Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Б. Психологические синдромы





Социальная ситуация развития, соответствующая тому или иному воз­расту, вырабатывается в ходе исторического развития общества. Так же как культура в целом, она не выбирается ребенком, а принимается им. Однако в каждом отдельном случае она имеет свою специфику, зависящую от тех кон­кретных отношений, которые складываются у данного ребенка с окружаю­щими его людьми (родителями, учителями, сверстника ми). Эту конкретную систему отношений, т.е. конкретное воплощение социальной ситуации раз­вития мы называем межличностной ситуацией развития. Она-то и опреде­ляет возникновение и последующие изменения индивидуальных психологи­ческих особенностей.

"Вклад" самого ребенка в межличностную ситуацию своего развития определяется особенностями его поведения и деятельности. Таким образом, теперь нам придется рассматривать не общевозрастную ведущую деятель­ность, а конкретные особенности деятельности данного ребенка.

Объектом нашего особого внимания станет также тот вклад в межлич­ностную ситуацию, который вносят окружающие: родители, учителя, свер­стники, психологи, братья, сестры и т.д. От их действий в огромной мере зависит весь ход психического развития ребенка.

При описании "психологических диагнозов" мы будем пользоваться тер­мином "синдром". Этот термин заимствован из медицины. Он используется для обозначения комплекса связанных между собой симптомов, образую­щих то или иное заболевание. Мы будем говорить о психологических син­дромах. В медицине этот подход давно уже доказал свою высокую практиче­скую эффективность. А.Р.Лурия (1973) успешно использовал его в исследо­ваниях, посвященных нейропсихологическому анализу мозговых функций.

В психологии синдромный подход был намечен Л.С.Выготским уже 60 лет назад, однако он до сих нор оставался довольно слабо разработанным. Выготский (1983) предложил использовать в качестве единицы психоло­гического анализа не набор отдельных симптомов, а "психологический син­дром", представляющий собой совокупность закономерно связанных между собой симптомов, имеющих свою логику развития. Он описал, в частности, ряд синдромов, характерных для аномального развития, в ходе которого пер­вичный дефект приводит к появлению различных вторичных дефектов. На­пример, умственно отсталый ребенок часто оказывается не в состоянии ус­пешно строить взаимоотношения со сверстниками, что приводит к снижен­ному уровню социализированности. В этом случае недостаточная социализированность представляет собой вторичный дефект (в отличие от аутизма, при котором сниженная социализированность - это проявление первичного дефекта). Целостный синдром образуется совокупностью первичного и вто­ричных дефектов. Развитие подобного синдрома (т.е. возникновение вторич­ных дефектов) может быть предотвращено благодаря целенаправленной про­филактико-коррекционной работе (в приведенном примере - благодаря ор­ганизации общения умственно отсталого ребенка со сверстниками).

В настоящей книге синдромный подход применяется для анализа раз­личных вариантов развития нормального ребенка и для описания ряда погра­ничных состояний (невроз, психопатоподобное поведение и т.п.). Психологи­ческий синдром представляет собой комплекс взаимосвязанных проявлений (симптомов). Он характеризуется определенными условиями своего проис­хождения, высокой устойчивостью и специфическим направлением разви­тия, в ходе которого одни симптомы закономерно сменяются другими (Венгер, 1994; Venger, Kozulin, 1992). Общая схема, отражающая развитие психо­логического синдрома, представлена на рис. 1.

 

Источники синдрома - это те факторы, которые существенны для его возникновения. Они могут иметь самую разнообразную природу - генети­ческую, социальную, медицинскую. Это могут быть личностные особенно­сти ребенка (например, его повышенная потребность во внимании к себе со стороны окружающих или низкий уровень его чувствительности к социальным нормам); ожидания и установки родителей (например, их отрицатель­ное отношение к существующему общественному устройству, собственная педагогическая концепция или уверенность в одаренности своего ребенка); условия жизни (например, невозможность найти группу сверстников с близкими себе интересами) и т.п. В процессе развития синдрома его источники не претерпевают каких-либо закономерных изменений.

Факторы, включенные в ядро психологического синдрома, закономер­но видоизменяются в ходе его развития. Рассмотрим их подробнее. Как вид­но на схеме, специфика того или иного психологического синдрома опреде­ляется взаимодействием трех основных блоков:

Психологический профиль ребенка - это совокупность как его личност­ных характеристик, так и показателей, относящихся к познавательным (когни­тивным) процессам. Для разных синдромов основное значение могут иметь разные особенности психологического профиля. Как правило, наиболее важ­ную роль играют те или иные акцентуации характера - как, например, тревожно-мнительный характер, истероидная или шизоидная акцентуации.

Особенности деятельности ребенка зависят от его психологического профиля (на схеме эта зависимость указана стрелкой). Эти особенности мо­гут относиться к интенсивности и эффективности деятельности, ее успешно­сти, степени ее соответствия социальным нормам и т.п. Особенно большое значение имеет основная направленность деятельности - направлена ли она, в первую очередь, на общение, на практические достижения, на познание или на какие-либо еще стороны действительности. Важно помнить, что одна и та же психологическая особенность может порождать различные поведен­ческие проявления в зависимости от степени ее выраженности, от других психологических особенностей, от условий жизни, поведения окружающих и т.п. В свою очередь, одни и те же (или весьма сходные) поведенческие проявления могут вызываться разными психологическими особенностями.

Под реакцией социального окружения здесь понимается ответ соци­альной среды (родителей, учителей, сверстников) на особенности деятельно­сти данного ребенка (зависимость между этими блоками указана стрелкой). Реакция социального окружения может состоять в поощрении одних форм поведения и наказании за другие, в общей оценке ребенка, в интенсивности общения с ним и т.п. Очевидно, что связь этой реакции с самими проявления­ми неоднозначна и зависит от взглядов, привычек, личностных особенностей и педагогических установок взрослых, воспитывающих ребенка.

Между описанными блоками существует кольцевая взаимосвязь: кар­тина поведения ребенка связана (хотя и неоднозначно) с его психологиче­ским профилем; она определяет (хотя, опять же, неоднозначно) реакцию ок­ружающих; в свою очередь, эта реакция обусловливает те или иные измене­ния психологических особенностей. Влияние социальных отношений на пси­хологический профиль ребенка (отмеченное па схеме стрелкой, как и ранее) обеспечивает обратную связь.

В кибернетике разработано понятие положительной и отрицательной обратной связи. Отрицательная обратная связь нормализует режим, в кото­ром работает система. Положительная обратная связь ("порочный круг") выводит систему из равновесия и может привести к ее разрушению. Психо­логический синдром — это и есть такое нарушение равновесия. Он возникает в том случае, когда имеется положительная обратная связь, т.е. когда реакции социального окружения обостряют ту самую психологическую проблему (неблагоприятную специфику психологического профиля), которая и поро­дила эти реакции. При отсутствии положительной обратной связи устойчи­вый психологический синдром не складывается. В этом случае может воз­никнуть лишь относительно кратковременное состояние, которое легко ви­доизменяется и преодолевается.

Предлагаемый способ анализа психологических синдромов позволяет не только успешно выявлять их, но и определять эффективные пути их кор­рекции и профилактики. Как мы видели, психологический синдром форми­руется в том случае, когда ii системе возникает положительная обратная связь, т.е. реакция окружения поддерживает те самые особенности, которые ее вы­звали. Коррекционный подход основан на разрушении положительной об­ратной связи и замене ее па отрицательную, которая нормализует систему отношений ребенка с его социальным окружением.

Синдромный подход не отвергает и не снимает классической типологии акцентуаций характера и общего склада личности. Однако, в отличие от по­следней, он учитывает не только "внутренние" психологические особенно­сти ребенка, но и их проявление в деятельности, а также систему социальных отношений. Это делает его более продуктивным при выработке рекоменда­ций.

Акцентуацией называют ярко выраженное своеобразие характера, не доходящее, однако, до степени патологии. В зависимости от преобладания тех или иных черт характера выделяют разные виды акцентуаций. Между акцен­туациями характера и психологическими синдромами существует законо­мерная, хотя и неоднозначная взаимосвязь: при одной акцентуации более характерны одни синдромы, при другой -другие. Однако акцентуации харак­тера не обязательно порождают какой-либо целостный психологический син­дром. Они могут встречаться и в относительно "чистом" виде.

 

Варианты развития, связанные с высоким уровнем демонстративности

Date: 2016-07-20; view: 362; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию