Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пример из практики известного современного британского психоаналитика Р. Дж. Перлберг





В моей клинической практике я обнаружила, что фантазии о "фаллической", т. е. всемогущей, матери обычно представлены у обоих полов. Одна моя пациентка, молодая одинокая женщина, рассказывала о примере такой фантазии в ее снах и дневных грезах. В начале своего анализа она пересказывала жестокие сны, которые возникали в ее воображении, когда она занималась мастурбацией. Она представляла сцены сильнейшей агрессии со стороны мужчин при физической близости с ними. В этих дневных грезах она фантазировала, что она была одновременно мужчиной и женщиной и, следовательно, не нуждалась в сексуальном партнере. Ее агрессия инкапсулировалась в этих фантазиях, и пациентка не могла найти альтернативного творческого выхода для этой энергии. Психоанализ позволил ей проработать ее чувство вины по отношению как к матери, так и к отцу для того, чтобы понять, как ей их недоставало и как она желала быть более успешной, чем они. Это позволило начаться терапевтическому процессу горевания и дало ей силы оставить свои две основные фантазии: быть сверхсильной и быть двуполым существом. Только после этого она смогла найти способ выражения своего творческого начала, и это оказалась живопись.

Становится все более очевидно, что усилия стольких женщин психологически отвернуться и отделиться от матери включают телесный симптом. Эти телесные ощущения могут варьироваться от тяжелых симптомов - анорексии или язвенного колита - до головокружений, астмы, экземы или состояний тревоги, таких как бессонница и гастрорасстройства. Р. Перлберг считает, что эти симптомы могут представлять собой разрешение конфликтов между стремлением к матери и страхом в ней раствориться. Другие проявления этого - разнообразные формы атаки по отношению к собственному телу (нанесение себе порезов, ненужные операции и т. п.) - также имеют место в клинической картине. В этих случаях важно помнить то, на что уже обращал внимание М. Браерли, а именно что "процессы интроекции и проекции - это физические процессы, которые нужно отличать от сопутствующих фантазий и усилий тела совладать с конкретными объектами" (Brierly, 1936, р. 174). Р. Перлберг интерпретирует это как попытки атаковать мысли, чувства и желания, которые по определению происходят в уме, через тело.

М. Глассер предположил, что этот конфликт и есть ядро перверзий, но работы других психоаналитиков, например Д. Пайнс, показали, что они могут иметь более широкое значение, поскольку, как оказывается, они являются центром взаимоотношений каждого человека со своей матерью.

В своем анализе литературы о женской сексуальности Д. Брин (Вгееп, 1993) указывает на разногласия между теми психоаналитиками, которые подчеркивают более позитивный, "основанный на биологии опыт женственности" (положительная женственность), и теми, которые, следуя фрейдовской, по сути дефицитарной, модели женственности, определяют ее в понятиях недостатка (женственность -это отсутствие признаков мужественности). Третьи авторы делают акцент на существовании обеих сторон женственности. Если считать, что естественные биологические различия многократно подвергаются культурному и психологическому пересмотру и создаются их новые интерпретации как в процессе исторического развития общества, так и в ходе индивидуального развития человека, то можно прийти к решению в этом споре. Сама Брин отстаивает такое понимание женственности, которое "охватывает как бессознательное ощущение недостатка чего-то, так и бессознательное ощущение "центрических" аспектов женственности" (там же, р. 37).

Тем не менее ряд даже психоаналитически ориентированных ученых считают, что гомосексуальность - это перверзия и невроз. Однако первые же сравнительные исследования гомосексуальных и гетеросексуальных женщин показали, что женщины с гомосексуальной ориентацией нисколько не более невротичны, чем гетеросексуальные женщины, часто они даже лучше них социально приспособлены. Например, исследование, проведенное Калифорнийской школой профессиональной психологии в 1999 г. по вопросу взаимосвязи между телесной неудовлетворенностью и интернализованной гомофобией, показало, что женщины с гомосексуальной ориентацией в целом больше удовлетворены своим телом, нежели женщины с гетеросексуальной ориентацией. В некоторых случаях выявлена определенная неудовлетворенность своим телом у гомосексуальных женщин, что связано, как показали интервью, с интернализацией негативных культурных установок.


Сильным ударом по патолого-генетическим теориям гомосексуальности стали работы Э. Хукер (см., например, Hooker, 1993), общий вывод которых гласил, что гомосексуальность как клиническое явление не существует. Однако, например, А. Лоуэн и Ф. С. Каприо остаются верны фрейдовской теории и придерживаются идеи, что гомосексуализм - расстройство в инфантильном психосексуальном развитии, регрессия к нарциссизму и манифестация неправильной эмоциональной адаптации.

В настоящий момент существует несколько мнений относительно становления гомосексуальной идентичности.

  1. Гомосексуальность дана индивиду изначально, индивидуальное развитие только обнаруживает и реализует то, что было заложено природой или сформировалось в очень раннем детстве
  2. Гомосексуальность формируется средой и воспитанием, например травматическими переживаниями детства, сексуальным совращением подростка взрослыми или сверстниками и т. п.
  3. Гомосексуальность является результатом индивидуального развития, более или менее сознательного выбора, это не судьба - это самоопределение.

Хотя эти подходы кажутся взаимоисключающими, каждый из них по-своему справедлив, потому что сексуальная ориентация многомерна, непроизвольное эротическое влечение к лицам собственного пола часто бывает врожденным или возникает в раннем детстве, целостный же сексуальный сценарий формируется под влиянием среды и воспитания. Что же касается самосознания и стиля жизни, то они, безусловно, предполагают выбор и индивидуальное самоопределение.

Психологическая помощь и консультирование людей с гомосексуальной ориентацией

Обращаясь к истории использования психотерапии для помощи лицам с гомосексуальной ориентацией, стоит учесть точку зрения Фрейда, который полагал, что основной задачей психотерапевтической работы с гомосексуальными пациентами должно быть укрепление их способности к осознаванию, что, безусловно, справедливо и для всех других клинических и неклинических случаев. Тем не менее в течение длительного времени в практике оказания таким людям психологической и психотерапевтической помощи доминировали патолого-генетические взгляды на гомосексуальность, чему в не малой степени способствовало то, что, согласно Международной классификации психических заболеваний (МКБ), вплоть до 1992 г. (а в американском Руководстве по диагностике и статистике психических расстройств (DSM) - до начала 1970-х гг.) гомосексуализм квалифицировался как одна из форм психического расстройства.

Существует точка зрения, что, несмотря на важный позитивный вклад психоанализа в развитие подходов к психотерапевтической работе с людьми гомосексуальной ориентации, он оказался все же слишком противоречивым для того, чтобы кардинально изменить ситуацию, связанную с дискриминационными установками, имеющими место в медицинской модели гомосексуальности. Д. Дейвис (Розовая психотерапия, Питер, 2001) предложил "аффирмативную" модель психотерапевтической работы с людьми гомосексуальной ориентации. Он подчеркивает, что эта модель не может быть всецело обоснована лишь с позиций гуманистического подхода (в частности, роджерианской школы психотерапии), психодинамических или когнитивно - бихевиоральных представлений и что она связана с особой системой взглядов и форм практической работы.


Говоря об основных принципах аффирмативной психотерапии, Д. Дейвис упоминает следующие:

· уважение сексуальной ориентации клиента;

· признание его личностной ценности;

· уважение жизненного стиля и культурных предпочтений клиента.

Что касается условий проведения аффирмативной психотерапии, то Д. Дейвис указывает на необходимость равноправных отношений между клиентом и психотерапевтом.

Он подчеркивает, что психотерапевт, прежде чем позволит себе работать с представителями "сексуальных меньшинств", обязан подвергнуть анализу систему своих взглядов и верований, так как определенные представления, которым следует психотерапевт, могут препятствовать проведению им психотерапии. Он обращает особое внимание на необходимость специальной подготовки психотерапевтов, где значительное место должно отводиться преодолению гомофобии и гетеросексизма, а также получению разнообразной информации, позволяющей сформировать более адекватное представление об особенностях стиля жизни и культуре лиц с гомосексуальной ориентацией.

 

Клиент сам знает, что для него лучше. А если даже ему это неизвестно, то психотерапевт и подавно этого не знает.

Г. Хоскангенген

Для психолога, проводящего психотерапию с людьми с гомосексуальной или иной нетрадиционной сексуальной ориентацией, могут быть полезны следующие рекомендации:

  1. Прежде чем начинать работу с клиентами, очень важно прийти к соглашению со своими собственными гомосексуальными переживаниями.
  2. Все люди с гомосексуальной ориентацией испытали на себе социальную дискриминацию, и этот опыт должен быть осмыслен и проработан.
  3. Важно помочь клиенту в осознании усвоенных им стереотипных представлений о гомосексуальности.
  4. Работая над расширением и углублением осознанности чувств клиента, следует обратить особое внимание на необходимость осознания и выражения им чувств гнева.
  5. Следует активно поддерживать в клиенте положительный образ его телесного Я.
  6. Следует стремиться к тому, чтобы построить с клиентом равные отношения.
  7. Необходимо помогать клиенту преодолеть чувства вины и стыда, связанные с гомосексуальными эмоциями и поведением.
  8. Если это нужно, то использовать свой авторитет для того, чтобы утвердить ценность гомосексуальных представлений, чувств и поведения клиента.

В целом отождествление сексуальности с гетеросексуальностью, которое ребенок усваивает с раннего детства, автоматически предполагает подавление и вытеснение гомоэротических чувств. Это не только обедняет эмоциональные отношения ребенка со сверстниками, но и порождает у него страх и тревогу по поводу своей реальной или мнимой гомосексуальности, проявляющийся в виде ненависти к гомосексуалам.

По данным PSYCHLIT Американской психологической ассоциации, за 29 лет в 1200 психологических журналов было опубликовано 2094 работы, предметом которых является мужской гомосексуализм, и 1680 работ, посвященных женской гомосексуальной ориентации. Это значительно меньше, чем количество статей, посвященных семейным конфликтам или неправильному обращению с ребенком в семье. Однако именно все большее понимание людьми природы и особенностей своей сексуальности (что мы хотим от партнера, наши ожидания, иллюзии, фантазии) помогут продвинуться в разрешении конфликтов в семье и снизить уровень насилия в обществе в целом.

 







Date: 2016-07-18; view: 280; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию