Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кризис рационалистической традиции на рубеже XIX-XX ВВ.





Философия жизни

А. Шопенгауэр

В первой половине XIX века развитие Европы шло, в целом, по восходящей линии. Природа покорялась человеку. Наука уве­ренно раздвигала границы познания. Феодальная раздроблен­ность хозяйства, вековая отсталость в экономической и полити­ческой жизни наконец-то отступали перед уверенной поступью цивилизации. Все это вселяло уверенность в разумность мира и подтверждало, казалось бы, правоту рационализма.

Система европейского рационализма складывалась, уже знаем мы, на путях изучения мышления и вычленения действия законов его. Но каждый свет отбрасывает тень. И нет прогресса без ре­гресса, как нет здоровья без болезни, а все живое обречено на смерть. Именно в такой ситуации и вырастает философия Артура Шопенгауэра (1788—1860) — немецкого мыслителя, осново­положника современного европейского иррационализма, противопоставившего систему своих взглядов прежде всего рационализму, панлогизму Гегеля. Для Шопенгауэра в основе мира лежит Воля, подчиняющая себе и интеллект. Воля рас­крывает себя на различных ступенях объективации — начиная от элементарных сил притяжения и отталкивания вплоть до выс­ших форм органической жизни, представленной человеком. На определенной ступени развития в качестве вспомогательного орудия действия возникает познание и вместе с ним мир как представление с присущими ему формами: соотносительными субъектом и объектом, пространством, временем, множествен­ностью и причинностью; мир, который до сих пор был только волей, становится теперь объектом для познающего субъекта, или представлением. Как вещь в себе и основа всякого явления воля свободна; наоборот, все, что относится к явлению, есть, с одной стороны, причина, с другой — следствие. А это значит, что вся совокупность явлений природы (в том числе эмпири­ческий человек) подчинена необходимости. Для человека воз­можен выбор решений, и эта возможность делает человека аре­ной борьбы мотивов, на которые в соответствии со своим ха­рактером каждая личность реагирует всегда закономерно и не­обходимо.

В 1818 году в 30-летнем возрасте Шопенгауэр завершил первый том своего основного труда — «Мир как воля и пред­ставление» (второй том вышел в 1844 году). Затем, до конца жизни, философ углублял и расширял идеи своего главного произведения. Шопенгауэр — пессимист. Тема страдания, сле­пой судьбы и смерти издавна стала одной из основных, веду­щих тем восточной (прежде всего индийской, буддистской) фи- -лософии.

Человек, пишет Шопенгауэр, — «метафизическое» суще­ство: потребность к философствованию глубоко заложена в его природе. Философствование требует мужества: оно неминуемо заставляет нас принять самую главную истину. А она в том, что жизнь — это мишура, «плесень» на нашей пла­нете, что все мы умрем. Поскольку мир неразумен и бессмыс­лен, жизнь ничего, кроме страданий, принести нам не может. И чем раньше мы поймем это, тем лучше.

Бессмертие души (как и другие догматы христианства) Шопенгауэр отрицал.

 

Ф. Ницше

В творческой эволюции Ницше можно выделить несколько этапов. Начинает Ницше как классический филолог. Работа «Рождение трагедии из духа музыки» знаменует на­чало творчества Ницше как культуролога, говоря современным языком, и философа. Ницше взорвал господствовавшее в то вре­мя представление о сугубой рациональности культуры класси­ческой Греции. Ему удалось показать, что эта культура являет­ся синтезом двух начал — аполлонийского и дионисийского. С Со­крата и его последователей — Платона и Аристотеля, утверж­давших господство разума над волей, начинается, по мнению Ницше, упадок греческой культуры. Завершается этот период творчества Ницше публикацией рабо­ты «Человеческое, слишком человеческое», знаменующей от­ход от Некоторых идей Шопенгауэра и Вагнера. Последний на­писал резко критическую рецензию на ее первую часть.

Разрыв с Вагнером и отход от философии Шопенгауэра был связан, прежде всего, с тем, что они, по его мнению, некри­тичны по Отношению к христианской морали.

На протяжении всей человеческой истории волю к власти, проявляющуюся открыто у отдельных индивидов — вождей, аристократов, господ «по природе», серая людская маоса пыта­ется смирить, заставить служить собственным низменным интересам. Лучшим средством обуздания людей сильной воли является христианская религия, мораль которой навязывает любовь к слабым и убогим, отвращение к сильным и здоровым. В этом вопросе христианство находит союзников и в среде ме­тафизиков, апеллирующих к разуму. Сделав человека как но­сителя разума мерой всех вещей, они не желают видеть того, что представляет собой этот разум. Ницше не хотел быть пессимистом. Пессимистами не были


любимые им греки, хотя они и воспринимали мир трагически. Однако складывающееся у него миросозерцание не давало ос­нований для оптимизма.

В последний период своего творчества, прерванного безу­мием, Ницше возвещает об угрозе нигилизма и призывает к переоценке всех ценностей. Он предупреждает человечество о гибели традиционных идеалов, об усиливающемся обессмысливании жизни. С его точки зрения, это расплата, которая по­стигла европейскую культуру, противопоставившую себя жиз­ни, ее естественному потоку. Негативизм по отношению к хри­стианским и гуманистическопросветительским ценностям, характеризующий надвигающийся нигилизм, Ницше вполне разделяет. Однако в отли­чие от чистых нигилистов, которые только разрушают, Ницше желает создавать. Он призывает к созданию такой системы цен­ностей, которая не будет противостоять жизни, воле к власти, а, напротив, будет соответствовать закономерностям жизнен­ного процесса.

Людской материал, в процессе смены поколений которого будет выращиваться сверхчеловек, составят те, кто является аристократом, господином по своей природе, в ком воля к вла­сти не задавлена враждебной ей культурой, кто способен, объ­единившись с себе подобными, противостоять большинству, не желающему ничего знать о подлинном предназначении совре­менных людей. Процесс перехо­да к сверхчеловеку будет, пророчествовал Ницше, трудным и мучительным. Он будет сопровождаться восстаниями масс, увлеченных уравнительными, и поэтому ложными, идеями со­циализма, вспышками национализма, мировыми войнами. К сожалению, многие из этих пророчеств сбылись.

Ницше действительно пророчествует. Его философствова­ние не методично. «Метод — это я», — заявляет он.

В. Дильтей

Дильтей Вильгельм (1833—1911) — немецкий историк куль­туры и философ. Представитель философии жизни, основопо­ложник понимающей психологии и школы «истории духа» (ис­тории идей) в немецкой истории культуры. С 1882 г. — профес­сор в Берлине.

Философия жизни» — направление, сложившееся в послед­ней трети XIX века. Кроме Дильтея ее представителями были Ницше, Зиммель, Бергсон, Шпенглер и др. Возникла как оп­позиция классическому рационализму и как реакция на кризис







Date: 2016-07-20; view: 521; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию