Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Молодежная субкультура как фактор стиля жизни молодежи





Исследования молодежи всегда были и будут актуальными, так как будущее стоит за молодежью, и от того, какие ценности приобретет молодое поколение, во многом зависят его будущее. На протяжении последних нескольких лет российское общество находится в состоянии трансформации, изменения пространства социальной нормативности, изменения затрагивают все сферы жизнедеятельности общества. Можно сказать, что молодежь является одной из наиболее подверженных влиянию таких изменений социальных групп.[12]

Субкультуры – являются формой адаптации молодых людей к нормам, ценностям, и образу жизни общества в целом, решают проблемы конфликта поколений, а также выполняют, прежде всего, функцию социализации.

Молодежные субкультуры – сравнительно новое явление. Впервые они возникли в США в 50-е годы ХХ столетия, где сначала были восприняты как курьез или отклонение от нормы. Но проходило много времени, и явление не сходило на нет: на смену одним субкультурам приходили другие, более того, они начали возникать во всех индустриально развитых общественных системах, вступавших в постиндустриальную стадию. С самого начала молодежную субкультуру отличала невписываемость, невовлеченность в массовую культуру. При этом «невписываемость» при одновременном стремлении привлечь к себе внимание окружающих оборачивается странным соединением, «симбиозом» эпатажных, эскапистских и протестных форм данной субкультуры. Данные формы дадут возможность молодежной субкультуре исполнять роль своеобразного компенсаторного механизма, решающего задачу противовеса мощному нивелирующему давлению массовой культуры.

На западе к проблематике молодежных субкультур обратились ведущие специалисты еще в 60-е годы прошлого века, а в отечественной науке анализ молодежных субкультурных феноменов до конца 1980-х годов велся в очень узких рамках и не был столь значимой областью молодежных исследований. Причиной не изученности данного вопроса в отечественной историографии можно называть социокультурные факторы. Так, частично это происходило из-за того, что такие феномены в силу утвердившихся научных парадигм воспринимались как социальная патология, а такого рода тематика в основном носила закрытый характер и ее разработка не могла вестись по свободному выбору того или иного исследователя или исследовательского коллектива.[13]

Понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством, было изучено американским социологом Дэвидом Райзменом в середине 20-го века. Более детальный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хербидж в своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей с похожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности. Француз Мишель Мафессоли в своих работах использовал понятие «городские племена» для обозначения молодёжных субкультур. В России же для обозначения участников молодёжных субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи», отсюда жаргонное слово «неформалы». Для обозначения субкультурного сообщества иногда используется жаргонное слово «тусовка».[14]

Термин «молодежная культура» – обобщенный. В своем расширительном значении он включает все, что принадлежит к культуре людей конкретного возраста – от подростков до тех, кому за 30, но не более 40. Но, как правило, этот термин применяется для обозначения культуры, формируемой взрослыми для молодых. А так как современные развитые общества – общества массовой культуры, то молодежную культуру – правомерно рассматривать как часть массовой культуры, направленной на молодежь. Иначе говоря, у молодежной культуры имеется предполагаемый потребитель – молодежь, данная культура носит коммерческий характер и действует по законам рынка, так как помогает ее создателям зарабатывать деньги.

Термин «молодежная субкультура» несет совершенно другой смысл. Под ним понимается культура, формируемая самими молодыми людьми для себя с целью самореализации, самоидентификации, выработки социальных ролей и наработки статуса. Никаких коммерческих целей молодежная субкультура не преследует, более того, она не стремится себя афишировать.[15]

Для того чтобы конкретнее определить, что в действительности представляет собой феномен молодежной субкультуры, следует развести его толкование с определением культуры для молодых. Основные их отличия таковы:

1) молодежная субкультура формируется самими молодыми людьми для молодых; культура для молодых формируется, инициируется «отцами» для «детей»;


2) молодежная субкультура, отклоняясь от традиционной культуры, в действительности нацелена не на распад современной социокультурной обстановки, а на включение молодых людей в общество;

3) молодежной субкультуре свойственен эскапизм, так как молодые люди «покидают» в нее из общества; культуре для молодых, напротив, свойственно стремление быть сопричастным к той культуре, которую молодым предлагает и навязывает общество;

4) для молодежной субкультуры свойственен нонконформизм; а культуре для молодых – конформизм;

5) молодежная субкультура – феномен урбанистический, характерный для крупных городов; культура для молодых рассчитана на молодых людей вне зависимости от того, где они живут.[16]

Молодежная субкультура представляет собой социальную общность, каждый представитель которой сам относит себя к ней, т.е. идентифицирует себя с ней. Члены подобной общности могут образовывать как группы непосредственного контакта, то есть компании, объединения, тусовки и виртуального общения, например, киберпанки. Вхождение молодого человека в ту или иную молодежную субкультуру означает разделение им всех ее норм, ценностей, мировосприятия, манер, стиля жизни, а также внешних атрибутов принадлежности к данной субкультуре, которыми являются прическа, одежда, жаргон, украшения и т.п. Как правило, молодежные субкультуры появляются вокруг того или иного «центра», инициатора, тех или иных инноваций или выразителя тех или иных пристрастий к музыкальным стилям, образу жизни, отношения к конкретным социальным явлениям и т.д. Если то, что создает «центр», заинтересовывает молодых людей, то вокруг него возникает группа последователей и данная субкультура увеличивается. Важные для той или иной молодежной субкультуры идеи и ценности приобретают внешнее выражение в обязательной для ее членов символике и атрибутике группы, с помощью которой молодые люди узнают «своих», отличают их и выделяет среди «чужих». Такая символика «работает» на объединение и сплочение группы, дает возможность молодежи демонстрировать и отстаивать собственную позицию в обществе. Важной функцией молодежной субкультуры считается признание первичного статуса ее членов, которые интегрируются в общество товарищей-сверстников и приобретают престиж, в котором им отказывает общество взрослых. Помимо этого, в группе сверстников молодой человек приобретает ощущение уверенности в себе, общность интересов, ориентацию. Этим и объясняется свойственная молодым тенденция к солидарности. Однако как только члены группы утвердились в обществе взрослых, получив в нем свою роль и статус, группа сверстников распадается.

Молодежная субкультура появляется из потребности молодых людей к самовыражению, самоутверждению в обществе и невозможности по той или иной причине их удовлетворения традиционным путем. Для того чтобы самоутвердиться нестандартным путем, молодому человеку сперва необходимо принять единообразие определенной разновидности молодежной субкультуры. При этом ему достаточно достичь определенного возраста, для того чтобы быть признанным членом молодежной неформальной группы, куда взрослому путь навсегда закрыт.[17]

Майкл Брэйк пишет, что субкультуры для молодежи выполняют следующие функции:


1. Они дают решение определенных структурных проблем молодежи на «магическом» уровне, в особенности проблем, созданных внешними противоречиями социоэкономической структуры, которые коллективно переживаются молодежными поколениями. Зачастую данные проблемы считаются составляющей классовых переживаний – эффектом осознания классовой принадлежности и сопротивления молодежи социально-экономической заданности их будущего.

2. Они дают некую новую культуру, из которой возможно выбрать важные культурные компоненты, такие как: стиль (моду), досуговые ценности, повседневные идеологии и жизненные стили. Данные компоненты способствуют формированию идентичности за пределами той солидарности, которая предписывается им «соответствующей» (их уровню) работой, семьей и школой.

3. Они есть определенная альтернативная форма социальной реальности, которая, конечно же, апробируется в классовой культуре, однако опосредуется ближним окружением (соседством) или несуществующей – символической общиной, воспринятой через масс-медиа.

4. Субкультуры дают осмысленный и значимый путь жизни в рамках «свободного» времени – в течение досуга, который был вынесен за границы инструментального и скучного мира работы.

5. Субкультуры предлагают новейшие экзистенциальные дилеммы с целью принятия индивидуальных решений. В частности, они могут включать использование бриколлажа молодежного стиля с целью конструирования своей идентичности вне школы или работы.[18]

Таким образом, подростковые и молодежные субкультуры осуществляют не только лишь социализирующие функции, но и конструктивно-творческие, так как явления молодежной субкультуры на прямую включены в жизнедеятельность общества и характеризуют некоторые формы его развития. Следует отметить, что данные эндо-функции, то есть функции, направленные на членов сообщества, непосредственно тесно связаны с экзо-функциями, так как субкультуры хоть и можно назвать экстремальными сообществами, но они так или иначе включены в общество, функционируя в нем, и в соответствии с этим, воздействуя на социальные отношения, установившиеся в нем. Исходя из этого, можно допустить, что кроме внутренних функций, выполняются и внешние, те, которые называются экзо-функциями, те, которые выполняются для общества.[19]

Базой для появления молодежной субкультуры считается достижение общественной системой индустриально-развитой ступени развития и начало ее перехода к постиндустриализму, сопровождаемое необходимостью в большом количестве профессионалов, резким ростом срока их подготовки к работе (обучение) и превращением общества в массовое, нивелирующее личности. Но это необходимое, однако, недостаточно требование ухода молодого человека в неформальное молодежное объединение. Практика показывает, что «субкультурную» молодежь «поставляют» довольно благополучные и, более того, богатые семьи. Если даже в самой благополучной семье с уже возмужавшим подростком продолжают обходиться как с малым ребенком, осуществляя контроль над каждым его шагом, то, в таком случае, вскоре он оказывается в неформальной молодежной компании, где начинает отрабатывать социальную роль совсем не «маменькина сынка». Молодежная субкультура преобразуется для него в своего рода игру, недостаток которой оборачивается неумением «жить с людьми» и «вписываться в общество» во взрослом состоянии. Еще одной причиной возникновения субкультур служат формальные группы или организации – школа, различные кружки по интересам, спортивные секции, организации например пионерской, которая продолжает свое существование в России, хотя и не в таких масштабах, как ранее в СССР, скаутской, комсомольской и т.п. Тут необходимо сразу развести значение школы и иных формальных групп, потому что, как правило, в случае если что-то не задается в последних, то их можно просто «бросить», оставить, поменять. «Бросить» школу невозможно. Разумеется, возможно, перейти в другую, однако это не так просто, как например, сменить кружок по интересам, хотя в принципе возможно и это, но не всегда. Еще один источник появления «субкультурной» молодежи это безработные, а также временно, частично или случайно занятые молодые люди. Под временной работой мы имеем в виду ту, которая выполняется по временному договору. Под частичной – работу с неполным рабочим днем; под случайной – работу, ту, которая позволяет вполне трудоспособному и часто отлично профессионально подготовленному молодому человеку перебиваться случайными заработками. Для молодых людей, попавших в одну из указанных выше ситуаций, начинается время вынужденного безделья, на которую они реагируют по-разному. Одни, считая ситуацию, в которую они попали, несправедливой, болезненно переживают отсутствие работы и активно ищут себе место по специальности. Другие, для которых работа является чем-то необходимым и неизбежным, принимают собственное положение как исключенность из общества в целом и поэтому ищут любую работу. Третьи же, для которых труд не представляет никакой ценности, расценивают безработицу ровно как нечто нормальное. Более того, отказывающиеся становиться взрослее подростки относятся к собственной безработице не как к несчастью, а как к подарку судьбы. Именно они, дети довольно обеспеченных родителей, получившие хорошее образование, выпадают из стабильной и устойчивой системы социальных связей и оказываются в лоне молодежной субкультуры. Еще один источник возникновения «субкультурной» молодежи – несоответствие реального социального статуса уже приступившего к работе молодого человека его желаемому (воображаемому) статусу; невозможность для него отыскать свое место в жизни или его завышенные представления о собственных способностях и непризнание этих способностей обществом. Данная ситуация характерна для «непризнанных обществом» музыкантов, поэтов, ученых, художников, философов и т.д., работающих дворниками, истопниками, сторожами, поскольку общество их не оценило.[20]


В современном обществе все чаще встречается тенденция к укрупнению субкультур и формированию больших молодёжных течений, как в России, так и за границей. С этим процессом связаны и перемены идентификации субкультурной молодёжи, всё чаще отвергающей свою принадлежность к той или иной субкультуре, однако осознающей связь с более крупным образованием, т.е. движением. Примером укрупнения современных субкультурных образований считается "dark-культура" (используются также понятия "тёмная культура", "шварц-сцена" и др. самоназвания), объединяющая такие субкультуры как готика (идейное и стилистическое ядро движения), индастриал (industrial), фетиш/BDSM, фрик (freak), японский рок (j-rock) и металл, тяготеющий к мрачной около готической эстетике (black metal, death metal, doom metal, love metal).

Типологизация молодёжных субкультур как исследовательская задача привлекла советских социологов ещё в 70-е годы XX в., но вплоть до середины 1980-х гг. изучения по данной проблематике проводились достаточно редко. Типологический метод познания считается общенаучным методом, широко применяемым в социологии. Типологический анализ – это метаметодика анализа данных, комплекс методов изучения социального феномена, позволяющих выделить социально значимые, внутренне однородные, качественно отличные друг от друга группы эмпирических объектов, характеризующиеся типообразующими признаками, природа которых различна, и интерпретируемых как носители различных типов существования феномена. Необходимо различать изучаемый социальный феномен и определенные эмпирические объекты исследования. В случае если социальный феномен – это то, что существует действительно в виде некоторых социальных процессов, явлений, сложных социальных объектов, то эмпирические объекты - это определения проявления этого социального феномена.[21]

Мы типологизируем молодёжные субкультуры согласно стадии внутреннего развития. Субкультуры минувшего (40 - 80-е гг. XX в.) (не существующие в настоящее время: моды, тедди-бойз, стиляги, битники, митьки, люберы и пр.). Реанимированные субкультуры (воспроизводящие стилистику субкультур 60 - 90-х гг. XX в.: хиппи, готы старой школы, гранджеры, глэм-рокеры и др.). Данные группы малочисленны на сегодняшний день, их идеология и основные ценностные ориентации подверглись существенным изменениям. Инновационные ориентации и стиль жизни представителей таких субкультур, как байкеры, металлисты, наци-скинхеды, футбольные фанаты практически не изменились со времён их возникновения, они существуют стабильно на протяжении длительного времени. Хип-хоп, гламур, готика, индустриальная субкультура, фрик-культура и пр. находятся на стадии активного развития, появляются новые течения в их рамках, меняется стилистика (например, эмо-культура).

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что молодежная субкультура появляется из потребности молодых людей к самовыражению, самоутверждению в обществе и невозможности по той или иной причине их удовлетворения традиционным путем. Молодежные субкультуры имеют огромное влияние на молодое поколение, они являются формой адаптации молодых людей к нормам, ценностям, и образу жизни общества в целом, решают проблемы конфликта поколений, выполняют, прежде всего, функцию социализации, а также осуществляют конструктивно-творческую функцию. Вхождение молодого человека в ту или иную молодежную субкультуру означает разделение им всех ее норм, ценностей, мировосприятия, манер, внешних атрибутов принадлежности к данной субкультуре, которыми являются прическа, одежда, жаргон, украшения и т. п., а также Стиля жизни.

Анализ теоретических оснований субкультуры, как фактора стиля жизни, осуществленный в первой главе, позволяет сделать определённые выводы.

Стиль жизни – это совокупность устойчиво воспроизводимых образцов, поведения, т.е., которые обладают типичностью для конкретных них. Это и реальное поведение, уровень и качество жизни отдельных людей, проявляющиеся в разных сферах жизнедеятельности через реализацию субъективных ожиданий и устремлений. Стиль жизни – как синоним свободного выбора личностью своего повседневного поведения. Выбор своего поведения в большей степени и есть выбор своего стиля жизни. Так же этой категории присущ перечень определенных внешних признаков, из которых наиболее существенны: внешний вид, дизайн и функциональность жилища, вещей, язык повседневного общения, знаки и символы как средство коммуникации, особенности труда, быта досуга. Данные внешние отличия стилей жизни могут рассматриваться как ключевые для операционализации понятия «стиль жизни». Молодежная субкультура появляется из потребности молодых людей к самовыражению, самоутверждению в обществе и невозможности по той или иной причине их удовлетворения традиционным путем. Молодежные субкультуры, как фактор стиля жизни, имеют огромное влияние на молодое поколение, они являются формой адаптации молодых людей к нормам, ценностям, и образу стилю жизни общества в целом, решают проблемы конфликта поколений, выполняют, прежде всего, функцию социализации, а также осуществляют конструктивно-творческую функцию. Вхождение молодого человека в ту или иную молодежную субкультуру означает разделение им всех ее норм, ценностей, мировосприятия, манер, внешних атрибутов, а также Стиля жизни.


 







Date: 2016-07-18; view: 835; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию