Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подлесных Константин





 

79.Судебная реформа в РСФСР 1922 г.: законодательная основа, судоустройство, организация прокуратуры и адвокатуры, следствия, нотариата.

80.Образование СССР. Декларация и Договор об образовании СССР 1922г. Конституция СССР 1924 г. и изменения в Конституциях союзных республик 1925г.

81.Изменения в национально-государственном устройстве СССР в довоенный период.

82.Становление административно-командной системы управления в народном хозяйстве СССР в 30-е гг. ХХв. Репрессивное законодательство, акты судебной и внесудебной репресии.

 

79.Судебная реформа в РСФСР 1922 г.: законодательная основа, судоустройство, организация прокуратуры и адвокатуры, следствия, нотариата.

Законодательной основой реформы являлось множество НПА, среди которых наиболее значимыми являлись:
Положение о судоустройстве РСФСР от 31 октября 1922 г.
Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1922 г.
ГПК РСФСР 1923 г.

Судоустройство после реформы:
а) Народный суд в составе постоянного народного судьи
б) Народный суд в составе народного судьи и двух народных заседателей

Народные суды рассматривали в качестве судов первой инстанции большинство уголовных дел. Через народные суды проходило до 90% всех разрешаемых дел. В условия новой экономической политики изменилось соотношение уголовных и гражданских дел. Особенно выросло количество последних.

Народные судьи избирались губернскими исполнительными комитетами сроком на один год и могли быть переизбраны на дальнейшие сроки.
Досрочный отзыв народных судей или их перемещение могли быть осуществлены лишь губисполкомом. Народные судьи должны были удовлетворять следующим требованиям:
а) иметь право избирать и быть избранными в Советы;
б) иметь не менее двух-лет стажа ответственной политической работы в рабоче-крестьянских общественных, профессиональных или партийных рабочих организациях, или трех лет стажа работы в органах советской юстиции на должностях не ниже народного следователя.
Народный судья мог быть отстранен от должности лишь судом в порядке дисциплинарного или уголовного судопроизводства.
Народные заседатели избирались из трудящихся обоего пола на общих собраниях по фабрикам, заводам, учреждениям, воинским частям, на собраниях трудящихся крестьян и т. п.

в) Губернский суд
Губернские суды являлись судами первой инстанции для уголовных дел, прямо отнесенных законом к их ведению (особо тяжкие и опасные для государства и общества преступления), параллельно осуществляя функции судебных центров губерний и органов, рассматривавших кассационные жалобы и протесты на приговоры народных судов. Краевой, областной суд, суд автономной области и национального округа осуществляли правосудие соответственно в крае, области, автономной области и национальном округе.

Для занятия должностей председателей, заместителей председателя и членов губернского суда устанавливались более повышенные требования, чем для народных судей; в частности, они должны были иметь не менее двух-трех лет стажа работы народным судьей или членом революционного трибунала.
Постоянный состав губернского суда избирался губисполкомами сроком на один год и утверждался Народным Комиссаром юстиции; предусматривалась возможность переизбрания.
Досрочный отзыв председателей, заместителей и членов губернского суда мог быть осуществлен губисполкомом исключительно с санкции Народного Комиссара юстиции, кроме случаев отстранения по суду или в порядке дисциплинарного производства.

 

г) Верховный суд РСФСР

Верховный Суд РСФСР выступал судом первой инстанции (особо опасные преступления, государственные преступления) и кассационным судом в отношении приговоров губернских судов, а также высшим надзорным органом в отношении всех судебных учреждений Республики.

Верховный Суд РСФСР действовал в составе:
а) Президиума;
б) Пленума;
в) кассационных коллегий по уголовным и гражданским делам;
г) судебных коллегий (по уголовным и гражданским делам), Военной и Военно-транспортной;
д) Дисциплинарной коллегии.
Президиум Верховного Суда РСФСР, состоящий из председателя Верховного Суда, его заместителей и председателей всех коллегий (кроме дисциплинарной), ведал организационными вопросами: распределение обязанностей между членами, просмотр и утверждение отчетов коллегий, назначение ревизий губернских судов и т. п.
К полномочиям Пленума, помимо решения отдельных дел в порядке судебного надзора, было отнесено истолкование законов по вопросам судебной практики.

В 1922 г. были созданы специальные органы для разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями – арбитражные комиссии. Они образовывались при областных экономических совещаниях. Система арбитража возглавлялась Высшей арбитражной комиссией при Совете Труда и Обороны.

Земельные комиссии были образованы 24 мая 1922 года постановлением ВЦИК и СНК РСФСР «О порядке рассмотрения земельных споров». Они подразделялись на:

1) волостные 2) уездные 3) губернские. Все члены земельных комиссий при разрешении ими дел пользовались правами народного судьи. Высший контроль по спорным земельным делам и рассмотрение кассационных жалоб на решение губернских земельных комиссий возлагались на Народный комиссариат земледелия совместно с Наркомюстом и Особой коллегией высшего контроля по земельным спорам. В конце 20-х годов все дела, разрешаемые в земельных комиссиях, были переданы в систему общих судов, а Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 октября 1930 года эти комиссии были упразднены.

 

Прокуратура:
28 мая 1922 г. ВЦИК было принято Положение о прокуратуре.

На прокуратуру возлагалось:

- осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных, общественных и частных организаций и частных лиц (общий надзор);- наблюдение за деятельностью следственных органов и дознанием, за деятельностью органов ОГПУ;- поддержание обвинения в суде;- наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей. (Эти четыре основные функции прокуратуры сохранятся затем во всех последующих положениях о прокурорском надзоре). Созданная прокуратура, однако, не стала самостоятельным органом, как это было прописано в Положении. Центральная прокуратура РСФСР входила в качестве IV отдела в состав Наркомюста РСФСР. Работой прокуратуры руководил заместитель Народного комиссара, старший помощник прокурора Республики. Нарком одновременно являлся и прокурором Республики.

Адвокатура:
Уничтожив институт частных поверенных и присяжных поверенных, советская власть лихорадочно искала ему замену. Уже в первых декретах о суде стоял вопрос об обеспечении интересов обвиняемого и потерпевшего в суде.

Согласно Закону от 26 мая 1922 г. коллегии защитников создавались в губерниях. Их состав утверждался губисполкомом по представлению отдела юстиции. Закон не разрешал совмещение должности члена коллегии с занятием иной должности в государственном учреждении или предприятии (кроме выборных и профессорско-преподавательских должностей в вузах). Коллегия защитников управлялась президиумом, избираемым общим собранием ее членов.

Сфера деятельности членов коллегии несколько отличалась от сферы деятельности их дореволюционных предшественников. Она не ограничивалась судебными рамками. На VI съезде работников прокурорских, судебных и следственных органов в 1929 году отмечалось, что "основная работа коллегии выражается в консультациях и пропаганде права".

 


80.Образование СССР. Декларация и Договор об образовании СССР 1922г. Конституция СССР 1924 г. и изменения в Конституциях союзных республик 1925г.

Война и особенно иностранная интервенция продемонстрировали необходимость создания оборонительного союза. Летом 1919 г. сложился военно-политический союз советских республик. 1 июня 1919 г. был подписан декрет Об объединении советских республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом. Было утверждено единое военное командование, объединялись совнархозы, транспорт, комиссариаты финансов, труда. Понятно, что в тех условиях управление объединенной финансовой системой осуществлялось из Москвы, точно также, как национальные воинские образования были полностью подчинены Главному командованию Красной Армии. Военно-политическое единство советских республик сыграло огромную роль в разгроме объединенных сил интервенции.

Организационно-экономический союз. В 1920 - 1921 гг. Россия, Украина, Белоруссия, Грузия, Армения, Азербайджан заключили между собой военно-хозяйственные договоры. В этот период во ВЦИК РСФСР вошли представители Украины, Белоруссии, Закавказских республик, началось объединение некоторых наркоматов. В результате ВСНХ РСФСР фактически превратился в орган управления промышленностью всех республик. В феврале 1921 г. был создан Госплан РСФСР во главе с Г. М. Кржижановским, также призванный руководить выполнением единого хозяйственного плана. В августе 1921 г. в РСФСР был создан Федеральный комитет по земельным делам, регулировавший развитие сельскохозяйственного производства и землепользования в масштабах всей страны. С весны 1921 г. в ответ на указание В. И. Ленина о хозяйственном объединении Грузии, Армении, Азербайджана началось создание Закавказской Федерации, организационно оформившейся в марте 1922 г. (ЗСФСР).

Дипломатический союз. В феврале 1922 г. в Москве совещание представителей РСФСР, Украины, Белоруссии, Азербайджана, Армении, Грузии, Бухары, Хорезма и Дальневосточной республики поручило делегации ВЦИК представлять на международной конференции в Генуе по вопросам экономического восстановления Центральной и Восточной Европы (апрель 1922 г.) интересы всех советских республик, заключать от их имени любые договоры и соглашения. Делегация РСФСР была пополнена представителями Украины, Азербайджана, Грузии и Армении.

Образование СССР

Первый Всесоюзный съезд Советов. I съезд Советов СССР открылся 30 декабря 1922 г. В нем приняли участие 2215 делегатов. Численный состав делегаций от республик определялся пропорционально количеству населения в них. Самой многочисленной была российская делегация - 1727 человек. С докладом об образовании СССР выступил И. В. Сталин. Съезд в основном утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР в составе четырех республик - РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР, ЗСФСР. Декларация законодательно закрепляла принципы устройства союзного государства: добровольность, равноправие и сотрудничество на основе пролетарского интернационализма. Доступ в союз оставался открытым всем советским республикам. Договор определял порядок вхождения отдельных республик в состав СССР, право свободного выхода, компетенцию высших органов государственной власти. Съезд избрал Центральный исполнительный Комитет Союза ССР (ЦИК) - верховный орган власти в период между съездами.

Конституция СССР была принята уже II Всесоюзным Съездом Советов 31 января 1924 г. В ней было оговорено, что «союзные республики в соответствии с настоящей Конституцией вносят изменения в свои конституции». Состояла Конституция из двух разделов – «Декларации об образовании СССР» и «Договора об образовании СССР».

Конституция СССР 1924 года является одним из важнейших документов по истории отечественного государства и права XX века. В декабре 1922 года I съездом Советов СССР были утверждены Декларация и Договор об образовании СССР. Договор был подписан четырьмя республиками: РСФСР, Украиной, Белоруссией и ЗСФСР (альянс Грузии, Армении и Азербайджана). Каждая из республик уже имела свою конституцию. Было решено разработать общесоюзную конституцию, и в январе 1923 года Президиум ЦИК СССР образовал шесть комиссий для подготовки важнейших частей будущего Основного закона. Конституция СССР 1924 года была принята II Всесоюзным съездом Советов в январе 1924 года, став преемницей Конституции РСФСР 1918 года.

В ней было оговорено, что “союзные республики в соответствии с настоящей Конституцией вносят изменения в свои конституции”. Она состояла из двух разделов –Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. В отличие от Основного закона 1918 года, “Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа” в новую конституцию включена не была, при этом отдельно указывалось, что она исходит из ее основных положений. Конституция СССР 1924 года и республиканские конституции фактически дополняли друг друга, составляя единую Советскую Конституцию. Она ознаменовала конституционное закрепление образование СССР и разделения прав Союза СССР и союзных республик. Было установлено единое союзное гражданство.

В соответствии с основными положениями конституции, Съезд Советов СССР был объявлен верховным органом государственной власти, на время съездов – Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, а на время сессий – Президиум ЦИК СССР. Центральному исполнительному комитету было дано право отмены и приостановления актов любых органов власти на территории Союза, за исключением Съезда Советов. Правом отменять и приостанавливать постановления Совета Народных Комиссаров (СНК), отдельных народных комиссариатов СССР, а также ЦИК и СНК союзных республик обладал Президиум ЦИК. Тем не менее, акты съездов Советов союзных республик Президиум ЦИК мог только приостановить, отправив запрос об их отмене в ЦИК СССР.

Конституция СССР 1924 года отличается от советских конституций, принятых позднее. В ней нет характеристики общественного устройства, нет глав о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органах власти и управления.

Закон не оговаривал специально суверенность Советского Союза, полагая ее очевидной. Среди вопросов, отнесенных к компетенции выс­ших органов власти Союза, выделяются две важнейшие группы: дела, связанные с внешними функциями государства, и хозяйственные дела.

Конституция отнесла к компетенции Союза организацию и руко­водство вооруженными силами, объявление войны и заключение мира. В ведении Союза находилось представительство в международных сно­шениях с другими государствами, изменение внешних границ, заклю­чение договоров о приеме в Союз новых республик, получение вне­шних займов, ратификация международных договоров, руководство внешней торговлей, заключение концессионных договоров.

К ведению Союза Конституция отнесла и общее управление на­родным хозяйством. Хозяйственное объединение республик отличалось от военного и дипломатического. Если в сфере военной и внешних сно­шений республики передали Союзу все свои права, то в области эко­номической этого не произошло.

Основной закон относил к ведению Союза также установление основ судоустройства и судопроизводства, основ гражданского и уго­ловного законодательства СССР, установление основных законов о труде, общих начал в области народного просвещения, общих мер в области охраны народного здоровья, организацию общесоюзной ста­тистики, право амнистии, разрешение споров между союзными рес­публиками.

Основной закон содержал специальную главу, трактующую суве­ренные права республик. Сама конструкция разграничения прав Со­юза и его членов была построена так, чтобы оградить независимость последних. Права союзного государства были перечислены исчерпы­вающе. Что же касается прав членов Союза, то они ничем не ограни­чивались, за исключением тех сфер, которые были переданы союзно­му государству.

Законодатель специально подчеркнул и некоторые важнейшие пра­ва членов Союза ССР. Статья 4 Конституции закрепила за союзными республиками право свободного выхода из Союза. Исходя из важнос­ти права выхода она могла быть ограничена или отменена лишь с со­гласия всех республик, входящих в состав Союза.

Специально подчеркивалось и право союзных республик на неиз­меняемость их территории. Такое изменение допустимо лишь с согласия каждой заинтересованной республики. Суверенным правом союз­ных республик было право на собственное гражданство. Оно сочета­лось с правом граждан каждой республики считаться гражданами Со­ветского Союза.

Система государственных органов, предусмотренная Основным за­коном Союза, также исходила из идеи максимального сочетания инте­ресов союзного государства в целом с интересами каждого его члена.

Конституция СССР признавала за союзными республиками право иметь свои основные законы. Совершенствование Основных законов союзных республик на практике вылилось в создание новых Основных законов. Первой приняла новую Конституцию Закавказская Федера­ция в апреле 1925 г. В том же году приняла новую Конституцию Рос­сийская Федерация. В 1927 г. была принята новая Конституция Бело­руссии.

В Украинской ССР сначала была принята измененная редакция старого Основного закона, а потом уже создан новый текст. Оконча­тельный текст новой Конституции 15 мая 1929 г. был единогласно ут­вержден XI Всеукраинским съездом Советов.

Конституции союзных республик полностью соответствовали Ос­новному закону Союза ССР Вместе с тем между Основным законом Союза и конституциями республик существовало своеобразное «раз­деление труда»: первый был посвящен в основном проблеме органи­зации союзного государства и его соотношению с членами Союза, вто­рые касались всех остальных конституционных вопросов - обществен­ного строя, формы государственного единства, государственного ме­ханизма каждой республики, избирательного права, правового стату­са граждан.

 

 

81.Изменения в национально-государственном устройстве СССР в довоенный период.

На рубеже 20—30-х гг. в стране сформиро-
ереход к партийной валась тоталитарная система власти. Предпосылкой ее возникновения стала монополия РКП(б)—ВКП(б) на власть, возникшая еще летом 1918 г., когда в стране осталась единственная правящая партия. После ликвидации оппозиции ее власть стала бесконтрольной (даже специально созданный государственный контрольный орган — РКИ, позже объединенный с партийным контрольным органом — не был в состоянии контролировать деятельность ЦК этой партии).
Внутри самой партии после 1921 г. запрещалась всякая фракционная деятельность. В 1924 г. Н. Бухарин заявил: «Нам для того, чтобы поддержать пролетарскую диктатуру, необходимо поддержать диктатуру партии, которая немыслима без диктатуры старой гвардии, которая в свою очередь немыслима без руководящей роли ЦК как властного учреждения». Такая иерархия власти неизбежно предполагала появление единоличной диктатуры вождя.
Партийная власть быстро срасталась с властью государственного аппарата, и в 1939 г. Сталин отметил: «Кадры партии — это командный состав партии, а так как наша партия стоит у власти — они являются также командным составом руководящих государственных органов». Руководители партии одновременно занимали руководящие государственные должности. Партия милитаризировалась в соответствии со сталинской идеей «партия — орден меченосцев»..
В сложившейся административно-командной системе государственные и хозяйственные органы действовали под жестким контролем партийных органов и в рамках централизованного управления ведомственного аппарата. Сформировался привилегированный слой бюрократии, занимавшей места в партийных, советских, военных, хозяйственных, репрессивных и иных органах.
Борьба в руководстве партии вела к укреплению единоличной власти. В 1923 г. для уничтожения троцкистской «левой» оппозиции был создан политический блок: Сталин, Зиновьев, Каменев. В 1925 г. Сталин поддержал «правую» позицию Бухарина против Зиновьева, который возглавил «новую оппозицию». В апреле 1926 г. тройственный блок распался, а Зиновьев и Каменев присоединились к Троцкому.
Новое политическое объединение было пестрым по составу («демократические централисты», «рабочая оппозиция» и др.), его лозунги были нечеткими (призывы к борьбе с аппаратом, предупреждение о «термидоре», предательстве бюрократией революции). Оппозиционеры создавали сеть своих подпольных организаций. В октябре 1926 г. лидеры оппозиции, напуганные нарастанием «левого» радикализма, обратились к руководству партии с покаянным заявлением. Пленум ЦК и состоявшаяся осенью 1926 г. партконференция сурово осудили их действия.
Осенью 1927 г. оппозиция решилась на новую атаку: она опубликовала свою программу реформ и организовала в ноябре контрдемонстрации в Москве и Ленинграде. За проведение этих акций большая часть оппозиционеров была исключена из партии, а отдельные ее члены (во главе с Троцким) отправлены в ссылку.
В ноябре 1928 г. пленум ЦК осудил «правый» уклон в партии, и лидеры «правой» оппозиции (Бухарин, Рыков, Томский) отмежевались от течения. В 1929 г. ЦКК и органы ГПУ провели большую чистку в рядах партии. В ноябре 1929 г. на пленуме ЦК оппозиция подвергла себя самокритике, и после длительного перерыва (в 1934 г.) ее лидеры вместе с представителями предыдущей оппозиции (Зиновьев, Каменев) вернулись в русло «партийной линии».
Троцкий, обратившийся к коммунистам всех стран с призывом бороться с планами Сталина (октябрь 1928 г.), был обвинен в создании «антисоветской партии» и выслан за пределы СССР. В апреле 1929 г. пленум ЦК партии завершил разгром оппозиции, последняя уже не выступала против пятилетнего плана (ускоренная индустриализация и коллективизация), подготовленного ВСНХ и являвшегося более радикальным, чем план, подготовленный Госпланом (предусматривал сохранение частного сектора хозяйства, умеренных темпов кооперирования). Вариант Госплана подвергся корректировке в сторону интенсификации. На ноябрьском (1929 г.) пленуме ЦК политика «великого перелома» получила полную поддержку.
С февраля 1928 г. деятели «левой» оппозиции стали присоединяться к генеральной линии партии. На XVI партийном съезде были осуждены
«правые» оппозиционеры (как в 1929 г.), проведена чистка профсоюзного руководства. Летом 1932 г. начались судебные процессы против «правых». Вместе с тем пассивное сопротивление профессиональных хозяйственников ускоренным темпам реформ повело к определенной умеренности при составлении плановых показателей нового пятилетнего плана. На политическую арену вернулась часть оппозиционеров (Каменев, Зиновьев, Бухарин).
пленуме ЦК и ЦКК партии в январе 1933 г. было объявлено о замедлении темпов индустриализации, переходе к более реальным темпам и более трезвому планированию. Было также отмечено снижение объемов сельскохозяйственных поставок государству, указывалось на опасность использования колхозных форм антисоветскими элементами. Такими врагами, по оценке Сталина, были «кулаки, занимающие должности кладовщиков, завхозов, счетоводов, секретарей и т.д.». Намечалась «чистка» в колхозной среде. Начала формироваться теория «обострения классовой борьбы по мере продвижения к социализму».
В деревне создавались политотделы по образцу военных и действовали одновременно как партийные и государственные органы.


Они отвечали за сев, уборку, заготовки и подчинялись Политуправлению Нарком- зема. Политотделы образовывались в МТС и в совхозах. Одним из заместителей начальника политотдела был представитель от ОГПУ, организующий кадровые чистки в колхозах. Часто политотделы вступали в противоречие с Советами и партийными органами в деревне.
В 1933 г. началась новая «чистка» в партии, исключались «классово чуждые», «враждебные», «двурушнические» элементы, нарушители партийной дисциплины, сомневающиеся и дискредитирующие решения партии, «перерожденцы», карьеристы, «шкурники», «морально разложившиеся», политически малограмотные (перечень был дан в апрельском постановлении ЦК партии).
На XVII съезде партии образовался антисталинский блок, в который входили секретари обкомов и ЦК республиканских компартий. Влияние секретарей обкомов постоянно росло, на местах они имели большую власть. Одной из самых крупных фигур в этой среде был секретарь Ленинградского обкома С.М. Киров. После съезда Киров занял три поста в высших партийных инстанциях: Политбюро, Оргбюро и Секретариате.
Командная
Влияние Кирова в партии возросло после ноябрьского (1934 г.) пленума партии, на котором его позицию (в частности, об улучшении жизненных условий трудящихся) поддержало большинство участников. 1 декабря 1934 г. Киров был убит в коридоре Смольного.
Уже в январе 1934 г. позиции Сталина окончательно укрепились, а «партийная линия» превратилась в догму. К этому времени усилились политические репрессивные меры, завершилась коллективизация индивидуальных крестьянских хозяйств, была установлена уголовная ответственность для семей репрессированных и т.п. После убийства в декабре 1934 г. Кирова проведены аресты членов оппозиции. В 1935 г. сторонники Сталина заняли все ключевые посты в государстве.
Была развернута популистская кампания против деятелей партии, обвиненных в искажении «генеральной линии». Сторонники
Сталина (Микоян, Жданов, Хрущев, Ежов, Вышинский и др.) проводили «чистку» госаппарата.
В 1935 г. начался идеологический пересмотр многих научных отраслей: исторической и биологической наук, языкознания, литературоведения, философии. Проводилось наступление на инженерно-технические кадры «спецов», возникло «стахановское движение» ударников труда.
Антикапиталистическая революция 30-х гг. нанесла серьезные удары по целому ряду социальных групп. В 1928—1931 гг. репрессиям было подвергнуто большое число крестьян («кулаков»), в 1929—1932 гг. под удар попали священнослужители, частные торговцы, лица свободных профессий, технические специалисты. Во второй половине 30-х гг. репрессии обрушились на партийные, государственные и военные кадры.
Одобренные VI конгрессом Коминтерна (июль — сентябрь 1928 г.) основы внешней политики СССР включали: отказ от сотрудничества с социал-демократами, борьбу против реформистских влияний внутри рабочего класса, очищение компартий от «правых уклонистов». Утверждалось, что цели фашистов и социал-демократов идентичны, что происходит нарастание кризиса капиталистической системы.
Обвинения в «социал-демократическом уклоне», которые делались в адрес «правой» оппозиции, позже превратились в обвинения в «социал- фашизме», предъявляемые лидерам оппозиции на показательных процессах 30-х гг.
Еще в 1924 г. Сталин сформулировал лозунг о «построении социализма в одной стране». На XIV съезде партии в 1925 г. из этого лозунга был сделан практический вывод: СССР должен завоевать экономическую самостоятельность, чтобы превратиться из «страны, ввозящей машины и оборудование» в страну, их производящую. Это была идеологическая предпосылка индустриализации. Начинался период «великого перелома».
Идеологическая «чистка»
На XVII съезде партии было отмечено, что политические и другие проблемы обусловлены разрывом между «директивами партийного руководства и тем, как они выполняются». Сталин дал своеобразную классификацию виновников такого разрыва: «неисправимые бюрократы, обманывающие свое руководство», «честные болтуны, преданные власти, но неспособные руководить», «люди, ставшие вельможами... которые считают, что партийные и советские законы писаны не для них».
Для преодоления разрыва требовалось «ужесточение контроля и борьбы с бюрократизмом и вредительством». Съезд объявлял, что главная цель — «построение социализма — достигнута», а трудности — только результат некомпетентности или вредительства. Власть была готова к проведению массовых репрессий. Установившийся режим личной власти Генерального секретаря партии, ставшего одновременно и главой государства, будет характерным признаком советской политике-государ- ственной системы. Уже в 1929 г. Сталин назывался самым «выдающимся теоретиком ленинизма», «Лениным наших дней».
На XVII съезде партии было принято решение об упразднении объединённого контрольного органа ЦКК—РКИ. Он был разделен на Комиссию советского контроля и Комиссию партийного контроля. Вскоре первая превратилась в обычный наркомат, вторая — в придаток ЦК партии.
Были упразднены политотделы МТС, ответственность за работу колхозов возлагалась теперь на райкомы партии.

В Конституции 1936 г. закреплялась федеративная система, состоявшая из разнородных субъектов. Полноправными субъектами Федерации являлись только союзные республики.
В 1936 г. была преобразована ЗСФСР, которая распалась на три союзные республики: Грузию, Армению, Азербайджан. Существовавшие в качестве автономных республик Киргизия (с 1926 г.) и Казахстан (с 1920 г.) были преобразованы в 1936 г. в союзные республики. Все вновь образованные республики приняли свои конституции, бравшие за основу и образец союзную.
Наряду с внутренними национально-территориальными преобразованиями в конце 30-х гг. в состав СССР вошли новые союзные республики. Милитаризация государства и общества, отмеченная в 30-х гг., выразилась и во внешней экспансии. Территория СССР расширилась за счет включения в нее бывших независимых республик Прибалтики, а также территорий, аннексированных у Польши, Румынии и Финляндии.
Военно-политические операции по присоединению этих территорий осуществлялись в рамках договоренности о разграничении сфер влияния между СССР и Германией. Операции строились по единому плану: вначале советские войска оккупировали территории, устанавливая там свой «порядок» и распуская «враждебные» политические организации; затем плебисциты и «народные собрания» выносили решения о присоединении к СССР, конфискации помещичьих земель и национализации промышленности.
Выборы в законодательные органы организовывали «союзы трудового народа». После вхождения в состав СССР все правоотношения в новых республиках ставились на основу советского законодательства, на них распространялось советское гражданство, реконструировалась система центральных органов власти, принимались конституции, в которых по сравнению с Конституцией СССР были некоторые нюансы (например, допускалась частная собственность на предприятия).
17 сентября 1939 г. Красная армия вступила в Польшу, чтобы «оказать помощь украинским и белорусским братьям по крови», оказавшимся в опасности «в результате распада польского государства». Через два дня было подписано советско-германское коммюнике, в котором вступление войск в Польшу объяснялось задачами «восстановления в ней мира и порядка». Через Польшу была установлена советско-германская граница (сначала по Висле, позже — по Бугу).
В конце сентября 1939 г. советское правительство заключило договор о взаимопомощи с Эстонией, предоставившей Советскому Союзу свои военно-морские базы. Через несколько недель аналогичные договоры были заключены с Литвой и Латвией.
В октябре 1939 г. Верховный Совет СССР принял решение о включении Западной Украины в состав Украинской ССР и Западной Белоруссии в состав Белорусской ССР, мотивируя это решение «обращением» к нему «народных собраний» обеих территорий.
В марте 1940 г. после войны с Финляндией часть ранее принадлежавшей ей территории была присоединена к Карельской автономной республике, а последняя преобразована в Карело-Финскую ССР (в 1956 г. вошедшую в состав РСФСР в качестве автономной республики).
В августе 1940 г. Верховный Совет СССР принял решение о включении территорий, ранее входивших в состав Румынии, в состав Украинской ССР (Северная Буковина и несколько уездов Бессарабии) и вновь образованной Молдавской ССР (часть Бессарабии). На вновь присоединенные территории распространялось советское законодательство, там проводились национализация и земельная реформа. В феврале 1941 г. Молдавия приняла свою республиканскую конституцию.
Прибалтийские республики до момента вхождения в состав СССР прошли период «коалиционных правительств», пришедших на смену националистическим республиканским правительствам. Выборы в сеймы Литвы и Латвии и Государственный совет Эстонии дали большинство «левым» кандидатам в июле 1940 г. Эти представительные органы провозгласили установление советской власти в Прибалтике, провели национализацию земли, промышленности и банков и обратились к СССР с предложением о принятии трех республик в состав Советского Союза.
В августе 1940 г. Верховный Совет СССР принял решение об их включении в федерацию в качестве союзных республик. В ноябре 1940 г. Президиум Верховного Совета СССР ввел в действие на территориях трех Прибалтийских республик законодательство СССР: уголовное, уголовно-процессуальное, гражданское, гражданско-процессуальное, трудовое и семейное. С ноября все граждане этих республик получили союзное гражданство.
В августе 1940 г. Народные сеймы Латвии и Литвы и Государственная дума Эстонии приняли свои республиканские конституции. Сами парламенты были преобразованы в Верховные Советы, кабинеты министров — в совнаркомы, а президенты республик — в Президиумы Верховных Советов. Преобразовались также органы местного самоуправления и судебная система.

 

Date: 2016-07-22; view: 547; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию