Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новые индустриальные страны Азии и их роль в мировой политике.





Новые индустриальные страны Азии уже наступают на пятки Соединенным Штатам и Японии. Это - Южная Корея, Тайвань, Гонконг и Сингапур.

О новых индустриальных странах (НИС) можно сказать, что они являются "следующими по конкурентоспособности. Пока развитые страны ведут экономические баталии между собой эти четыре резвых "дракона" развили высокие темпы роста и довольно быстро стали конкурировать голова к голове с развитыми странами.

Объем внешней торговли НИС увеличивался с необычайной быстротой.

Торговый дефицит США с новыми индустриальными странами Азии больше, чем со всеми странами "Общего рынка", а в пересчете на единицу ВНП они экспортируют в США товаров и услуг в 3 раза больше, чем страны ЕЭС. Общим для всех четырех является ориентация на экономический рост, готовность много трудиться, предпринимательство, дисциплинированная и достаточно квалифицированная рабочая сила, высокий уровень образования. Однако каждая страна имеет свои особенности.

СИНГАПУР. Экономика Сингапура стоит на торговле, переработке и транспортировке нефти, относительно небольшой обрабатывающей промышленности. В то же время наметилась тенденция роста концентрации в обрабатывающей промышленности, что дало возможность стране выйти на рынки капиталоемкой продукции. Сингапурцы уверены, что их будущее зависит от хорошо подготовленных рабочих, большего числа лучших машин, соответствующего отношения к труду - готовности людей много работать.

ГОНКОНГ. Сила Гонконга заключается в открытости его рынков, духе свободного предпринимательства, отсутствии ограничений на торговлю и поощрении зарубежных капиталовложений. Его будущее в мире непосредственно связано с тем, как сложится система взаимоотношений с Китаем после 1997 г.

Гонконг и Сингапур являются торговыми нациями. Тайвань и Южная Корея - производящими.

ТАЙВАНЬ. Тайвань достаточно быстро переходит от производства текстиля, игрушек и обуви к выпуску товаров, требующих более высокого уровня технологии, таких, как автомобили. В эту отрасль уже вложили деньги "Форд", "Ниссан" и "Мицубиси Моторс". В перспективе Тайвань ставит себе целью перейти к производству наукоемкой продукции. В 1980 г. был основан первый технополис, в котором 59 компаний работают в передовых областях научно-технического прогресса. 100 тыс. наиболее способных выпускников тайваньских вузов были направлены в США для продолжения образования. 10 тыс. из них уже получили докторские степени, причем преимущественно в естественных науках.

Тайвань уже стал заметной силой на рынках США и в будущем продолжит увеличивать производство товаров с высокой нормой прибыли. Однако из четырех названных стран наиболее серьезным конкурентом как для США, так и для Японии является Южная Корея.

КОРЕЯ. Когда корейцы впервые вышли на мировой рынок, они экспортировали парики (сначала сделанные из натуральных волос, затем синтетические), текстиль, одежду и небольшое количество электрооборудования. Пытаясь уйти от производства традиционных трудоемких товаров, они решили сделать прорыв, сосредоточив силы на производстве и технологии, В 1957 г. был создан и начал работать Корейский центр производительности - по примеру японского. Это было сделано для повышения производительности, а также для того, чтобы изменить представление о корейских товарах как товарах низкокачественных.

Они копировали, занимали, покупали лицензии на технологию и создавали совместные предприятия. Они основали фирмы - "наблюдательные посты" в Силиконовой долине и создали совместные предприятия с наиболее сильными фирмами в США и Японии. Корея стала "локомотивом" конкурентной борьбы.

Южная Корея в настоящее время тринадцатая страна в мире по объему экспорта. Она занимает седьмое место среди торговых партнеров США - впереди Италии или Франции.

Общие черты новых и новейших индустриальных стран:

демонстрируют самые высокие темпы экономического развития (8 % в год у НИС 1 волны);

ведущей отраслью является обрабатывающая промышленность;

экспортоориентированная экономика (Азиатская модель);

активная интеграция (ЛАИ, АТЭС, МЕРКОСУР);

образование собственных ТНК, не уступающих ТНК ведущих стран мира;

большое внимание уделяется образованию;

использование высоких технологий;

привлекательны для ТНК вследствие дешевизны рабочей силы, обладания значительными сырьевыми ресурсами, развития банковского и страхового сектора;

главная визитная карточка — производство бытовой техники и компьютеров, одежды и обуви.

 

25. Вьетнамская война 1965-1976 гг: причины, характер, влияние на систему международных отношений.

Причины: До конца 1944 г – Вьетнам – Французская колония, затем власть захватили Японцы. После капитуляции Японии в стране безвластие - 2 сентября 1945 года Хо Ши Мин провозгласил создание независимой Демократической Республики Вьетнам (ДРВ). Франция отказалась признать утрату своей колонии. Она перебросила в Индокитай экспедиционный корпус, который осенью 1945 года восстановил контроль колониальной администрации в южной части Вьетнама. Затем последовали переговоры, которые обе стороны использовали главным образом для наращивания своих военных сил. Несмотря на достигнутые договорённости о механизме предоставления ДРВ независимости, в декабре 1946 года Франция начала колониальную войну во Вьетнаме. Однако справиться с партизанским движением французская армия не могла. С 1950 года США стали оказывать военную помощь Франции, а КНР – Вьетнаму. В июле 1954 года были заключены Женевские соглашения, завершившие восьмилетнюю войну. Согласно Женевским соглашениям:

Разделение страны по 17й параллели: Северный Вьетнам – ДРВ, Южный Вьетнам – у власти профранцузский император Бао Дай. Воссоединение страны предполагалось осуществить после всеобщих свободных выборов, которые должны были состояться не позднее середины 1956 года.

События во Вьетнаме США посчитали экспансией коммунизма и решил заменить Францию в качестве противовеса коммунистическим силам. Американская администрация сделала ставку на Нго Динь Зьема, премьер-министра Государства Вьетнам. 16 июля 1955 года Зьем заявил, что Южный Вьетнам не будет выполнять Женевские соглашения, всеобщих выборов не будет и что в Южном Вьетнаме должно быть антикоммунистическое государство. В октябре того же года он провозгласил себя первым президентом теперь уже «Республики Вьетнам». Проводимая им политика вызвала протесты среди местного населения, и правительство Зьема теряло популярность.

В 1959 г. не видя мирных путей воссоединения страны северные коммунисты сделали выбор в пользу поддержки антизьемовского подполья. Поначалу переброска людей и вооружений осуществлялась через демилитаризованную зону (ДМЗ), но после военных успехов коммунистических сил в Лаосе транзит начал осуществляться через лаосскую территорию. Так возникла «тропа Хо Ши Мина», пролегавшая через Лаос в обход ДМЗ и далее на юг, заходя на территорию Камбоджи. Это заставило США усилить военную помощь правительству Зьема. В декабре 1961 года в страну были переброшены первые регулярные подразделения Вооружённых сил США.

Зьем оказался неспособен противостоять коммунистам и американские представители по тайным каналам связались с готовившими переворот южновьетнамскими генералами. 1 ноября 1963 года Нго Динь Зьем был лишён власти и на следующий день убит. Сменившая Зьема военная хунта оказалась политически нестабильной. На протяжении следующих полутора лет в Сайгоне раз в несколько месяцев происходил очередной переворот. Южновьетнамская армия оказалась вовлечена в политическую борьбу, что позволило партизанам расширять подконтрольные им территории.

Вмешательство США (1965 - 1973) США проводили крупномасштабные наступательные операции в Южном Вьетнаме, направленные на обнаружение и уничтожение крупных подразделений и частей НФОЮВ и северовьетнамской армии.

Завершающий этап войны (1973—1975) Кризис экономики Южного Вьетнама, прекращение помощи США – крупномасштабная операция Северного Вьетнама – Объединение страны.

Последствия: Серьезный ударом по Америке и ее престижу в мире. Победа Хо Ши Мина и его соратников подняла моральный дух коммунистического мира.

28. Правовые аспекты мировых политических процессов.

Международные отношения выступают как своего рода среда, пространство, в котором существует мировая политика. Мировая политика - это деятельность, взаимодействие участников мирового общения, активный фактор, формирующий международные отношения. Эта политика опирается на экономический, демографический, военный, научно-технический и культурный потенциал общества. Взаимодействие государств и взаимодействие их специализированных органов (МИД, парламентских комитетов, посольств, представительств, миссий и т. п.) по вопросам мира и сотрудничества, соперничества и конфликтов называют международной политикой и внешней политикой. Но такое разделение не всегда соблюдается.

Важными средствами регулирования международных отношений являются мораль и право. Основные принципы современного международного права закреплены в Уставе ООН, Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и др. Как правило, в международных актах речь идет о следующих десяти принципах: суверенное равенство государств; неприменение силы и угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность государств; мир как урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

Применение этих принципов на практике показывает необходимость их дальнейшего совершенствования. Например, формально - юридически все государства равны. Однако доминирующее влияние на деятельность ООН оказывают США и их союзники по НАТО. После принятия Всеобщей декларации прав человека (1948) субъектами международного права начинают становиться и отдельные граждане, но в соответствии с внутригосударственным законодательством. Так расширение международной взаимозависимости сталкивается с традиционно понимаемым суверенитетом. Подобные примеры могут быть продолжены.

Система международного права включает в качестве элементов правовое сознание, правовые нормы, правовые отношения и правовые институты. Последний элемент отсутствует у международной морали. Ее нормы складывались в процессе развития человечества. Они шире и эластичнее, чем правовые нормы. Они ориентируют на умеренность в постановке целей, осторожность в выборе средств, соотнесение своих действий с возможными последствиями для других участников международных отношений. Международное право предполагает использование средств принуждения (международный суд, военные, экономические и политические санкции, исключение из членов межправительственных организаций, разрыв дипломатических отношений и т. п.). Основное средство воздействия у международной морали - это мировое общественное мнение, которое может оказаться более эффективным, чем воздействие международного права. Несоблюдение норм международной морали может подорвать престиж ее нарушителей, затруднить им достижение поставленных целей.

После Первой мировой войны усилилось убеждение в необходимости и возможности покончить с войнами и вооруженными конфликтами между государствами путем правового регулирования международных отношений, распространения на них норм нравственности, поскольку изначальная. человеческая природа доброжелательна. Предполагалось, что страны добровольно разоружатся, откажутся от применения силы в международных отношениях, обеспечат коллективную безопасность посредством Лиги Наций, других межгосударственных организаций, общественного мнения. Это направление в международных отношениях получило название политического идеализма.

Оно было подорвано агрессивной политикой фашизма. Второй мировой войной и последовавшей за нею «холодной войной». В анализе международных отношений на передний план снова стали выдвигать понятия «национальный интерес», «конфликт», «сила», «дипломатия - дело слабых». Подобные утверждения были названы политическим реализмом в международных отношениях.

Разрушение вместе с Советским Союзом двухполюсного мира американский президент Буш назвал победой США и призвал к «новому мировому порядку». Формулировки Горбачева о новом политическом мышлении с приоритетом общечеловеческих ценностей, за которые ему дали Нобелевскую премию мира, Западом «были отвергнуты как идеалистические»..

Основной реальностью нового мирового порядка, ею расширяющимся ядром американские авторы считают униполь. Координатор от США Комитета по исследованию проблемы включения Восточной Европы и России в НАТО А. Л. Страус дает ему такое определение: «Униполярпость представляет собой конечную точку определенной эволюции. (Ее) этапы как бы отмечены печатью неизбежности: многополярность, биполярность, униполярность. Налицо фактически существующий «униполь». Он состоит из демократических индустриальных стран, которые обладают превосходящим весом в глобальной системе. Соединенные Штаты, в свою очередь, являются ведущей державой внутри униполя». (4). Президент Клинтон назвал и конечную цель этого развития: «прогресс свободы сделал это столетие Американским веком…мы сделаем XXI век новым Американским веком», «империей будет только одна страна - США». (5).

При новом мировом порядке предполагается эффективное «принуждение к миру» («гуманитарная интервенция»). События 90-х годов показали опасность использования «принуждения к миру» определенными странами для достижения своих целей. США, Германия и их союзники по НАТО совершили очевидную агрессию, применив военную силу этой организации против нейтральной Югославии.

В разгар этой агрессии (26 апреля 1999 г.) НАТО приняла новую стратегическую концепцию. В ней переносится акцент с обороны географической зоны ответственности НАТО на обеспечение интересов ее стран в любом регионе мира. При этом НАТО наделила себя правом вооруженного вмешательства во внутренние дела суверенных государств без санкции Совета Безопасности ООН.

Для экономической, политической, идеологической и военной экспансии НАТО, развитые страны эффективно используют имеющиеся у них преимущества в информационных технологиях и средствах манипулирования

общественным сознанием. Поэтому не случайно предлагается в международное право ввести понятия: информационная безопасность, информационное оружие, информационное воздействие, информационное противоборство, информационная война и т. п. (6).

Как видим, разрушение двухполюсной системы привело к усилению конфликтности в мире. Сотрудничество и конфликты являются взаимодействующими сторонами международных отношений. Внутри политических союзов поддерживалась определенная стабильность, гасились конфликты. Теперь наряду с прежними (национально-этническими, религиозными, территориальными и др.) распространяются новые типы конфликтов, порождаемые ростом децентрализованного политического насилия, агрессивного национализма, международной организованной преступности и т. п.

Высшей формой конфликтов выступают войны, в которых вооруженной силой достигают политических целей. Переход ряда стран к либерально-демократическому развитию не уменьшил количества вооруженных конфликтов и войн. Наоборот, появились десятки новых «горячих т очек». Тезис о способности демократии принести с собой мир подрывается хотя бы тем фактом, что до мозга костей демократическая Америка во имя так называемых национальных интересов принесла столько страданий и бед в дома десятков миллионов крестьян Юго-Восточной Азии. Администрация Р. Рейгана осуществила четыре открытых и семнадцать тайных военных вмешательств во внутренние дела других государств под предлогом содействия демократии. Эти акции были направлены на свержение действующих правительств, многие из которых пользовались поддержкой большинства народа. Америка предлагает себя в качестве «хранителя (или спасителя) мира для демократии». При этом, как показывают действия США в отношении отдельных стран (например, Ирака), разного рода интриги, тайные операции и войны отнюдь не выбрасываются из арсенала демократии». (7).

В будущем возможно усиление противоречий из-за убывающих возможностей Земли. Уже сейчас 20% населения планеты, живущие в развитых странах, потребляют 80% ее основных продукта, с чем, кажется, не всегда будет мириться остальное человечество. На основании вышеизложенного политические реалисты определяют войну как неискоренимый элемент международных отношений, как борьбу за выживание. Конфликт может быть урегулирован, но не ликвидирован.

Международное сотрудничество - это не отсутствие конфликтов, а сглаживание их кризисных форм. Путем переговоров, консультаций, посредничества и т. п. конфликты формализуют, придают им официальный статус, определяют их причины, легитимных представителей, достигают соглашений. Эффективным часто бывает посредничество государства, потому что оно традиционно считается носителем и выразителем законности и порядка, обладает разнообразной и нужной при посредничестве информацией. имеет возможности для гарантирования соглашений или санкций против их нарушителей. Посредниками могут быть межправительственные и неправительственные международные учреждения, отдельные уполномоченные лица.

Международное сотрудничество сейчас очень необходимо, чтобы решать глобальные проблемы (мировые катастрофы, изменение климата, одностороннее потребление ресурсов, отчуждение, бедность) и таким путем обеспечить устойчивое развитие человечества.

Что касается предложений создать всемирное государство, то на них оригинально ответил немецкий ученый К. Г. Баллестрем: «Кантовский союз народов и спустя двести лет кажется все еще хорошим решением (сегодня это ООН). Нет убедительных оснований перешагивать через него к всемирному государству». «За более скромное решение против всемирного государства говорит прежде всего следующее: последнее средство (пассивного) сопротивления, что остается человеку в неправовом государстве, было бы во всемирном государстве исключено - в нем невозможна ни эмиграция, ни отделение». (8).

В первой половине 90-х годов руководство России принимало без оговорок новый мировой порядок, предложенный Западом, что подрывало ее позиции. Дело дошло до того, что различные российские территории объявляются зонами национальных интересов США, а словесная озабоченность положением русских в ближнем зарубежье отвергается как имперская политика. Теперь приходит понимание перспективности многополюсного мира без разделения на «ведущих» и «ведомых», без злоупотребления силой и т. п.

Летом 2000 г. принята новая редакция «Концепции внешней политики Российской Федерации», в которой говорится, что «высшим приоритетом внешнеполитического курса России является защита интересов личности, общества и государства. В рамках этого процесса главные усилия должны быть направлены на достижение следующих основных целей:

- обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам Российской Федерации как великой державы, как одного из влиятельных центров современного мира и которые необходимы для роста ее политического, экономического, интеллектуального и духовною потенциала;

- воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося на общепризнанных нормах международного права, включая прежде всего цели и принципы Устава ООН, на равноправных и партнерских отношениях между государствами;

- создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, подъема ее экономики, повышения уровня жизни населения, успешного проведения демократических преобразований, укрепления основ конституционного строя, соблюдения прав и свобод человека;

- формирование пояса добрососедства по периметру российских границ, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения потенциальных очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах;

- поиск согласия и совпадающих интересов с зарубежными странами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач, определяемых национальными приоритетами России, строительство па этой основе системы партнерских и союзнических отношений, улучшающих условия и параметры международного взаимодействия;

- всесторонняя защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом;

- содействие позитивному восприятию Российской Федерации в мире, популяризация русского языка и культуры народов России в иностранных государствах».

«Россия будет добиваться формирования многополярной системы международных отношений, реально отражающей многоликость современного мира с разнообразием его интересов».

Итак, современные международные отношения далеки от гармонии. Создание и функционирование надежного мирового порядка будет только при осуществлении интересов всего человечества, его разнообразных общностей и конкретных людей.

 

31. Радикальные организации на Ближнем и Среднем Востоке.

Современная система международных отношений имеет, в основном, светский характер. Тем не менее религиозные воззрения того или иного народа играют определенную (а иногда и весьма существенную) роль как во внутриполитической жизни отдельных стран, так и в развитии межгосударственных связей. Некоторые межнациональные и межгосударственные конфликты носят явно религиозную окраску. Все это дает ряду аналитиков повод сделать вывод, что религиозный фактор становится важной составляющей международной жизни.

В частности, в мусульманских странах, ислам составляет часть представлений, восприятий, позиций и систем ценностей людей, принимающих решения, касающиеся международных отношений. Правящие элиты в государствах со значительным мусульманским населением при выстраивании приоритетов внешней политики, в процессе подготовки, принятия и реализации внешнеполитических решений вынуждены учитывать настроения верующих граждан своих государств. Исламские институты (политические, дипломатические, экономические и культурные) также играют определенную роль в этих процессах. И эта роль тем больше, чем сильнее влияние ислама в обществе.

Исламские террористы Ближнего Востока.

Организация Абу Нидаля (известна также, как Революционный Совет ФАТХ). Была основана палестинским националистом Абу Нидалем в 1973 году в результате разногласий с Ясиром Арафатом (лидер ФАТХ). Абу Нидаль считал вооружённую борьбу за уничтожение Израиля единственным средством национально-освободительной борьбы. Он считал что такая борьба сплачивает весь арабский народ.

«Бригады Мучеников Аль-Акса» - палестинская военизированная группировка, позиционирующая себя как военизированное крыло ФАТХ. Возникла в начале 2001 года. Уничтожает палестинцев, заподозренных в сотрудничестве с Израилем. В 2002 году первой из палестинских группировок использовала женщину-смертницу. Численность неизвестна. Основные базы находятся в Палестине, предположительно в Южном Ливане и Сирии. Получала поддержку от иных исламистских структур.

"Ансар аль-Ислам" ("Служители Ислама", "Курдский "Талибан") Основана в начале 2001 года иракскими курдами-мусульманами, желающими создать в Ираке исламское государство. Активно сотрудничает с "Аль Каедой" и иными исламистскими группировками. Концентрируется на атаках коалиционных сил в Ираке, иракских властей, а также на войне с иными курдскими организациями. Использует террористов-самоубийц. Насчитывает 500 - 1 тыс. активных членов.

"Асбат аль-Ансар" ("Лига Преданных Служению") Организация, созданная в начале 1990-х годов ливанскими суннитами с целью борьбы с израильской оккупацией Палестины и за ограждение Ливана от западного влияния. Активно сотрудничает с иными суннитскими террористическими группами, в том числе, "Аль Каедой". С 1999 года активно участвует в межрелигиозных и межэтнических столкновениях в Ливане. В 2000 году боевики "Асбат аль- Ансар" обстреляли из гранатометов посольство России в Бейруте (в 2004 году были сорваны попытки организовать атаку на посольства Украины и Италии). Организация также атаковала рестораны McDonalds и редакции средств массовой информации Ливана.

"Джамаа аль- Исламия" ("Исламское братство") Крупнейшая радикальная организация в Египте. Основатель группы шейх Омар Абдель Рахман отбывает наказание в американской тюрьме за организацию взрыва во Всемирном Торговом Центре (1993). Цель группы - создание в Египте исламского государства. С начала 1970-х годов совершает нападения на египетских официальных лиц (в том числе, на президента Хосни Мубарака). В 1997 году раскололась на две враждующие фракции: одна согласилась прекратить теракты в Египте, другая (лидер Рифаи Таха Муса) решила продолжать действовать в прежнем стиле. В 2001 году Муса опубликовал книгу, призывавшую к террору против Запада и "безбожников", а в 2002 году бесследно пропал. В 2003 году фракция Мусы согласилась прекратить теракты в Египте - взамен правительство страны начало выпускать ранее арестованных исламистов на свободу.

"Хамас" ("Движение Исламского Сопротивления) Организация была образована в 1987 году бывшими членами организации "Братья-Мусульмане". Ставит своей целью создание исламского государства на территориях, которые ныне занимает Израиль. "Хамас" ответственен за большинство террористических актов против израильтян последних лет, в том числе, с использованием смертников. "Хамас" отвергает политическое соглашение с Израилем, однако имеет фракции, которые борются за власть в Палестинской Автономии политическими методами. Получает финансовую и иную поддержку от Ирана, а также от некоторых организаций Саудовской Аравии.

"Хезболла" Организация, имеющая в своих рядах только мусульман-шиитов, была образована в 1982 году с целью создания исламского государства (по образцу Ирана) в Ливане. Тогда же провозгласила джихад против Израиля и Запада. Главной политической целью ставила вывод израильских войск из Ливана. Однако после освобождения Ливана в 2000 году продолжила террористические атаки на Израиль.

"Аль Джихад" ("Египетский Исламский Джихад") Организация была создана в 1973 году. Выступает за создание в Египте исламского государства. В 1981 году членами "Аль Джихада" был убит президент Египта Анвар Садат, в 1995 году спецслужбами было предотвращено покушение на президента Хосни Мубарака.

"Ливийская Группа Исламской Борьбы" Создана в начале 1990-х годов ливийцами, принимавшими участие в войне с советскими войсками в Афганистане. Главная цель группы - свержение ливийского лидера Муаммара Каддафи (группа считает его предателем Ислама) и создание в Ливии исламского государства.

"Муджахеддин Хальк" ("Народная Организация Иранских Моджахедов") - крупнейшая и наиболее активная террористическая группа, созданная в 1965 году иранскими арабами. Идеология - причудливая смесь радикального ислама и марксизма. Цель - построение общества социальной справедливости. Организация начала террористическую деятельность в начале 1970-х, когда Иран был монархией, и объясняла это борьбой против западного влияния. После победы исламской революции, в начале 1980-х, "Муджахеддин Хальк" стала одним из главных оппонентов Аятоллы Хомейни. Она провела серию крупных терактов. В результате, часть лидеров организации была заключена в тюрьму, часть перебралась во Францию. В 1987 году большинство лидеров "Муджахеддин Хальк" вернулась на Ближний Восток - их главным покровителем стал Саддам Хусейн, который оказывал помощь оружием, деньгами и снаряжением. Насчитывает несколько тысяч членов, половина из них - женщины. Получает финансовую поддержку от дружественных организаций Северной Америки, Европы и Ближнего Востока (в основном, от иранской оппозиции).

"Палестинский Исламский Джихад" создан в начале 1970-х годов при поддержке Ирана. Его главная цель - создание исламского государства в регионе и распространение Ислама. Одна из активнейших террористических группировок в регионе, проводит операции в Израиле, Палестинской Автономии, Иордании и Ливане. Получает помощь от Ирана и Сирии.

"Аль Каеда" Террористическая сеть, созданная Усамой Бен Ладеном в 1988 году из числа арабских добровольцев, принимавших участие в войне с СССР в Афганистане. "Аль Каеда" за последнее десятилетие стала, если не одной из самых мощных, то, во всяком случае, самой известной террористической организацией. Террористическую сеть, созданную Бен Ладеном, впервые в современной истории, фактически, признали полноценным военным противником мощнейшие государства мира. Борьба США и их союзников с "Аль Каедой" привела к проведению двух крупномасштабных военных операций - в Афганистане и Ираке. В Ираке организации, аффилирующие себя с "Аль Каедой", смогли развернуть партизанскую войну. "Аль Каеда" обладает простой и популярной программой: она выступает за ограничение тлетворного влияния Запада, за замену коррумпированных режимов мусульманских государств фундаменталистскими исламскими режимами. В идеале, все мусульмане мира должны жить в одной стране - Халифате. Исламская демократия, основанная на божественных заповедях, а не законах, созданных людьми, по определению, более справедливая. Бен Ладен смог превратить терроризм из средства протеста и сопротивления в универсальный инструмент борьбы с влиянием Запада на исламский мир. "Аль Каеда" организовала ряд крупномасштабных терактов, в том числе, атаки на США 11 сентября 2001 года. Имеет ячейки и союзные организации в 50-60 странах мира, прежде всего, на Ближнем Востоке, в Средней Азии, Пакистане, Афганистане, Африке.

«Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ от арабского al-Dawla al-Islamiya al-Iraq al-Sham) — международная исламистская террористическая организация, действующая по большей части на территории Сирии (частично контролируя ее северо-восточные территории) и Ирака (частично контролируя территорию к северу и западу от Багдада). В России организация ИГИЛ признана экстремистской. Ее деятельность запрещена.

Группировка была создана остатками террористов Аль-Каиды после разгрома в Ираке. В 2011 году в начинавшейся в Сирии гражданской войне боевики увидели возможности для захвата оружия, территорий, а главное — нефти, реликвий и заложников, на торговле которыми впоследствии террористы и стали зарабатывать. В 2013 году группировка назвалась «Исламским государством». В феврале 2014 года ИГ откололась от материнской террористической ячейки — Джабхат ан-Нусры (сирийская Аль-Каида) из-за разногласий. Сейчас две группировки конкурируют между собой за влияние.

ООН обвиняет «Исламское государство» в многочисленных преступлениях против гражданского населения. Жертвами группировки становятся народы (курды, езиды), и религиозные группы: христиане, шииты и другие. Их ИГ истребляет целенаправленно. По состоянию на март 2015, в заключении «Исламского государства» находилось около 3 тысяч езидов, в том числе детей, женщин и стариков. Согласно докладу правозащитной организации Amnesty International, сотни женщин и девочек, многим из которых 14 и 15 лет и даже моложе (сообщалось о жертвах 11 лет) стали жертвами групповых изнасилований и попали в сексуальное рабство.

ИГ репрессирует не только людей, но и объекты культурного наследия. От рук террористов пострадали уже более 700 исторических объектов.

 

34. Региональные конфликты в Латинской Америке: причины и пути их урегулирования.

Во второй половине XX столетия в странах Латинской Америки широкое распространение получили партизанское движение и деятельность вооруженных антиправительственных группировок, которые оказывают заметное влияние на развитие событий в регионе. В истории этих процессов можно выделить три основных этапа.

Первый, связанный с ситуацией на Кубе (конец 1950-х годов), был относительно коротким. В январе 1959 года партизанская война в стране привела к свержению проамериканского режима, дала толчок росту вооруженной борьбы в Латинской Америке и создала условия для возникновения современного антиимпериалистического, революционно-демократического движения в этом районе.

Второй этап, проходивший под влиянием кубинской революции, был более продолжительным: с начала 1960-х и до середины 1970-х годов. Антиправительственные вооруженные группировки, возникшие в различных латиноамериканских государствах, способствовали подъему партизанского движения в регионе, в первую очередь в таких странах, как Аргентина, Боливия, Бразилия. Венесуэла, Гватемала, Доминиканская Республика, Колумбия, Перу, Уругвай, Чили и Эквадор. С 1960 по 1967 год в Латинской Америке появилось 12 очагов вооруженной борьбы, но ни в одном из них повстанцы но добились успеха, так как их деятельность не получила широкой поддержки среди населения, а после гибели их основных лидеров во многих странах она затухла.

Третий этап, начавшийся в конце 1970-х годов, был связан главным образом с Центральной Америкой, и в первую очередь с успешными боевыми действиями Сандинистского фронта национального освобождения в Никарагуа. Победа сандинистов вызвала создание вооруженных группировок никарагуанской контрреволюции, вдохновила партизанское движение в Сальвадоре и Гватемале.

Левое партизанское движение в Сальвадоре зародилось в 1970-х годах под влиянием мощного подъема сопротивления диктатуре Сомосы в Никарагуа. Действовавшие в стране разрозненные вооруженные формирования повстанцев создали в январе 1980 года координационный революционный комитет, а в октябре сформировали Фронт национального освобождения имени Фарабундо Марти (ФНОФМ). Он объединил ведущие революционные организации страны и развернул активную вооруженную борьбу против существующего реакционного режима. В состав ФНОФМ вошли пять военно-политических группировок. Самой многочисленной (до 5400 человек) и боеспособной из них считается организация Народные силы освобождения имени Фарабундо Марти (НСОФМ). Она была основана в 1970 году С. К. Карпио, занимавшим в то время пост генерального секретаря Коммунистической партии Сальвадора

В Гватемале разрозненные вооруженные антиправительственные группировки левого толка начали действовать в 1960-х годах. Однако широкомасштабные репрессивные меры, предпринимавшиеся руководством страны в отношении повстанцев, отсутствие единства в их рядах не позволяли им успешно проводить боевые операции против правительственных войск. В полную силу партизанское движение заявило о себе с момента возникновения в феврале 1982 года военно-политического союза левых сил — Гватемальского национального революционного единства (ГНРЕ), созданного на базе четырех вооруженных формирований: Партизанская армия бедняков (ПАБ), Революционная организация вооруженного народа (РОВН), Повстанческие вооруженные силы (ПВС) и Гватемальская партия труда (ГПТ, партия гватемальских коммунистов). Боевые отряды ГНРЕ имеют 3,5 тыс. бойцов.

В течение последних трех десятилетий в Колумбии деятельность партизанских формирований левых сил достигла достаточно широкого размаха. Они опираются главным образом на беднейшие и средние слои населения. В связи с тем что повстанческое движение в стране очень неоднородно по составу и имеет вооруженные группировки, стоящие на различных политических платформах, основные усилия руководства колумбийских партизан в 1980-е годы были сосредоточены на укреплении единства действий своих организаций и усилении влияния на внутреннюю политику. В этих целях в октябре 1987 года был сформирован Национальный координационный комитет имени С. Боливара, в состав которого и поныне входят представители наиболее крупных военно-политических формирований, в том числе Революционных вооруженных сил Колумбии (РВСК), Армии национального освобождения (АНО), Народной армии освобождения (НАО).

С начала 1980-х годов в Перу заметное влияние на внутриполитическую обстановку оказывает деятельность антиправительственных экстремистских вооруженных группировок левых сил. Основные из них: «Коммунистическая партия Перу Сандеро луминосо». С момента своего образования «Сендеро луминосо» призывает к «развертыванию народной войны против существующего режима с целью установления в стране общественного строя, опирающегося на диктатуру пролетариата и крестьянства». Социальная база партии — главным образом студенты из малообеспеченных семей и беднейшие слои крестьянства. Ее лидеры не устанавливают контактов с легальными левыми партиями и не пользуются их поддержкой. В отдельных районах отряды «сендеристов» тесно взаимодействуют с перуанской наркомафией.

Вооруженная антиправительственная деятельность в странах Латинской Америки обусловливается прежде всего внутренними социально-экономическими и политическими проблемами в этом регионе, которые, как свидетельствует иностранная печать, имеют тенденцию к обострению и способствуют возникновению новых очагов вооруженной борьбы.

 

37. Концепции однополярного и многополярного мира.

Однополярность — тип мирового устройства, при котором власть сосредоточена в той или иной степени в одном центре — гегемоне. Такой расклад сил называется гегемонией. Также возможен такой вид однополярности, при котором мировое правительство, не являясь гегемоном, следит за соблюдением прав всех членов глобального общества, в рамках неких законов, которые были бы признаны всеми его членами.

Многополярность в политике предполагает наличие в мире нескольких полюсов силы (военный полюс, цивилизационный полюс, политический полюс и экономический полюс), не превосходящих и не распространяющих своё влияние друг на друга.

Характерные черты полицентризма

В современном мире произошло расширение спектра геополитических критериев доминирования.

внутри современных мировых полюсов явно выделяются «центры притяжения» (Япония,США, Китай, Германия), между самими полюсами нет четких и конфронтационных границ;

в условиях полицентризма увеличивается число участников международных отношений, претендующих на первые роли, умножаются их индивидуальные интересы, а значит, возрастает количество поводов для конфликтов меньшего размаха, но по широкому кругу вопросов;

с увеличением количества силовых центров появляются возможности для новых геополитических комбинаций.

Главным последствием развала СССР явилось установление однополярного мира. И распад СССР, и неудавшиеся, проводимые первые десять лет, радикально-либеральные реформы, значительно ослабляли Россию, которая оказалась неспособной влиять на мировые процессы, в том числе на посткоммунистическом пространстве. США оставались единственной сверхдержавой. И казалось, что данный однополярный мир более устойчив и сохранится надолго. Но достаточно было неполных двух десятков лет, чтобы увидеть радикальные сдвиги в системе международных отношений и изменения в политической картине мира.

Тенденция на усиление роли России на мировой арене, определившаяся с приходом В.Путина к власти, стала все больше нарастать. У России для этого есть потенциал: она входит в состав Совета Безопасности ООН, имеет сопоставимый с уровнем США ядерный потенциал. Именно Россия вместе с США ведет последовательную борьбу за сокращение и нераспространение ядерного оружия. Кроме того, Россия располагает определенным преимуществом: великая энергетическая держава (1/3 мировых полезных ископаемых находится на территории России, самые большие запасы чистой воды и воздуха); влиятельный трансрегиональный политический актор (как производитель, поставщик и транзитер сырьевых ресурсов, доминирует на европейском и центральноазиатском пространствах); достаточно крупный международный инвестор.

Потенциал России и ее преимущество позволяет ей занимать ведущие позиции в мировой политике, а с другой – отстаивать свой суверенитет и безопасность с помощью «мягкой и жесткой силы».

Сегодня, в условиях глобализации все больше происходит финансовое, экономическое, технологическое смещение с Запада на Восток, а следовательно усиливается влияние стран восточного и азиатского регионов на политические процессы. Там создаются международные, региональные центры, полюсы, которые становятся конкурентными Западу, постепенно превосходя его по своим возможностям и потенциалу. Теперь они будут предлагать глобальные проекты и привлекательные модели.

Считают, что та страна, которая сможет предложить на собственном опыте наиболее эффективные решения современных социально-политических и экономических проблем, будет иметь большие возможности увеличить свое международное влияние. Но это не обязательно должно быть связано с собственным военным или экономическим потенциалом региональных держав.

К новым региональным структурам, в рамках которых возрастает число государств, претендующих на статус региональных, субрегиональных держав, можно отнести: АТЭС, БРИК, РИК, ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС. В рамках этих структур выдвинулись новые гиганты: в Азии – Индия, Китай, в Латинской Америке – Бразилия. Государства через эти организации предпринимают попытки повысить свой статус на международной арене. К примеру, в 2009 г. значительно увеличился международный вес Китая, который превращается во вторую сверхдержаву, после США. Арабские государства претендуют на статус системообразующего центра через региональные и отраслевые структуры (Лига арабских государств (ЛАГ), Африканский союз (АС), Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) и др.). В рамках большинства этих объединений Россия успешно сотрудничает и доминирует. А поэтому и ее внешнеполитический статус, и других государств (Индии, Китая и др.) можно определить как трансрегиональных и региональных держав.

Таким образом, сегодня формируется новая конфигурация мирового порядка, в котором, вероятно, ни одна из стран, даже великая и экономически сильная, не будет доминировать. Однополярный мир во главе с США, который так и не сложился, уже сегодня полностью исчерпал себя. Мир переходит к ситуации сосуществования многочисленных полюсов, центров силы, которые относительно будут «равны», насколько это будет возможно в этом мире. К примеру, среди стран-участниц G-20 ни одна из них не доминирует, хотя потенциал каждой – разный.

Как видим, мир действительно меняется в сторону многополярности, пришедшей на смену мировой геополитической вертикали во главе с США, а также исчезла система «избранных стран» и стран «первого сорта».

Одни считают, что многополярный мир будет более справедливым и стабильным, т.к. сформируются несколько центров силы, которые будут соблюдать международный баланс и мир. Но известно, что мировые войны начинались в условиях многополярного мира. Другие полагают, что многополярность может принести миру усложнения и нестабильность (увеличатся разного рода конфликты).

Вместе с тем, есть суждение, что мир движется не в сторону формирования многополярности, а в сторону мира бесполярного, в котором не будет глобальных доминирующих центров силы, возможности региональных держав будут ограничены, роль международных организаций будет сведена на нет. В бесполярном мире глобальная война маловероятна, он будет расколот на много частей. Региональные конфликты и войны, нестабильность будет составлять основу мировой политики и нового миропорядка в ближайшем будущем.

Таким образом, второе десятилетие XXI века внесет изменения в новую конфигурацию политического мира, контуры которого уже сегодня зримо проглядываются. Будет ли это многополярный или бесполярный мир, с отсутствием или наличием мирового лидера (но не господство его), наряду с региональными лидерами – время покажет. На наш взгляд, наличие мирового лидера вовсе не исключает коллективное управление миром, в котором политические игроки будут «наравных». У России есть возможность стать одной из ведущих мировых держав, наряду с другими, но не за счет ядерного или энергетического потенциала (хотя это тоже важные факторы), а за счет того какую она будет иметь репутацию.

Насколько эффективной и конкурентоспособной будет ее национальная модель развития и способность обеспечить качество: экономики, управления, социального благополучия, российской политики и «мягкой силы». Это требует радикальной модернизации страны, раскрепощения политической жизни и решения традиционных ее проблем – коррупции, организованной преступности, бюрократизации экономики, технологического отставания, нехватки инвестиций в современные технологии, энергетику и людей.

 

40. Проблемы иммиграции в современной Европе

До середины XX в. страны Западной Европы не привлекали масштабных иммиграционных потоков в отличие, например, от США и Канады. Европа сама была поставщиком иммигрантов. Однако после Второй мировой войны ситуация изменилась. Во второй половине прошлого века западноевропейский регион превратился в центр иммиграции, что порождает острые социально-экономические, культурные, а порой и политические проблемы.

Трудовые мигранты рассматривались изначально как временные рабочие, которые по истечении срока контракта должны вернуться на родину. Большинство из них не имели квалификации, жили в плохих бытовых условиях. Однако они, как правило, и не стремились обустроиться на новом месте: ведь их цель состояла в том, чтобы заработать как можно больше денег с минимальными расходами в стране временного проживания. Для мигрантов чаще всего предусматривалось особое жилье, контакты с местным населением были ограниченными, осваивать язык страны проживания не было необходимости, поскольку на предприятиях имелись переводчики и работодатели старались нанимать рабочих по национальному признаку. Выходцам из бывших колоний, которые знали язык своей метрополии, было проще.

Иностранные рабочие, решившие строить свою жизнь в новой стране, стали перевозить туда родственников. В результате процесса воссоединения семей численность переселенцев увеличилась. Мигранты селились семьями. Обычно выходцы из одного государства проживали компактно, вновь прибывшие присоединялись к соотечественникам, поскольку в этом случае они могли включиться в действующую между ними систему взаимопомощи. Как следствие обособленного проживания иммигрантов на отдельной территории возникала община, во многом воспроизводящая нормы поведения и культуру страны происхождения. Западноевропейские государства столкнулись с проблемой включения иммигрантов в жизнь национального сообщества.

Различие подходов к проблеме интеграции иммигрантов хорошо просматривается на примерах Франции (ассимиляционистская модель), Германии (сегрегация) и Великобритании (плюралистическая модель). Первая модель предполагает отказ иммигрантов от своей прежней идентичности и полное усвоение ценностей и моделей поведения, принятых на новой родине. Именно ассимилировавшиеся иммигранты, которые практически ничем не отличаются от населения принимающей страны, могут рассматриваться как полноправные члены общества. Теоретически успешная ассимиляция представляется выгодной как для национального государства, стремящегося сохранить культурную однородность, так и для иммигранта, поскольку позволяет ему полностью вписаться в новое сообщество.

Франция.

Наиболее проблематичной является ситуация с иммигрантами мусульманского происхождения. Социальная активизация мусульман началась в середине 70-х годов в связи с ростом числа иммигрантов, исповедующих ислам, и предоставлением им финансовой помощи со стороны богатых нефтью Саудовской Аравии и Ирана (в последнем в этот период произошла исламская революция). Во Франции создавались сотни мусульманских организаций, отстаивающих право на сохранение исламской идентичности. Французское светское государство, французская модель ассимиляции сталкиваются с организованным, институционализированным сопротивлением части французского же общества.

Правда, во Франции, как, впрочем, и в других европейских странах, у мусульман нет единого объединения. Дело в том, что иммигранты, в том числе и мусульманского происхождения, не представляют собой однородной группы. В стране насчитывается приблизительно 3,7 млн. "вероятных мусульман" (выходцев из исламских государств и их потомков).

С одной стороны, отсутствие консолидации на широкой основе и раздробленность выгодны властям, поскольку это ослабляет мусульманское движение как единую политическую силу, представляющую интересы части населения страны. С другой - отсутствие единого центра препятствует установлению эффективного диалога с мусульманами и контроля над ними, к чему стремилось французское руководство, поставившее задачу европеизировать ислам. Учреждение в 2001 году Французского совета мусульманского культа желаемых результатов не принесло. Между тем в стране неуклонно происходит усиление позиций радикальных исламистов.

Большинство западноевропейских государств отказалось от политики ассимиляции, сочтя ее неэффективной. Однако Франция настойчиво старается ее продолжать. Раньше власти пытались расселить иммигрантов, чтобы не допустить их компактного проживания, ведущего к геттоизации; в 2004 году внимание общественности было приковано к "делу о платках"..

В отличие от Франции, в основу немецкого гражданства положен принцип "права крови". Немецкая модель нации строится на этнической, а не гражданской основе: согласно законодательству Германии, лицо, родившееся на ее территории, не становится ее гражданином. Немецкое законодательство о гражданстве было смягчено в 1999 году с принятием закона, устанавливающего, что лицо, рожденное на территории Германии, может автоматически получить гражданство, если хотя бы один из его родителей легально проживал в стране не менее 8 лет10.

До недавнего времени стать гражданином Германии было практически невозможно при отсутствии немецких корней. Поэтому как иммигранты первого поколения, так и их потомки, прожив всю жизнь в Германии, все равно не считались гражданами. Такая политика привела к сегрегации, то есть отделению населения иммигрантского происхождения от немецких граждан. Немецкое руководство не пыталось, как французское, заставлять иммигрантов принимать свои обычаи, традиции и нормы, поскольку рассматривало их в качестве временных рабочих. Эта политика оказалась крайне недальновидной, особенно после появления новых поколений иммигрантов. Упорное нежелание Германии признать себя иммигрантской страной привело к тому, что здесь именно вследствие целенаправленных действий государства сформировались обособленные иммигрантские общины.

Великобритания столкнулась с основным притоком мигрантов после 1948 года. Тогда был принят Британский Национальный Акт, оформивший единое гражданство для метрополии и ее колоний с правом переселения и работы в Великобритании. Главными поставщиками иммигрантов были Индия. Пакистан и Бангладеш. Их "лидерство" сохранилось и до настоящего времени. По данным британской статистики, в 2001 году этнические меньшинства в составе британского населения составляли 7,9%, или примерно 4,6 млн. человек. Среди них наиболее многочисленными этническими группами являются индийцы (более миллиона человек, или 1,8% населения Великобритании), пакистанцы (почти 750 тысяч человек, или 1,3%) и бангладешцы (280 тысяч, или 0,5%)11.

Изначально британское правительство сдерживало приток мигрантов и стремилось их ассимилировать. Однако со временем организации мусульман в Великобритании стали приобретать влияние и оказывать давление на власти. В 1962 году была основана Исламская миссия Соединенного Королевства, через четыре года создавшая "Образовательный мусульманский трест", который стал выдвигать требования по сохранению мусульманской идентичности у детей, чего в итоге и удалось добиться. А в 1985 году было введено понятие "многокультурный уклад". Суть новой политики заключалась в признании государством в рамках национального сообщества многочисленных общин, которые имеют право жить в своем кругу, сохраняя культурное наследие, национальные черты, обычаи, семейные связи, а также отстаивать свои права на национальном уровне12. Благодаря такой государственной политике общины в Великобритании пользуются широкими правами. Однако это приводит к закреплению принадлежности лиц с иммигрантскими корнями к определенным группам, хотя они в действительности могут иметь совсем мало общего с ними. Потомки иммигрантов в разных поколениях остаются не включенными в британское общество и воспринимаются не как отдельные индивиды и британские подданные, а как члены этих групп, по отношению к ним используется этнический подход.

По результатам опроса British Social Attitudes survey (2003 год), британцев трудно назвать приверженцами идеи многокультурности. Только 16,4% населения согласились с утверждением, что этническим меньшинствам следует предоставлять помощь для сохранения их обычаев и традиций; 56,2% считают, что группы должны адаптироваться и влиться в состав национального общества. Не приветствуют жители Великобритании и рост численности мигрантов в своей стране: 74% британцев согласны с необходимостью ее сокращения, 82,6% придерживаются мнения, что следует принимать более строгие меры для исключения нелегальной иммиграции. Только 39,6% полагают, что легальные иммигранты, не являющиеся гражданами, должны обладать равными с ними правами13.

Несмотря на то, что Франция, Германия и Великобритания избрали различные стратегии поведения по отношению к иммигрантам, результат оказался примерно одинаковым: во всех этих странах образовались параллельные общества в виде устойчивых общин иммигрантов, как правило, на национальной основе. Что же мешает интеграции иммигрантов в западноевропейские общества?'

Date: 2016-07-18; view: 2629; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию