Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сотрудничество в сфере внешней политики и безопасности





Россия и Китай тесно взаимодействуют в сфере внешней политики и безопасности, у стран единый подход к широкому спектру мировых и региональных проблем, обе стороны укрепляют взаимодействие силовых ведомств, в том числе в вопросах противодействия терроризму, заявил президент РФ Владимир Путин на торжественном приёме по случаю 15-летия с момента подписания Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве.

«Именно этот документ юридически зафиксировал стратегический и партнёрский характер отношений России и КНР, отношений нового типа, основанных на взаимном уважении, дружбе и учёте интересов друг друга, которые не только отвечают коренным интересам наших народов, задачам долгосрочного развития двух государств, но и служат важным фактором глобальной и региональной стабильности и безопасности», — цитирует российского лидера РИА Новости.

«Выстраивая российско-китайское партнёрство, мы опирались на традиции многовековых отношений между нашими государствами. Достигнутый беспрецедентный уровень взаимного доверия и понимания позволил нам решить сложные и весьма деликатные вопросы, доставшиеся нам от истории, а главное — открыл возможности для движения вперёд, для налаживания многосторонних связей в самых разных сферах», — отметил Путин.

Президент напомнил, что в развитие договора были подписаны сотни двусторонних документов, созданы благоприятные условия для наращивания сотрудничества ведомств, регионов, общественных и деловых кругов, представителей науки, культуры и образования двух стран, а межпарламентские обмены поставлены на системную основу.

Приглашение на G20

Также сегодня председатель КНР Си Цзиньпин пригласил президента РФ Владимира Путина на саммит «группы двадцати» в китайском Ханьчжоу.

76. Крах интеграционных проектов социализма и расширение западной цивилизации на восток.

Фактор массовых настроений активно проявляется не только во внутренней политике, но и на международной арене. Объективный фундамент многих позитивных перемен в мире, по мнению того же Горбачева, как раз и состоял в том, что «в последние годы в широких кругах мировой общественности произошел крутой перелом в настроениях...»2. Однако каким был этот перелом и к чему он приведет, тогда еще мало кто мог понять.

Особенностью внутриполитических настроений в СССР долгие годы была их декламируемая монолитность, единство «на основе целей и интересов развития социализма». Конечно, ни в одной стране западного мира не было ничего подобного тому настроению массового энтузиазма, которое сопровождало годы первых пятилеток или послевоенного строительства. Сказанное, однако, отнюдь не означает, что советское общество характеризовалось сколько-нибудь полной однородностью настроений. Присущие социализму внутренние противоречия, несмотря на все попытки закамуфлировать их, неизбежно предполагали и порождали разнообразие стремлений и желаний людей. Достижение этих желаний, борьба за свои устремления — двигатель человеческой активности, а в сумме, при их свободном выражении, — залог развития общества. Ход перестройки, а затем и постперестроечных реформ, высвобождая данные силы, вскрыл и реальный плюрализм настроений в бывшем советском обществе.

Отметим, что современный мир демонстрирует дальнейшее усиление роли массовых настроений в самых разных аспектах и сферах жизни. Однако это не совсем та роль, которая постулировалась еще недавно в отечественном обществознании. Двадцатый век принес определенные качественные изменения в психологии и поведении масс как субъекта социально-политических действий. Возрастание их роли ныне в значительной степени связано с все более непосредственными проявлениями в поведении таких факторов, как массовые настроения.

Рассмотрение современных условий в контексте постепенного усиления влияния массовых настроений в ходе исторического развития позволяет сделать еще одно существенное заключение. Из обзора феноменологии вытекает, что в самом широком смысле политику можно рассматривать двояко: как нечто статичное и как нечто динамичное. Стоя на первой точке зрения, ее анализ должен основываться на исследовании прежде всего политических институтов; если же встать на другую точку зрения — на изучении в первую очередь политических процессов. Этому созвучна мысль Б. Ф. Поршнева о том, что все субъективные, в частности, социально-психологические явления, в том числе ключевые для понимания политики как специфического вида человеческой деятельности, тяготеют к одной из двух характерных форм: «психическому складу» и «психическому сдвигу (иначе — настроению)» (Поршнев, 1979).


Первые выражаются в статичных, институционализированных формах, вторые — в динамичных, процессуальных. Исходя из исторической феноменологии, массовые настроения абсолютно естественно являются одним из важнейших факторов, придающих динамичность социально-политической жизни, субъективной основой многих общественно-политических процессов.

В соответствии с этим под массовыми политическими процессами естественно подразумевать относительно однородные серии явлений, связанных причинными, а также структурно-функциональными зависимостями таким образом, что в качестве главной зависимости — той «оси», на которую «нанизываются» сопряженные друг с другом явления, — выступают массовые настроения. Это согласуется с тем, что последние, в скрытой или явной форме, признаются большинством исследователей в качестве одной из детерминант таких процессов.

Традиционно к западному североатлантическому региону мира относят страны Европы и США, объединенные стратегической целью, развитием торгового строя, либеральной идеологией, общими культурно-историческими узами, католической и протестантской религией. В военном взаимодействии страны объединены единым блоком НАТО, в экономическом – общими соглашениями о тарифах и перевозках, единой системой кредитования, множеством межправительственных организационных структур, конвенций и соглашений.

Ведущую роль в регионе играют, конечно же, Соединенные Штаты Америки. Европа, разделенная за время «холодной войны» на две части и значительно ослабшая и уступающая США в плане вооружений, в настоящий момент стремится к консолидации и объединению, что выражается в беспрецедентной попытке интеграции в Европейский Союз. Ведущую роль в Евросоюзе играет франко-германское ядро, которое в принципе полно внутренних противоречий. Зоны геополитических интересов Франции и Германии не совпадают полностью, поэтому интеграция идет со значительными задержками.

Расширение на восток Евросоюза и блока НАТО связано, прежде всего, со слабостью сопредельной цивилизации – православно-славянской. Поскольку ЕС имеет длительную границу в восточной Европе, сложно назвать Европу геополитическим островом. Однако ориентация на талассократию позволила взять курс на либерализм, что при системной поддержке США позволило говорить о возрождении Европы и наступлении на другие цивилизации.

В Европе ощущается топливный голод, растет зависимость от поставок нефти из России и с Ближнего Востока, причем в свете недавних событий, очевидно, что доля экспорта энергоносителей сокращается и увеличивается доля участия российского импорта. Новые рынки сбыта в зоне интересов бывшего СССР – в восточной Европе – позволили наладить новую прогрессивную систему реализации товаров, производимых западной Европой.

Логической столицей ЕС считается Берлин, находящийся в центре новой политической структуры региона. Хотя до этого Берлин был пограничным городом в биполярной системе миропорядка. Теперь границами интеграции считаются земли восточнее Украины и Прибалтики (Беларусь считается зоной интересов Запада), а также южнее и восточнее Турции.

Статус Турции еще не определен до конца. Геополитически это государство может относится к Европе, как в какой-то степени и по культурному потенциалу (в результате преобразований Ататюрка, европеизировавшего Турцию), но с другой стороны, это все еще исламское государство, менталитет населения которого близок к арабо-исламским государствам.


Особой точкой напряжения в регионе являются Балканы. Балканский полуостров – это арена столкновения трех цивилизаций: католической, православной и мусульманской, что породило множество независимых государств, сильно контрастирующих друг с другом и имеющих друг к другу территориальные претензии. Кроме этого есть довольно оригинальные этно-религиозные комбинации, которые нельзя рассматривать с точки зрения базовой культурологи (славяне-мусульмане в Албании и ряде других стран).

В регионе наблюдаются цивилизационные конфликты в Прибалтике (русское меньшинство), в Турции (курдское меньшинство), Куба (из-за интересов США на острове), в Беларуси, которую Запад рассматривает как объект для дальнейшей экспансии, на Украине, где большинство населения русские или симпатизирующие славяно-православной цивилизации.

 

79. Развал колониальной системы и образование независимых государств Азии и Африки.

Под деколонизацией понимается процесс предоставления независимости, полного суверенитета доминионам, подмандатной территории, зависимым территориям, колониям. Процесс этот происходил с помощью как мирных, так и вооруженных средств.

Предпосылками и причинами деколонизации были: разгром Германии, Италии и Японии во второй мировой войне; ослабление контроля метрополий над своими колониями (особенно Францией и Голландией), рост влияния и потенциала колоний (особенно английских доминионов); развертывание массового национально-освободительного движения, которое в большинстве стран приобрело вооруженный характер; большое влияние на освобождение стран произвела "холодная война", которая давала возможность маневрировать между великими державами и способствовала падению колониализма.

Причины деколонизации
Ослабление метрополий после Второй мировой войны Рост влияния и потенциала колоний (особенно английских доминионов). Развертывание массового национально-освободительного движения Отрицательное отношение к колониализма общественного мнения в странах-метрополиях и мировой общественности «Холодная война», Отрицательное отношение к колониализма ведущих стран мира США и СССР

 

Важным фактором было отрицательное отношение к колониализму общественного мнения в странах-метрополиях и мировой общественности. Несмотря на то, что причины падения колониального господства были своеобразными для каждой страны, можно выделить ряд общих причин, характерных для всех бывших колоний. Это, прежде всего усиление недовольства колониальным режимом, вызванное ростом налогов, ввозом иностранных товаров, вывозом продовольствия и сырья, дискриминацией местного населения в повседневной жизни, в сфере образования, при приеме на работу. В сравнительно развитых странах Азии усилилось противоречие между иностранным капиталом и национальным сектором, окрепшим за годы войны. Все это привело к формированию антиколониального союза основных социальных слоев: крестьянства, мелкобуржуазных слоев города, национальной буржуазии, рабочих, интеллигенции.


Однако далеко не всегда участники движения протеста выдвигали требования независимости. Важная роль в объединении всех антиколониальных сил под знаменем национального освобождения принадлежала местной интеллигенции. Лишенная возможности применять свои знания на родине, обостренно воспринимающая неравноправное положение своих стран, знакомая с жизнью западного мира, она сумела убедить население в том, что только независимость является средством преодоления отсталости и гарантией вхождения в мировое сообщество на равноправной основе. Заслуга интеллигенции состоит еще в том, что ее пропаганда способствовала зарождению национального самосознания и росту чувства национальной гордости. Именно интеллигенция создала национальные политические партии, пользовавшиеся к концу второй мировой войны авторитетом среди всех слоев населения. Тем самым антиколониальное движение получило идеологию и программу борьбы и располагало структурами, способными ее возглавить. Подъему освободительного движения содействовал разгром фашистского блока. Свое влияние оказало укрепление авторитета СССР и создание социалистического лагеря, поддерживающего национальные движения, как в политическом, так и при необходимости в военно-экономическом отношении.

В процессе деколонизации можно выделить несколько этапов.

На первом этапе (1943-1956 гг) процесс деколонизации охватил главным образом Азию и Северную Африку. Европейские страны отказались от своих мандатов на управление Палестиной и Иорданией (Англия), Ливаном и Сирией (Франция). Была решена судьба итальянских и японских колоний и подмандатных территорий. Англия предоставила независимость Индии (1947 г.), предварительно разделив ее на два государства -Индию и Пакистан, острову Цейлон (Шри-Ланка) и Бирме. Провозгласили свою независимость Индонезия (17 августа 1945), Вьетнам (2 сентября 1945), которую они отстояли в длительной вооруженной борьбе. В 1953 г. Франция признала независимость Камбоджи и Лаоса. В 1946 г. США предоставили независимость Филиппинам.

После провала франко-английской агрессии против Египта в 1956 г. Англия признала полный суверенитет Судана, а Франция - независимость Туниса и Марокко.

На первом этапе колонизаторы пытались сохранить под своей властью значительную часть владений. Независимость получили лишь те государства, которые удержать в колониальном положении стало невозможно. Однако после 1956 г. Англия и 1958 Франция пошли путем отказа от своих колониальных владений.

На втором этапе (Конец50-х-60-е годы) процесс деколонизации охватил в основном Африку. В 1957 г. Англия предоставила независимость Гане, Малайзии, а в 1958 г. - Гвинее. Переломным стал 1960 г., который назвали "годом Африки". В этом году освободились 17 стран: Габон, Дагомея, Верхняя Вольта, Берег Слоновой Кости, Чад, Центрально-Африканская Республика, Конго (Браззавиль), Республика Конго (Заир),Камерун, Мавритания, Мали, Нигерия, Мадагаскар, Сенегал, Сомали, Того.

В последующие годы начался процесс деколонизации британских владений на Востоке Африки. В 1961 г. независимость получила Танганьика, в 1962 г. - Уганда, в 1963 г. - Кения, в 1964 г. - Занзибар, Замбия, Малави, в 1965 г. - Гамбия. Таким образом, к середине 60-х годов большинство стран Тропической Африки освободилась от колониального гнета.

Во время третьего этапа (70-егода) упала последняя старейшая колониальная империя - португальская. Первой после длительной вооруженной борьбы обрела независимость Гвинея-Бисау(1973 г.). После свержения военной диктатуры в Португалии в результате "Революции гвоздик" (апрель 1974), независимость получили и другие португальские колонии: Острова Зеленого Мыса, Ангола, Мозамбик, Сан-Томе и Принсипи.

На этом деколонизация НЕ завершилась.

Во время четвертого этапа (80-90-е годы)обрели независимость последние обломки колониальных империй. Так, в 1980 г. была окончательно урегулирована проблема Южной Родезии (Зимбабве), в1982 Англия предоставила независимость Белиза, в 1990 г. под давлением мировой общественности ЮАР предоставила независимость Намибии, в 1997 г. Китай восстановил свой суверенитет над Гонконгом, в 1999 г. - над Макао.

Таким образом, на пороге XXI века колониальные империи отошли в прошлое. Однако, получив политическую независимость, молодые государства не стали экономически независимыми. Главной их проблемой стала отсталость, с которой большинство молодых государств не могут справиться. Войны, эпидемии, голод, финансовая задолженность, этнические и территориальные проблемы стали привычными явлениями.

Однако обретение политической независимости автоматически не обеспечивало экономической независимости, а тем более процветания. В большинстве этих стран существовала многоукладная экономика, примитивные, архаически отсталые отношения, низкий уровень образования населения, голод и нищета. В экономическом отношении они находились в полной зависимости от своих метрополий, оставались «мировой деревней» капиталистической системы хозяйства. Бывшие метрополии продолжали рассматривать эти страны как кладовые сырья, сферы приложения капитала и рынки сбыта, как источник многомиллионных сверхприбылей.

На смену колониализму пришел неоколониализм — система разнообразных форм и методов, используемых развитыми капиталистическими странами для удержания освобожденных стран в подчиненном зависимом положении. Эта система включала насильно навязанные метрополиями различные соглашения, ограничивающие суверенитет молодых государств и предоставляющие бывшим метрополиям или другим индустриальным государствам различные привилегии — от военных баз до исключительного права на стратегическое сырье. Одним из важных инструментов неоколониалистской политики является так называемая «финансовая помощь». В результате этой помощи освободившиеся государства попали в такую долговую кабалу, из которой они не мечтают выбраться и в третьем тысячелетии. Таким образом благодаря неоколониалистской политике бывшие метрополии сохраняют сильные рычаги воздействия на освободившиеся страны: технико-экономические, финансовые, торговые, военно-политические.







Date: 2016-07-18; view: 888; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию