплаты труда. В конце 20-х – 30-е гг. в ВКП(б) свертывается внутрипартийная демократия, последовательно устраняются (вплоть до физической ликвидации на основании сфабрикованных судебных дел) оппозиционно настроенные по отношению к Сталину лидеры. Одновременно все важнейшие правительственные посты занимают сторонники и выдвиженцы Сталина. Происходит жесткая централизация управленческого процесса во всех сферах жизнедеятельности общества, а в первую очередь – в экономике. Управленческий аппарат начал строиться по отраслевому принципу, что привело к созданию дополнительных звеньев управления (новых наркоматов, главных управлений), увеличению числа чиновников. Централизация управления и плановая экономика привели к перестройке кредитной системы. В 1927 г. были запрещены частные кредитные организации, а в 1930 г. – система коммерческого кредитования. Кредиты стали выдаваться по целевому назначению исключительно Госбанком. Все расчеты между предприятиями проводились только через отделения Госбанка. Проводится реорганизация правоохранительных органов. Расширяются функции милиции, растет ее численный состав. В 1933 г. была образована Прокуратура СССР, которая осуществляла надзор за соответствием всех постановлений центральных и местных органов власти и управления положениям Конституции, за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями, за законностью действий органов милиции, ОГПУ, а также поддерживала обвинения в суде. В 1934 г. создается общесоюзный Наркомат внутренних дел (НКВД), в состав которого вошли бывшее ОГПУ, Главное управление милиции, Главное управление исправительно-трудовых лагерей (ГУЛАГ). Организационные структуры наркомата превратились в главное орудие политических репрессий в СССР. Административное принуждение стало одним из основных методов «социалистического строительства». С особой силой это проявилось в аграрном секторе экономики. В начале 30-х гг. проводится сплошная коллективизация (насильственное объединение крестьян в коллективные хозяйства – колхозы), раскулачивание наиболее крепких крестьянских хозяйств, физическая ликвидация и высылка в спецпоселения на востоке страны неблагонадежных крестьян. Жесткое администрирование было использовано и для полного вытеснения частных предприятий из сферы промышленности и торговли. В итоге XVII съезд ВКП (б) в 1934 г. заявил о победе социализма в СССР. Репрессии: (Презентация Андрощука В.В. подходит) Главной причиной массовых репрессий в СССР того периода было стремление партийного руководства и лично И.В.Сталина не допустить любую возможную оппозицию своей власти, а соответственно и своим взглядам на перспективы и методы развития страны. Идеологическим обоснованием репрессий стал тезис И.В.Сталина об усилении классовой борьбы по мере строительства социализма. С конца 1920-х годов прошла серия судебных процессов с вынесением смертных приговоров в отношении «врагов» в промышленности. В 1928 г. по так называемому Шахтинскому делу осуждены «вредители» в каменноугольной промышленности Донецка. В приговоре говорилось: «Следствием установлено, что работа этой контрреволюционной организации, действовавшей в течение ряда лет, выразилась в злостном саботаже и скрытой дезорганизаторской деятельности, в подрыве каменноугольного хозяйства методами нерационального строительства, ненужных затрат капитала, понижения качества продукции, повышения себестоимости, а также в прямом разрушении шахт, рудных заводов и т.д.». И такие «шахтинцы», по мнению И.В. Сталина, «сидели» во всех отраслях промышленности. По делу «Промпартии» в 1930 г. еще одна большая группа крупных специалистов была обвинена в контрреволюционной деятельности в виде вредительского планирования народного хозяйства, связях с зарубежными организациями и подготовке кдиверсионным актам. Громкий процесс состоялся в 1931 г. По нему были осуждены «члены контрреволюционной организации», которые занимались «вредительством» в Госплане, ВСНХ, Госбанке, Наркомате труда, Центросоюзе и т.д. Такие процессы прокатились по всей стране со стереотипными обвинениями во вредительстве, создании контрреволюционных организаций, подготовке террористических актов, антисоветской агитации и пропаганде. Кулачество, понятие которого оказалось нормативно не определенным и потому часто охватывавшим средние слои крестьянства, за исключением действительно опасных преступников, совершавших террористические акты и другие тяжкие преступления, преследовалось по статьям о контрреволюционных и общеуголовных преступлениях. Краткий курс истории ВКЛ(б) так описывал эти события: «В ответ на отказ кулачества продавать излишки хлеба по твердым ценам партия и правительство провели ряд чрезвычайных мер против кулачества, применили 107-ю статью Уголовного кодекса о конфискации по суду излишков хлеба у кулаков и спекулянтов в случае их отказа продавать эти излишки государству по твердым ценам». Для борьбы с «кулацко-зажиточными элементами» широко применялись статьи УК об уклонении от уплаты налогов, ростовщичестве, нарушении правил о трудовом законодательстве. Для реализации политики «ликвидации кулачества как класса» широко и произвольно использовались нормы о контрреволюционных преступлениях. Например, в Докладной записке юридической части Кол-хозцентра РСФСР (октябрь 1929 г.) кулацкие выступления рекомендовалось относить к преступлениям, предусмотренным ст. 58-58.14 УК. Подрыв кооперации в виде срыва собраний, препятствия сельскохозяйственным работам - вредительство (ст. 58.14), разрушение или повреждение колхозного имущества взрывом, поджогом - диверсия (ст. 58.8), пропаганда и агитация, направленная на противодействие колхозному движению, - антисоветская агитация и пропаганда (ст. 58.10). Внес свою лепту в распространение беззакония и 18-й Пленум Верховного Суда СССР от 2 января 1928 г. Пленум разъяснил, что под контрреволюционными действиями надо понимать действия и в тех случаях, «когда совершивший их хотя и не ставил прямо контрреволюционной цели, однако сознательно допускал их наступление или должен был предвидеть общественно опасный характер последствий своих действий». Таким образом, Верховный суд СССР не только расширил вину контрреволюционного преступления за счет косвенного умысла, но и признал возможным контрреволюционное преступление даже по неосторожности. В результате претворения в жизнь таких «рекомендаций» Уголовно-кассационная коллегия Верховного суда РСФСР вынуждена была в своем отчете того времени отметить многочисленные случаи незаконного осуждения за контрреволюционные преступления не «классово враждебных элементов», а бедняков и середняков, совершивших бытовые преступления, преступления против порядка управления и хозяйственные преступления. Суровостью санкций в сочетании с расплывчатостью диспозиций, граничащей с юридической безграмотностью, отличалось постановление ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1932 г.«Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и в кооперации и укреплении государственной (социалистической) собственности», вошедшего в массовое сознание советских людей как «закон о пяти колосках». Постановление приравнивало по аналогии закона колхозную и государственную собственность, оно объявило расхитителей социалистической собственности «врагами народа», ввело расстрел как меру наказания за это преступление. Причем ответственность за хищение такой собственности была установлена без какой-либо дифференциации преступлений по сумме похищенного. Этот закон применялся даже за сбор колосков, оставшихся в поле после уборки хлеба («колосковые дела»). Угроза, как сказано в законе, «кулацко-капиталистических элементов» колхозникам с целью заставить их выйти из колхоза или с целью насильственного разрушения колхоза приравнивалась к контрреволюционным преступлениям с лишением свободы от 5 до 10 лет с заключением в концентрационные лагеря. Помимо уголовного для массовых репрессий активно использовалось административное законодательство в виде высылки до 10 лет с конфискацией имущества по решению местных исполнительных органов. Так, в постановлении ЦИК и СНК СССР от 1 февраля 1930 г. «О мероприятиях по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством» исполкомам краевых (областных) Советов и правительствам автономных республик было дано право принимать все необходимые меры по борьбе с кулачеством вплоть до полной конфискации имущества кулаков и выселения их из пределов отдельных районов и краев (областей). При этом продавать собственное имущество, а также продукты сельского хозяйства «кулацко-зажиточным элементам» запрещалось. При самовольной распродаже имущества «кулацких хозяйств» райсоветы имели право на «немедленную конфискацию имущества». Сами понятия «кулак», «кулацко-зажиточный элемент», «кулацкое хозяйство» нормативно не определялись и на местах трактовались весьма широко и произвольно. В результате репрессивное «раскулачивание», само по себе антиконституционное, охватило не только 4,2% кулаков по официальной статистике, но и 15% иного сельского населения, главным образом середняков. «Антикулацкое» уголовное законодательство исходило из априорной принадлежности крестьян к «кулакам» и «зажиточным» элементам, чему способствовало и тогдашнее законодательство о социально опасных элементах, преступлений не совершивших, но подлежащих высылке. Как правило, семьи раскулаченных высылались в труднодоступные малоосвоенные регионы. Лишенные средств к существованию многие из них гибли от голода. Жертвами этих мер стали десятки тысяч крестьянских семей. Одним из поводов для развязывания массовых репрессий против всех недовольных усилившимся культом вождя стало убийство 1 декабря 1934 г. СМ. Кирова, первого секретаря Ленинградского обкома ВКП(б). В этот же день последовало постановление ЦИК СССР «Об особом порядке ведения дел о террористических актах». Сроки ведения следствия по данной категории дел сокращались до 10 дней, обвинительное заключение вручалось обвиняемому за сутки до суда, в котором дело рассматривалось без участия сторон (прокурора и адвоката). Кассационное обжалование и подача ходатайств о помиловании запрещались, а приговор к высшей мере приводился в исполнение немедленно после его оглашения. 14 сентября 1937 г. такой же порядок рассмотрения вводился по делам о вредительстве и диверсиях. Максимальный срок заключения по делам о государственных преступлениях увеличился с 10 до 25 лет. Полномочия Особого совещания НКВД и местных «троек» расширились вплоть до применения смертной казни. Дела стали рассматриваться списками (на большие группы до 50-100 человек). С приходом в руководство НКВД Ежова в 1936 г. были ликвидированы политизоляторы, которые он считал «санаториями для врагов народа», и «политические» стали содержаться в тюрьмах вместе с уголовниками. В местах заключения был уничтожен установленный ИПК 1924 г. режим содержания. Согласно ИПК он не должен был иметь целью «причинение физических страданий и унижение человеческого достоинства», которые стали нормой жизни. Широкое распространение получили избиения, содержание в карцере, лишение пищи и другие издевательства над заключенными. Во второй половине 1930-х годов прошла серия судебных процессов над высшими руководителями партии и государства. 16 января 1935 г. Военной коллегией Верховного суда СССР вынесен приговор по делу о «Московском центре», по которому были осуждены Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев, Г.Е. Евдокимов и др. 27 января 1935 г. Л.Б. Каменев вторично был осужден по «Кремлевскому делу». 13 марта 1938 г. по делу «антисоветского правотроцкистского блока» осуждены Н.И. Бухарин, А.И. Рыков и др. В те же годы была проведена «чистка» партии: в 1933-1937 гг. из нее было исключено свыше 1 млн членов. Многие из них были осуждены. Из 139 членов и кандидатов в члены ЦК партии, избранных на XVII съезде партии, 70% были арестованы и расстреляны в 1937- 1938 гг. как «враги народа». Из 1966 делегатов того же съезда с решающим и совещательным голосом было осуждено за контрреволюционные выступления 1108 человек. Руководителям якобы контрреволюционных групп, как правило, предъявлялись обвинения в измене Родине, террористической деятельности, шпионаже, вредительстве, диверсии, создании контрреволюционной организации. Рядовым членам группы инкриминировалась преимущественно «подготовка террористических актов», за что они приговаривались к расстрелу с исполнением приговоров вдень их вынесения. Самым распространенным было обвинение в антисоветской агитации и пропаганде, которая выражалась в «клевете на руководителей партии и государства», высказывании недовольства условиями жизни трудящихся, «восхвалении» жизни в капиталистических государствах. Антисоветской агитацией и пропагандой считалось любое выступление в защиту «врагов народа», включая выражение простого человеческого сочувствия им. Особенно рьяно преследовалось по ст. 58.10 УК «непочтительное упоминание имени Сталина». В 1934 г. вошло в действие и положение об измене родине, которое ввело расстрел за действия в ущерб военной мощи СССР, его государственной независимости и неприкосновенности его территории (шпионаж, выдача военной тайны врагу, бегство или перелет за границу и пр.). Широкое применение внесудебные репрессии (милицейские «тройки») получили и в борьбе с возросшими уголовными преступлениями. Они рассматривали дела рецидивистов, лиц, не занятых общественно полезным трудом и связанных с преступным миром, нищих-профессионалов, злостных нарушителей паспортного режима. В ходе массовых репрессий 1937-1938 гг. в центре и на местах были ликвидированы крупномасштабные «лево- и правотроцкистские центры» во главе с видными деятелями партии и советской власти, «кадетско-монархические организации» бывших белых офицеров, отсидевших уже длительные сроки в советских лагерях. Другие репрессируемые лица объединялись в «эсеровские» и «меньшевистские» организации, третьи - в шпионско-диверсионные центры при иностранных дипломатических и консульских представительствах в СССР («японо-немецкие» и прочие агенты). Были проведены также крупные операции по национальным линиям: российским немцам, полякам, литовцам, латышам, эстонцам и другим национальным меньшинствам. Весьма важную роль при отборе лиц, подлежащих репрессиям, играл социальный критерий: бывшие кулаки и дети кулаков, единоличники как ярые враги колхозного дела, дети уже репрессированных религиозных служителей, советские граждане иностранного происхождения, недоверие к которым советской власти резко возросло в преддверии грядущей войны. Статистика приговоров точна и не вызывает разночтений. За десятилетие (1929- 1939) число осужденных за контрреволюционные и другие особо опасные государственные преступления составило:
Таким образом, по зловещей 58-й статье за 1929-1939 гг. было осуждено более 2,8 млн человек, из них около 1,35 млн - за 1937 и 1938 гг. Из них к смертной казни было приговорено 726 490 человек, в том числе за 1937- 1938 гг. более 680 тыс. человек. Страшным испытанием было и само пребывание в лагере. Масштабы репрессий 1937-1938 гг. не могли продолжаться длительный период. И с января 1938 г. маховик репрессий начали тормозить. Руководством партии и страны был принят ряд «охлаждающих» постановлений. В декабре 1938 г. был смещен с поста Наркома внутренних дел Н. Ежов и его место занял Берия. Ежов и многие его ближайшие помощники, заместители и начальники управлений НКВД краев и областей, руководители отделов наркомата, начальники тюрем и лагерей были расстреляны, выполнив роль своеобразных «козлов отпущения» за преступления режима. На них была возложена вина за «перегибы». В 1939 г. была проведена массовая реабилитация (освобождено 837 тыс. человек, в том числе 13 тыс. офицеров, которых восстановили в армии). Помимо создания массовой «армии» дарового полурабского труда репрессии преследовали еще несколько целей. Они предполагали изъятие из общества тех социальных слоев и категорий населения, от которых советская власть могла ожидать сопротивления проводимой экономической и социальной политике. Репрессии носили превентивный (предупредительный) характер. Таков был и характер проведенных накануне и в годы Второй мировой войны депортаций (выселений) целых народов во внутренние регионы страны: корейцев, немцев, чеченцев, ингушей, курдов и др. Репрессии служили также укреплению дисциплины в партийно-государственном и хозяйственном управленческом аппарате, который очищался от «разложившихся» функционеров (особенно из числа малограмотных и маргинальных элементов). Они подавляли местнические сепаратистские настроения и обеспечивали абсолютную власть центра над периферией. Государственный террор в сочетании с массовой идеологической обработкой населения способствовал «мобилизации» масс на выполнение поставленных задач, а заодно и подавлению всякого инакомыслия.
Попова Валентина
83.Конституция СССР 1936г.: история разработки, основы конституционного строя, система органов государственной власти и управления, суда и прокуратуры. 84.Избирательное право, система прав, свобод и обязанностей советских граждан по Конституции СССР 1936 г., проблема гарантий. 85.Изменения в государственном аппарате СССР и отраслевом законодательстве в годы Великой отечественной войны.
Date: 2016-07-22; view: 859; Нарушение авторских прав |