Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные понятия социокультурного программирования
Целевые программы содержат взаимосвязанные проекты, которые имеют общую цель, определенное ресурсное обеспечение и скоординированы по времени реализации. Такие программы могут быть международными, государственными, национальными, региональными, межрегиональными, отраслевыми, межотраслевыми и смешанными. Как правило, программы формируются, поддерживаются и координируются на высших уровнях управления: государственном (межгосударственном), субъекта федерации, областном, муниципальном и др.
СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ социокультурного программирования в системе управленческих технологий Преимущества технологии программирования по сравнению с другими методами целенаправленных социокультурных изменений заключается в том, что она сочетает в себе нормативный и диагностический подходы, характерные для программирования и планирования. При разработке программы акцентируется нормативная сторона изменений, образ должного доминирует над диагнозом ситуации и реальной оценкой имеющихся ресурсов, поэтому общая стратегия программы оказывается слишком абстрактной. Создавая образцы решения конкретных социально значимых проблем, программирование обеспечивает научно-обоснованные управленческие мероприятия, способствующие разрешению конкретной ситуации. Органично сочетая нормативный и диагностический аспекты, программирование, во-первых, разрабатывает модель должного в соответствии с наличными ресурсами; во-вторых, соотносит проблему с общим образом ее решения, допуская альтернативные пути и средства достижения цели; в-третьих, задает более обоснованные временные рамки решения проблемы, обусловленные характеристиками проблемной ситуации. Другими словами, социокультурное программирование направлено на выявление проблем социально-культурной среды определенной общности, решение их и совершенствование функционирования СКС. Эти задачи и выступают главным показателем того, что социокультурное программирование является технологией управления. Понимание сущности социокультурного программирование дает возможность формирования самой программы и элементов, необходимых для ее реализации (проектов). Содержание программы состоит из шести этапов: 1) Диагностический; 2) Нормативно-прогнозный; 3) Концептуальный; 4) Проектно-планирующий; 5) Исполнительно-внедренческий; 6) Контрольно-коррекционный. Данные этапы выступают в качестве содержательной основы программы и представляют собой систему приемов, методов, правил, процедур, операций необходимых для создания социокультурной программы. Рассмотрим каждый из них детально. Диагностический этап. В рамках программирования является основополагающим. Обусловлено это тем, что социально-культурная программа представляет собой систему форм, методов, различных акций и организационных структур, взаимоувязанных единой целью и ориентированных на решение определенного рода проблем. Проблемно-целевая ориентация является в социокультурном программировании основным технологическим приемом и принципом, который подчиняет различные виды и формы социально-культурной деятельности решению конкретных проблем, носителями которых может выступать личность, социальная группа или категория населения, регион, учреждения и институты сферы культуры, досуга, образования и так далее. Основными методами анализа социокультурной ситуации являются: контент-анализ различных материалов, анализ социально-демографической структуры территории, а также деловые игры, в процессе которых выявляются характерные и наиболее значимые для данной территории проблемы. Субъектами анализа ситуации выступают: работники учреждений культуры, образования, досуга, спорта и соответствующих управленческих структур; эксперты (проектировщики); представители общественности. Информация, накопленная в ходе первого этапа, находит выражение в двух основных документах: а) паспорте социокультурного развития территории; б) матрице анализа социокультурной жизни региона. Существует довольно тесная взаимосвязь между «Паспортом...» и «Матрицей...». Суть ее определяется тем, что матрица анализа социокультурной жизни региона позволяет выявить реальные проблемы населения в целом и отдельных групп. При этом проблемы могут порой выходить за рамки традиционного понимания культуры. В то же время данная матрица дает возможность наметить те приоритеты культурной политики, которые объективно способны разрешить выделенные проблемы региона и отдельных социальных групп. В свою очередь, паспорт социокультурного развития территории концентрирует объективную информацию как о наличии инфраструктуры культуры в регионе, так и об использовании материальной базы, кадрах, общественных движениях, то есть о тех ресурсах, которые могли бы быть задействованы для решения проблем региона. Паспортизация объекта - получение точных данных о системе, процессе или явлениях, описание их состояний, функционирования и развития. Паспорт - это сводный документ, в котором отображаются количественные и качественные параметры системы, влияющие на функционирование и развитие, производится анализ структуры элементов. В социальном паспорте должны содержаться основные сведения об изменениях социальной структуры, условий, охраны и оплаты труда, жилищных и культурно-бытовых условий и тому подобное. Второй этап - нормативно-прогнозный. Прогнозирование - один из важнейших этапов программной и проектной деятельности. Прогнозирование в широком смысле - предвидение, вообще получение любой информации о будущем. В узком смысле - специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явлений. Прогноз - это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объектов в будущем или об альтернативных путях и сроках их осуществления. Прогноз описывает будущее состояние системы. Прогноз как познавательная модель носит дескриптивный (описательный) характер. В основе прогнозирования лежат три взаимодополняющих источника информации о будущем: а) экстраполяция в будущее тенденций, закономерностей развития, которые хорошо известны в прошлом и настоящем; б) моделирование объектов исследования, представление их в упрощенной форме, схематическом виде, удобном для получения выводов прогнозного характера; в) прогнозная оценка эксперта. Существуют три дополняющих друг друга способа разработки прогнозов: а) анкетирование (интервьюирование, опрос); б) экстраполирование и интерполирование - построение динамических (статистических и логических) рядов развития показателей прогнозируемого процесса; в) моделирование - построение поисковых и нормативных моделей с учетом вероятного и желаемого изменения прогнозируемого объекта. Прогнозирование является составной частью процесса разработки социокультурной программы. В отрыве от программирования прогнозирование теряет свой практический смысл. Выработка верных прогнозов позволяет сделать более совершенным управление. Так, например, выявленный в процессе анализа ситуации факт ликвидации большинства подростковых клубов из-за отсутствия средств на их содержание, перехода занимаемых ими помещений к различным коммерческим структурам, может стать источником прогноза о резком увеличении детской безнадзорности, преступности, а спустя 5-7 лет и преступности взрослой. В свою очередь, на данном этапе можно спрогнозировать и позитивные изменения в социокультурной ситуации. Прогноз позволяет в режиме "мысленного эксперимента" предусмотреть определенные риски или нежелательные последствия, которые может повлечь внедрение тех или иных программ. Третий этап - концептуальный. Его суть заключается в том, что на основе анализа проблем, характеризующих ситуацию, определяются приоритетные направления развития культуры, соответствующие сферы социально-культурного программирования и формулируются перспективные цели, связанные с решением основного круга проблем. Данный этап целиком осуществляется на базе результатов информационно-аналитического этапа. Сердцевину концепции культурного развития территории составляют приоритетные направления социокультурной деятельности, которые фокусируют внутри себя как бы два вектора ориентации: а) проблемы регионального характера в сфере искусства, истории, политики, экологии и т.д., являющиеся общими для различных социальных групп (кризис доверия местным властям, ухудшение экологической обстановки, межнациональные конфликты и др.), жизненные проблемы и потребности определенной социальной группы пли категории населения (пожилых людей, лиц, проживающих в общежитии, лиц некоренной национальности и т.д.); а также проблемы данной территории, не имеющие непосредственного отношения к культуре (большой процент мигрантов, двуязычие и др.). б) различные формы деятельности по выявлению, углублению, возрождению историко-культурной самобытности территории. Основным результатом данного этапа должна стать концепция развития социокультурной жизни территории, которую выстраивают по следующей схеме: а) развернутое описание проблем территории и характеристика их носителей (социальных групп); б) обоснование приоритетных направлений социокультурного развития; в) задачи культурной политики (по каждому из приоритетов). Пятый - исполнительско-внедренческий этап - это создание условий и организационных структур, обеспечивающих реализацию программы (материально-техническая база, ресурсы, финансы, кадры, информационное обеспечение), воплощение в жизнь тех проектов и программ, которые были отобраны на конкурсной основе. Этап начинается с заключения системы договоров. Реализация региональной программы и локальных программ в ее рамках в процессуальном отношении выступает в форме текущей деятельности культурно-досуговых учреждений, общественных объединений и других субъектов реализации данных программ. На этом этапе актуализируется вопрос о контроле за выполнением программ, их эффективности. Для этого могут использоваться опросы общественного мнения, материалы периодической печати, экспертные оценки. Критериями оценивания качества реализации культурно-досуговых программ могут выступать те же показатели, что применялись на формирующем этапе, когда шел отбор программ на конкурсной основе. К этим критериям добавляются показатели соотнесения намеченных в договоре конечных результатов выполнения социально-творческого заказа и реальных итогов работы. Данный этап может рассматриваться как подготовительный для следующего этапа, когда заключаются договоры на новые программы и продлеваются договоры на те, что продолжаются, или уже завершились, но практика показала целесообразность их возобновления. Шестой этап - контрольно-коррекционный, на котором обобщаются и анализируются промежуточные результаты реализации программы в целом и отдельных проектов, учитывается их социальная эффективность и производятся соответствующие корректирующие действия. После прохождения всех шести этапов проводится экспертный анализ проделанной работы, формулируются выводы и определяются дальнейшие перспективы развития программы.
Date: 2016-07-18; view: 1574; Нарушение авторских прав |