Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






III съезд Советов и его решения





- проходил 10-18 января 1918 г. в Петрограде, в том же Таврическом дворце, где бесславно скончалось Учредительное собрание (фактически – противопоставлен ему). Важным политическим событием явилось объединение III Всероссийского съезда Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов с III Всероссийским съездом Советов крестьянских депутатов. Объединенный (Третий) Съезд открыл председатель ВЦИК Я. М. Свердлов. В краткой вступительной речи он указал, что съезду предстоит подвести итоги той огромной созидательной работе, которая была выполнена Советской властью с октября 1917 года по январь 1918 года, и наметить дальнейшие пути советского строительства в стране. Почетным председателем съезда был избран В. И. Ленин. На этом съезде с докладом о национально-государственном строительстве и принципах федеративного устройства Республики Советов выступил народный комиссар по делам национальностей И.В. Сталин.

РЕШЕНИЯ:

· Учреждение Российской Социалистической Советскую Республики на основе добровольного союза народов России, как федерацию советских республик этих народов.

· Приняты постановления: «О федеральных учреждениях Российской Республики» и «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», которые явились основой будущей Советской Конституции.

· Съезд поручил ВЦИК разработать основные положения конституции РСФСР.

· Устранении из законодательства указаний на временный характер Съезда («впредь до созыва Учредительного собрания»), тем самым задним числом легитимизировав разгон Учредительного собрания 6 января.

· Одобрение политики ЦИК и Совнаркома; выражение им полного доверия.

· Утверждение закона о социализации земли.

· Избрал Всероссийский Центральный Исполнительный
Комитет в составе 306 человек.

· Съезд принял постановление о федеральных учреждениях советской республики. Российская республика учреждалась на основе союза наций, как федерация Советских национальных Республик.

· Все декреты введены в действие, т.е. перестали быть временными. В качестве высшего органа власти был объявлен Всероссийский съезд Советов. В перерывах между съездами - ВЦИК.

ВОПРОС 68 КОНСТИТУЦИЯ РСФСР (1918 г. - 1925 гг.):

III Всероссийский съезд Советов в январе 1918 года выдвинул подготовку Конституции РСФСР в качестве одного из приоритетов Советской власти, а V Всероссийским съездом Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов (социальная опора власти) принял ее на заседании 10 июля 1918 года. «Характер первой российской Конституции 1918 года полностью определялся риторикой революционной борьбы (социализм vs капитализм)». Конституция 1918 г. была необходима для закрепления достижений Советской власти и новый строй, заявления о «новой» РСФСР.

Первая Конституция состояла из 6 разделов:

1. «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа»: объявлял Россию «Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам». Российская Республика учреждалась как федерация Советских национальных республик.

2. Общие положения Конституции РСФСР: говорилось об основной задаче данной Конституции - установление диктатуры го­родского и сельского пролетариата. Декларировались основные права и обязанности граждан Республики: бесплатное обучение, обязанность тру­диться, всеобщая воинская повинность и т.д.

3. Конструкция советской власти (см. ниже)

4. Активное и пассивное избирательное право (см. ниже)

5. Бюджетное право: Конституция установила основные принципы формирования государственного бюджета и сроки, на которые он должен был формироваться полгода или год. Съезд Советов и ВЦИК имели право определять, какие виды доходов и сборов входят в общегосударственный бюджет и какие поступают в распоряжение местных Советов. Советы получили право налогообложения и сборов на нужды местного хозяйства. Определялся порядок расходования денежных средств и формы финансовой отчетно­сти различных уровней Советов.

6. О гербе и флаге РСФСР: устанавливалась государственная символика, торговый, морской и военный флаг РСФСР, дава­лось их краткое описание.

Некоторые важные особенности Конституции 1918 г:

- Полновластие Советов (отсутствие принципа разделения власти на ветви);

- В Конституцию включена Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа;

- Социальная основа Конституции: солдатские, рабочие, красноармейские, казацкие депутаты.

- Только трудящимся гарантировались политические свободы

- Принцип демократического централизма органов власти

- Равноправие граждан независимо от расовой и национальной принадлежности, но не установлено равенство по социальному признаку.

 

История разработки и альтернативные проекты:

На заседании ВЦИК было принято постановление о создании Конституционной комиссии и определено представительство в ней фракций. Большевистская фракция утвердила своих кандидатов, закрепив при этом все ключевые посты в конституционной комиссии за собой (Председатель – Свердлов, заместитель - Покровский, секретарь - Аванесов), после чего - партия большевиков допустила в ее состав определенное количество беспартийных и также членов других партий, в частности, левых эсеров.

Участие в комиссии эсеров, конечно, несколько осложняло работу, однако сколько-нибудь существенного влияния на ее ход оказать не могло, поскольку большевики преобладали в комиссии: против 2—3 эсеров могли выступить 10—12 большевиков. Хотя на заседаниях комиссии обычно присутствовали не все ее члены, однако большинство при решении принципиальных моментов за коммунистами обеспечивалось всегда. Это вовсе не означает, что работа комиссии проходила безмятежно и без всяких споров. Совсем наоборот: такие споры, порой ожесточенные, можно отметить на каждом заседании конституционной комиссии ВЦИК. Столкновения мнений были не только на межпартийной основе, но и возникали между самими большевиками. И неудивительно, ведь создавалась первая в истории человечества Конституция социалистического государства, не имеющая никаких прецедентов, а опыт нового государственного строительства был весьма невелик.

19 апреля 1918 г. на заседании комиссии ВЦИК голосовали по трем проектам: большевиков, М. А. Рейснера, эсеров-максималистов:

1. «Проект Конституции Трудовой Республики» - проект эсеров максималистов. Особенности: отрицал идею диктатуры пролетариата (левые эсеры также были против такого принципа).

2. Проект «Основные начала Конституции» - Анархо-синдикалистская концепция «левых коммунистов», разработанная профессором М. А. Рейснером. Особенности: роль Советов сводится к функции простого представительства социально-хозяйственных коллективов трудящихся – «производителей»; РСФСР должна быть федерацией "трудовых коммун", т.е. практически —федерация административных единиц (областей, губерний, уездов и т. п.).

3. «Тезисы о типе федерации» (на основе которых был разработан проект «Общих положений Конституции РСФСР», который после детального обсуждения и небольшой корректировки в Комиссии был ею одобрен и принят большинством членов 19 апреля 1918 г.) – проект большевиков, разработан Сталиным и Свердловым. Особенности: утверждение диктатуры пролетариата; федерацию должна строиться по национально-территориальному принципу.

Стоит сказать, что одним из «острых пунктов» борьбы, разгоревшейся в Комиссии, был и вопрос о правовом положении СНК и о взаимоотношении ВЦИК и СНК. Доказательством может служить - Проект Положения «Об отделах Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета», подготовленный подкомиссией в составе А. И. Бердникова, Г. С. Гурвича и М. Я. Лациса (представители буржуазных партий, входившие во ВЦИК). Они утверждали, что СНК игнорирует ВЦИК, бесконтрольно принимая законодательные акты, поэтому следует упразднить Совнарком и народные комиссариаты, создав вместо них Совет ВЦИК и особые коллегии – отделы ВЦИК. Проект имел целью фактически ликвидировать правительство как единый оперативный орган, осуществляющий повседневное руководство страной (не был принят).

Окончательная разработка проекта Конституции для представления его V Всероссийскому съезду Советов была поручена специальной комиссии ЦК РКП(б) во главе с В. И. Лениным. 3 июля 1918 г. проект, который готовился 4 месяца (апрель—июль 1918 г.) был полностью готов.

Конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом Советов, который открылся 4 июля 1918 г. в Москве, в Большом театре. На съезд прибыло 1164 делегата с правом решающего голоса (773 коммуниста, 352 левых эсера, 32 делегата от других партий).

«Конструкция советской власти» (3 раздел Конституции РСФСР 1918г.):

ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Всероссийском Съезде Советов Рабочих, Крестьянских, Красноармейских и Казачьих Депутатов Высшей орган государственной власти РСФСР Ведению Всероссийского Съезда Советов подлежат все вопросы общегосударственного значения.   Всероссийский Съезд Советов созывается Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов не реже двух раз в год.   Всероссийский Съезд Советов избирает Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов в числе не свыше 200 человек.   Всероссийский Съезд Советов составляется из представителей городских Советов, по расчету 1 депутат на 25.000 избирателей, и представителей губернских Съездов Советов, по расчету 1 депутат на 125.000 жителей
Всероссийский Центральный Исполнительный комитет (ВЦИК) В период между Съездами Советов ВЦИК является высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом РСФСР ВЦИК дает общее направление деятельности Рабоче-Крестьянского Правительства и всех органов Советской власти в стране, объединяет и согласует работы по законодательству и управлению и наблюдает за проведением в жизнь Советской Конституции, постановлений Всероссийских Съездов Советов и центральных органов Советской власти.   ВЦИК созывает Всероссийский Съезд Советов, которому представляет отчет о своей деятельности и доклады по общей политике и отдельным вопросам (ответственен перед ним)   ВЦИК образует Совет Народных Комиссаров для общего управления делами и отделы (Народные Комиссариаты) для руководства отдельными отраслями управления.
Совет Народных Комиссаров (СНК) Совету Народных Комиссаров принадлежит общее управление делами РСФСР (орган управления)   Совет Народных Комиссаров издает декреты, распоряжения, инструкции и вообще принимает все меры, необходимые для правильного и быстрого течения государственной жизни.   Совет Народных Комиссаров всецело ответственен перед Всероссийским Съездом Советов и Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов, который вправе отменить или приостановить всякое постановление или решение СНК.   Члены Совета Народных Комиссаров стоят во главе отдельных Народных Комиссариатов (всего их - 17).
ОРГАНИЗАЦИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ НА МЕСТАХ
Областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов, а также образуемые ими исполнительные комитеты(в городах и селах – городские и сельские советы). Органы власти на местах Областные, губернские, уездные и волостные органы Советской власти, а также Советы Депутатов имеют предметом своей деятельности: а) проведение в жизнь всех постановлений соответствующих высших органов Советской власти; б) принятие всех мер к поднятию данной территории в культурном и хозяйственном отношениях; в) разрешение всех вопросов, имеющих чисто местное (для данной территории) значение; г) объединение всей Советской деятельности в пределах данной территории.   Съездам Советов и их Исполнительным Комитетам принадлежит право контроля над деятельностью местных Советов

 

Порядок проведения выборов в представительные органы власти:

Правом избирать и быть избранными в Советы пользуются, независимо от вероисповедания, национальности, оседлости и т.п., следующие обоего пола граждане Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, коим ко дню выборов исполнилось восемнадцать лет:

а) все добывающие средства к жизни производительным и общественно полезным трудом, а также лица, занятые домашним хозяйством, обеспечивающим для первых возможность производительного труда, как-то: рабочие и служащие всех видов и категорий, занятые в промышленности, торговле, сельском хозяйстве и проч., крестьяне и казаки-земледельцы, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения прибыли.

б) солдаты Советской армии и флота.

в) граждане, входящие в категории, перечисленные в пунктах "а" и "б" настоящей статьи, потерявшие в какой-нибудь мере трудоспособность.

 

 

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНЗЫ - не имеют активного и пассивного избирательных прав (т.е. нет равенства по социальному критерию):

а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;

б) лица, живущие на нетрудовой доход, как-то проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.;

в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;

г) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов;

д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома;

е) лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными, а равно лица, состоящие под опекой:

ж) лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором.

 

Порядок:

Выборы производятся согласно установившимся обычаям, в дни, устанавливаемые местными Советами.

Выборы производятся в присутствии избирательной комиссии и представителя местного Совета. Избиратели, пославшие в Совет депутата, имеют право во всякое время отозвать его и произвести новые выборы согласно общему положению.

Советы рассматривались Конституцией РСФСР как постоянно действующие работающие органы. Ей предусматривалось, что городские Советы должны созываться не реже одного раза в неделю, а сельские – не реже двух раз в неделю. Согласно Конституции, местные Советы, съезды Советов и исполкомы составляли единую систему органов государственной власти, которая снизу до верху состояла только из представительных органов, что в свою очередь также определяло социалистический характер Конституции РСФСР 1918 г.

Органы советской власти всех степеней были выборными. Конституция закрепила основные принципы советской избирательной системы:

· Ею вводился единый избирательный ценз как для активного, так и для пассивного избирательного права.

· В связи с существенным преобладанием в России крестьянского населения (до ¾), устанавливались неравные выборы. 1 голос рабочего = 5 голосов крестьян.

· Все советы, начиная с волостного съезда и вплоть до Всероссийского съезда Советов формировались путем непрямых, многостепенных выборов. Нижестоящие органы государственной власти выбирали своих представителей в вышестоящие органы государственной власти (НО: прямыми были выборы только в низовые Советы).

· Порядок подачи голосов на выборах в Конституции не регулировался. На практике выборы в большинстве случаев были открытыми и осуществлялись путем открытого голосования. В Конституции предусматривалось, что избиратели в любое время могут отозвать своих депутатов, а также закреплялась процедура проверки выборов.

· Необходимо отметить, что в тех сельских местностях, где это могло быть осуществимо, Конституция допускала разрешение вопросов управления общим собранием избирателей данного селения непосредственно.

Date: 2016-07-22; view: 9695; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию