Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психоанализ – сознательное и бессознательное
Иррационалистические тенденции «философии жизни» продолжает и углубляет психоаналитическая философия. Эмпирической базой психоаналитической филосо- фии являет психоанализ. Он возник в рамках психиатрии как своеобразный подход к лечению неврозов методом ка- тарсиса или самоочищения Постепенно из медицинской методики он вырос до уровня философского течения, стре- мящегося объяснить личностные, культурные и социаль- ные явления. Основоположник психоанализа австрийский врач — психопатолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856—1939). Классическая психология до Фрейда изучала явления сознания, как они проявлялись у здоро- вого человека. Фрейд, как психопатолог, исследуя харак- тер и причины неврозов, натолкнулся на ту область чело- веческой психики, которая раньше никак не изучалась, но которая имела большое значение для жизнедеятельности человека — это бессознательное. Открытие бессознательного, исследование его структуры, влияния на индивидуальную и общественную жизнь было главной заслугой 3. Фрейда. Созданная Фрейдом модель личности предстает как комбинация трех элементов. «Оно» — глу- бинный слой бессознательного влечения — психическая самость, основа деятельности индивидов, «Я» — сфера со- знательного, посредник между «Оно» и «внешним миром», в том числе, природными и социальными институтами. «Сверх-Я» (зирег — е§о) внутриличностная совесть, ко- торая возникает как посредник между «Оно» и «Я» в силу постоянно возникающего конфликта между ними.«Сверх- Фрейд считал, что психоанализ может быть исполь- зован и для объяснения и регулирования общественных процессов. Человек не существует изолированно от дру- гих людей, в его психической жизни всегда присутствует «Другой», с которым он вступает в контакт. Механизмы психического взаимодействия между различными инстан- циями в личности находят свой аналог в культурных про- цессах общества. Противоречие между культурой и внутренними устремлениями человека ведут к неврозам. Поскольку культура является достоянием не одного человека, а всей массы людей, то возникает проблема коллективного не- вроза. В этой связи Фрейд ставил вопрос о том, не являют- ся ли многие культуры, или даже культурные эпохи «не- вротическими», не становится ли все человечество под влиянием культурных устремлений «невротическим»? Идеи психоанализа развивал ученик Фрейда, а впос- ледствии один из его критиков Карл Густав Юнг (1875— 1961). Существо расхождений Юнга с Фрейдом сводилось к пониманию природы и формам проявления бессозна- тельного. Юнг считал, что Фрейд неоправданно свел всю человеческую деятельность к биологически унаследован- ным инстинктам, тогда как инстинкты имеют не биологи- ческую, а чисто символическую природу. Он предполо- жил, что символика является составной частью самой пси- хики и что бессознательное вырабатывает формы или идеи, носящие схематический характер и составляющие основу всех представлений человека. Эти формы не имеют внутреннего содержания, а являются, по мнению Юнга, формальными элементами, способными оформиться в кон- кретное представление только тогда, когда они проникают на сознательный уровень психики. Этим формальным эле- ментам, неотъемлемо присущим всему человеческому роду, Юнг даетназвание «архетипы». Архетипы представ- ляют собой формальные образцы поведения или символи- ческие образы, на основе которых оформляются конкрет- ные, наполненные содержанием, образы, соответствую- щие в реальной жизни стереотипам сознательной деятельности человека. Понятие «архетипы» Юнг разъясняет на основе уче- ния о коллективном бессознательном. Юнг проводит чет- кое разделение между индивидуальным и коллективным бессознательным. Индивидуальное бессознательное от- ражает личностный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда-то были сознательными, но утратили свои сознательный характер в силу забвения или подавления. Коллективное бессознательное — это об- щечеловеческий опыт, характерный для всех рас и наро- дов. Оно представляет собой скрытые следы памяти чело- веческого прошлого, а также дочеловече-ское животное состояние. Для Юнга главным показателем действия бессознательного являются сновидения, и его психологи- ческая деятельность, в том числе и как врача-психоневро- лога, концентрировалась на основе сновидений. Основоположники психоаналитической философии Фрейд и Юнг ставили перед собой задачу прояснить инди- видуальные поступки человека. Их последователи нео- фрейдисты А. Адлер (1870—1937), К. Хорни (1885—1952), Э. Фромм (1900—1980) на основе базовых идей этой фило- софии стремились объяснить социальное устройство жиз- ни людей. Так, если Фрейд в объяснении мотивов поведения личности сосредоточивал свое внимание на выявле- нии причины действия человека, то А. Адлер считал, что для этого необходимо знать конечную цель его устремле- ний. Согласно учения Адлера, индивид из-за дефектов в развитие своих телесных органов (несовер- шенства человеческой природы) испытывает чувство не- полноценности или малоценности. Стремясь преодолеть это чувство и самоутвердиться среди других, он актуали- зирует свои творческие потенции. Эту актуализацию Ад- лер, используя понятийный аппарат психоанализа, назы- вает компенсацией или сверхкомпенсацией. Сверхком- пенсация — это особая социальная форма реакции на чувство неполноценности. На ее основе вырастают круп- ные личности, «великие люди», отличающиеся исключи- тельными способностями. Своеобразие К. Хорни проявилось в том, что основным побудительным мотивом она считала стремление к безопасности, постоянно рож- дающееся из состояния боязни и страха индивида. К. Хорни формирует три типа направленности поведения личности по отношению к окружающим ее людям: 1) к лю- дям, 2) от людей, 3) против людей. При стойком доминиро- вании в поведении индивида одного из этих векторов складываются три типа невротической личности: 1) услужли- вая, ищущая любви и одобрения любой ценой; 2) пытаю- щаяся отрешиться от общества; 3) агрессивная, жажду- щая престижа и власти. Поскольку все эти формы реакций являются неадекватными, создается порочный круг: тре- вожность не устраняется, а нарастает, порождая все но- вые и новые конфликты. Один из крупнейших представителей неофрейдизма Э. Фромм попытался соединить идеи психоанализа, марк- сизма и экзистенциализма. Он считал, что в личности нет ничего прирожденного. Все ее психические проявления — это следствие погруженности личности в различные соци- альные среды. Однако в отличие от марксизма, Фромм выводит характер формирования того или иного типа лич- ности не из прямого воздействия социальной среды, а из двойственности человеческого существования: «экзистен- циальной» и «исторической». К экзистенциальной состав- ляющей человеческого бытия он относит два факта: 1) че- ловек, по его словам, изначально находится между жиз- нью и смертью, «он брошен в этом мире в случайном месте и времени» и «выбирается из него опять же случайно»; 2) существует противоречие между тем, что каждое чело- веческое существо является носителем всех заложенных в нем потенций, но не может реализовать их в результате кратковременности своего существования. Человек не мо- жет избежать этих противоречий, но реагирует на них раз- личными способами, соответственно своему характеру и культуре. Совершенно иную, по Фромму, природу имеют исто- рические противоречия. Они не являются необходимой частью человеческого существования, а создаются и раз- решаются человеком или в процессе его собственной жиз- ни, или в последующие периоды истории. Устранение ис- торических противоречий Фромм связывал с созданием нового гуманистического общества. Одновременно Фромм выдвигает идею создания небольших общностей, в которых люди должны иметь свою собственную культуру, стиль жизни, манеру поведения, основанную на общих «психодуховных ориентациях», напоминающих резуль- таты и символы церковной жизни.
Date: 2016-07-20; view: 321; Нарушение авторских прав |