Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Показатели эффективности и перспективы дистанционного обучения
Эффективность дистанционного обучения выражается чаще всего в свободной возможности совмещать обучение с работой. Ведь, как правило, для студента очень важно, чтобы его профессиональная деятельность не прерывалась. Если обучение не занимает слишком много времени, не является слишком трудоёмким, то большинство работающих студентов смогут охарактеризовать его, как эффективное. Сегодня выпускники, учившиеся дистанционно, выше оценивают престиж полученной профессии. Иногда они тоже испытают трудности, но и бывают наиболее успешными и лучше адаптированными в профессиональной сфере. Вместе с внедрением дистанционного обучения возрастают качественные характеристики специалистов, которые отличаются лишь позитивными чертами - быстрая адаптация в коллективе, уверенность в себе и своих силах, умением заниматься самообразованием. В научной литературе нет чётко очерченных критериев эффективности дистанционного обучения, однако, проанализировав некоторые источники, мы пришли к выводу, что ими могут быть: информативность содержания обучения; гибкость обучения; технологическое состояние системы обучения; адаптивность программ для различных категорий учащихся, например для людей с особыми потребностями; доступность и экономичность обучения, в т.ч. по отношению к традиционному образованию; конечное качество подготовки специалистов. Общая оценка эффективности может быть выведена как сумма оценок по перечисленным критериям. При этом на конечную эффективность обучения влияет ряд факторов: организация процесса обучения по выбранной модели, выбор средств и методов, информационно-коммуникационных технологий, профессионализм преподавателя, эффективность управления обучением. Взирая на все преимущества, нельзя пренебрегать отрицательными сторонами дистанционного обучения, ведь устранение отдельных недостатков оказывает содействие усовершенствованию системы в целом. При этом следует отметить собственно отсутствие очного общения учителя и ученика, что, в конце концов, влияет на индивидуальность подхода в обучении. Студенты не всегда самодисциплинированы, сознательны и самостоятельны, что необходимо при дистанционном обучении. Если при традиционном обучении достаточно присутствия студента на занятиях, то для дистанционного образования нужна хорошая техническая оснащённость, которая будет оказывать содействие постоянному доступу к источникам информации. Недостаток практических занятий и отсутствие постоянного контроля тоже можно отнести к отрицательным моментам. При дистанционном обучении технических специалистов возникают и проблемы методического характера. Например, при обучении и повышении квалификации инженеров возникает потребность демонстрации выполнения процесса. Единственный выход при дистанционном обучении - анимация. А это невозможно при плохом техническом обеспечении. Отсутствие технической базы служит причиной проблемы проведения экзаменов в режиме «онлайн» ведь студент для ответа на экзаменационные вопросы может пригласить за компьютер своего друга - отличника. Нужно также указать низкую теоретическую обоснованность проблемы дистанционного обучения. Это сказывается в отсутствии чётких целей обучения и необходимых начальных требований к студенту, для работы в этой системе; слабом уровне системы контроля его знаний; отсутствии требований к содержанию дистанционных курсов и учебно-методическому обеспечению; отсутствии централизованного планирования и чёткости в оперативном регулировании процесса развития учебно-методического комплекса в информационном направлении; слабом экономическом механизме стимулирования учебной и научно-методической активности преподавателей в сфере инновационных учебных технологий; неразвитой базе нормативных документов и отраслевых стандартов, которые определяют состав и содержание учебно-методического комплекса дистанционного обучения; склонности к традиционным технологиям обучения и компьютерофобии части профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений. Таким образом, к числу главных недостатков дистанционного обучения можно отнести: отсутствие и студентов навыков самостоятельной работы и как результат неэффективное использование времени занятий; неумение сосредоточиться на обучении в неофициальной (чаще домашней обстановке), повышенная отвлекаемость и рассеянность внимания студента; возможные технические неполадки в системе дистанционного обучения; периодическая невозможность получить мгновенную консультацию преподавателя; направленность на людей старшего возраста, низкая эффективность при обучении подростков и молодежи. Подобные недостатки обусловлены рядом проблем, сложившихся в системе дистанционного обучения нашей страны: терминологические проблемы - отсутствие чёткого психологического и педагогического обоснования дистанционного обучения, ориентация сугубо на техническую сторону, недостаток методик психолого-педагогического сопровождения «обучения на расстоянии»; юридические проблемы - неразвитость нормативно-правовой базы дистанционного обучения, недостаточное количество специализированных учебных заведений; технико-методологические проблемы - игнорирование психологических законов восприятия и усвоения информации с использованием мультимедийных средств разной модальности: текст, рисунки, анимация, звуки, музыка, различные языки; методические проблемы - сложность разработки электронных вариантов традиционных учебных материалов, прежде всего, учебников и практических пособий. Отдельно следует охарактеризовать психологические проблемы дистанционного обучения, содержащие четыре аспекта: психологический барьер при пользовании компьютерными технологиями, сетью Интернет, возникающие преимущественно у людей старшего возраста; отсутствие коллектива, ощущение одиночества и коммуникативного барьера с преподавателями; возможность недоразумений между преподавателем и студентов при искажении информации; нарушение личной саморегуляции студента или преподавателя, пониженный внутренний локус контроля, низкий уровень целеполагания, неумение планировать своё время и деятельность и т.д. Для решения этих проблем необходимо общее повышение уровня информационной и компьютерной грамотности населения, начиная со школы и др. заведений традиционного образования, создание специальных Интернет-конференций, форумов, которые бы гарантировали относительное «живое» общение групп студентов. Также необходимо сотрудничество традиционного и дистанционного обучения, сотрудничество преподавателей и студентов с использованием широкой терминологической и методологической базы психологии, педагогики. И, несмотря на все эти проблемы, дистанционное обучение очень цениться психологами и педагогами. Но полная замена традиционных систем образования аналогичными - дистанционными пока вызывает некоторую насторожённость. Но бесспорно одно, студенты, обучающиеся дистанционно, более адаптированные к внешним условиям, ответственно и активны, а значит более успешные в современном деловом мире.
24. Дистанционное обучение: контингент, сущность, специфика организации, право применения. Специфика дистанционного обучения • Осуществляется средствами компьютерных телекоммуникаций • Применяются специфические методики обучения – синхронная и асинхронная •. Имеет специфические формы занятий Такими формами являются: • Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников • Веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимые с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей сети Интернет. • Телеприсутствие подразумевает дистанционное присутствие, с помощью камеры. И у ученика и у учителя. Класс тоже может бщаться с учеником. 1. Дистанционное обучение обеспечивается применением совокупности образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных информационных технологии, прежде всего с использованием средств телекоммуникации. Основными дистанционными образовательными технологиями являются кейсовая технология, интернет-технология, телекоммуникационная технология. Допускается сочетание основных видов технологий. 2. Целью дистанционного обучения является предоставление обучающимся непосредственно по месту жительства или временного их пребывания возможности освоения основных и (или) дополнительных профессиональных образовательных программ высшего и среднего профессионального образования (далее - образовательные программы) соответственно в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования (далее - образовательные учреждения). Закон РФ «Об образовании» от 10 июня 1992 года № 3266-1 в подпункте 5 п. 2 статьи 32 устанавливает норму о том, что образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере образования. Согласно п. 2 Порядка использования дистанционных образовательных технологий, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 мая 2005 г. № 137 (далее – порядка), под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Данные образовательные технологии используются образовательными учреждениями при реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и образовательных программ профессионального образования (п. 1 порядка). Date: 2016-07-22; view: 854; Нарушение авторских прав |