Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мировоззренческие принципы декаданса. Декаданс в Европе и России





Декаданс – мировоззрение, возникшее в литературе и искусстве конца XIX - начала ХХ века, отвергающее общепринятую, обывательскую мораль, культивирующее красоту, нередко сопровождающееся эстетизацией греха и порока, отвращением к реальности, противопоставлением «серой жизни» иных миров, в том числе и загробного. Понятие декаданса – одно из центральных в критике культуры Ф.Ницше, связывавшего декаданс с возрастанием роли интеллекта и ослаблением изначальных жизненных инстинктов, воли к власти, индивидуализмом. В литературоведении слово «декадент» было впервые применено французскими критиками для обозначения своеобразности творческой манеры Готье и Бодлера.

Конец XIX – начало ХХ века ознаменовано глубоким кризисом, охватившим всю европейскую культуру, явившимся следствием разочарования в прежних идеалах и ощущением приближения гибели. Именно с этим связывают возникновение декадентского мировоззрения.

Примерно с середины XIX века западная философия начинает претерпевать значительные изменения. Причинами их явились социально-исторические процессы этого периода, ряд научных открытий и проблем, а также особенности философского мышления Нового времени. Классический рационализм рушился, чему способствовало и быстрое угасание влиятельной гегелевской школы. Начинались активные поиски нестандартных идей, подходов и концепций миропонимания. Именно в этот период появляются ростки новых философских направлений, которые прорастут и обильно зацветут уже в ХХ веке. А некоторые продолжат свое развитие и в ХХI веке.

В контексте данной проблемы нас интересует философия А. Шопенгауэра и Ф. Ницше как критиков рационализма гегелевской системы. Центральное понятие философии Шопенгауэра – «воля», чье главное свойство – борьба или соперничество. В человеческом «феноменальном» мире все предопределено. Воля исходит из ноуменального мира и привносит в природу движение, делает ее вечным потоком изменения и становления. Вообще мировидение Шопенгауэра окрашено в мрачные тона. Он постоянно говорит о наполненности мира злом, бессмысленностью и несчастьем, об отсутствии человечности и забвении бога. Мир человека – худший из возможных. Неудивительно, что свое учение Шопенгауэр называет пессимизмом.

Ницше пошел дальше. Центральное понятие философии Шопенгауэра он трансформирует в «волю к власти». Ницше стремится к радикальной переоценке ценностей. Общество и культура, согласно его убеждениям, поражены декадансом (упадком). Здесь он порой доходит до полного нигилизма, отвергая христианство, мораль, сострадание, гуманизм, демократию и науку. Бог умер, морали и истины не существует, все дозволено. «Смерть бога» - это одновременно, по Ницше, процесс «открытия себя», а такое открытие неизбежно сопровождается «освобождением от морали». На этом пути и состоялось в конце XIX века оформление декаданса, как особенного качества общества и культуры этой эпохи.

В искусстве декаданс был явлением неоднородным, охватившим и объединившим в своих рядах поэтов, придерживающихся самых разноречивых взглядов. Родоначальником декаданса, равно как и многих модернистских течений, можно считать романтизм, когда автор посягнул на роль самого Бога и объявил себя создателем параллельных миров (" В уме своем я создал мир иной" – М.Ю. Лермонтов), при этом мир внешний в своей данности занимал весьма скромное место в иерархии ценностей.

У всех декадентов есть еще одна общая чертаони не хотят быть самими собой, а стараются воплотить в себе какой-нибудь образец искусства. Декаденты вечно стараются пересоздать мир и сочиняют планы по спасению человечества, которые отличаются одновременно горячей любовью к ближнему, трогательной искренностью, нелепостью и почти невероятным незнанием действительности.

Они торопятся жить. Они нанизывают темные и странные слова, от которых у слушателей ум заходит за разум. Требование эстетики декаданса заключается в том, чтобы стих совершенно независимо от своего содержания вызывал одним сочетанием звуков определенное настроение. Слово должно действовать звуком, речь должна превратиться в музыку. Один из главных признаков декаданса – мистицизм. Наряду с мистицизмом существует эготизм. Если эготист – писатель, то он будет измышлять философские системы для оправдания своих идей, или начнет воспевать их в красноречивой прозе, в звучных стихах. Таким образом, возникает демонизм.

Как видим, философия и эстетика декаданса складывались в оппозиции к «точным» наукам, рационализму, всем рационалистическим философским системам. Они (декаденты) стремились исходить из признания значимости иррациональной глубины человека и утверждали личность в качестве самоцели, а не орудия, средства борьбы в отличие от традиционного народнического и потом марксистского толкования личности. Декаданс – дитя исторически неопределенной, несозревшей ситуации. Он видел человека в непонятном, таинственном мире, коммуникации с которым могут состояться лишь через намеки и недосказанности. Декаданс отражал колеблющееся, как пламя свечи на ветру, мироощущение человека, не уверенного ни в полной реальности мира, ни в его будущем.


Но если граница познаваемого и непознаваемого принципиально непреодолима, то что же, собственно говоря, остается делать человеку и художнику, кроме как отдаться настроениям ужаса и восторга этого « пограничного» существования на последнем берегу безграничного океана мировой «тайны»? (Тайна и бездна – любимые образы поэзии декаданса). Остается или просто отдаться этим настроениям и ощущению своего человеческого ничтожества, лишенного дара проникновения в таинственную суть вещей, осознать себя личностью, творящей мир по воле прихоти собственных фантазий, или попытаться передать ощущение своей духовной причастности к вселенской «тайне», не обрекая себя на бесплодные потуги анализа, только размыкающего мир на мертвые элементы. Но, стремясь постигнуть мир и его тайну в их целостности интуитивно и, намекая созданным образом на присутствие «тайны» целого.

Принципиальная отъединенность человека от непонятного ему мира и может быть названа собственно «декадансом». Одной из центральных идей романтизма и его наследника - декаданса – является идея двоемирия. Суть этой идеи – в сущности двух реальностей, так или иначе связанных между собой. Особенность декадентского двоемирия в том, что между двумя реальностями нет метафизической границы, поэтому говорить о двух реальностях невозможно.

Декаденты по-своему отразили трагизм положения человека, не сумевшего найти свое место в мире, сотрясаемом грандиозными социальными конфликтами, пытались отыскать новые способы для художественного осмысления мира. Им принадлежат серьезные открытия в области поэтики, ритмической реорганизации стиха, усиления в нем музыкального начала.

Русские декаденты с необычайной остротой, по сравнению с их предшественниками в поэзии, были захвачены чувством бесконечности мира, как и бесконечности внутренней жизни человека. Перед ним заново открывалась душа – «бездна» и мир – «бездна без предела». В свете такого мировосприятия – бытового и социального – эти начала человека и его жизни казались лишь «масками», поверхностными проявлениями личности, недостаточными для подлинного искусства. Новое искусство, согласно их виденью, должно было стать искусством синтеза, знаком иного, сокрытого и беспредельного бытия.

Принесенный на русскую почву декаданс, восприняли как некое новое миропонимание, как особый тип культуры и жизнетворчества. Поэты хотели предъявить эстетические требования не только к поэзии, но и к собственной жизни, пытались строить ее «способами искусства». «Декадентское бытие формировало личности, обладавшие яркими, неординарными характерами и захватывающими судьбами».


Декаденты жили особой жизнью. Может быть, вообще ни на что не похожей. Они пытались претворить искусство в действительность, а действительность в искусство, за деревьями не видели леса, стихи часто заслоняли собой поэзию. Провозгласив культ личности, перед ней не поставили никаких задач, кроме саморазвития. Требовалось лишь непрестанное горение, движение – безразлично во имя чего. Все пути были открыты с одной лишь обязанностью – идти как можно быстрей и как можно дальше. Можно было прославлять и бога и дьявола. Разрешалось быть одержимым чем угодно: требовалась лишь полнота одержимости. Непрестанное стремление перестраивать мысль, жизнь, отношения, обиход в угоду очередному «переживанию» влекло декадентов к непрестанному, почти непрерывному актерству перед самими собой – к разыгрыванию собственной жизни как бы в театре жестоких импровизаций. Расплаты же были не театральные.

Декаданс, как характерное явление, тем не менее, не может быть отнесен целиком к какому-либо определенному одному или нескольким направлениям в искусстве. В условиях нынешних настроений «конца века» многое переоценивается и пересматривается. В связи с чем, еще долгое время актуальным останется вопрос о декадентском мировоззрении и мотивах декаданса, так или иначе проявляющихся в творчестве различных, в том числе современных художников слова.

 

 







Date: 2016-07-20; view: 937; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию