Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пример: обвиняемый К.
К. обвинялся в совершении изнасилования. Отношения с другими заключенными-подростками складывались очень напряженно. Уже сама статья Уголовного кодекса определяла его статус - он относился к разряду "опущенных". В связи с этим он неоднократно совершал легкие аутоагрессивные акты. Психологическое обследование обвиняемого К. проводилось в связи с затрудненной адаптацией подростка к условиям пребывания в камере, не складывающимися отношениями с сокамерниками, жалобами на неоднократные побои в камере, а также в связи с двумя попытками членовредительства: первый раз он заявил инструктору, что проглотил гвоздь (сделанная впоследствии рентгенограмма показала отсутствие инородных предметов в пищеварительной системе), а второй раз, находясь в медицинской части учреждения, осколком стеклоблока нанес себе несколько порезов в области предплечья, мотивируя это нежеланием возвращаться в камеру. Из анамнеза следует, что К. неоднократно лечился в психиатрических клиниках. С его слов известно, что у него стоит диагноз "пограничная умственная недостаточность". Интеллект подростка соответствовал данному утверждению. Обобщение не развито, на абстрактно-логическом уровне мыслить не способен. Мало того, отражение окружающей действительности у него неадекватное, что особенно ярко проявляется в межличностном взаимодействии. Тем более что установки на социальное сотрудничество в этой ситуации у него не развиты. Подросток отличался высоким уровнем демонстративности в своем поведении, что в сочетании с низким интеллектом и неумением взаимодействовать в группе делало его "труднопереносимым" другими членами группы. 6 то же время особенности психического и интеллектуального развития делают его практически не поддающимся мерам психолого-педагогического воздействия. Истероиднодемонстративные черты личности, граничащие с психопатией, высокий уровень тревожности, пограничная умственная недостаточность не позволяют ему достигнуть тех ступеней в групповой иерархии, на которые он претендует. Поэтому он всегда находится в разряде презираемых, отвергаемых членов того или иного социума. Максимум, на что он может "претендовать" - это на роль нерассуждающего, бездумного исполнители. Подросток хотел быть в центре внимания, в курсе всех происходящих вокруг него событий, испытывал постоянное стремление "тянуть одеяло на себя", но, столкнувшись с реальным положением дел в камере, он стал испытывать неуверенность в себе, подавленность, нерешительность, страх за самого себя. По его словам, в камере он "скрысился", т. е. украл сигареты у своего товарища и теперь очень боится за свое будущее. В то же время стремление к более высокому положению в камерной "иерархии" у него сохраняется, и этим в первую очередь можно объяснить его стремление быть переведенным в другую камеру. Любое воспитательное воздействие на К. было неэффективным. Аутоагрессивные акты стали для него усвоенным стилем поведения, которое позволяло добиться перевода в более легкие условия содержания, например в больницу. Положение дел не изменил даже его перевод в другое учреждение. Впоследствии он также совершил не один акт членовредительства. Психические состояния и реакции подростков в условиях социальной изоляции. Положение подростка, находящегося в условиях социальной изоляции, имеет ряд особенностей. Во-первых, он приобретает особый правовой статус: даже в колонии он формально является не "заключенным", а "воспитанником". Тем не менее он сильно ограничен в своих основных правах. На него накладываются специфические обязанности, за невыполнение которых предусмотрены санкции. Поэтому подросток, помещенный в воспитательную колонию, спецшколу или спецПТУ, приобретает в глазах окружающих статус преступника. Во-вторых, на его личность в условиях социальной изоляции начинают воздействовать разного рода психогенные факторы, которые приводят к разнообразным невротическим реакциям, а также к повышению суицидальной активности и совершению суицидальных актов и попыток, различного рода самоповреждениям, психическим расстройствам и т. д. Существенным моментом, формирующим невротические реакции подростков в условиях социальной изоляции, является их принудительное включение в новые для них социальные отношения и изменение привычного образа жизни. Особенно важным является увеличение обязанностей (как формальных, так и неформальных) при одновременном снижении количества прав. Возникает вопрос и о субъективном восприятии содеянного подростком, признании своей вины или ее полном или частичном отрицании. Наблюдения показывают, что те подростки, которые признают свою вину, понимают, что совершили преступление и несут за него положенное наказание, гораздо легче переносят режим изоляции. В-третьих, подросток попадает в весьма специфическую среду общения и жизни, характеризующуюся крайне высоким уровнем агрессивности. Как уже было сказано, подростки более жестко придерживаются "воровского закона", который, как правило, сами же и формулируют. Те нормы, которые господствуют в среде воспитанников колоний и следственных изоляторов для несовершеннолетних, мало напоминают "воровские традиции", выработавшиеся в "зонах" на территории бывшего Советского Союза. Скорее это набор некоторых мер физического воздействия, при помощи которых небольшая группа физически сильных воспитанников подавляет окружение. Любые отступления от этих норм караются гораздо более жестоко, чем в среде взрослых преступников, поэтому подростки постоянно находятся в состоянии рефлексии своего поведения относительно этих уголовных норм. За каждое произнесенное слово они ждут сурового наказания, несущего угрозу жизни и здоровью. На психику подростков, находящихся в местах лишения свободы, воздействуют те же психогенные факторы, которые действуют и на взрослого заключенного, только они переносят их более болезненно. В силу своих возрастных особенностей подросток не имеет таких резервов психики и опыта разрешения актуальных конфликтов, которые есть у взрослого человека, поэтому и реакции на действие этих факторов у него более острые. Наиболее типичная реакция подростков на ситуацию ареста или помещения в условия социальной изоляции - фрустрация, связанная с блокированием ведущих психологических и многих физиологических потребностей растущего организма. Он вынужден пересмотреть свои жизненные планы, перспективы и направить максимум сил на адаптацию именно к местам лишения свободы. Постоянная публичность и невозможность уединиться - тяжелый бич для большинства закрытых учреждений, будь то тюрьма или казарма. Подростки постоянно вынуждены общаться друг с другом. Соответственно такое положение вызывает очень острые конфликты, которые разрешаются либо физическим воздействием на "оппонента", либо причинением вреда самому себе. Такое давление принудительного общения существенно меняет мотивационную и поведенческую сферы подростка. Подростковый возраст - время постоянного поиска значимой для дальнейшего развития личности информации. Особый интерес представляют ответы на экзистенциальные вопросы:"Кто я?", "Для чего я существую?", "Каково мое будущее?" Монотонность также вызывает острые аффективные реакции у большинства подростков. Ограничение двигательной активности в период физического становления приводит к формированию апатии либо повышенной агрессивности и развитию астении и мышечной слабости. Постепенно пространственные ограничения, монотония и ограничение двигательной активности парализуют волю подростка. Фактически он теряет возможность контролировать свои действия, особенно агрессивные импульсы. Подростковый возраст - время постоянного поиска значимой для дальнейшего развития личности информации. Особый интерес представляют ответы на экзистенциальные вопросы существования человека как личности: "Кто я?", "Для чего я существую?", "Каково мое будущее?" В тюрьме подросток весьма ограничен в поступлении такой информации, поэтому длительное отсутствие известий из дома, от родных или друзей, отсутствие значимого взрослого и соответственно невозможность получить адекватные ответы на многие важные вопросы вызывают ощущение заброшенности и приводят порой к истинным суицидам. Часто подростки прибегают и к демонстративным суицидальным попыткам, с тем чтобы привлечь к себе внимание, чтобы с ними поговорил представитель администрации учреждения, которому он мог бы задать интересующие его вопросы. Но в этом случае подросток вступает в определенный конфликт с внутригрупповыми нормами, которые запрещают контакты с персоналом колонии или тюрьмы. Тем самым он вновь попадает в ситуацию фрустрации. Хроническая фрустрированность, давление агрессивной среды и "принудительного общения", психическая,травматизация приводят к тому, что даже самый тихий человек идет на нарушение режима содержания, чтобы вырваться из надоевшего общества. В этом случае его могут поместить в штрафной (дисциплинарный) изолятор, где он будет находиться некоторое время в одиночестве, поэтому такая форма наказания, несмотря на все ограничения, установленные законом, часто воспринимается подростками как форма отдыха от надоевшего общения. За многими попытками побега, беспорядками, нападениями на персонал, совершенными несовершеннолетними в местах социальной изоляции, стоит именно реакция ухода от конфликта, избегания его. Другой вариант ухода от актуальных конфликтов - симуляция и аггравация (усиление симптомов болезни с целью симуляции) болезней, а также причинение себе телесных повреждений, преследующих только одну цель - вырваться из актуальной ситуации. Крайним проявлением этой реакции может быть суицидальное поведение, которое в закрытых заведениях для подростков часто приобретает характер эпидемии. Механизм возникновения этого явления не изучен, тем более что многие самоповреждения, за которыми не стояло осознанного желания умереть, наносят порой настолько тяжелый ущерб здоровью, что о значимости причины, послужившей пусковым механизмом, можно только догадываться. Членовредительство или самоповреждения - это аутоагрессивный акт, опасный по своим последствиям для здоровья. Самоповреждения могут производиться с использованием разных предметов, наиболее распространены из них следующие: заглатывание инородных неизвлекаемых предметов; "мастырка" (вызов опухолей и нарывов); резаные и колотые раны, наносимые на предплечье или живот; заглатывание "якорей" и "антенн", т. е. особым образом скрепленных кусков проволоки; самоповешения. Причины возникновения актов суицидального поведения можно связать с условиями пребывания в изоляции, которые сами по себе предполагают высокую межличностную раздражительность воспитанников. Непривычность обстановки, грубость взаимоотношений давят на отдельную личность, заставляют испытывать постоянный страх и дискомфорт. Появляется жгучее и постоянное стремление любыми способами уйти куда-нибудь от окружающих проблем. Многие подростки в таких заведениях сильно ослаблены физически, поэтому они просто не способны эффективно противостоять воздействию окружающих стрессоров. У них, как правило, возникает состояние стойкой личностной дезадаптации, ведущей за собой социально-психологическую, о решающей роли которой в генезе суицида писала А. Г. Амбрумова. Подростковые и молодежные суициды имеют свои особенности. Во-первых, суицидальное поведение молодых людей отличается многообразием проявлений и является одной из распространенных форм нарушений при психопатиях и непсихотических реактивных состояниях на фоне акцентуаций характера. Во-вторых, частота законченных суицидов относительно невелика. Как правило, они направлены не на самоуничтожение, а на восстановление нарушенных социальных связей. В-третьих, суицидальная активность подростков резко возрастает с 14 - 15-летнего возраста, достигая максимума в 16 - 19 лет. Таким образом, одна из важнейших причин самоубийств среди молодых людей - ситуация конфликта, субъективно переживаемого как неразрешимого. На формирование суицидальной реакции больше всего оказывает влияние семья среди факторов, предрасполагающих к самоубийству, отмечаются: · отсутствие отца в раннем детстве; · недостаточность материнской привязанности к ребенку в родительской семье; синдром отсутствия родительского авторитета; · гиперавторитарность слабого взрослого, который стремится утвердить себя в семье с помощью эмоциональных взрывов и телесных наказаний ребенка. Суицидогенный характер имеют также: · распад семейного очага; постоянные конфликты между супругами; враждебность в отношениях между членами семьи; наличие в семье алкоголиков, психически больных. Была отмечена и повторяемость суицидального поведения в нескольких поколениях. Но она связана, скорее, не с генетической предрасположенностью к суициду, переходящей по наследству, а с психопатологической и социально-психологической основой, или почвой, для возникновения условий дезадаптации личности к социальной сфере. В подростковом возрасте проявляются акцентуации характера, представляющие собой крайние варианты нормы. В обычных условиях наличие их не всегда заметно окружающим. Однако под влиянием стрессов, психотравмирующих ситуаций, жизненных трудностей, которыми богаты места лишения свободы, лица с акцентуациями характера могут декомпенсироваться. Декомпенсация ведет к закреплению в сознании подростков дезадаптирующих аттитюдов поведения. Date: 2016-07-18; view: 282; Нарушение авторских прав |