Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пример: обвиняемый О.





О. обвинялся в совершении убийства. На момент обследования О. находился в стрессовом состоянии, вызванном арестом и тяжестью предъявленного ему обвинения. Со слов инспектора по воспитательной работе, как только речь заходила о совершенном преступлении, О. начинал плакать. Таким образом, можно предположить наличие острой психотической реакции обвиняемого на факт совершенного преступления. Исходя из этого он пытался себя оправдать всеми мыслимыми и немыслимыми способами.

Позже он привык к условиям заключения, но остались устойчивая неуверенность в себе и своих возможностях, ощущение безнадежности, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность окружающими его событиями и людьми. Совершенное преступление и угроза тяжкого наказания стали для него сильным психотравмирующим фактором. Окружающие его проблемы воспринимаются им как неразрешимые, он стремится "уйти" от них в сторону фантазий о будущем.

Главная черта личности О. - эгоцентризм, стремление привлекать внимание к собственной персоне. Он даже предпочтет негодование, осуждение в свой адрес, но только не безразличие и равнодушие. Отсюда вытекает и его стремление произвести благоприятное впечатление на окружающих, особенно на значимых людей. Несмотря на то что он создал о себе впечатление эмоционального человека, тонкость и глубина переживания ему несвойственны. Большая экспрессия эмоций, склонность к театральности и позерству обернулись отсутствием у него искренних чувств.

Для подростков такого типа характерны демонстративно-шантажные суицидные попытки с целью привлечь к себе внимание. То есть можно говорить о возможном "суицидальном шантаже". При этом не обязательно он будет предпринимать какие-либо действенные шаги. Если пойти на поводу у него, то дело ограничится, скорее всего, элементарными угрозами покончить с собой.

Как правило, для подростков с подобного рода личностными характеристиками несвойственны тяжкие преступления. Они стремятся всего лишь каким-либо относительно безобидным правонарушением или преступлением привлечь к себе внимание.

Тем не менее О. обвинялся в преступлении, относящемся к разряду тяжких. Ему грозило суровое наказание, поэтому и реакция на все совершенное у него достаточно глубокая. Возможной же причиной совершения этого преступления стала бравада перед сверстниками или старшими, желание выделиться.

 

Необходимо также иметь в виду, что конфликтная ситуация ребенка или подростка может складываться из мелких, по мнению взрослых, неурядиц. Однако максимализм в оценках подростков, эгоцентризм, неумение предвидеть истинные последствия своих поступков и прогнозировать свою жизнь, отсутствие жизненного опыта создают ощущение безвыходности, неразрешимости конфликта, порождают чувства отчаяния и одиночества. Именно поэтому ряд исследователей считают, что все суицидальные действия в этом возрасте следует расценивать как истинные.

Как возрастная особенность рассматривается трактовка ребенком или подростком феномена смерти, которая на разных возрастных этапах неоднозначна и изменчива. Отсутствие страха смерти нередко лежит в основе "игры в смерть", когда подросток легко оперирует различными действиями, могущими повлечь за собой летальный исход: от опасных для жизни шалостей до покушений на самоубийство.

Можно также заметить, что подавляющее большинство реакций подростков, вызванных лишением свободы, носит внешнеобвинительный характер. Как правило, виновными оказываются родители, милиция, общество в целом, но никак не они сами. Даже тогда, когда подросток вроде бы признает свою вину, он все равно выдвигает какие-либо оправдания, эту вину минимизирующие. Преобладание таких реакций обусловлено не только особенностями воспитания, но и несформированностью личности подростка.

Меры профилактики и психологической помощи

Вопрос профилактики поведенческих и личностных девиаций среди подростков в местах социальной изоляции чрезвычайно актуален. Несмотря на то что главной целью существования таких заведений является воспитание и перевоспитание несовершеннолетних правонарушителей, существуют основания говорить о том, что свои функции они не выполняют. Очень часто воспитательные колонии, спецшколы и спецучилища являются теми местами, из которых рекрутируются будущие члены взрослых криминальных сообществ. Фактически воспитательная колония является местом подготовки будущего преступника.

Сложность этого вопроса заключается в том, что само по себе пенитенциарное заведение предоставляет крайне ограниченные возможности для применения многих методов работы с подростками.


В первую очередь надо понимать, что подросток находится внутри сообщества, под которым мы понимаем определенную общность людей, имеющих общую идентичность, общее социальное положение, общую судьбу и общее самоназвание, поэтому подход к работе с подростками должен строиться в контексте его положения в этом сообществе. От того, какое положение в иерархии он занимает, зависят меры как психологического, так и воспитательно-педагогического воздействия. Например, если подросток является лидером, причем отрицательной направленности, бесполезно пытаться подорвать его авторитет одними лишь репрессивными мерами. Это только укрепит его положение.

Как уже было показано выше, на возникновение разного рода девиаций в среде подростков в первую очередь влияют ненормальные, искаженные высокой агрессивностью взаимоотношения в их среде, усиленные жестким обращением персонала и необходимостью выполнять противоречащие друг другу официальные и неформальные нормы. Тем самым создается хроническая ситуация фрустрации для подростка.

Для того чтобы избежать создания такой ситуации, важно создать для подростка систему не только физической, но и психологической защиты от воздействия криминальных авторитетов. В этой ситуации помощь психолога важна в первую очередь в определении совместимости подростков друг с другом. К сожалению, до сих пор мы учитываем совместимость космонавтов, моряков, летчиков, но не учитываем психологическую совместимость заключенных, которым предстоит провести друг с другом достаточно много времени.

Необходимо учитывать не только межличностную совместимость. В работе с подростком важно помнить, что подавляющее большинство из них в силу возрастных способностей не в состоянии выполнять какую-либо однообразную работу или долго находиться в одном и том же окружении. В силу возраста им необходима постоянная смена впечатлений. Практика показывает, что наибольшее количество разного рода поведенческих девиаций наблюдается при привлечении подростков к рутинным, тяжелым неквалифицированным работам, не соответствующим их физическим возможностям, а также к монотонному, однообразному труду. Интересная, увлекательная, требующая творческого отношения деятельность, соответствующая психическим и физическим возможностям несовершеннолетних, правильно стимулируемая достижением личностно значимых и коллективных (групповых) перспектив - важное средство профилактики. Отказ от труда - основной показатель претензий несовершеннолетних на высокий статус в неформальной социальной структуре. Тем не менее простое побуждение к выполнению официальных норм будет неэффективным, поскольку только усилит давление неофициальных норм до той степени, пока оно не станет субъективно невыносимым. Надо помнить, что, находясь внутри сообщества заключенных, подросток не может избежать взаимодействия с ним в соответствии со своим статусом.

На службу профилактики поведенческих девиаций в сообществе заключенных можно поставить и их стремление иметь "кумира". Например, в конце 80-х -начале 90-х гг. XX в. в роли такого кумира выступал Арнольд Шварценеггер. Этим обусловливалось повсеместное увлечение бодибилдингом, захватившее в том числе и места лишения свободы. Таким образом, для профилактики развития астении, апатии, реактивных психозов и связанных с ними конфликтов важно большее внимание уделять физической культуре (в частности, бодибилдингу) как психокорригирующему фактору воздействия на воспитанников. Помимо этого, многим подросткам необходимо прививать элементарные санитарно-гигиенические навыки.


В работе с подростками необходимо использовать и их стремление к группированию, причем в этой ситуации можно работать как со сложившимися устойчивыми группами, так и создавать другие. Групповая работа с подростками в местах лишения свободы имеет определенные сложности. Во-первых, подростки должны чувствовать доверие к терапевту, психологу, социальному работнику, и бессознательно они тянутся к такому человеку, видя в нем "взрослого авторитета", который объяснит то, что непонятно. Завоевать такое доверие представителю администрации очень сложно, а потерять легко, стоит хоть раз отступить от согласованных с ними норм поведения. Во-вторых, в работе с подростками важна честность и открытость. Можно не принимать их точку зрения, даже относиться к ней отрицательно, но делать это искренне.

Очень трудно в работе с преступниками избегать оценивания поступков, которые они совершили. Тем не менее необходимо в определенной мере абстрагироваться от того, что в качестве объекта психологического воздействия выступает вор, убийца, насильник, иначе будет трудно строить отношения на основе принятия этого человека, поскольку именно это принятие является основным механизмом коррекционного воздействия на подростков, подавляющее большинство которых были лишены этого на протяжении практически всей недолгой жизни.

В системе профилактики негативных явлений среди подростков в местах лишения свободы решающее значение имеет система подготовки персонала. Среди сотрудников воспитательных служб, работающих с подростками в местах лишения свободы, мало специалистов с педагогическим образованием. К тому же работа с таким контингентом выдвигает дополнительные требования как к личности психолога, социального работника, педагога или воспитателя, так и к его профессиональному уровню. При организации психологической помощи несовершеннолетним правонарушителям важно руководствоваться не только этическим кодексом психолога и международными и государственными документами, касающимися защиты прав и интересов детей и подростков, но и уголовным, уголовно-исполнительным законодательством и ведомственной нормативно-правовой базой.

 







Date: 2016-07-18; view: 411; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию